Характеристика элементов метода бухгалтерского учета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:20, реферат

Описание работы

Основой процветания любой организации является бухгалтерский учет, вне зависимости от организационно-правовой формы организации, ее структуры, строения и рода деятельности, так как основная цель бухгалтерского учета – обеспечение информацией необходимой для принятия решений. И значит, от правильной организации бухгалтерского учета зависит положение любой организации.

Содержание

Введение
1. Метод бухгалтерского учета
1.1 Документация
1.2 Инвентаризация
1.3 Оценка и калькуляция
1.4 Счета и двойная запись
1.5 Бухгалтерский баланс
1.6 Бухгалтерская отчетность
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 40.57 Кб (Скачать)

В системе  бухгалтерского учета организация  может использовать оценку имущества  по рыночной стоимости, пользуясь принятым в международной практике бухгалтерского учета так называемым правилом нижней оценки ценностей. Данная оценка может применяться только по состоянию на 31 декабря отчетного года в отношении материалов, готовой продукции и товаров в случаи, когда их учетная стоимость превышает стоимость по цене их возможной реализации.

Для учета  затрат на производство продукции (работ, услуг) в части затрат на потребленные материально-производственные единицы запасов, по средней себестоимости и по себестоимости первых по времени приобретений (ФИФО). Такой же порядок оценки применяется в части проданных товаров и готовой продукции.

Оценка имущества осуществляется на определенные даты совершения хозяйственных операций, следствием которых является его принятие к учету в организации. Такими датами могут быть:

  • дата вступления во владение – получение права собственности на имущество;
  • дата, указанная в ведомости согласно данным инвентаризации, - оценки отдельных видов имущества в соответствующих случаях (дооценка, уценка, хищения, недостачи и т.п.) на определенные даты в течении отчетного года;
  • отчетная дата – оценки имущества по состоянию на 31 декабря отчетного года;
  • дата выхода из владения – передачи права собственности на имущество.

Обязательства оцениваются на дату принятия их к учету (в отдельных случаях на дату их исполнения) в соответствии с условиями договоров (контрактов), учредительными документами, законодательными актами и т.п.

При отсутствии иной базы измерения для оценки отдельных  активов, обязательств, доходов и  расходов может быть использована дисконтированная стоимость.

Калькуляция представляет собой исчисление себестоимости  и служит для определения стоимости  различных объектов учета. В процессе снабжения выявляется фактическая  заготовительная себестоимость  материалов, по которой они включаются в производство, а фактическая  производственная себестоимость готовой  продукции – в процессе ее производства. При реализации выявляются расходы  по реализации, которые вместе с  производственной себестоимостью составляют полную себестоимость готовой продукции, а также финансовый результат  от реализации (прибыль или убыток).

В процессе калькуляции исчисляется себестоимость  отдельных объектов, единиц продукции, работ, услуг. Они являются объектами калькуляции. Точность калькуляции зависит от научно обоснованной и рациональной группировки затрат, составляющих себестоимость, точного подсчета затрат на калькулируемый объект.

В калькулировании различаются группировки затрат по элементам и по статьям затрат. Элементы затрат включают затраты предметов труда (сырье, материалы, топливо, энергия), орудия труда (амортизация основных средств) и живого труда (расходы по заработной плате с отчислениями на социальное страхование). Группировка по элементам затрат позволяет установить, что израсходовано на данный объект.

Группировка по статьям затрат (статьям себестоимости) является более детализированный, она  указывает назначение затрат в данном процессе, способ отнесения на объекты  калькулирования. Те расходы, которые могут быть непосредственно отнесены на определенный объект калькулирования, называются прямыми, а те, которые невозможно прямо учесть по этим объектам, - косвенными. К прямым расходам относятся: сырье и материалы, заработная плата основных производственных рабочих, расходы на социальное страхование и другие, к косвенным – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования, цеховые расходы, общехозяйственные расходы. Косвенные расходы распределяются между объектами калькуляции пропорционально, какой – либо базе распределения. Чаще всего – пропорционально заработной плате производственных рабочих. Для более точного включения отдельных косвенных расходов в себестоимость единицы изделия база их распределения должна зависеть от этих расходов, влиять на их величину. Так, двигательную энергию необходимо распределять пропорционально времени работы оборудования, расходы по содержанию внутризаводского транспорта – пропорционально весу транспортируемой продукции и т.д.

Выбор метода учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для конкретного хозяйствующего субъекта обуславливается многими факторами. Эффективность использования выбранного метода определяется степенью достижения целей, поставленных на этапе планирования производства.

Повышение технической оснащенности предприятия, совершенствование внутризаводского планирования и нормирования способствуют рациональному распределению косвенных  расходов.

Кроме определения  расходов по статьям затрат, относящихся  к каждому калькулируемому объекту, калькулирование включает в себя и такие трудоемкие работы, как разграничение затрат между законченной (готовой) продукцией и незавершенным производством, определение затрат на брак в производстве, оценку отходов производства и побочной продукции.

1.4 Счета и двойная запись

Сведения  о движении хозяйственных средств  получаются в бухгалтерском учете  при помощи системы счетов.

Система счетов – это способ текущего отражения, экономической группировки и оперативного контроля за средствами хозяйства, источниками их образования и хозяйственными операциями.

Счет – это способ группировки информации о состоянии и изменении объектов бухгалтерского учета с целью текущего контроля. В бухгалтерском учете каждый счет предназначен для отражения и контроля конкретного объекта учета: хозяйственные средства, источники средств, происходящего процесса. На каждом счете на основании первичных документов накапливаются и систематизируются текущие данные по однородным хозяйственным операциям.

Исходя  из объема детализации информации, счета бухгалтерского учета делятся  на две основные группы:

  • Синтетические счета;
  • Аналитические счета.

На синтетических счетах представлена обобщенная (укрупненная) информация об объектах бухгалтерского учета. Например, счет "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

На аналитических счетах отражается детальная (подробная) информация. Например, к синтетическому счету "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" могут быть открыты аналитические счета по каждому дебитору и кредитору. Все аналитические счета организации открывают самостоятельно в зависимости от специфики своей деятельности.

Отражение хозяйственных операций и процессов  на синтетических счетах принято  называть синтетическим учетом, а на аналитических - аналитическим учетом.

Синтетический учет всегда ведется в стоимостном (денежном) выражении, в то время  как в аналитическом учет допускаются  и другие показатели (чаще всего  натуральные).

Наряду  с этим для удобства учета введены  счета промежуточные между аналитическими и синтетическими, - субсчета, которые объединяют информацию отдельных групп аналитических счетов, но сами в свою очередь, объединяются одним синтетическим счетом.

Субсчет – промежуточное учетное звено между синтетическими и аналитическими счетами.

Бухгалтерский счет можно представить виде таблицы. Поскольку изменения могут быть как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, таблица должна иметь две стороны. Левая сторона – дебет (от лат. – должен) Правая сторона – кредит (от лат. – верить)

Счета бухгалтерского учета открываются на каждый вид хозяйственных средств и их источников.

Счета, предназначенные  для учета наличия и движения каждого отдельного вида хозяйственных  средств, называются активными. Например, "Основные средства", "Материалы", "Касса" и т.д.

Счета отражающие источники формирования и целевое назначение средств, называются пассивными. Например, "Резервы предстоящих расходов и платежей", "Уставной капитал" и т.д.

Для фиксации изменений в составе объектов бухгалтерского учета необходимо знать  начальные остатки хозяйственных  средств и их источников. Их называют сальдо начальное (Сн).

В активных счетах по дебету отражается остаток  и увеличение данного вида средств, а по кредиту – их уменьшение.

В пассивных  счетах, наоборот, начальное сальдо данного источника средств и  его увеличение отражается по кредиту, а уменьшение – по дебету.

Общая сумма  записей по дебету счета без сальдо начального носит название дебетовый оборот, а общая сумма записей по кредиту счета без начального сальдо – кредитовый оборот.

Зная  сальдо начальное и обороты, мы можем  определить остаток на конец отчетного  периода, т.е. сальдо конечное (Ск).

На практике применяются также активно – пассивные счета, имеющие признаки и тех и других счетов.

Например, по счету "Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами", отражаются суммы средств в расчетах и источниках привлеченных средств. Такие счета могут иметь одновременно и дебетовый и кредитовый остаток. Дебетовое сальдо показывает сумму кредиторской задолженности.

Как видно  из схемы активно – пассивного счета, записи по Дебету активно –  пассивного счета могут одновременно означать увеличение дебиторской задолженности  или уменьшение кредиторской задолженности.

Записи  по Кредиту активно – пассивного счета могут означать увеличение кредиторской задолженности или  уменьшение дебиторской задолженности. Остатки по активно – пассивному счету и обороты можно получить лишь зная содержание записей. Зачет оборотов по активно – пассивному счету недопустим.

Открыть счет – означает дать ему наименование и записать начальное сальдо, если оно имеется.

В случае отсутствия конечного сальдо счет считается закрытым.

В учете  используются забалансовые счета, на которых учитывается наличие и движение ценностей, не принадлежащих предприятию, но временно находящихся в его пользовании или распоряжении (арендованных ОС, материальных ценностей на ответственном хранении, в переработке), условных прав и обязанностей, а также для контроля за отдельными хозяйственными операциями.

Двойная запись является одним из элементов метода бухгалтерского учета.

В системе  двойной записи фактические хозяйственные  операции должны быть зарегистрированы как минимум дважды: по дебету одного и кредиту другого счета таким  образом, чтобы общая сумма по дебету уравновешивала общую сумму  по кредиту – в этом суть метода двойной записи. Поэтому всегда поддерживается баланс: сумма актива равна сумме  пассива.

Метод двойной  записи имеет контрольное значение – одна и та же хозяйственная  операция в равной сумме отражается дважды по дебету и кредиту счетов.

Взаимосвязь счетов, на которых отражаются хозяйственные  операции, называются корреспонденцией счетов, а сами счета – корреспондирующими.

Указание  дебетуемого и кредитуемого счета  и суммы отражаемой хозяйственной  операции называется бухгалтерской записью (проводкой), которая имеет вид – Дебет счета Кредит счета сумма.

Составление каждой проводки следует осуществлять в определенной последовательности. При этом рассуждении должны состоять из ряда этапов:

  1. Прежде всего мы должны установить, какие изменения произошли в составе хозяйственных средств предприятия и источников их образования в результате совершенной хозяйственной операции.
  2. После того как установлен характер изменений в составе хозяйственных средств и источников их образования, мы определяем какие счета затрагивает данная хозяйственная операция.
  3. На третьем этапе устанавливается характер затрагиваемых операцией счетов (активных, пассивных)
  4. Определяем, какой счет следует дебетовать, а какой – кредитовать, т.е. составляем проводку по хозяйственной операции.

Бухгалтерские проводки могут быть простыми, т.е. затрагивающими только два счета, или сложными, когда дебетуют один счет, а кредитуют несколько, или когда кредитуют один счет, а дебетуют несколько.

Бухгалтерский учет отражает все совершаемые на предприятии хозяйственные операции в календарной последовательности.

1.5 Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс – это способ обобщенной группировки и текущего учета  имущества предприятия по функциональной роли и источникам его образования  в денежной оценке на определенную дату. По экономическому содержанию имущества  баланс представляет собой совокупность материальных и нематериальных ценностей, финансовых активов и денежных средств.

Основным  условием баланса является равновесие актива и пассива, вытекающее из того, что в активе и в пассиве  баланса отражены одни и те же средства, но сгруппированные по разным признакам.

Форма бухгалтерского баланса представляет двухстороннюю  таблицу, в которой с одной  стороны показаны хозяйственные  средства по составу и размещению, с другой – по их источникам образования  и целевому назначению. Итог средств, подсчитанный по их составу и размещению, всегда равен итогу источников и  целевому назначению этих средств. Конечные итоги актива и пассива называются валютой баланса.

Информация о работе Характеристика элементов метода бухгалтерского учета