—
ухудшением ситуации на мировых финансовых
рынках, выразившимся в оттоке международного
капитала из стран с формирующимися рынками.
В
развитии кризиса 1998 г. выделяется
два этапа, в течение которых
денежно-кредитная политика была
разной и складывалась в соответствии
с общеэкономическим состоянием. На
первом этапе кризис носил преимущественно
скрытую форму, и удавалось противостоять
его проявлению путем наращивания государственного
долга и расходованием золото-валютных
резервов страны. В этот период на финансовом
рынке неоднократно повышалась ставка
рефинансирования, ставки по ломбардным
кредитам, а также ставки по привлечению
средств в депозиты Банка России. Именно
в этот период стало очевидным, что государственные
краткосрочные обязательства перестали
быть инструментом, предназначенным для
привлечения средств в Федеральный бюджет,
и начали, наоборот, поглощать средства
из бюджета. Вследствие этого Правительством
Российской Федерации было принято решение
об отказе от заимствований на этом рынке
и о переоформлении государственных ценных
бумаг (ГКО-ОФЗ) со сроком погашения до
31 декабря 1999 г. в новые ценные бумаги.
Второй
этап кризиса протекал в лвной,
открытой форме и охватил все
стороны экономической жизни
России: правительство оказалось
не в состоянии обслуживать
государственный долг и выполнять свои
текущие обязательства, финансовые рынки
практически перестали функционировать,
золото-валютные резервы страны оказались
на предельно низком уровне, в банковском
секторе возник системный кризис. Последовавшая
девальвация рубля определила новое состояние
экономики, так как произошел резкий скачок
инфляции, а население потеряло доверие
к финансовой системе и банкам.
Кризис
привел к новым проблемам в
экономике страны:
—
ухудшению условий выполнения
обязательств по внешним долгам;
—
замедлению темпов перехода к
экономическому росту;
—
необходимости изыскания дополнительных
средств для оздоровления банковской
системы и финансовых рынков;
—
нарастанию социальной напряженности
в обществе.
В
этой ситуации произошла смена
приоритетов денежно-кредитной политики
ввиду невозможности отдать предпочтение
ни одному из ее типов — ни рестрикци-онной,
ни экспансионистской. Денежно-кредитная
политика стала взвешенной, что предполагает
соблюдение жесткой финансовой дисциплины
всеми экономическими агентами, ответственный
подход к регулированию денежной массы
и предельную активизацию работы в сфере
институциональных реформ в условиях
режима плавающего валютного курса.
Основное
преимущество денежно-кредитной
политики, проводимой в условиях
плавающего валютного курса, состоит в
том, что устраняется опасность возникновения
дисбаланса, связанного с несоответствием
валютного курса изменяющимся макроэкономическим
условиям, — фактора, оказывающего серьезное
негативное воздействие на экономическое
развитие. При режиме плавающего валютного
курса Центральный банк получает возможность
повысить насыщенность экономики деньгами.
Рыночное определение валютного курса,
на поддержание которого не расходуются
валютные резервы Центрального банка,
позволяет банку больше внимания уделять
проблемам реального сектора экономики.
В этих условиях появляются возможности
для увеличения положительного сальдо
счета текущих операций, улучшения платежного
баланса в целом, а также для начала работы
по восстановлению золовалютных резервов,
что очень важно в послекризисный период.
После введения режима плавающего валютного
курса существенно увеличились и остатки
средств на корреспондентских счетах
коммерческих банков, что способствовало
постепенному выходу из кризиса банковских
неплатежей. Денежное предложение несколько
выросло, а главное, что это не сопровождалось
ростом инфляции.
Цели
денежно-кредитной политики на
ближайшую перспективу определены
исходя из экономической политики,
направленной на ограничение
спада ВВП, сдерживание инфляции
и стабилизацию социально-экономического
положения в стране. Разработка целей
денежно-кредитной политики опирается
на определенные основные макроэкономические
индикаторы: динамику реального ВВП, объем
промышленной продукции, индекс потребительских
цен, характеризующий уровень инфляции,
уровень безработицы и динамику дефицита
Федерального бюджета.
Нерешенность
проблем с налоговой дисциплиной
и эффективным налоговым законодательством
ведет к сокращению доходов
бюджета и ограничивает возможности
государства по финансированию инвестиционных
программ. В связи с предполагаемым переходом
на международную методологию учета доходов
бюджета и источников финансирования
его дефицита предлагается учитывать
в составе последних доходы от продажи
имущества, находящегося в государственной
и муниципальной собственности, а также
доходы от реализации государственных
запасов. Прогнозируется изменить структуру
налоговых доходов федерального бюджета
в направлении увеличения доходов от внешнеэкономической
деятельности, а также возрастания прямых
налогов и снижения доли косвенных, что
обусловлено внесенными в налоговое законодательство
изменениями. Прогнозируются также изменения
в расходах по обслуживанию государственного
долга: предполагается, что при увеличении
удельного веса суммы расходов Федерального
бюджета доля внутреннего долга сократится,
а внешнего возрастет.
Но
причиной того, что российская
экономика так и не вышла
на траекторию устойчивого экономического
роста, явился не дефицит бюджета
и не нехватка его доходов,
а кризис самой банковской системы. Оздоровление
банковской системы — основное условие
проведения эффективной денежно-кредитной
политики. Кризисные события показали
всю сложность прогнозирования объемов
рублевой денежной массы в условиях сложившейся
экономической неопределенности. Долларизация
российской экономики делает особо важным
использование в денежно-кредитной политике
не только закономерностей изменения
динамики рублевых активов экономических
агентов, но и движения их валютных счетов.
Поэтому, исходя из прогноза платежного
баланса, можно предположить, что внешний
сектор сыграет важную роль в процессе
формирования денежного предложения.
В условиях сохранения уровня цен на экспортные
товары и осуществления действенных мер
валютного регулирования и валютного
контроля можно ожидать увеличения положительного
сальдо счета по текущим операциям платежного
баланса России. Это создаст основу для
увеличения валютных резервов Центрального
банка и окажет влияние на параметры прироста
денежной массы, а также уменьшит потребности
правительства в заемных средствах.
Стратегия
денежно-кредитной политики на
ближайшие годы заключается в
постепенном выходе на траекторию
экономического роста при разумно
низкой инфляции. Стимулирующими
условиями для реализации этой
стратегии являются оздоровление банковской
системы, восстановление финансовых рынков,
урегулирование проблемы внешней задолженности,
создание механизма безусловного исполнения
долговых обязательств во всех формах.
Конечной целью денежно-кредитной политики
будет сдерживание роста инфляции при
ограничении спада в экономике. Это означает,
что денежно-кредитная политика Банка
России будет способствовать поддержанию
реальных доходов населения и ограничению
роста безработицы. Важно обеспечить положительное
сальдо текущего счета платежного баланса,
что позволит также наращивать валютные
резервы и погашать долги.
Важным
фактором достижения стратегических
целей денежно-кредитной политики
является выход в перспективе
на низкий положительный уровень
реальных процентных ставок в экономике,
что будет стимулировать спрос на заемные
ресурсы со стороны реального сектора,
а также экономический рост. Однако в рыночных
условиях Центральный банк не может напрямую
влиять на ставки по кредитам конечным
заемщикам, это косвенное влияние опосредовано
финансовыми рынками. Достижение этой
цели осложняется дестабилизацией практически
всех финансовых рынков. Поэтому восстановление
последних и обеспечение их меньшей зависимости
от движения иностранного капитала позволит
получить большую степень маневренности
в регулировании процентных ставок.
Новым
элементом денежно-кредитной политики
может быть увеличение в денежном
предложении доли кредитования
банками предприятий, поскольку
Центральный банк будет увеличивать
кредиты, предоставляемые банкам.
ИСТОЧНИКИ И
ЛИТЕРАТУРА
- Бабич А.М., Павлова
Л.Н. Государственные и муниципальные
финансы. – М., 2002.
- Бюджетный кодекс
РФ.
- Вавилов Ю.Я. Государственный
долг. – М., 2000, С. 13-14.
- Вавилов Ю.Я. Государственный
долг. – М., 2000.
- Внешний долг России
в системе международной задолженности/
В.В. Деменцев//Финансы. – 2003. - №12. – с.
18-20.
- Управление внешним
и внутренним государственным долгом
в России/ К.Астапов// Мировая экономика
и международные отношения. – 2003. - №2.
с. 26-35.
- Этапы становления
долговой политики/ Б.А. Хейфец// Финансы.
– 2003. - №4. – с. 18-23.