Финансовый план и бюджет предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 02:51, курсовая работа

Описание работы

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Работа содержит 1 файл

курсач.docx

— 178.17 Кб (Скачать)

     Оценка  начисляемого износа основывается на:

  • анализе активов;
  • данных о величине активов за последний отчётный год(включающих инфляцию);
  • величине чистого прироста основных средств согласно модели (например, если согласно модели капиталовложения превысили износ, он должен соответствующим образом возрасти). Начисленный износ может также рассчитываться как некоторая доля от объёма реализованной продукции на основе анализа ретроспективных тенденций.

     Величина  выплачиваемых процентов основывается на величине непогашенной задолженности  и стоимости заёмных средств (ставки проценты).

     Прибыль от реализации равна разности выручки  и общей величины затрат.

     Ставки  налогов установлены налоговым  законодательством.

     Чистый  доход от реализации есть величина прибыли от реализации, уменьшенной  на величину налоговых выплат.

     Чистый  денежный доход поток рассчитывается следующим образом:

  • величина чистого дохода от реализации корректируется на сумму амортизационных отчислений, плюс рост задолженности или минус её уменьшение (погашение);
  • плюс рост задолженности или минус её уменьшение (погашение);
  • плюс величина средств, полученных от продажи основных средств, или минус размер затрат на приобретении основных средств;
  • минус намеченные капитальные вложения, которые требуются для поддержания в рабочем состоянии действующих производственных мощностей или ввода в строй дополнительных производственных мощностей, необходимых для достижения темпов роста, предусмотренных в прогнозе.

     Если  темпы роста производства уже  стабилизировались и ввода новых  мощностей не требуется, капиталовложения направляются только на замещение текущих  активов по мере из износа. Расходы  на приобретении оборудования зданий и сооружений в целях расширения предприятия не производится . Когда  точный расчёт невозможен, капиталовложения могут быть приняты равными износу, поскольку если взять достаточно долгий период времени (более пяти лет), величина износа будет равна резервам, требующимся для замещения текущих  активов [2, c.56].

     Прирост оборотного капитала рассчитывается исходя из величины требуемого оборотного капитала на каждый планируемый год.

     Требуемый оборотный капитал в процентном исчислении рассчитывается исходя из величины той части выручки от реализации, которая направляется на инвестирование в обратный капитал (товарно-материальные запасы; дебиторская задолженность и т. д.). Он основывается на анализе потребности предприятия в оборотном капитале за прошлые годы, а также на анализе типичной величины оборотного капитала на аналогичных предприятиях.

     По  мере роста предприятия некоторая  часть его денежного потока должна направляться на финансирование закупок  товарно-материальных запасов, роста  дебиторской задолженности и  т. д. Эта величина называется потребностью компании в дополнительном обратном капитале и рассчитывается исходя из установленного процентного соотношения  от выручки.

     Требуемый оборотный капитал представляет собой оборотные средства, которыми должны располагать предприятия  в начале периода. Его величина рассчитывается как произведение выручки от реализации и требуемого оборотного капитала (в  процентном исчислении) на планируемый  год.

     Текущий оборотный капитал можно найти  в последнем доступном на дату оценки балансовом отчёте. Величина текущего оборотного капитала рассчитывается как  разность между текущими активами и  текущими обязательствами [1, c.151].

     Величину  излишка (дефицита) оборотного капитала можно рассчитать, сопоставив требуемый  оборотный капитал и имеющиеся  в наличии оборотные средства. В случае дефицита оборотного капитала его следует прибавить к величине потребности в финансировании, поскольку  эта величина представляет собой  денежные средства, которые должны быть вложены в предприятие с  целью обеспечения его бесперебойного функционирования в будущем.

     Остаток денежных средств на начало периода (табл. 1 строка 7) показывает размер денежной наличности предприятия на начало текущего периода.

     Коэффициент текущей стоимости рассчитывается на основе ставки дисконта. Ставка дисконта согласно данной модели принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка России на момент составления бизнес-плана.

     Текущая стоимость денежных потоков по годам  определяется путём умножения величин  чистого денежного потока каждого  года на рассчитанный коэффициент текущей  стоимости.

     Сумма текущих стоимостей денежных потоков  рассчитывается путём суммирования текущих стоимостей денежных потоков  за весь планируемый период.

     Поскольку получить капитал бывает затруднительно, то не обладающие опытом учредители проекта, как правило, стремятся к проведению предынвестиционных исследований, в которых размеры инвестиции и финансовые средства указывается как можно меньшими. Специалист по анализу проекта не должен поддаваться соблазну сделать приятное составителям исследования, согласившись с этими низкими цифрами. Неправильное финансовое планирование при провидении предынвестционных исследований затруднит успех проекта либо на стадии визирования со стороны финансовых учреждений, либо на ещё более решающей стадии — при осуществлении проекта.

     В целях более чёткого определения  финансовой структуры предложения  по инвестированию в любом предынвестиционном исследовании необходимо учесть и показать альтернативные пути финансирования, а также сделать попытку разработки планов на случай непредвиденных обстоятельств. Поэтому в таблицах движения финансовой наличности, сопровождающих предложения  по финансовому планированию, должны указываются необходимые суммы  и графики финансирования. Они  должны составляются по всем альтернативным вариантам, чтобы облегчить окончательный  выбор способа финансирования.

     Ведомость чистого дохода используются для расчёта чистого дохода или отрицательного баланса проекта по временным интервалам в течении всего периода реализации проекта. Она отличается от ведомости движения наличности, поскольку строится на принципе: расходы увязаны с издержками, необходимыми для получения доходов в течении данного периода. С целью упрощения динамика запасов сырья, незавершенной и готовой продукции приравнивается к нулю [1, c.152].

     Финансирование  проекта

     Обеспечение первоначальных капиталовложение можно  осуществлять за счёт акционерного капитала и долгосрочных займов для основных фондов, за счёт дополнительных краткосрочных  и среднесрочных займов, предоставляемых  коммерческими банками для формирования оборотного капитала.

     Акционерный капитал может покрывать не только первоначальные капитальные инвестиции, но и часть потребностей в обратном капитале, если ожидается высокие  дивиденды. В других случаях, когда  имеется сравнительно недорогой  долгосрочный или краткосрочный  кредит, наблюдается растущая тенденция  к финансированию проектов путём  таких займов.

     Во  всех случаях надо соблюдать правильное соотношение между долгосрочной задолженностью и акционерным капиталом. Чем выше доля акционерного капитала, тем меньше доход на отдельную  акцию, поскольку дивиденды приходятся распределять между большим количеством  акций. Чем выше доля заёмных средств, тем больше сумма выплачиваемых  процентов. Поэтому в любом проекте  должна быть дана тщательная оценка последствий  альтернативных схем и форм финансирования. Схема финансирования должна отвечать как наличию средств, так и  интересам общей экономической  прибыли. Таким образом, в финансирование предпринимательского проекта могут  быть привлечены средства учредительного капитала, акционеров, краткосрочные  и долгосрочные займы, а в отдельных  проектах — средства государства.

     4.2. Структура бюджета предприятия 

     Бюджетирование - это процесс планирования будущей деятельности предприятия, результаты которого оформляются системой бюджетов.

     Обычно  создание бюджетов осуществляется в  рамках оперативного планирования. Исходя из стратегических целей фирмы, бюджеты  решают задачи распределения экономических  ресурсов, находящихся в распоряжении организации. Разработка бюджетов придает  количественную определенность выбранным  перспективам существования фирмы [3, c. 263].

     К числу основных задач бюджетирования относится следующее:

  • обеспечение текущего планирования;
  • обеспечения координации, кооперации и коммуникации подразделений предприятия;
  • обоснование затрат предприятия;
  • создание базы для оценки и контроля планов предприятия;
  • исполнение требований законов и контрактов.

     Выгоды  качественного составления бюджетов и контроля за их исполнением с  излишком окупают затраты на их внедрение и разработку. Безусловно, очень многое зависит от специфики деятельности предприятия, но даже небольшим фирмам рекомендуется применение бюджетирования (например, в сокращенном варианте) [3, c. 264].

     Внедрение бюджетирования на предприятии сталкивается с двумя группами проблем: методические проблемы и организационные. Опыт автора доказывает, что, как правило, самым трудным в бюджетировании является этап его внедрения на предприятие. Приватизированные предприятия получили в наследство огромный опыт составления документов, ненужных предприятию в рыночной экономике. Поэтому, принципиально важным является решения высшего менеджмента о внедрении бюджетирования в новом реальном масштабе ценностей. И с этого момента по существу начинается серьезная работа, основные этапы которой состоят в следующем:

  • изучение внутренней и внешней документации предприятия, его структуры и взаимодействия подразделений, механизмов управленческого учета и т.д.;
  • поиск наименее болезненных путей вовлечения управленческой команды предприятия в процесс бюджетирования;
  • разработка плана внедрения бюджетирования (дальнейшие все действия будут определены планом внедрения);
  • пересмотра старых или разработки новых внутренних стандартов;
  • создание информационной базы для бюджетирования, предусматривающей разработку новых отчетов по подразделениям, приближенных к специфике деятельности предприятия;
  • создание новых или реорганизация старых подразделений для осуществления процесса бюджетирования;
  • разработка или приобретение программного обеспечения и его установка на внутренней сети предприятия;
  • обучение персонала [5, c. 114].

     Трудоемкий  процесс внедрения системы бюджетирования может длиться месяцами и даже годами. Помимо временных затрат требует высококвалифицированных специалистов в области бюджетирования и компьютерной техники. Как правило, украинские предприятия не в силах самостоятельно провести эти работы, привлечение консалтинговой фирмы обходится  и дешевле и значительно надежней.

     Теперь  перейдем к процессу бюджетирования как таковому.

     Бюджеты составляются как для структурных  подразделений, так и для компании в целом [5, c.118].

     С точки зрения последовательности подготовки документов для составления основного бюджета выделяют две составных части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

  1. Подготовка операционного бюджета;
  2. Подготовка финансового бюджета.

     Перечень  операционных бюджетов, как правило, исчерпывается следующим списком:

  • бюджета продаж;
  • бюджета производства;
  • бюджета производственных запасов;
  • бюджета прямых затрат на материалы;
  • бюджета производственных накладных расходов;
  • бюджета прямых затрат на оплату труда;
  • бюджета коммерческих расходов;
  • бюджета управленческих расходов;
  • прогнозного отчета о прибыли.

     К числу финансовых бюджетов относятся

  • инвестиционный бюджет;
  • бюджет денежных средств;
  • прогнозный баланс.

     Последовательность  формирования основного бюджета  удобно представить в виде блок- схемы (рис. 4). Данная блок-схема не отражает всех возможных взаимосвязей между бюджетами, но описывает логическую последовательность процесса бюджетирования [3, c. 265].

     

Рис. 4 Блок-схема  формирования основного бюджета

     Прежде, чем приступать к изучению методики подготовки основного бюджета рассмотрим некоторые аспекты философии  бюджетирования:

  1. Бюджеты могут быть недостижимыми, если недостижимы поставленные маркетинговые и производственные цели.
  2. Бюджеты могут быть неприемлемыми, если условия достижимости целей невыгодны для предприятия.
  3. Эффективность принятых бюджетов оценивают в процессе диагностики состояния предприятия.
  4. При составлении бюджетов следует опираться на документы, по форме и структуре приближенные к документам бухгалтерской отчетности.
  5. Производить бюджетирование без применения вычислительных средств (локальной компьютерной сети) и соответствующего программного обеспечения невозможно в реальном масштабе времени и ценности.

Информация о работе Финансовый план и бюджет предприятия