Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 10:31, курсовая работа
Важная роль в реализации задачи повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно – технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, преодоления бесхозяйственности, активизации предпринимательства, инициативы отводится анализу хозяйственной деятельности предприятий. С его помощью вырабатываются стратегии и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль над их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Квалифицированный специалист должен хорошо знать не только общие закономерности и тенденции развития экономики в условиях перехода к рыночным отношениям, но и тонко понимать проявления общих, специфических и частных экономических законов в практике своего предприятия, своевременно замечать тенденции и возможности повышения эффективности производства. Он должен владеть современными методами экономических исследований, методикой системного, комплексного экономического анализа, мастерством точного, своевременного, всестороннего анализа результатов хозяйственной деятельности предприятия.
Показатели | Экономическая интерпретация показателя |
Материалоемкость продукции (ME) | Отражает величину
материальных затрат, приходящуюся на
1 руб. выпущенной продукции |
Материалоотдача продукции (МО) | Характеризует выход продукции с каждого рубля потребленных материальных ресурсов |
Удельный вес материальных затрат в себестоимости продукции (УМ) | Отражает уровень использования материальных ресурсов, а также структуру (материалоемкость продукции) |
Сырьеемкость
продукции (СМЕ)
Металлоемкость продукции (ММЕ) Топливоемкость продукции (ТМЕ) Энергоемкость продукции (ЭМЕ) |
Показатели
отражают эффективность потребления
отдельных элементов |
Удельная материалоемкость изделия (УМЕ) | Характеризует величину материальных затрат, израсходованных на одно изделие |
Удельная материалоемкость отдельных изделий может быть исчислена как в стоимостном, так и в условно-натуральном и натуральном выражении.
В процессе
анализа фактический уровень
показателей эффективности
1.2.2 Оценка влияния материальных ресурсов на объем производства продукции
Влияние материальных ресурсов на объем производства продукции рассчитывается на основе следующей зависимости:
VВП = МЗ× МО или VВП = МЗ/МЕ .
Для расчета влияния факторов на объем выпуска продукции по первой формуле можно применить способ цепных подстановок, абсолютных или относительных разниц, интегральный метод, а по второй – только прием цепных подстановок или интегральный метод. Результаты анализа материальных затрат используются при нормировании расходов сырья и материалов на изготовление продукции, а также при определении общей потребности в материальных ресурсах на выполнение производственной программы. Решение аналитических задач по оценке эффективности использования материальных ресурсов и обеспеченности предприятия сырьем и материалами является задачей логистики, в частности по составлению заявок, выбору поставщиков, управлению запасами, определению оптимальной партии поставляемых ресурсов. На основе проведенного анализа в заключение производят подсчет резервов повышения эффективности использования материальных ресурсов, не используемых в отчетном году. Ими могут быть повышение технического уровня производства за счет внедрения новых производственных технологий, механизации и автоматизации производственных процессов, изменения конструкций и технологических характеристик изделий, улучшения организации и обслуживания производства, улучшения МТС и использования материальных ресурсов и др.[7;с.368].
1.3 Информационная база анализа использования материальных ресурсов
Прибыль предприятия, его рентабельность и успех в конкурентной борьбе на рынке значительно зависит от того, как оно распорядилось своим капиталом за весь предыдущий период деятельности, включая анализируемый. Под этим подразумевается создание благоприятных условий труда, внедрение высокоэффективных средств труда, прогрессивных технологий, уровень механизации и автоматизации производства, организации и управления им. Потому поиск резервов дальнейшего увеличения эффективности работы предприятия должен основываться на оценке показателей, характеризующих эти стороны деятельности предприятия[5;с.211].
Затраты сырья, материала, топлива, энергии и других предметов труда имеют наибольший удельный вес в текущих затратах на производство в большинстве отраслей производственной сферы. От того, как на предприятии осуществляется процесс материально-технического снабжения и контроль за соблюдением режима экономии в каждом подразделении, на каждом рабочем месте, зависят наиболее важные показатели работы предприятия – объём производства, его рентабельность, а также финансовое состояние и ликвидность.
В процессе финансово-экономического анализа работы предприятия решаются задачи, связанные с поиском резервов снижения затрат предметов труда и увеличением на этой основе объёмов производства и конечных результатов:
Основную информационную базу экономического анализа использования материалов составляют данные бухгалтерского и управленческого учёта, плановые и отчётные калькуляции себестоимости продукции, материалы плановых, финансовых служб, а также технологических, конструкторских и других функциональных подразделений предприятия (цехов, участков), которые обязаны принимать непосредственное участие в организации бесперебойного снабжения предприятия всеми необходимыми материальными ресурсами и в поиске резервов экономии этих ресурсов[10;с.9].
Поиск вариантов экономии и рационального использования материальных ресурсов составляет основное содержание анализа.
Основные этапы анализа использования материальных ресурсов:
- проведение анализа динамики суммы материальных затрат по их видам
- проведение анализа динамики состава и структуры расходов по обычным видам деятельности
- проведение анализа динамики удельного веса материальных запасов в составе активов
- проведение анализа динамики показателей оборачиваемости
- проведение анализа соотношения темпов роста объема продаж и материальных затрат
- проведение
анализа динамики показателей эффективности
использования материальных затрат[10;с.11].
2.Анализ использования материальных ресурсов предприятия ЗАО «Ориса»
Анализ использования материальных ресурсов рассмотрим на примере
закрытого акционерного общества «Ориса».
2.1 Технико - экономическая характеристика ЗАО «Ориса»
Уставной капитал организации образован за счет вкладов учредителей. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанный с деятельностью общества, в пределах стоимости своих вкладов. Высшим органом общества является общее собрание его участников. Для текущего руководства деятельностью общества создан исполнительный орган. В ЗАО «Ориса» он является единоличным в лице генерального директора. ЗАО «Ориса» занимается производственно-коммерческой деятельностью, относится к специализированным видам. Основная продукция, которую производит данное предприятие – посуда. Потребителями продукции ЗАО «Ориса» являются в основном население (использование посуды в домашних хозяйствах), а также предприятия и организации (юридические лица), использующие, в основном, декоративную посуду. Организация образовалась в 2000 году. Она относится к разряду малых производственных предприятий с численностью работников 28 человек. ЗАО «Ориса» имеет в собственности сооружения, машины, оборудование. Помещение под производственный цех арендует. Предприятие имеет свой магазин в городе.
В процессе своей деятельности фирма выполняет ряд функций, которые делятся на основные и вспомогательные, и в соответствии с которыми построена организационная структура управления предприятием.
К основным функциям относятся:
- производство;
- закупки; - учет;
- сбыт;
К вспомогательным функциям относятся:
- доставка продукции по просьбе покупателя;
- содержание офиса и прилегающих территорий;
- содержание складов;
- содержание транспорта;
- охрана объектов;
- погрузочно-разгрузочные работы;
- работа с персоналом.
Маркетинговые исследования рынка товаров фирмы показали, что она теряет свои конкурентные позиции в связи с появлением новых конкурентов на рынке
г. Нурлат, предлагающих аналогичную продукцию. Эти же исследования показали, что фирма должна перейти на новую модель товара с показателями качества, отвечающими требованиям конкурентоспособности. Для этого необходимо, как будет видно из приведенных ниже расчетов, повысить эффективность использования сырья и материалов на этом предприятии.
2.2 Анализ структуры и динамики использования материальных ресурсов
2.2. 1 Анализ обеспеченности предприятия материальными ресурсами
Уровень обеспеченности
Пристальное внимание уделяется состоянию складских запасов сырья и материалов. Различают запасы текущие, сезонные и страховые. Величина текущего запаса сырья и материалов (Зсм) зависит от интервала поставки в днях (Ип) и среднесуточного расхода i-го материала (Рсут):
Зсм=Ип*Рсут [9;с.15]
В процессе анализа проверяется соответствие фактического размера запасов важнейших видов сырья и материалов нормативным. С этой целью на основании данных о фактическом наличии материалов в натуре и среднесуточном их расходе рассчитывают фактическую обеспеченность материалами в днях и сравнивают ее с нормативной (табл. 2).
Таблица 2. Анализ состояния запасов материальных ресурсов
Материал | Среднесуточный расход (кг) | Фактический запас | Норма запаса, дни | Отклонение от нормы запаса | ||
Натур.ед.
изм.(руб) |
дни | дни | Натур.ед. изм.(руб) | |||
Керамика | 250 | 1250 | 5 | 7 | -2 | -500 |
Лакокрасочный материал | 200 | 2400 | 12 | 10 | +2 | +400 |
В процессе анализа необходимо установить, как изменился объем производства продукции по каждому виду за счет изменения:
- количества
закупленного сырья и
- переходящих остатков сырья и материалов (Оост)
- сверхнормативных отходов из-за низкого качества сырья, замены материалов и других факторов (Отх),
- удельного
расхода сырья на единицу
При этом используется следующая модель выпуска продукции:
VВП=КЗ+Ост- Отх/УР
Влияние этих факторов на выпуск продукции можно определить способом цепной подстановки или абсолютных разниц по данным таблицы 3.
Таблица 3. Анализ использования керамики
Показатель | Значение показателя | Абсолютное изменение | |
2008 | 2009 | ||
Количество закупл. керамики | 28500 | 36134 | +7634 |
Изменение переход. остатков | +100 | -336 | -436 |
Отходы керамики | 400 | 560 | +160 |
Расход материала на выпуск продукции | 28000 | 35910 | +7
910 |
Количество выпущенной продукции | 10000 | 13300 | +3300 |
Расход материала на одно изделие | 2,8 | 2,7 | -0,1 |
Как видно из таблицы 3, объем производства вырос в основном из-за увеличения количества закупленного материала и более экономного его использования.
Таблица 4. Расчет влияния факторов на выпуск продукции способом абсолютных разниц.
Информация о работе Эффективность использования материальных ресурсов