Анализ выручки от реализации товаров, работ, услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 00:40, контрольная работа

Описание работы

Поэтому цель данной курсовой работы – рассмотреть, понятие «Выручка от продаж» и представить методику анализа выручки от реализации товаров, работ, услуг на предприятии и выяснить, какие показатели влияют на эту характеристику финансового состояния предприятия.

Работа содержит 1 файл

Анализ выручки от реализации.doc

— 351.50 Кб (Скачать)

Как уже было сказано, на выручку от реализации работ, товаров, услуг влияют следующие факторы:

                  объем реализации продукции (VРП);

                  ее структуры (УДi);

                  себестоимости (Сi);

                  уровня среднереализационных цен (Цi).

Расчет влияния этих факторов на сумму выручки можно выполнить способом цепных подстановок.

Способ цепных подстановок заключается в определении ряда промежуточных значений обобщающего показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Данный способ основан на элиминировании. Элиминировать – значит устранить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходя из того, что все факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор, а все остальные остаются без изменения. потом изменяются два при неизменности остальных и т.д.

В общем виде применение способа цепных постановок можно описать следующим образом:

 

(13)

 

где a0, b0, c0 – базисные значения факторов, оказывающих влияние на обобщающий показатель у;

a1, b1, c1 – фактические значения факторов;

ya, yb, – промежуточные изменения результирующего показателя, связанного с изменением факторов а, b, соответственно.

Общее изменение D у=у1-у0 складывается из суммы изменений результирующего показателя за счет изменения каждого фактора при фиксированных значениях остальных факторов:

 

(14)

 

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 млн. руб. (19296–17900), или на 7,8%.

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализованной продукции:

П (vрп, уд) = 18278 – 17900 = +378 млн. руб.

 

Таблица 1.1. Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.

Показатель

План

План, пересчитанный на фактический объем продаж

Факт

1.

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР)

95250

96600

99935

2.

Полная себестоимость реализованной продукции (ПС)

77350

78322

80639

3.

Прибыль от реализации продукции (П)

17900

18278

192%


 

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости, или в условно-натуральном исчислении (157600 туб: 159000 туб * 100–100 = –0,88%) и результат разделить на 100:

Пvрп = 17900 * (–0,88%) / 100 = –158 млн. руб.

Затем можно определить влияние структурного фактора (из первого результата нужно вычесть второй):

Пуд = 378 – (–158) = + 536 млн. руб.

Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:

Пс = 78322 – 80639 = –2317 млн. руб.

Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продукцию устанавливается сопоставлением фактической выручки с условной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:

Пц = 99935 – 96600 = +3335 млн. руб.

Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (табл. 2).

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продукция неоднородна по своему составу), для чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:

 

(1)

 

Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,88% и составить 17742 млн руб. (17900 * 99,12%/100).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

 

(VРПфi * Цплi) – (VРПфi * Сплi).

 

Прибыль при таких условиях составит 18278 млн. руб. (96600–78322).

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

 

(VРПфi * Цфi) – (VРПфi * Сплi).

 

Сумма прибыли в данном случае получится 21613 млн. руб. (99935–78322).

По данным табл. 2 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.

 


Таблица 1.2. Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции

Показатель

Условия расчета

 

 

Порядок расчета

Сумма прибыли, млн руб.

 

объем реализации

структура товарной продукции

 

цена

себестоимость

1.

План

План

План

План

План

ВРпл – ПСпл

17900

2.

Усл1

Факт

План

План

План

Ппл * Крп

17742

3.

Усл2

Факт

Факт

План

План

ВРусл – Псусл

18278

4.

УслЗ

Факт

Факт

Факт

План

ВРф – Псусл

21613

5.

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

ВРф – ПСф

19296


выручка финансовый реализация анализ

Изменение суммы прибыли за счет:

                  объема реализации продукции:

 

Пvрп = Пусл1 – Ппл = 17742 – 17900 = –158 млн. руб.;

 

                  структуры товарной продукции:

 

Пстр = Пусл2 – Пусл1 = 18278 – 17742 = +536 млн. руб.;

 

                  средних цен реализации:

 

Пцен = ПуслЗ – Пусл2 = 21613 – 18278 = +3335 млн. руб.;

 

                  себестоимости реализованной продукции:

 

Пс = Пф-Пусл3 = 19296 – 21613 = –2317 млн. руб.


Итого: +1396 млн руб.

Результаты расчетов показывают, что план прибыли перевыполнен в основном за счет увеличения среднереализационных цен. Изменение структуры товарной продукции также способствовало увеличению суммы прибыли на 536 млн. руб., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 млн. руб., и за счет сокращения объема продаж – на 158 млн. руб.

Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли (табл. 3) можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:

 

(2)

 

где П1пл, – сумма прибыли на единицу продукции;

VРПобщ.ф – фактический общий объем реализованной продукции в условно-натуральном выражении;

УДi – удельный вес i-го вида продукции в общем объеме реализации, %.

 

Таблица 1.3. Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации

Вид продукции

Объем

реализации в условно-натуральном измерении,

тыс. руб.

Структура товарной продукции, %

Плановая прибыль на 1 туб, тыс. руб.

Изменение

прибыли в среднем на 1 туб, тыс. руб.

 

план

факт

план

факт

+,–

1.

2.

3.

4.

A

B

C

D

57000 56000 27000 19000

48500 53000 30500 25600

35,85 35,22 16,98 11,95

30,77 33,63 19,35 16,25

–5,08

–1,59 +2,37 +4,30

100

100

130

162,6

–5,08

–1,59

+3,08

+6,99

5.

Всего

159000

157600

100,00

100,00

112,58

+3,40


 


В связи с увеличением удельного веса изделия С и D, которые имеют более высокий уровень прибыли на единицу продукции, средняя величина последней повысилась на 3,4 тыс. руб., а сумма прибыли – на 536 млн. руб. (3,4 тыс. руб.* 157500 туб), что соответствует предыдущим расчетам.

Анализ уровня среднереализационных цен

Среднереализационная цена единицы продукции рассчитывается путем деления выручки от реализации соответствующего изделия на объем его продаж. На изменение ее уровня оказывают влияние следующие факторы: качество реализуемой продукции, рынки сбыта, конъюнктура рынка, инфляционные процессы.

Качество товарной продукции – один из основных факторов, от которого зависит уровень средней цены реализации. За более высокое качество продукции устанавливаются более высокие цены и наоборот.

Изменение среднего уровня цены изделия за счет его качества (Цкач) можно определить следующим образом:

 

(3)

 

где Цн и Цп – соответственно цена изделия нового и прежнего качества;

VРПн – объем реализации продукции нового качества;

VРПобщ – общий объем реализованной продукции 1-го вида за отчетный период.

Расчет влияния сортности продукции на изменение средней цены можно выполнить двумя способами.

В основу первого положен принцип цепных подстановок: сравнивается сумма выручки за общий объем фактически реализованной продукции при ее фактическом и плановом сортовом составе (табл. 4). Если полученную разность разделить на общее количество фактически реализованной продукции, узнаем, как изменилась средняя цена за счет ее качества.

Этот расчет можно представить в виде формулы

 

ВРусл1 = (VРПобщ.ф * Удфi) * Цiпл

ВРусл2 = (VРПобщ.ф * Удплi) * Цiпл

+3,75 тыс. руб. (4)

 

В основу второго способа расчета положен прием абсолютных разниц: отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножаем на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта, результаты суммируем и делим на 100:

Полученные данные свидетельствуют о том, что за счет повышения удельного веса продукции I и уменьшения II сорта выручка от ее реализации увеличилась на 114375 тыс. руб. (22 531 875–22 417 500), а средняя цена 1 туб – на 3,75 тыс. руб.

 

Таблица 1.4. Расчет влияния качества изделия С на его среднюю цену реализации

Сорт продукции

Цена за туб, тыс. руб.

Объем реализации, туб

Удельный вес cортов, %

Фактический объем продаж при плановой сортности, туб

Выручка от продаж, тыс. руб.

 

план

факт

план

факт

+,–

При фактической сортности

При плановой сортности

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

I

750

21600

25925

80

85

+5

24400

19443750

18300000

2.

II

675

5400

4575

20

15

–5

6100

3088125

4117500

3.

Всего

27000

30500

100

100

30500

22531875

22417500

Информация о работе Анализ выручки от реализации товаров, работ, услуг