Экономический анализ муниципального предприятия «Фармация»

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 09:57, дипломная работа

Описание работы

Цель работы состоит в оценке финансового состояния МУП «Фармация» и подготовке мероприятий по его стабилизации.
Цель работы определяет ряд задач, необходимых для ее достижения:
1. Оценка финансового состояния МУП «Фармация».
2. Поиск путей улучшения финансовой деятельности предприятия.

Содержание

Введение
Глава 1 Экономический анализ на примере предприятия МУП «Фармация»
1.1 Организационно-экономическая характеристика МУП «Фармация» Бийского района Алтайского края3
1.2 Оценка уровня эффективности использования ресурсов МУП «Фармация
1.2.1 Анализ движения трудовых ресурсов
1.2.2 Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
1.2.3 Анализ деловой активности и рентабельности
1.2.4 Анализ финансового состояния
Глава 2 Пути улучшения финансового состояния МУП «Фармация»
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Экономический анализ муниципального предприятия.rtf

— 1.50 Мб (Скачать)

2.коэффициент абсолютной ликвидности имеет ограничение К>0,1+0,7 определил его значения ниже нормативных, поэтому можно сделать вывод, что МУП «Фармация» в настоящее время не может погасить за счет денежных средств все свои обязательства;

3.коэффициент «критической оценки» имеет допустимое значение 0,7+ 0,8 (≈ 1) и показывает, какая часть краткосрочных обяза тельств МУП «Фармация» может быть немедленно погашена за счет средств на различных счетах, а также поступлений по расчетам. В нашем случае значения коэффициента также имеют низкие значения и показывают, что МУП «Фармация» не может погасить все краткосрочные обязательства;

4.проведенный анализ показывает, что МУП «Фармация» не может погасить текущих обязательств по расчетам, т.к. значения всех коэффициентов, характеризующих ликвидность предприятия значительно ниже допустимых.

 

 

Глава 2 Пути улучшения финансового состояния МУП «Фармация»

 

В качестве показателей, характеризующих кризисное положение МУП «Фармация», можно назвать:

-снижение размеров прибыли и рентабельности, в результате чего ухудшилось финансовое положение. В данном случае речь идет уже о кризисе МУП «Фармация» в широком смысле;

-неплатежеспособность, которая привела практически к остановке деятельности и повлекла за собой процессы реорганизации.

В условиях рыночной экономики для МУП «Фармация» основа - практика планирования выручки и ее распределения по различным видам платежей, что называется планированием денежных потоков, которое должно строго контролироваться финансовым руководством МУП «Фармация». В МУП «Фармация», к сожалению, такой традиции не было. В результате выручка зачастую расходовалась хаотически, под влиянием текущих обстоятельств и для решения сиюминутных задач. Такой, неэффективно управляемый процесс не решал никаких задач, а формировал итог по принципу «так вышло».

На самом деле планировать денежные потоки значит:

-планировать выручку;

-увязывать плановый объем выручки с объемом текущих обязательств;

-ставить задачи по пополнению (приросту) выручки за счет мобилизации внутренних резервов, которые сокрыты в основных и оборотных средствах предприятия, но могут быть обращены в выручку;

-удерживать общую сумму текущих обязательств в некоторых рамках, пропорциональных выручке;

-расходовать выручку, прежде всего, с учетом погашения обязательств и поддержания некоторых резервов;

 -заблаговременно планировать все расходы из выручки по отдельным направлениям, удерживая их в определенных рамках.

Планирование денежных потоков позволило хотя бы в общих чертах оценить уровень платежеспособности МУП «Фармация» как соотношение выручки и общей суммы обязательств в условных днях возможного погашения долгов.

Основной целью антикризисного финансового управления МУП «Фармация» является разработка и реализация мер, направленных на возобновление платежеспособности и восстановление достаточного уровня финансовой устойчивости предприятия, обеспечивающие его выход из кризисного финансового состояния.

С учетом этой цели, а также поставленных задач в работе, определим моменты антикризисного финансового управления при угрозе банкротства МУП «Фармация».

Реализация политики антикризисного управления при угрозе банкротства предусматривает следующие мероприятия:

1. Выбор эффективных форм санации предприятия.

В процессе санации был обоснован выбор наиболее эффективной формы, связанной с реорганизацией предприятия с тем, чтобы в возможно более короткие сроки достичь финансового оздоровления и не допустить объявления банкротства предприятия. В настоящее время МУП «Фармация» является филиалом Барнаульского фармацевтического объединения.

2. Развитие фармацевтической отрасли г. Бийска, где начинает формироваться новая градообразующая отрасль - развитие биофармацевтического кластера.

В качестве основного направления выбрано развитие фармацевтической отрасли города Бийска. Генеральный директор ФНПЦ «Алтай» Александр Жарков: «сегодня в кластер входит 20 предприятий Алтайского края, обладающие большим научно-техническим потенциалом. В совокупности они выпускают 600 видов продукции, и в том числе из пантов около 100 наименований продукции. И сегодня это направление является в числе прочих перспективным, поскольку ставит своей целью максимальную переработку этого сырья на территории края, а не вывоз в Южную Корею. Также разработка данного направления позволит напрямую более эффективно заниматься оздоровлением местного населения. Более стратегические и глобальные задачи - это разработка рынка БАДов, где сейчас бийские предприятия (в основном, конечно, «Эвалар») дают 30% российского ассортимента, и примыкание к стратегии «ФАРМА-2020», ставящей своей целью разработку отечественных и создание новых препаратов - для ряда бийских предприятий дело ближайших месяцев. Сегодня на предприятии «Алтайвитамины» созданы условия для производства фарм. препаратов практически во всех лекарственных формах. Сейчас там же монтируется ампульное производство лекарств. Среди прочих уже в ближайшее время на предприятии можно будет выпускать заменители плазмы, белка и другие серьезные препараты. Кроме ампульного производства, на предприятии завершена современная линия по заполнению баллонов спреем, чтобы создать в Бийске целую серию препаратов против астмы». Для МУП «Фармация» эти новости интересны тем, что позволят приобретать более доступные по цене лекарства, чем аналогичные импортные препараты.

В ближайшее время такие предприятия как ИПХЭТ и «Алтайвитамины», получат лицензии на выпуск противовирусных препаратов. Также в списке бийских фармацевтических разработок, кроме эффективных противовирусных препаратов, лекарства и препараты против разрушения костной и хрящевой ткани, анальгетики и другие, что позволит успешно конкурировать с импортными препаратами, т.к. вопрос цены иногда является приоритетным для потребителей.

В последние годы на МУП «Фармация» наблюдается тенденция роста затрат на производство и реализацию продукции. К увеличению себестоимости приводит удорожание стоимости сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования, повышение тарифов на транспортные услуги. Увеличивается сумма амортизационных отчислений основных фондов, в т.ч. из-за их переоценок и введения индексации. Большую роль играет повышение удельного веса заработной платы в структуре затрат. Одновременно повышаются отчисления на социальное и медицинское страхование, пенсионное обеспечение, в государственные и внебюджетные фонды.

Одно из главных условий повышения эффективности работы МУП «Фармация» - снижение себестоимости продукции. Себестоимость изготовленных лекарственных форм может снижаться за счет сокращения условно-постоянных расходов в результате роста объемов производства и реализации.

Объем производства МУП «Фармация» зависит от финансово-хозяйственных возможностей предприятия и спроса на продукцию, который определяется исходя из возможностей сильных и слабых сторон компании. МУП «Фармация» можно постепенно наращивать объемы продаж, для улучшения финансово-хозяйственной деятельности:

1. Повышение качества лекарственных форм.

2. Расширение ассортимента.

3. Быстрое изготовление заказов.

4. Усовершенствование ценовой политики, внедрение дифференцированной системы скидок.

5. Предоставление информации о предприятии в СМИ:

  • создать рекламные проспекты, буклеты, прайс-листы;
  • рекламные вывески с преимуществами данного предприятия над другими;
  • устраивать ярмарки продаж;
  • использовать средства массовой информации для рекламы своего предприятия: реклама на радио (аудиореклама), в газетах местных и региональных;
  • использовать подвижную рекламу на бортах автомобилей, автобусов, в магазинах.

Одной из слабых сторон МУП «Фармация» является отсутствие рекламы своей продукции. Это очень серьезное упущение, т. к. реклама один из самых действенных инструментов в попытках предприятия привлечь внимание покупателей к его товарам, создать положительный образ самого предприятия, показать его общественную полезность. Поскольку у предприятия нет опыта по проведению рекламной кампании, целесообразно привлечь консультанта по рекламе со стороны. Учитывая специфику торговой деятельности, наиболее действенной будет реклама по местному телевидению и радио. Особенное внимание необходимо уделить информации о продаже новых препаратов, которые рекламируются по городским каналам и в прессе.

6. Предоставление скидок за долгосрочное сотрудничество, долгосрочное партнерство, достижение максимальных объемов продаж.

7. Внедрение системы поощрений клиентов.

8. Повышение уровня обслуживания клиентов.

В целом финансовое состояние анализируемого предприятия можно охарактеризовать как кризисное, т.к. в ходе анализа были выявлены факты, которые привели к снижению экономических показателей.

В связи с этим приведем следующие рекомендации по улучшению финансового состояния предприятия:

1. В части улучшения эффективности использования оборотных средств рекомендуется провести мероприятия по повышению скорости оборачиваемости дебиторской задолженности, так как финансовое положение предприятия находится в непосредственной зависимости от того, насколько быстро средства, вложенные в активы, превращаются в деньги.

Для этого необходимо:

  • провести инвентаризацию дебиторской задолженности;
  • вести учет дебиторской задолженности по срокам ее возникновения;
  • определить максимальный объем реализации товаров в рассрочку;
  • проводить систематический анализ дебиторской задолженности.

2. Рекомендуется периодически проводить анализ цен, устанавливаемых на аналогичную продукцию другими предприятиями аптечной сферы, в целях установления конкурентоспособных цен на товары розничной продажи. Одной из причин являются высокие цены на товары розничной продажи. В условиях насыщенности рынка товаром и большого числа продавцов на первый план выходит ценовая конкуренция.

3. Рекомендуется в целях увеличения товарооборота расширение розничной торговой сети, а именно увеличение количества торговых точек.

В последнее время происходит резкое расширение розничной торговой сети коммерческими фармацевтическими предприятиями. При этом большой удельный вес в конкурирующих фирмах занимают аптечные пункты, располагающиеся в торговых залах магазинов и в лечебных учреждениях. Ассортимент товара в аптечном пункте состоит из 150-200 наименований готовых лекарственных препаратов, пользующихся наибольшим спросом у населения. С целью увеличения доли рынка и объема реализованной продукции предлагается открыть несколько дополнительных аптечных пунктов, расположенных в разных частях города. Выбор местоположения необходимо сделать с учетом отдаленности от торговых точек фирм-конкурентов.

4. Рекомендуется проводить мероприятия по совершенствованию информационного обеспечения.

В процессе финансово-хозяйственной деятельности МУП «Фармация» одним из отрицательных факторов является нехватка стратегически необходимой информации: отсутствие базы данных по состоянию рынка лекарственных средств и отсутствие мониторинга за фирмами-конкурентами. В связи с этим, на предприятии необходимо организовать сбор и анализ необходимой информации и систематизировать поступающие данные. Именно на основе достоверной и оперативной информации должна строиться работа предприятия, направленная на достижение более высоких экономических результатов и укрепление конкурентных позиций.

Основные направления, согласно которым необходимо вести сбор и анализ информации, следующие.

  1. Сведения о последних тенденциях рынка:
  • прогнозы консалтинговых компаний об изменении емкости рынка в предстоящих периодах;
  • рекламные программы фирм-производителей о выведении на рынок новых препаратов;
  • прогнозы об изменениях покупательской способности населения; а прогнозы Роспотребнадзора.
  1. Анализ продукции, предлагаемой фирмами-конкурентами:
  • анализ ассортимента;
  • анализ ценовой стратегии;
  • наблюдение за уровнем сервисного обслуживания;
  • анализ финансового состояния фирм-конкурентов, с целью прогнозирования их возможностей вести борьбу за покупательский спрос посредством снижения цен.
  1. Сведения о потребностях покупателей:
  • ретроспективный анализ покупательского спроса на продукцию в зависимости от сезона (проводится в целях предотвращения летнего спада продаж);
  • выявление потребностей покупателей на лекарственные средства и уровень сервисного обслуживания.

Таким образом, своевременное поступление достоверной информации позволит предприятию гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры и разрабатывать мероприятия по решению возникающих проблем. Все это, в конечном итоге, будет способствовать повышению эффективности деятельности предприятия, направленную на достижение наивысших экономических результатов.

Список используемой литературы

 

  1. Антикризисное управление: от банкротства - к финансовому оздоровлению / Под ред. Г.П. Иванова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2005.
  2. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 1999.- 254с.
  3. Балдин К.В. Антикризисное управление: макро и микроуровень. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005г. - 316 с.
  4. Ефимова О.А. Финансовый анализ - М.: Финансы, 2007г.
  5. Ефимова О.А. Как анализировать финансовое состояние предприятия. - М.: Перспектива, 2005г.
  6. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2001. - 256 с.
  7. Ковалев А.И., Привалов В.П. Безубыточность, кредитоспособность, банкротство // Бизнес, прибыль, право. - 2005г. - № 6.
  8. Крейнина М.Н. Финансовое состояние предприятия. Методы оценки.- М.:Дис,2004.-с.224.
  9. Пареная В.А., Долгалев И.А. К вопросу о прогнозировании финансового состояния предприятия // Аналитический банковский журнал.- 2002.- № 3.
  10. Пареная В.А., Долгалев И.А. Экспресс-оценка вероятности банкротства предприятия // Аудит и финансовый анализ. - 2002г. - № 2.
  11. Родионова В.М. Федотова М.А. Финансовая устойчивость предприятия в условиях инфляции - М. Перспектива, 2005г.
  12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Ч.1 и Ч.2. - М.: ИП «Экоперспектива», 1999. -236с.
  13. Четыркин Е.М. Методы финансовых и коммерческих расчетов. - М.: Дело, 2005. - 436с.
  14. Шеремет А.Д, Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: ЮНИТИ, 2005г. - 172с.
  15. Экономический анализ: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.Т.Гиляровской - 2-е издание. - М.: ЮНИТИ, 2002.- 476с.
  16. Ким Д. Долгосрочный успех аптеки «Российские аптеки», № 11/2, ноябрь 2006г.
  17. Коровин А., Каширин В. Экспресс-анализ финансового состояния предприятия // Аудитор. - 2004. - № 3. - с. 19-27.
  18. Пахомов В.А. Некоторые методы оценки финансово-экономического состояния предприятия // Экономика и мат. методы. - 2007. - № 1. - с. 57-65.
  19. Тюренков И.Н. Финансово-хозяйственная деятельность аптеки: оперативное наблюдение «Российские аптеки», № 9, сентябрь 2005г., № 10, октябрь 2005г.
  20. Еженедельник «Деловой Бийск», № 13, 2009г.

Информация о работе Экономический анализ муниципального предприятия «Фармация»