Аудит расчетов с покупателями и заказчиками

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 12:45, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение технологии формирования эффективной учетной политики, соответствующей целям установке организации.
Для реализации поставленной цели решим следующие задачи:
раскроем сущность и формирование учетной политики предприятия;
проанализируем организационно-технические и методологические аспекты учетной политики для целей бухгалтерского учета;
рассмотрим учетную политику в целях налогообложения;
разработаем рекомендации по совершенствованию учетной политики предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
1.1 Понятие и формирование учетной политики
1.2 Требования к учетной политике организации
1.3 Процесс формирования учетной политики
1.4 Изменение и раскрытие учетной политики
1.5 Нормативная база по созданию учетной политики в РФ
ГЛАВА 2. СТРУКТУРА УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ
2.1 Организационно-технические аспекты
2.1.1 Общая характеристика предприятия
2.1.2 Организация и форма бухгалтерского учета
2.1.3 Рабочий план счетов
2.1.4 Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации
2.2 Методологические аспекты учетной политики
2.2.1 Учет основных средств
2.2.2 Учет нематериальных активов
2.2.3 Учет материально-производственных запасов
2.2.4 Учет займов и кредитов
2.2.5 Создание резервов. Расходы будущих периодов
ГЛАВА 3. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА.
ГЛАВА 4. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА ООО «МОНТАЖЭЛЕКТРО»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 497.50 Кб (Скачать)

Непротиворечивость. Выбранные  способы учета должны обеспечивать равенство данных аналитического учета  оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца.

Рациональность. Учетная  политика должна строиться таким  образом, чтобы обеспечить рациональное и экономное ведение бухгалтерского учета в организации, исходя из величины и условий хозяйственной деятельности.

1.3 Процесс  формирования учетной политики

 

Процесс формирования учетной  политики организации состоит из следующих последовательных этапов:

  1. Определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
  2. Выявление, анализ, оценка и ранжирование факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
  3. Выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
  4. Идентификация потенциально пригодных для применения организацией способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему метода учета и для каждого объекта учета;
  5. Отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения организацией в их взаимосвязи;
  6. Оформление избранной учетной политики.

В этой последовательности все перечисленные этапы являются строго необходимыми: каждый предыдущий этап обеспечивает осуществление последующего.

На первом этапе устанавливается  предмет учетной политики, ибо  конкретная организация имеет свою специфическую совокупность объектов бухгалтерского учета (фактов хозяйственной деятельности). В зависимости от состава объектов учета на втором этапе выявляются конкретные условия, явления и процессы, которые оказывают влияние на разработку учетной политики. Третий этап формирование подразумевает анализ общепризнанных допущений в построении учетной политики с точки зрения выявленной на предыдущем этапе совокупности факторов; при их адекватности эти допущения закладываются в основу учетной политики. Четвертый этап заключается в отборе потенциально пригодных к использованию организацией способов ведения учета; отбор ведется из всего множества теоретически возможных (предусмотренных нормативными документами) способов, исходя из принятых на предыдущем этапе допущений выявленных на втором этапе факторов выбора. Пятый этап состоит непосредственно в выборе способов ведения учета для конкретной организации; выбор производится посредством проверки каждого способа, отработанного на предыдущем этапе, системой соответствующих критериев. На заключительном, шестом, этапе избранная учетная политика получает соответствующее оформление, с тем, чтобы удовлетворять формальным требованиям к ней.

На выбор способа ведения  учета влияют различные факторы.

Таким образом, при формировании учетной политики должно соблюдаться важнейшее условие – единство учетной политики в организации, то есть, другими словами, выбор способов ведения учета должен осуществляться на единых основах.

1.4 Изменение  и раскрытие учетной политики

 

Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:

      • изменения законодательства РФ или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
      • разработки организацией новых способов бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное предоставление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
      • существенного изменения условий деятельности. Существенное изменение условий деятельности организации может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности, реструктуризацией производства, значительным расширением или уменьшением объемов деятельности и т.д.;
      • не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место раннее, или возникли впервые в деятельности организации.

Изменение учетной  политики должно вводиться с 1 января года (начало финансового года), следующего за годом его утверждения. Если иное не следует из причин ее изменения. Например, при проведении реорганизации в середине года возможно изменение учетной политики не с начала отчетного года.

При изменении или дополнении учетной политики нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, вносимые уже в действующую учетную политику предприятия.

Последствия изменения учетной  политики, оказавшие или способные  оказать существенное влияние на финансовое положение, движение денежных средств или финансовые результаты деятельности организации, оцениваются в денежном выражении. Оценка производится на основании выверенных организацией данных на дату, с которой применяется измененный способ ведения бухгалтерского учета.

Последствия изменения учетной  политики, вызванного изменением законодательства РФ или нормативными актами по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском  учете и отчетности в порядке, предусмотренном соответствующим законодательством или нормативным актом. Если соответствующее законодательство или нормативный акт не предусматривают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то они отражаются в бухгалтерском учете и отчетности исходя из требования представления числовых показателей минимум за два года, кроме случаев, когда оценка в денежном выражении этих последствий в отношении периодов, предшествующих отчетному, не может быть произведена с достаточной точностью.

Отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке включенных в бухгалтерскую отчетность за отчетный период соответствующих данных за период предшествующий отчетному.

Указанные корректировки  отражаются в бухгалтерской отчетности. При этом никакие учетные записи не производятся.

Информация о существенных изменениях учетной политики раскрывается обособленно и включает причину  изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении, как за отчетный, так и  за предыдущие периоды, включенные в отчетность за текущий год; указание на то, что в отчетных данных произведены необходимые корректировки.

Раскрытие учетной политики организации означает придание ее гласности (п. 1 ПБУ 1/2008).

Обязанность по приданию гласности  бухгалтерской учетной политики возложена законодательством не на всех субъектов бухгалтерского учета.

Так, в соответствии с  пунктом 3 ПБУ 1/2008 требование законодательства о раскрытии учетной политики распространяется на организации, публикующие  свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично:

      • согласно законодательству Российской Федерации;
      • согласно учредительным документам;
      • по собственной инициативе.

В иных случаях  раскрытие учетной политики организации  не является обязательным.

Придание учетной политике организации гласности означает раскрытие ею принятых при формировании учетной политики способов бухгалтерского учета, существенно влияющих на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Нормативные акты, непосредственно  регулирующие вопросы учетной политики организации, не определяют термин «заинтересованные пользователи бухгалтерской отчетности», поэтому необходимо обратиться к другим нормативным актам.

В общем смысле под указанными лицами необходимо понимать юридических  и физических лиц, заинтересованных в информации об организации (п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 года № 43н).

Анализ норм законодательства о бухгалтерском учете позволяет отнести к заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности, в частности:

      • учредителей (участников) организации или собственников ее имущества (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
      • территориальные органы государственной статистики по месту регистрации организации (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
      • орган, уполномоченный управлять государственным имуществом — для государственных и муниципальных унитарных предприятий (п. 1 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
      • вышестоящий орган — для бюджетных организаций (п. 3 ст. 15 Закона о бухгалтерском учете);
      • налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ) и пр.

Существенные  способы ведения бухгалтерского учета, а также информация об изменении  учетной политики подлежат раскрытию  в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации. В случае представления промежуточной бухгалтерской отчетности, она может не содержать информацию об учетной политике организации, если в последней не произошли изменения со времени составления годовой бухгалтерской отчетности за предшествующий год, в которой раскрыта учетная политика. (п. 24 ПБУ 1/2008).

1.5 Нормативная  база по созданию учетной политики  в РФ

 

Нормативное регулирование  бухгалтерского учета представляет собой установление государственными органами общеобязательных правил (норм) ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

Система нормативного регулирования  бухгалтерского учета состоит из документов четырех уровней: законодательных, нормативных, методических и организационных.

Первый уровень – законодательные  документы (федеральные законы, указы  Президента РФ, постановления Правительства  РФ), которые прямо или косвенно регулируют бухгалтерский учет в  России. В документах данного уровня закрепляются основные задачи, принципы, правила ведения бухгалтерского учета, обязательные для выполнения всеми хозяйствующими субъектами (организациями) на всей территории страны. Такими документами, влияющими на учетную политику предприятия, являются Федеральный закон РФ “О бухгалтерском учете”, законы РФ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации”, Налоговый кодекс РФ и другие.

Второй уровень - положения  по бухгалтерскому учету, утвержденные Министерством Финансов РФ как методологическим центром. Это в первую очередь, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства Финансов России от 29 июля 1998г. № 34н (с изменениями от 26.03.2007 N 26н). Документы этого уровня определяют принципы и базовые правила ведения бухгалтерского учета по отдельным участкам учета, видам хозяйственных операций без раскрытия механизма их применения к определенному виду деятельности организаций. Разрабатываются эти положения исходя из принципов, предусмотренных документами первого уровня, например, Федеральным законом “О бухгалтерском учете”.

Третий уровень – методические документы: инструкции, рекомендации, методические указания и т.п., разрабатываемые  Министерством Финансов и другими органами в соответствии с действующим законодательством. Документы этого уровня, раскрывают механизм применения документов первого уровня. Они предлагают возможные варианты бухгалтерского учета непосредственно на предприятии с учетом его особенностей. В их основе заложены общие правила ведения бухгалтерского учета, конкретизированные с учетом отраслевых, размерных, временных и других характеристик организаций.

Четвертый уровень – рабочие  документы, формирующие учетную  политику организации: рабочий план счетов бухгалтерского учета; рабочие инструкции и указания по учету соответствующих объектов и операций непосредственно в организации. Эти документы разрабатываются организацией самостоятельно на основе документов первых трех уровней.

Нормативной базой учетной политики организаций являются следующие документы:

      • - ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»,утвержденное приказом Минфина РФ от 6 октября 2008 г. N 106н;
      • Положение по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина РФ от 29 июля 1998 г. № 34н;
      • ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», утвержденное приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. №44н;
      • ПБУ 6/01«Учет основных средств», утвержденное приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н;
      • ПБУ 9/99 «Доходы организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 32н;
      • ПБУ 10/99 «Расходы организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № З3н;
      • ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов», утвержденное приказом Минфина РФ от 27 декабря 2007 г. N 153н;
      • ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам», утвержденное Приказом Минфина России от 06 октября 2008 г. № 107н.
      • ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений», утвержденное приказом Минфина РФ от 10 января 2002 г. № 126н.

Помимо вышеперечисленных, нормативными документами в которых  также рассматриваются вопросы  учетной политики и которыми следует  руководствоваться при ее выборе, являются:

      • Положение по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда». ПБУ 2/2008, утвержденное приказом Минфина РФ от 24 октября 2008 г. № 116н;
      • План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также Инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н;
      • Указания об объеме форм бухгалтерской отчетности и Указами о порядке составления бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н;
      • Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. № 67н. С 1 января 2001 года в документах налогового законодательства появилась запись о необходимости формирования учетной политики для целей налогообложения.

Информация о работе Аудит расчетов с покупателями и заказчиками