Диагностика дебиторской и кредиторской задолженности в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2010 в 09:16, Не определен

Описание работы

Я выбрала данную тему для контрольной работы потому, что большое место в финансовой деятельности предприятия играет роль дебиторской и кредиторской задолженности.
В современном мире в условиях жесткой конкуренции вопрос управления дебиторской задолженностью играет важную роль в повышении эффективности управления оборотными активами любой компании. Компании могут инвестировать значительные денежные средства в дебиторскую задолженность, тем самым лишая себя мобильности и возможности осуществлять активную инвестиционную деятельность, снижая ликвидность. Управление дебиторской задолженностью осуществляется посредством разработки кредитной политики, а именно решения вопроса о том, кому предоставлять товарный кредит, на каких условиях и на какой срок. Грамотно разработанная кредитная политика позволяет максимизировать денежный поток и компенсировать риск, принимаемый на себя компанией, что, в конечном счете, повышает стоимость компании и благосостояние.

Содержание

Введение……………………………………………………………....2
Раздел 1.
1.1. Цели и задачи анализа и диагностики дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………….4
1.2. Объект анализа и диагностика кредиторской задолженности……………………………………………………………..5
1.3. Объект анализа и диагностика дебиторской задолженности……………………………………………………………..6
1.4. Схема анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятий туризма и гостиничного хозяйства.
Раздел 2.
2.1. Примерная система показателей кредиторской задолженности………………………………………………….………….9
2.2. Примерная система показателей дебиторской задолженности………………………………………………….………..10
2.3.Способы анализа дебиторской и кредиторской задолженностей……………………………………………….…………11
Раздел 3.
3.1. Аналитическая записка………………………… ………….13
3.2. Возможные способы управления дебиторской задолженностью……………………………………………… ………..14
Заключение………………………………… ………………………18
Библиографический список………………………………………19
Приложение…………………………………………………………20

Работа содержит 1 файл

анализ фин-хоз дея.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

      Оглавление.

     Введение……………………………………………………………....2

     Раздел 1.

     1.1. Цели и задачи анализа и диагностики дебиторской и кредиторской задолженности………………………………………….4

     1.2. Объект анализа  и диагностика  кредиторской задолженности……………………………………………………………..5

     1.3. Объект анализа и диагностика дебиторской задолженности……………………………………………………………..6

     1.4. Схема анализа  и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятий туризма и гостиничного хозяйства.

     Раздел 2.

      2.1. Примерная система  показателей кредиторской  задолженности………………………………………………….………….9

     2.2. Примерная система  показателей дебиторской  задолженности………………………………………………….………..10

     2.3.Способы анализа дебиторской и кредиторской задолженностей……………………………………………….…………11

     Раздел 3.

     3.1. Аналитическая записка…………………………  ………….13

     3.2. Возможные способы управления дебиторской задолженностью………………………………………………  ………..14

     Заключение…………………………………  ………………………18

     Библиографический список………………………………………19

     Приложение…………………………………………………………20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение.

     Я выбрала данную тему для контрольной работы потому, что большое место в финансовой деятельности предприятия играет роль дебиторской и кредиторской задолженности.

     В современном мире в условиях жесткой  конкуренции вопрос управления дебиторской  задолженностью играет важную роль в повышении эффективности управления оборотными активами любой компании. Компании могут инвестировать значительные денежные средства в дебиторскую задолженность, тем самым лишая себя мобильности и возможности осуществлять активную инвестиционную деятельность, снижая ликвидность. Управление дебиторской задолженностью осуществляется посредством разработки кредитной политики, а именно решения вопроса о том, кому предоставлять товарный кредит, на каких условиях и на какой срок. Грамотно разработанная кредитная политика позволяет максимизировать денежный поток и компенсировать риск, принимаемый на себя компанией, что, в конечном счете, повышает стоимость компании и благосостояние.

      В мировой практике рыночных отношений  погашение долговых обязательств перед  кредиторами является безусловным и требующим немедленного исполнения. В противном случае деловая репутация дебитора резко упадет и упущенная в результате этого выгода окажется намного больше любой величины непогашенных долгов. Именно это предполагает высокую ликвидность этого актива в бизнесе. Это нашло свое отражение в коэффициентах ликвидности, которые широко используются в финансовом анализе деятельности предприятия. В соответствии с ними получается, что чем выше величина дебиторской задолженности в балансе предприятия, тем выше ликвидность этих активов и, как следствие, выше платежеспособность такого предприятия.

     Однако, практика российских предприятий показывает, что в действительности может  иметь место прямо противоположная  тенденция. Именно это обстоятельство свидетельствует, что использование для анализа платежеспособности таких коэффициентов не всегда дает объективную оценку. Производя анализ стоимости дебиторской задолженности всегда необходимо помнить о том, что дебиторская задолженность, достигшая 30% от величины реальных активов баланса компании, может оказывать значительное влияние на формирование конечных показателей экономической деятельности фирмы, и на формирование рыночной стоимости бизнеса.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Раздел 1.

     1.1. Цели и задачи анализа и диагностики дебиторской и кредиторской задолженности.

     Фирма — основа рыночной экономики и  ее главное, и самое массовое структурное порождение. Для нас фирма — структурная единица, которая может быть отождествлена с экономическим субъектом (производителем). Существует мощный теоретический задел в изучении феномена фирмы как таковой. Нас же интересует не фирма как таковая, а финансовый механизм ее функционирования. На предприятии происходит разделение собственности и функции в самых различных комбинациях.

     Такая особенность приводит к необходимости использования кредитов банков (и других кредитных учреждений) и появлению на предприятии дебиторской и кредиторской задолженностей. Сразу же необходимо заметить, что между первым и вторым имеется существенное различие. Кредит обладает свойствами срочности, платности, возвратности. Кредиторская же и дебиторская задолженности не обладают свойством платности, другие же свойства (срочности, возвратности) проявляются по-другому.

     Кредиторская  задолженность — это предоплата, задолженность по оплате труда, по платежам в Пенсионный фонд, по социальному страхованию, налогам и проч. При этом часть расходов предприятия может покрываться за счет средств, которые ему не принадлежат.

     Дебиторская задолженность — это задолженность за отгруженную продукцию, товары в пути, за поставленную продукцию, за выполненную работу и проч. При этом часть доходов предприятия складывается за счет средств, которые только формально принадлежат ему, но не находятся в его хозяйственном обороте.

     Таким образом, фирма может использовать в хозяйственном обороте то, что  ей не принадлежит, но не может использовать в хозяйственном обороте то, что  ей принадлежит (российская практика показывает, что принадлежит формально и в ряде случаев в реальность и не превращается).   

      Анализ и управление дебиторской задолженностью имеют очень большое значение для туристских предприятий, функционирующих в условиях рынка. Умелое и эффективное управление этой частью текущих активов является неотъемлемым условием поддержания требующегося уровня ликвидности и платежеспособности. Управление дебиторской задолженностью необходимо как при формировании имиджа надежного заемщика, так и с точки зрения обеспечения эффективной текущей деятельности предприятия.

     Анализ  и управление дебиторской задолженностью для турфирм, осуществляющих туроператорскую деятельность, большая часть хозяйственных операций которых состоит в движении денежных средств и финансовой документации, а не материальных потоков. У таких фирм значительная доля текущих активов приходится именно на дебиторскую задолженность.

      Важность  анализа и управления кредиторской задолженностью обусловлена тем, что, составляя значительную долю текущих пассивов предприятия, ее изменения заметно сказываются на динамике показателей его платежеспособности и ликвидности.

     Кредиторская  задолженность отражает стоимостную  оценку финансовых обязательств предприятия  перед различными субъектами экономических  отношений. Кредиторская задолженность  входит в состав его краткосрочных  пассивов и должна быть погашена в срок, не превышающий 12 месяцев после отчетной даты.

      1.2. Объект анализа и диагностика кредиторской задолженности.

      Объектами в кредиторской задолженности выступают  следующие обязательства:        - перед поставщиками и заказчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги;             - по векселям, выданным поставщикам, заказчикам и прочим кредиторам в обеспечение поставок их продукции;   - перед работниками по оплате труда (начисленная, но не выплаченная заработная плата);        - перед социальными фондами по выплатам на государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, в фонды медицинского страхования и занятости;     - перед бюджетом по всем видам платежей;     -перед сторонними организациями и физическими лицами по авансам, полученным в соответствии с договорами и контрактами.

      Для работы по кредиторской задолженности  предприятия используется его финансовая отчетность: бухгалтерского баланса  и формы № 5. Для того чтобы  соотнести динамику величины кредиторской задолженности с изменениями масштабов деятельности предприятия, при расчете ряда коэффициентов оборачиваемости кредиторской задолженности используются показатели финансовых результатов (форма № 2).

      Диагностика анализа по кредиторской задолженности производится со следующими показателями:

      1). Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности - относится к коэффициентам деловой активности. Показывает увеличение или уменьшение коммерческого кредита, предоставляемого предприятием. Рассчитывается как отношение: Выручка / среднее за период значение дебиторской задолженности.      2). Период использования кредиторской задолженности = (средний остаток задолженности Х дни периода) / сумма дебетовых оборотов по счетам расчетов с кредиторами.

     3).Средний  остаток задолженности = кредиторская  задолженность на начало периода кредит задолженность на конец периода / 2.

     А также используются методы такие  же, которые применяются при дебиторской  задолженности, и наоборот.

     1.3. Объект анализа и диагностика дебиторской задолженности.

     Объектами дебиторской задолженностью выступают  многие факторы. Вот их перечень: вид  продукции (услуг), емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией (услугами). Также принятой на предприятии системой расчетов и др. Если туристское предприятие имеет значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе текущих активов, важнейшей задачей финансовых менеджеров является эффективное управление ею.

     Для работы с дебиторской задолженностью  информационной базой является официальная финансовая отчетность: бухгалтерский отчет (раздел "Оборотные активы"), форма № 5 "Приложение к бухгалтерскому балансу" (раздел 2 "Дебиторская и кредиторская задолженность" и справки к нему). Для более детального анализа качества дебиторской задолженности пользуются данными журналовордеров или ведомостей учета расчета с покупателями и заказчиками, подотчетными лицами и т. д. Для анализа оборачиваемости дебиторской задолженности используются показатели:   1). Оборачиваемость дебиторской задолженности = выручка от реализации продукции, услуг / средние остатки дебиторской задолженности.          2). Средняя дебиторская задолженность = (дебиторская задолженность на начало периода+ дебиторская задолженность на конец периода) / 2         3). Период погашения дебиторской задолженности = Д (количество дней в периоде) / оборачиваемость дебиторской задолженности.          4). Доля дебиторской задолженности в текущих активах = дебиторская задолженность / итог 2 раздела актива.

     5). Доля сомнительной задолженности = сомнительная дебиторская задолженность / общая сумма дебиторской задолженности. 

     1.4. Схема анализа  и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятий туризма и гостиничного хозяйства.

     Финансово-хозяйственной  деятельность понимается как целесообразная деятельность предприятия, направленная на достижение иерархически упорядоченной системы целей, сформулированных его владельцами, и, в соответствии с первым постулатом, представляет собой эффективное использование имеющегося у предприятия экономического потенциала. Целесообразность может пониматься как в социальном, так и в экономическом аспектах, причем экономическая эффективность в большинстве случаев рассматривается как доминирующий критерий.

     Результат финансово-хозяйственной деятельности может быть оценен системой критериев, состоящей в общем случае из показателей в натуральных и стоимостных измерителях и статистик: заданный темп роста, доля рынка, объем производства в натуральных единицах и в денежной оценке, показатели финансовых результатов, показатели финансового состояния.

     Оценка  целесообразности и эффективности  финансово-хозяйственной деятельности может быть выполнена в рамках различных видов анализа, основными из которых являются: комплексный анализ (деятельность предприятия оценивается с различных сторон в зависимости от целевой функции в рамках обоснования решений оперативного, тактического и/или стратегического характера); тематический анализ (оцениваются отдельные виды ресурсов, технологического процесса, отношений с контрагентами, системы сбыта, организационно технического уровня и т.п.).

    Модель-схема  анализа финансово-хозяйственной  деятельности.   

     Раздел 2.

      2.1. Примерная система показателей кредиторской задолженности.

      Примерная система показателей кредиторской задолженности может быть приведена в таблице.

Таблица 1.

Динамика  показателей состояния кредиторской задолженности турфирмы «N» за период  

Показатель 2000 2001 Изме-

нение(+,-)

2002 Изменение

(+,-)

Общие (изм-ия)
Доля  кредиторской задолженности в объеме текущих пассивов,%  
56,0
 
61,2
 
5,2
 
63,4
 
2,2
 
7,4
Удельный  вес задолженности поставщикам  и подрядчикам и суммы векселей к оплате в объеме кредиторской задолженности, %  
 
 
36,8
 
 
 
41,3
 
 
 
4.5
 
 
 
40,0
 
 
 
(1,3)
 
 
 
3,2
Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности:            
В оборотах 5,8 6,5 0,7 5.5 (1,0) (0,3)
В днях 62,3 55,5 (-6,8) 66,0 11 4,2

Информация о работе Диагностика дебиторской и кредиторской задолженности в туризме