Аудит экспортных операций

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 16:43, курсовая работа

Описание работы

Целью моей курсовой работы является рассмотрение общего процесса и выявление трудностей в проведении программы аудита экспортных операций, совершаемых предприятиями.
Для достижения данной цели при написании этой работы необходимо выявить следующие задачи:
- выявить значение, задачи и информационное обеспечение аудита;
-рассмотреть общие положения действующего законодательства, регламентирующие операции по экспорту товаров;
- определить основные задачи аудита экспортных операций;
- рассмотреть порядок проведения аудиторской проверки экспортных операций;
- провести программу аудита экспортных операций на примере аудита компании ООО «Коломбос»;
- сделать аудиторское заключение.

Работа содержит 1 файл

КУРСЯК ПО АУДИТУ ЭКСПОРТА.docx

— 72.02 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход России к рыночным отношениям выявил необходимость создания новых экономических институтов, регулирующих взаимоотношения различных  субъектов предпринимательской  деятельности, среди которых достойное  место занимает институт аудиторства.

Аудиторская деятельность (аудит) представляет собой предпринимательскую  деятельность аудиторов (аудиторских  фирм) по осуществлению вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, документов бухгалтерского учета, налоговых  деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов.

Аудитор – лицо, проверяющее состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период. Аудитор отличается от ревизора по своей сущности, по подходу к проверке документации, по взаимоотношениям с клиентом, по выводам, сделанным по результатам проверки и т.д1.

Понятие аудита значительно  шире таких понятий, как ревизия  и контроль. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, а также разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли, иными словами своеобразная экспертиза бизнеса.

Согласно Федеральному закону от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ "Об аудиторской  деятельности", основная цель аудита - выражения мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской отчетности аудируемых лиц и соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Аудитор выражает свое мнение о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности во всех существенных отношениях2.

Аудит ВЭД является частью аудиторской проверки. Он может иметь  самостоятельное значение, если предметом  договора является специальный аудит  ВЭД, или разделом общего аудита.

Необходимость независимой  проверки правильности отражения и  формирования бухгалтерских и налоговых  показателей связана с наличием достаточного количества специфических  особенностей ВЭД и наличием дополненных  рисков, среди которых можно выделить следующие3:

- коммерческий риск - организация может не получить прибыль, необходимую для развития бизнеса;

- валютный риск - изменение валютных курсов может существенно изменить результат от сделки;

- финансовый риск - невозможность своевременно и полно погасить долги кредиторам (поставщикам, банкам по полученным кредитам, займам и процентам по ним и др.);

- налоговый риск - неправильная организация налогового учета внешнеэкономической деятельности может привести к недоимкам по налогам и, как следствие, налоговым санкциям;

- риск неэффективности сделки, если произведенные организацией расходы превышают доходы, полученные от сделки;

- риск искажения данных бухгалтерского учета и отчетности, так как учет ВЭД имеет много особенностей, которые усложняют его ведение и составления финансовой (бухгалтерской) отчетности и т.д.

Содержание и направление  аудита экспортно-импортных операций включает в себя расширенный спектр задач, определяющих целевую направленность проверки. Поэтому от аудитора требуется  наличие специальных знаний в  области международного, гражданского, валютного, таможенного и налогового законодательства.

Специфика внешнеэкономических  операций заключается в том, что  участники сделки (таможенные органы, банки) одновременно являются и контролирующими  органами.

С одной стороны, результаты этих видов контроля (валютного, таможенного) могут служить для аудитора источниками информации об имевших место отклонениях, нарушениях при ведении ВЭД. С другой стороны, этой информации недостаточно для получения объективных и достаточных доказательств достоверности отражения валютных операций в бухгалтерском учете, их законности и эффективности.

Вывоз за границу товаров  для реализации их за пределами РФ, без обязательств об обратном ввозе, называется экспортом товаров. Экспорт  фиксируется таможенными органами в момент пересечения товаров  государственной границы РФ и оформляется документами, в соответствии с действующим законодательством.

 Учет экспортных операций  – не простая задача для  бухгалтера, которую он вынужден  решать в условиях постоянно  меняющегося законодательства. Правоотношения, связанные с вывозом товаров  из РФ, в настоящее время регулируются положениями Федерального Закона от 27.11.2010г. №311-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ». Так же, Межгосударственным советом Евразийского экономического сообщества 27.11.2009 г., Решением №17 был принят Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза. Сторонами этого договора являются Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация. Именно Таможенным кодексом ТС определяется содержание таможенной процедуры экспорта4.

 Налогообложение экспортных  операций регулируется Налоговым  кодексом и имеет множество  особенностей и нюансов. В 2011 году были внесены очередные  изменения в НК РФ, коснувшиеся,  в том числе, налогообложения  экспортных операций в части  НДС.

Целью моей курсовой работы является рассмотрение общего процесса и выявление трудностей в проведении программы аудита экспортных операций, совершаемых предприятиями.

 Для достижения данной цели при написании этой работы необходимо выявить следующие задачи:

- выявить значение, задачи и информационное обеспечение аудита;

-рассмотреть общие положения действующего законодательства, регламентирующие операции по экспорту товаров;

- определить основные  задачи аудита экспортных операций;

- рассмотреть порядок  проведения аудиторской проверки  экспортных операций;

- провести  программу  аудита экспортных операций на  примере аудита компании ООО «Коломбос»;

- сделать аудиторское  заключение.

 

ГЛАВА 1.ЗНАЧЕНИЕ, ЗАДАЧИ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ АУДИТА

 

 

Многие российские компании становятся активными участниками  внешней торговли, поэтому аудит  внешнеэкономической деятельности (ВЭД) становится востребованной услугой. Однако не всем удается проводить  внешнеторговые операции одинаково  успешно, главным образом, из-за отсутствия опыта самостоятельной работы на внешнем рынке. Кроме того, сложное  законодательство, регулирующее внешнеэкономическую  деятельность организаций, не всегда однозначно трактует отдельные хозяйственные  ситуации, что также негативно  сказывается на результативности внешнеторговых операций. Поэтому у российских бухгалтеров  возникают определенные трудности  при отражении в учете данных хозяйственных операций. Аудит внешнеэкономической  деятельности (ВЭД) имеет определенные особенности, влияющие на порядок отражения  данной деятельности в бухгалтерском  учете.

Аудит ВЭД может быть связан с планами руководства предприятия, связанными с укрупнением, реорганизацией или расширением внешнеторговой деятельности. Также причинами проведения аудиторской проверки внешнеторговой деятельности компании могут быть: высокие расходы на транспорт  и логистику; высокие расходы  на содержание службы ВЭД; завышенные затраты на таможенное оформление грузов; потребность в оценке деятельности сотрудников компании и их профессионализма; потребность в анализе экономических  отношений с зарубежными партнерами/поставщиками/потребителями  продукции.

Основная цель аудита внешнеэкономической  деятельности - выражение мнения о достоверности бухгалтерского учета, его рациональности и эффективности в сфере экспортных, импортных и валютных операций, о соответствии порядка их ведения Российскому законодательству и международным стандартам; оценка надежности и эффективности системы внутреннего контроля на предприятии5.

Одна из характерных особенностей внешнеэкономической деятельности состоит в том, что участниками  внешнеэкономических операций являются таможенные органы и банки, которые  также осуществляют валютный и таможенный контроль, что влечет за собой необходимость  применения в ходе аудита большего числа нормативных актов в  области валютного и таможенного  регулирования. Следует заметить, что  согласно Федеральному закону N 307-ФЗ аудит  не подменяет контроля за достоверностью бухгалтерской (финансовой) отчетности, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченными государственными органами и органами местного самоуправления. Пользователями результатов аудиторских  проверок являются инвесторы и собственники бизнеса, в то время как таможенный и валютный контроль направлен на соблюдение интересов государства.

Большинство специалистов считает, что аудит внешнеэкономической  деятельности должен ориентироваться  в основном на контроль за соблюдением  условий экспортных, импортных или  финансовых контрактов, заключенных  с иностранными партнерами, что, по их мнению, позволяет оценить обоснованность и законность выполнения внешнеэкономических  контрактов, достоверность и полноту  их отражения в бухгалтерском  учете и финансовой отчетности. Но поскольку в принятых формах бухгалтерской  отчетности российских организаций  информация о внешнеэкономической  деятельности отдельно не выделяется, это создает реальные трудности для иностранных партнеров и внешних пользователей при использовании такой отчетности.

Существует ряд особенностей, которые в той или иной степени  могут повлиять на порядок отражения  данных торговых операций в бухгалтерском  учете6:

- большие расстояния между поставщиком и получателем, большая и длительность по времени осуществления операций по экспорту и импорту товара, что влечет за собой повышение кредитных рисков и сбоев в сроках исполнения контрактов;

- пересечение товаром таможенной границы Российской Федерации;

- расчеты по поставкам в иностранной валюте, курс которой подвержен изменениям, в результате чего появляется новый вид коммерческого риска - валютный;

- сопряженность продвижения товара от продавца к покупателю с большими затратами, которые несут оба участника внешнеэкономической сделки;

-   наличие большого числа мест возникновения затрат;

- различия в законодательных и нормативных актах стран, что приводит к увеличению налогового бремени.

Каждая из перечисленных  особенностей в той или иной степени  влияет на порядок отражения результатов  указанной деятельности в бухгалтерском  учете и на возможные налоговые  риски.

Под налоговыми рисками здесь  понимаются налоговые последствия, вызванные несоблюдением российской организацией норм законодательства о  налогах и сборах при исполнении ею обязательств по внешнеэкономическому договору.

Указанные последствия могут  проявиться7:

-   в непризнании обоснованности применения налоговой ставки 0% по НДС;

-  в несвоевременном принятии к вычету сумм НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для осуществления экспортных операций;

- в непризнании экономической обоснованности расходов, понесенных организацией при исполнении контракта.

Формирование аудитором  мнения о достоверности экспортных операций и их законности должно основываться на сравнении фактического состояния  учета и отчетности с нормами  действующего законодательства и принципами бухгалтерского учета при отражении  операций по экспорту материальных и  ценностей.

Укажем основные нормативные  акты, регламентирующие порядок бухгалтерского учета по экспортным торговым операциям8:

1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.

2.Налоговый кодекс РФ, часть первая и вторая.

3.Таможенный кодекс таможенного союза.

4.Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденной Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н.

5.Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 № 129 – ФЗ.

6.Федеральные законы: "О валютном регулировании и валютном контроле" (№ 173 ФЗ от 10.12.2003), "О таможенном тарифе" (Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1, ред. от 28.06.2009), "Об основах государственном регулировании внешнеторговой деятельности" (№ 164-ФЗ от 08.12.2003г.).

7.План счетов бухгалтерского учета и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (Приказ Минфина России от 31.10.200 № 94н).

8.Положение по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000 (Приказ Минфина РФ от 10.01.2000 № 2н).

9.Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (Приказ Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н).

10.Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99 (Приказ Минфина РФ от 06.07.99 № 43н).

Информация о работе Аудит экспортных операций