Государственный долг

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2011 в 13:57, контрольная работа

Описание работы

Государственный долг возникает в определенные моменты функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы, когда бюджетный дефицит становится хроническим явлением, а его покрытие осуществляется не эмиссионными методами, а государственными заимствованиями.


Государственный долг — сумма задолженности по выпущенным и непогашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисленные по ним проценты и выданные государственные гарантии.

Содержание

1. Государственный долг, его структура и объем
2. Понятие и структура внешнего финансирования и внешнего долга
3. Управление государственным долгом
4. Государственный долг и методы управления государственным долгом
5. Государственный долг, его структура и объем

Работа содержит 1 файл

Вариант 10_государственный долг.doc

— 206.50 Кб (Скачать)

      Внешнее финансирование привлекается государством для финансирования своих расходов и дефицита госбюджета при невозможности мобилизовать эти средства внутри страны. Другими словами, международное финансирование используется тогда, когда государственные финансы имеют высокую дефицитность и потребности в финансировании расходов. Внешнее финансирование привлекается по двум направлениям: государственному и частному (по источникам) (рис. 50). 

       
       

      Рис. 50. Структура внешнего финансирования по источникам 

Внешнее финансирование различается также по формам. Оно осуществляется как в форме безвозмездного финансирования, так и в форме возвратного кредитования (рис. 51).

 

Рис. 51. Структура  внешнего финансирования и кредитования по формам 

Международное финансирование структурируется и по срокам (в части кредитования) на кратко- (до 1 года), средне- (от 1 до 7 лет) и долгосрочное. 

3) Управление государственным долгом 

Непосредственным  результатом роста государственной  задолженности является расширение системы управления государственным долгом. Огромные размеры государственных долгов крайне осложняют операции казначейства по выпуску новых займов. Самые большие трудности связаны с реализацией рыночной части, очень мобильной и чувствительной к изменениям конъюнктуры. 
 

Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой условий выпусков, с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсии и консолидации займов, определением курса облигаций на денежном рынке, проведением мероприятий по определению ставок процентов по государственному кредиту. К управлению государственным долгом относятся и мероприятия государства по погашению ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.

Система государственного кредита создает  систему государственных долгов: внутренних и внешних 

Система обслуживания долгов требует создания системы управления долгами. 

Система госдолгов требует создания системы  управления долгами. Обслуживание госдолгов, внутренних и внешних, включает в себя поэтапно: погашение процентов; погашение капитальной суммы долга и его рефинансирование в случае необходимости. 

Если  условный долг государства 100тыс.ед. и  представлен он из 20% годовых (обычный процент на международном рынке ссудных капиталов для государств — сомнительных заемщиков) на 4 года с однолетним льготным периодом (период, когда гасятся только проценты), а сумма долга не гасится, то к реальной сумме долга (100 тыс. ед.) нужно добавить 80 тыс. ед. процентов (80% годовых умноженные на 4 года). Тогда график обслуживания такого долга будет выглядеть следующим образом (рис. 52): 180тыс. ед. за 4 года.

Рис. 52. График обслуживания госдолга (со сроком 4 года из 20% годовых) 

Таким образом, самая простая схема обслуживания госдолга иллюстрирует достаточную сложность управления им. В связи с высокой стоимостью госдолгов в систему управления ими включены и переговоры по изменению условий долгов, и сам механизм рефинансирования долга, и мониторинг показателей объема и уровня долга, и сопоставление их с другими показателями госфинансов (ВВП, госбюджета и т. п. ). 

Рефинансирование  долгов — это целый механизм (другое название — реструктуризация) (рис. 53). 

Управление  государственным  долгом — одно из основных направлений государственной финансовой политики. 

Рефинансирование  долгов — это система  мер по изменению  условий кредитов: сроков, объемов, стоимости (процентов).

 

     Рис. 53. Методы рефинансирования государственного долга

    • Аннуляция подразумевает полную отмену долга (применяется лишь в случае полного банкротства государства как должника).
    • Пролонгация — это удлинение сроков долга и погашения процентов.
    • Секьюритизация — это перепродажа облигаций госзаймов на открытом рынке (фондовой бирже).
    • Капитализация — это реструктурирование гособлигаций в частные акции через их перепродажу на бирже.
 

     5) Государственный долг и методы управления государственным долгом 

     Государственный внутренний долг РФ состоит из задолженности прошлых лет и вновь возникающей задолженности. Государственный внутренний долг РФ обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. 

     Долговые  обязательства РФ могут быть в форме:

    1. кредитов, полученных Правительством РФ;
    2. государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ;
    3. других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ.
 

     Порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ определяются Правительством РФ. Эта деятельность называется: управление государственным  долгом. 

     Обслуживание  государственного внутреннего долга  Российской Федерации производится Центральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установлено Правительством РФ, и осуществляется с помощью операций по размещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате доходов в виде процентов по ним или в иной форме. 

     Контроль  за состоянием государственного долга производится представительными и исполнительными органами государственной власти. 

     Под управлением государственным  внутренним долгом понимается совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ. 

     К основным методам  управления государственным  долгом следует отнести:

    1. Рефинансирование — погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
    2. Конверсия — изменение размера доходности займа, например, снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам.
    3. Консолидация — увеличение срока действия уже выпущенных займов.
    4. Унификация — объединение нескольких займов в один.
    5. Отсрочка погашения займа проводится в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых займов не эффективно для государства.
    6. Аннулирование долга — отказ государства от долговых обязательств.
    7. Реструктуризация долга — погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. В Бюджетном кодексе РФ отмечается, что реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.
 

Типы денежно-кредитной  политики и ее особенности на современном  этапе 

 Денежно-кредитная  политика ЦБ РФ представляет  собой совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических задач: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста. 

 В  зависимости от состояния хозяйственной  конъюнктуры выделяются два основных  типа денежно-кредитной политики, для каждого из которых характерен  свой набор инструментов и  определенное сочетание экономических и административных методов регулирования. 

 Рестршционная  денежно-кредитная политика направлена  на реализацию мероприятий, регламентирующих  деятельность кредитно-денежной  системы путем ограничения объема  кредитных операций коммерческих  банков и повышения уровня процентных ставок. Ее проведение обычно сопровождается увеличением налогов, сокращением государственных расходов, а также другими мероприятиями, направленными на сдерживание инфляции, а в ряде случаев — на оздоровление платежного баланса. Рестрик-ционная денежно-кредитная политика может быть использована как в целях борьбы с инфляцией, так и для сглаживания циклических колебаний деловой активности. 

 Экспансионистская  денежно-кредитная политика характеризуется,  как правило, расширением масштабов  кредитования, ослаблением контроля над приростом количества денег в обращении, сокращением налоговых ставок, понижением уровня процентных ставок. 

 Денежно-кредитная  политика как экспансионистского, так и рестрикционного типа  может иметь либо тотальный,  либо селективный характер. При тотальной денежно-кредитной политике мероприятия Центрального банка распространяются на все учреждения банковской системы, при селективной — на отдельные кредитные институты или их группы либо на определенные виды банковской деятельности. Селективная денежно-кредитная политика позволяет Центральному банку оказывать выборочное воздействие в заданном направлении. При ее проведении практикуется использование следующего набора инструментов или разнообразных их сочетаний: установление лимитов учетных и переучетных операций (например, по отраслям, регионам и т. д.); лимитирование отдельных видов операций банков (их группировок); установление маржи при проведении различных финансово-кредитных операций; регламентация условий выдачи отдельных видов ссуд различным категориям заемщиков; установление кредитных потолков и т. д. 

 К  селективной политике прибегают  при слабом развитии финансовых  рынков, когда те не способны  обеспечить достаточно эффективное  перераспределение денежных средств  и инвестиций в нужных направлениях. С одной стороны, такая политика способствует существенному изменению кредитных потоков в приоритетные сферы экономики, с другой — препятствует нормальному функционированию кредитно-финансовой системы в связи с созданием льготных условий кредитования отдельным регионам, отраслям, сферам деятельности. Устанавливая количественные ограничения на кредиты, направляемые в приоритетные отрасли, а также льготные процентные ставки по ним, селективная политика вызывает необходимость субсидировать приоритетные сферы экономики за счет кредитов международных кредитно-финансовых организаций и бюджетных средств, что неизбежно порождает новые проблемы в кредитно-финансовой сфере. 

 Выбор  типа проводимой денежно-кредитной  политики, а соответственно и набора инструментов регулирования деятельности коммерческих банков, Центральный банк осуществляет исходя из состояния хозяйственной конъюнктуры в каждом конкретном случае. Разработанные на основе такого выбора основные направления денежно-кредитной политики утверждаются законодательным органом. При этом необходимо учитывать временной лаг между проведением того или иного мероприятия денежно-кредитного регулирования и проявлением эффекта от его реализации. Эффективность применения различных типов денежно-кредитной политики определяется тем, в какой мере дестабилизация денежного оборота вызвана «чисто» денежными, а не общеэкономическими и политическими факторами. 

 Основные  направления единой государственной  денежно-кредитной политики Центрального  банка на ближайший период формируются в сложных условиях глубокого общеэкономического кризиса. Такая ситуация возникла под воздействием ряда внешних и внутренних факторов, а именно: 

 —  обострения налогово-бюджетных проблем,  связанных с низким уровнем  собираемости налогов, увеличения задолженности по заработной плате и социальным выплатам, роста расходов по обслуживанию и рефинансированию внутреннего государственного долга;

 —  роста взаимных неплатежей и  фактического банкротства многих  предприятий реального сектора;

 —  ухудшением состояния платежного  баланса, обусловленным ростом  расходов по обслуживанию внешнего  государственного долга и поддержанием  завышенного курса рубля, прогнозируемым  изменением конъюнктуры на мировых  рынках энергоресурсов;

Информация о работе Государственный долг