Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 09:05, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение основ проведения аудита соответствующих расчетов с поставщиками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выполнить процедуры по ознакомлению экономических и финансовых показателей деятельность ООО «СПТР-1».
2. Изучить и оценить системы внутреннего контроля и учета предприятия.
3. Составить план и программу аудита.
4. Дать оценку системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля предприятия.
5. Составить отчет по аудиторской проверке.
6. Составить рекомендации аудита.
Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья, оказания услуг.
Аудитор должен установить причины расхождений (если таковые есть) между датами совершения хозяйственных операций и сроками их регистрации в учете, а также выяснить, разовый или систематический характер носят такие факты. Из беседы с главным бухгалтером (или его заместителем) аудитор должен выяснить, каким образом и в какие сроки обрабатываются поступившие на предприятие документы, каковы основные каналы поступления документов, ведется ли их централизованная регистрация и т.д. Полезно также ознакомиться с перечнем постоянных и разовых контрагентов предприятия, причем документам последних уделить особое внимание.
Проверка законности первичной учетной документации, оформляющей операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Цель проведения данной процедуры - получение достаточного количества доказательств того, что весь массив первичных документов имеет юридическую силу (т.е. соблюдены все требования к оформлению документации). Аудитор полистно просматривает те документы, которые были отобраны им для проверки ранее (в соответствии с выбранными критериями). К проверке документации, оформляющей операции, по которым были обнаружены расхождения, следует подойти с особой тщательностью. По результатам проведения данной процедуры аудитор должен выявить общий уровень соблюдения правил оформления документов по данному участку и, выявив нарушения, отразить их в акте проверки. Информация по тем операциям, где документов нет либо они оформлены неверно (отдельные реквизиты отсутствуют либо в документах есть исправления), обязательно должна быть учтена при дальнейшей проверке отражения этих операций на счетах учета.
Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах.
В результате данной процедуры аудитор получает достаточное количество доказательств того, что при принятии документов к учету соблюдены шесть основных принципов:
было достаточно оснований для регистрации каждого документа;
все документы, оформляющие проверяемые операции, зарегистрированы полностью;
все документы отражены в соответствии с экономической сущностью операции и по всем документам произведен точный количественный и качественный перенос данных в систему учета;
все документы зарегистрированы своевременно;
все документы зарегистрированы в соответствующих данной хозяйственной операции учетных регистрах;
каждый документ принят к учету единожды.
Выборка документов, проверяемых в рамках данной процедуры, должна производиться с учетом результатов предшествующих процедур. Особое внимание следует уделить документам, на которые не составлены графики документооборота, и операциям, по которым первичные документы отсутствуют либо в них отсутствуют определенные реквизиты.
Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности.
Цель этой процедуры - достижение уверенности в том, что задолженности контрагентов и задолженности перед контрагентами числятся на счетах учета в реальных значениях. Данная процедура - одна из важнейших в аудите расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как операции с кредиторской задолженностью и погашением ее наличными денежными средствами представляют возможность для мошенничества, растрат и искажений финансовой отчетности. Аудитору необходимо знать типичные способы совершения и сокрытия подобных действий. Наиболее значительных размеров мошенничество может достигать при осуществлении закупочных операций. Нарушения при закупках сырья могут быть как простыми (например, предъявление в качестве оправдательных документов накладных и счетов фиктивных фирм, что легко выявляется в ходе инвентаризации и сверок расчетов), так и очень сложные, которые почти невозможно вскрыть при помощи аудиторской проверки, когда мошенничество осуществляется по взаимной договоренности должностных лиц обеих сторон сделки в целях обеспечения неверных кассовых выплат. Аудитору следует убедиться также в том, что за проверяемый период не было случаев перекрытия кредиторской задолженности перед одним контрагентом дебиторской задолженностью другого. Кроме того, суммы кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности должны быть своевременно списаны на внереализационные доходы организации.
Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам.
С помощью этой процедуры проверяется отражение на счетах учета операций по получению ТМЦ (работ, услуг) от сторонних организаций, не подтвержденных в течение определенного срока первичными документами. Отсутствие подтверждающих документов выявляется в ходе проведения аудита системы первичного учета по данному разделу. При проверке необходимо принимать во внимание, что аналитический учет по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" должен обеспечивать получение данных по неотфактурованным поставкам и что материальные ценности (работы, услуги) по неотфактурованным поставкам должны быть учтены по ценам и на условиях, предусмотренных договором. Аудитору надлежит убедиться в том, что истребование документов по неотфактурованным поставкам производится в организации в разумные сроки. В случае неотфактурованных поставок, по которым подтверждающие документы отсутствуют достаточно долгое время (имеется в виду, что на момент составления отчетов - налоговых и финансовых - документы еще не поступили), аудитору надлежит убедиться в том, что входящий НДС по таким поставкам не был принят к возмещению. Если же подтверждающие документы поступили и имеются расхождения в ценах и номенклатуре, то аудитору следует проверить правильность корректировки сумм по соответствующим позициям на счетах бухгалтерского учета, которые к моменту поступления документов уже были списаны на затраты проверяемого периода. Если корректировке подлежат данные за предыдущие отчетные периоды, то целесообразно также проверить правильность корректировки соответствующих налоговых и финансовых отчетов.
Проверка расчетов по векселям, выданным и расчетов по коммерческим кредитам.
Если в организации практикуется проведение расчетов собственными векселями, то аудитору необходимо обратить внимание на то, что аналитический учет по счету 60 должен обеспечить возможность получения данных в разрезе поставщиков по выданным векселям, срок оплаты которых не наступил, и по просроченным оплатой векселям. Кроме того, по векселям, просроченным оплатой, с истекшим сроком исковой давности следует проверить своевременность списания кредиторской задолженности на внереализационные доходы организации.
Если ТМЦ поступили на условиях коммерческого кредита либо кредиторская задолженность обеспечена векселем и предусматривает уплату поставщику определенного процента, то большое значение имеет учет процентов по этим обязательствам.
Проверка расчетов по претензиям.
Претензия предъявляется поставщикам, если счет поставщика оплачен и акцептован до поступления ТМЦ (оказания работ, выполнения услуг), а при приемке на склад обнаружилась недостача ТМЦ против отфактурованного количества, либо обнаружились несоответствия принятых ТМЦ (работ, услуг) по ценам, качеству, номенклатуре против оговоренных в договоре величин. На неудовлетворенные претензии поставщику должен быть предъявлен иск.
При проверке таких операций аудитор должен убедиться, что претензия действительно была предъявлена и что отраженные на счете 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты по претензиям" суммы соответствуют значениям, указанным в коммерческом акте. Кроме того, важно, чтобы претензия была предъявлена своевременно, так как в противном случае суд может отказать в удовлетворении иска. И наконец, пакет документов, приложенных к претензии и исковым заявлениям, должен быть доказательным, в частности в нем должны присутствовать, как минимум, претензионный расчет, коммерческий акт об установленном расхождении в количестве и качестве при приемке ТМЦ (в качестве - при приемке выполненных работ, оказанных услуг), претензионное удостоверение о полномочии участников количественной и качественной выбраковки, документы, подтверждающие произведенные расходы, стоимость которых возмещается за счет поставщика.
По результатам аудита следует подготовить мнение аудитора по вопросам правильности отражения в бухгалтерском и налоговом учете расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета.
Проверка соответствия данных аналитического учета оборота и остаткам по счетам синтетического учета. В ходе проведения этой процедуры проверяется полнота и достоверность отражения на счетах синтетического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. Аудитору необходимо сверить методом пересчета итоговые данные по регистрам аналитического учета с суммами, отраженными на счете 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и на субсчетах к этому счету. При автоматизированном способе ведения учета необходимость в данной процедуре отпадает, так как все сводные (синтетические) регистры формируются автоматически на основании однократно введенной информации.
Проверка правильности отражения в отчетности итоговых данных по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Основная цель – определение достоверности сумм кредиторской и дебиторской задолженности в части расчетов с поставщиками и подрядчиками, отраженных в отчетности аудируемого предприятия. Проверяется бухгалтерский баланс (в части статей актива «Авансы выданные» и статей пассива «Поставщики и подрядчики») и приложение к бухгалтерскому балансу (в части наличия на начало и конец года отдельных видов дебиторской и кредиторской задолженностей). Основные нарушения при отражении сумм дебиторской и кредиторской задолженности между собой. В ходе проверки нам следует убедиться, что суммы, отраженные в активе, пассиве баланса и приложении к бухгалтерскому балансу соответствует остаткам дебиторской и кредиторской задолженности на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
В ходе проверки нарушений не обнаружено данные бухгалтерского баланса соответствуют остаткам дебиторской и кредиторской задолженности на соответствующих счетах бухгалтерского учета.
Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
Учёт налога на добавочную стоимость. Суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (услуг, услуг), подлежат вычету из общей суммы исчисленного к уплате налога на добавочную стоимость и отражаются на счёте 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретённым ценностям».
Предприятие вправе произвести налоговые вычеты, если:
товар (работа, услуга) принят к учёту;
товар (работа, услуга) фактически оплачен, что подтверждается первичными документами;
на приобретенный товар (работу, услугу) имеется выписанный в установленном Налоговым кодексом порядке счёт-фактура.
При проверке учёта НДС по приобретённым ценностям (работам, услугам) аудитору следует учесть следующее:
1) счёта-фактуры, составленные и выставленные с нарушением установленного НК РФ порядка (несоблюдение обязательных реквизитов, отсутствие подписей ответственных лиц), не могут служить основанием для принятия НДС к возмещению;
2) составление счетов-фактур и ведение книги покупок обязательно для всех налогоплательщиков как в случае осуществления операций, подлежащих налогообложению, так и освобождаемых от налогообложения (исключение составляют освобождённые от налогообложения операции, осуществляемые банками, страховыми организациями и негосударственными пенсионными фондами, а также операции по реализации ценных бумаг);
3) если обязательно по условиям сделки выражен в иностранной валюте, то суммы, указываемые в счётах-фактурах, также могут быть выражены в иностранной валюте.
Проверяя суммы предъявленного к возмещению НДС, мы сверяем соответствие оборотов за отчётный период по дебету счёта 68 «Расчёта с бюджетом» в корреспонденции со счётом 19 с итоговыми суммами за этот период в покупке покупок. В ходе проверки проверяем книгу покупок, книгу продаж, сумму к уплате в бюджет или сумму к возмещению из бюджета и сравним с суммой указанной в налоговой декларации. На основании этого составим РД (приложение 7). В ходе проверки выявили, что организация, верно, исчисляла суммы НДС к уплате и своевременно уплачивала их бюджет. Правильно оформляла декларации пол налогу на добавленную стоимость и в сроки сдавала в налоговую инспекцию.
Таблица 3.2 План проведения аудита операций по учету расчетов с поставщиками и подрядчиками
ПЛАН АУДИТА | ||
РАЗДЕЛ АУДИТА: Учет расчетов с поставщиками и подярядчиками | ||
Клиент: ООО «СПТР-1» | период ДО: 31.12.2010 | |
№ п/п | Этапы и виды работ | |
1 | 1 этап. Ознакомительный. Проверка наличия договоров, заключенных с поставщиками и подрядчиками | |
2 | 2 этап. Основной -Правовая оценка договоров с поставщиками и подрядчиками. -Аудит организации первичного учета расчетов с поставщиками и подрядчиками. -Аудит состояния задолженности перед поставщиками и подрядчиками -Проверка правильности отражения в бухгалтерском учете различных операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками. -Проверка соответствия данных аналитического учета расчетов с поставщиками и подрядчиками данным сводного (синтетического) учета -Проверка организации налогового учета по расчетам с поставщиками и подрядчиками | |
3 | 3 этап. Заключительный Составление аудиторского отчета и представление его руководителю группы. | |
4 | Формирование пакета документов, передаваемых другим аудиторам для последующего анализа и обработки |