Анализ внешней и внутренней среды организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть теоретические аспекты анализа внешней и внутренней среды и практический аспект – сделать анализ внешней и внутренней среды общества с ограниченной ответственностью «Инжет».

Содержание

Введение........................................................................................................................3
Глава 1. Теоретические аспекты анализа внутренней и внешней среды................5
1.1. Анализ внутренней и внешней среды..................................................................5
1.2. Методы анализа внутренней среды организации...............................................8
1.3. Методы анализа внешней среды организации.........................................11
Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Инжет»..............................15
2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.....................15
2.2. Анализ внешней среды ООО «Инжет».............................................................19
2.3. Стратегический анализ внутренней среды.......................................................24
Глава 3. Предложения и рекомендации по стратегическому анализу...................30
3.1. Разработка мероприятий по реализации стратегических решений.................30
3.2. Экономическое обоснование стратегических решений……………32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....39

Работа содержит 1 файл

Анализ внешней и внутренней среды организации.doc

— 278.50 Кб (Скачать)

      Федеральное агентство по образованию

      Всероссийский заочный финансово-экономический  институт  
 
 
 
 
 
 

      КУРСОВАЯ  РАБОТА

 по  дисциплине: «Стратегический менеджмент»

 на  тему:

      «Анализ внешней  и внутренней среды организации» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                    

                     г.Уфа-2010 г

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение........................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические аспекты анализа  внутренней и внешней среды................5

1.1. Анализ  внутренней и внешней среды..................................................................5

1.2. Методы  анализа внутренней среды организации...............................................8

    1. Методы анализа внешней среды организации.........................................11

Глава 2. Анализ внешней и внутренней среды ООО «Инжет»..............................15

2.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия.....................15

2.2. Анализ  внешней среды ООО «Инжет».............................................................19

2.3. Стратегический  анализ внутренней среды.......................................................24

Глава 3. Предложения и рекомендации по стратегическому анализу...................30

3.1. Разработка мероприятий по реализации стратегических решений.................30

3.2. Экономическое  обоснование стратегических решений……………32

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………....36

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………....39 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

        ВВЕДЕНИЕ 

    Любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление.

    Проблема  взаимоотношения организации и  среды в науке стала рассматриваться  впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Однако в менеджменте значение внешней среды для организаций было осознано только в 60-е годы в условиях усиления динамизма ее факторов и нарастания кризисных явлений в экономике. Это послужило отправной точкой для интенсивного использования системного подхода в теории и практике управления, с позиций которого любая организация стала рассматриваться как открытая система, взаимодействующая с внешней средой. Дальнейшее развитие данной концепции привело к возникновению ситуационного подхода, согласно ему выбор метода управления зависит от конкретной ситуации, характеризуемой в значительной мере определенными внешними переменными.

    Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

    Для того чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

    Первоначальная  внешняя среда организации рассматривалась  как заданные условия деятельности, неподконтрольные руководству. В настоящее  время приоритетной является точка  зрения о том, что для того, чтобы  выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды. 

    Цель  данной курсовой работы рассмотреть  теоретические аспекты анализа  внешней и внутренней среды и практический аспект – сделать анализ внешней и внутренней среды общества с ограниченной ответственностью «Инжет». 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Теоретические  аспекты анализа  внутренней и внешней  среды.

1.1. Анализ внутренней  и внешней среды 

    Внутренняя среда организации – это ситуационные факторы внутри организации. Менеджер формирует и изменяет, когда это необходимо, внутреннюю среду организации, представляющую собой органичное сочетание ее внутренних переменных. Управленческий механизм ориентирован на достижение оптимального взаимодействия всех уровней управления и функциональных областей  для наиболее эффективного достижения намеченных целей. Основные переменные в самой организации, которые требуют внимания руководства, это цели, структура, задачи, технология и люди. [17]

      Цели - конкретные, конечные состояния  или желаемый результат, которого  стремится добиться группа, работая  вместе. Цели разрабатываются руководством  фирмы и доводятся до сведения  управляющих всех уровней, которые  в процессе координации совместной деятельности используют разнообразные средства и методы для их достижения.

    Структура организации представляет собой  логическое взаимоотношение уровней  управления и функциональных областей, направленное на установление четких взаимосвязей между отдельными подразделениями фирмы, распределение между ними прав и ответственности, построенных в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. В ней реализуются различные требования к совершенствованию системы управления, находящие выражение в тех или иных принципах управления.

    Задачи - определенная работа, серия работ, которая должна быть выполнена заранее  установленным способом в заранее  определенные сроки. Задачи непрерывно усложняются по мере роста масштабов  производства, требующего обеспечения все возрастающими объемами ресурсов – материальных, финансовых, трудовых и др. Взаимосвязь основных внутренних сфер деятельности фирмы иллюстрируется на рис.1 

Рис. 1. Внутренняя среда  фирмы

          Анализ внутренней среды является необходимой предпосылкой принятия управленческих решений. Экономическая информация – это конкретное выражение происходящих внутри фирмы процессов. Без такой информации и ее анализа невозможно эффективное функционирование и развитие производственно-сбытовой деятельности фирмы.[3]

    Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих  субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий  и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда зависит от внешних и внутренних факторов влияния.[8]

    Один  из основных “инструментов” менеджмента - системный подход - предписывает истоки проблем, возникающих в работе организации, искать в первую очередь за ее пределами, во внешней среде. И действительно, многие “внутренние” проблемы наших предприятий вызываются “внешними” причинами - несовершенством законодательства, противоречивостью макроэкономических процессов, ненадежностью партнеров, недоверчивостью клиентов, агрессивностью конкурентов. Сложность внешней среды - число факторов, на которые организация обязана реагировать. Классификация факторов внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации можно предложить следующую:

  • Характер и состояние рыночных отношений
  • Хозяйственные факторы фирмы
  • Регулирование предпринимательской деятельности
  • Общеэкономические
  • Общеполитические

    Первые  две категории факторов относятся  к факторам прямого воздействия, последние три – к факторам косвенного воздействия. Внешнюю среду  можно охарактеризовать следующими качествами: взаимосвязанность факторов; сложность; подвижность; неопределенность.  Анализ внешней среды требует  внимания со стороны менеджеров, поэтому он осуществляется на основе изучения большого объема информации и требует конкретизации для принятия правильных и своевременных решений. Анализ внешней среды - процесс, предназначенный для контроля внешних факторов с целью определения перспективных возможностей организации и грозящих ей опасностей. 

    Рис.2 Внешняя среда  организации

    Внешнюю среду подразделяют на:

    - микросреду - среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг), торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании;

    макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую экологическую, политическую и международную среду.[6]

    1.2. Методы анализа  внутренней среды  организации. 

    Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды).

  • Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
  • Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
  • Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

    Для проведения анализ необходимо:

  • Определить основное направление развития предприятия (его миссию)
  • Взвесить силы и оценить рыночную ситуацию, чтобы понять, возможно ли двигаться в указанном направлении и каким образом это лучше сделать (SWOT-анализ);
  • Поставить перед предприятием цели, учитывая его реальные возможности (определение стратегических целей предприятия)
 

    Рис. 3. Последовательность действий для проведения SWOT-анализа 

    Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие ячейки матрицы необходимо занести сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности и угрозы.

    Сильные стороны предприятия — то, в чем оно преуспело или какая-то особенность, предоставляющая дополнительные возможности. Сила может заключаться в опыте, доступе к уникальным ресурсам, наличии передовой технологии и современного оборудования, высокой квалификации персонала,  качестве выпускаемой продукции, известности торговой марки и т.п.[2]

    Слабые  стороны предприятия — это отсутствие чего-то важного для функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. В качестве примера слабых сторон можно привести слишком узкий ассортимент выпускаемых товаров, плохую репутацию компании на рынке, недостаток финансирования, низкий уровень сервиса и т.п.

Информация о работе Анализ внешней и внутренней среды организации