Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:34, реферат
Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ анализа хозяйственной деятельности предприятий и расчет основных технико-экономических показателей деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
В современных
условиях, когда финансовое положение
предприятий зависит от огромного
числа взаимосвязанных
Важная
роль в реализации этой задачи отводится
анализу хозяйственной
Актуальность
темы определяется важностью анализа
для предприятия, так как он дает
точную оценку дел на предприятии
и является основой для принятия
управленческих решений, а ведь главной
целью производственного
Целью данной
курсовой работы является изучение теоретических
основ анализа хозяйственной
деятельности предприятий и расчет
основных технико-экономических
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
Теоретической
и методической базой для написания
работы послужили материалы
Объем производства и объем реализации продукции являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем продаж. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.
Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:
1. анализ
формирования и выполнения
2. анализ качества продукции;
3. анализ ритмичности производства;
4. анализ
выполнения договорных
Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета абсолютных показателей динамики, а также базисных и цепных темпов роста.
Годовой абсолютный прирост первого года = ТП по плану (ТП фактически) – ТП базового года
Годовой абсолютный прирост второго года = ТП по плану (ТП фактически) – ТП фактически 1-го года
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия. Поэтому анализ данных показателей имеет большое значение.
Темп роста ТП первого года = ;
Темп роста ТП второго года = ;
Темп роста ТП нарастающим итогом с первого года =
Товарная продукция (ТП) – это объем всей произведенной предприятием за определенный период (чаше всего за год) конечной продукции, исчисленный в денежном выражении.
Таблица 1
Показатели |
Базовый год, фактически |
По годам | |||
Первый год (соотчетный) |
Второй год (отчетный) | ||||
план |
факт |
план |
факт | ||
1. Товарная продукции, т.р. |
11622 |
10440 |
10440 |
7302 |
9562 |
2. Выполнение плана, % |
- |
- |
100,00 |
- |
9562/7302 =130,95 |
3.
Годовой абсолютный прирост, т. |
- |
10440-11622 =-1182 |
-1182 |
7302-10440 =-3138 |
9562-10440 =-878 |
4. Темп роста ТП по годам, % |
100 |
10440/11622 *100=89,83 |
89,83 |
7302/10440 *100=69,94 |
9562/10440 *100=91,59 |
5. Темп роста ТП нарастающим итогом с первого года, % |
100 |
- |
- |
7302/11622 *100=62,83 |
9562/11622 *100=82,27 |
Вывод: из данных таблицы видно, что в доотчетном году план выполнен на 100% в сумме 10440 т.р. В отчетном году планировалось выпустить товарную продукцию на 30% меньше (100-69,94) на сумму 7302 т.р., фактически выпустили на 9562 т.р., выполнение плана в очетном году составило 130,95%, то есть план перевыполнен на 30,95%.
Годовой абсолютный прирост в доотчетном году по плану и факту составил -1182 т.р. В отчетном году прирост по плану он составил -3138 т.р., фактически получили -878 т.р. Темп роста в доотчетном году составил 89,83%. В отчетном году темп роста по плану 69,94%, а фактически составил 91,59%. Темп роста нарастающим итогом по плану 62,83%, фактически он составил 89,27%, то есть план был не перевыполнен.
Данные факты свидетельствуют об увеличении объемов выпуска продукции по сравнению с планом, что является положительной тенденцией, несмотря на запланированное сокращение по сравнению с базовым периодом.
Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.
Номенклатура
– перечень наименований изделий
и их кодов, установленных для
соответствующих видов
Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.
Оценка выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и фактического выпуска продукции по основным видам, включенным в номенклатуру. Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:
ВПа = ВПn: ВП0 х 100%,
где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %; ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВП0 - плановый выпуск продукции.
При этом изделия, выпускаемые сверх плана или не предусмотренные планом, в расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в том случае, если выполнено задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.
Примеры
недовыполнения плана по ассортименту
могут быть внешние (изменение конъюнктуры
рынка, спроса на отдельные виды продукции,
несвоевременный ввод производственных
мощностей предприятия по независимым
от него причинам) и внутренние (недостатки
в системе организации и
Фактический выпуск продукции при плановой структуре рассчитывается:
ВП факт в план стр = å ВП факт х УД план i / 100%
где å ВП факт - общая сумма фактического выпуска продукции,
УД план i - плановый удельный вес каждого изделия.
Чтобы определить объем выпуска, засчитываемый в выполнение плана по структуре необходимо сравнить колонки: «объем ТП по факту» и «фактический выпуск в плановой структуре». В зачет берется наименьшее значение по каждому виду продукции.
Таблица 2
Вид продукции |
Объем ТП, т.р. |
Изменения |
Структура, % |
Засчитывается в выполнение плана по ассортименту, т.р. |
Фактический выпуск в плановой структуре, т.р. |
Засчитывается в выполнение плана по структуре, т.р. | ||||
Факт |
План |
В объеме |
В структуре, % |
факт |
план | |||||
Т.р. |
% | |||||||||
Изделие 1 |
0 |
8540,2 |
0-8540,2 =-8540,2 |
- |
-6,45 |
0,00 |
8540,2/132364 *100=6,45 |
0 |
147132*6,45 /100=9493,0 |
0 |
Изделие 2 |
27027,9 |
0 |
27027,9 |
- |
+18,37 |
27027,9/147132 *100=18,37 |
0,00 |
27027,9 |
0,0 |
0 |
Изделие 3 |
73657,3 |
64230,5 |
73657,3-64230,5 =9426,8 |
73657,3/64230,5 *100-100=14,68 |
50,06-48,53 =+1,54 |
50,06 |
48,53 |
64230,5 |
147132*48,53 /100=71396,8 |
71396,8 |
Изделие 4 |
15549,1 |
26502,3 |
-10953,2 |
-41,33 |
-9,45 |
10,57 |
20,02 |
15549,1 |
29459,2 |
15549,1 |
Товары народного потребления |
22145,8 |
17851,2 |
4294,6 |
24,06 |
+1,57 |
15,05 |
13,49 |
17851,2 |
19842,9 |
19842,9 |
Нестандартное оборудование |
428,1 |
652,5 |
-224,4 |
-34,39 |
-0,20 |
0,29 |
0,49 |
428,1 |
725,3 |
428,1 |
Кап. Ремонт оборудования |
8323,8 |
14587,3 |
-6263,5 |
-42,94 |
-5,36 |
5,66 |
11,02 |
8323,8 |
16214,8 |
8323,8 |
Итого |
147132 |
132364 |
14768 |
11,16 |
- |
100,00 |
100,00 |
133410,60 |
147132,00 |
115540,70 |
Рассчитаем процент выполнения плана по выпуску продукции с учетом ассортимента и структурных сдвигов. Процент выполнения плана методом среднего процента по ассортименту составил:
133410,6 / 132364 * 100% = 100,79%.
Выполнение плана по структуре составляет:
115540,7/147132 *100% = 78,53%
Вывод: запланированный объем выпуска изделия 1 не был выполнен – 100% невыполнение плана; изделие 2 – наоборот, не было запланировано к выпуску, но объем по факту составил 27027,9 т.р.; план по изделию 3 перевыполнен на 9426,8 т.р. (или на 14,68%); планируемый объем товарной продукции изделия 4 не выполнен на 41,33%, отклонение составляет – 10953,2. Объем товаров народного потребления был перевыполнен на 24,06% или 4294,6 т.р.; объем нестандартного оборудования уменьшился по фактическому выпуску на 224,4 т.р. (или на 34,39%); объем капитального ремонта тоже уменьшился на 42,94% и составил на 6263,5 т.р. меньше чем планировалось. Всего планируемый объем выпуска продукции увеличился на 14768 т.р. или на 11,16% от плана.
Произошли изменения и в структуре: объем выпуска изделия 1 по структуре сократился на 6,45%. Наибольшее увеличение плана по структуре наблюдается в выпуске изделия 2 - увеличился на 18,37%; изделия 3 – увеличился на 1,54%; изделия 4 снизился на 9,45%. Объем товаров народного потребления по структуре возрос на 1,57%; объем нестандартного оборудования сократился на 0,2%; объем капитального ремонта снизился на 5,36%..
С учетом факторов ассортимента план по выпуску продукции выполнен. Незначительное перевыполнило плана по ассортименту составляет 0,79%. Выполнение плана по выпуску продукции, с учетом структурных сдвигов составляет 78,53% в стоимостном выражении, следовательно, недовыполнение плана составляет 21,47%=100-78,53.
Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.
Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества. К обобщающим показателям качества относят: