Анализ результатов хозяйственной и финансовой деятельности промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 10:34, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ анализа хозяйственной деятельности предприятий и расчет основных технико-экономических показателей деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

Работа содержит 1 файл

Курсовая Введение и 1 глава.docx

— 92.57 Кб (Скачать)

Введение

 

В современных  условиях, когда финансовое положение  предприятий зависит от огромного  числа взаимосвязанных факторов, а изменения условий хозяйствования происходят всё чаще, для поддержания  стабильного состояния и дальнейшего  развития современным предприятиям необходимо постоянно совершенствовать свою деятельность.

Важная  роль в реализации этой задачи отводится  анализу хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования. С его  помощью вырабатывается стратегия  и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности предприятия, его отдельных подразделений и работников.

Актуальность  темы определяется важностью анализа  для предприятия, так как он дает точную оценку дел на предприятии  и является основой для принятия управленческих решений, а ведь главной  целью производственного предприятия  в современных условиях является получение максимальной прибыли, что  невозможно без эффективного управления.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических  основ анализа хозяйственной  деятельности предприятий и расчет основных технико-экономических показателей  деятельности предприятия.

В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:

  • показать умение использовать данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
  • на основе данных об объеме производства и реализации продукции определить степень выполнения плановых показателей, проанализировать их динамику;
  • выявить факторы, повлиявшие на изменения объема производства;
  • предложить мероприятия по повышению эффективности производства;
  • выявить факторы увеличения объема выпуска в результате более эффективного использования материальных ресурсов.

Теоретической и методической базой для написания  работы послужили материалы периодических  изданий и труды ученых-экономистов  в области отечественной и  зарубежной теории и практики бухгалтерского учета и экономического анализа, таких как Савицкая Г.В., Шеремет А.Д., Любушин Н.П., Лысенко Д.В., а также методические рекомендации по выполнению курсовой работы по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» и финансовая отчетность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Анализ результатов хозяйственной  и финансовой деятельности промышленного предприятия

    1. Анализ производства и реализации продукции

 

  1. Определить динамику товарной продукции по годам нарастающим итогом. Дать оценку напряженности плана, исходя из анализа динамики объема продукции. Заполнить таблицу 1.

Объем производства и объем реализации продукции  являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного  спроса приоритет отдается объему производства продукции, который определяет объем  продаж. Но по мере насыщения рынка  и усиления конкуренции не производство определяет объем продаж, а, наоборот, возможный объем продаж является основой разработки производственной программы. Предприятие должно производить  только те товары и в таком объеме, которые оно может реализовать.

Анализ  работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска  продукции, который предполагает следующие  этапы:

1. анализ  формирования и выполнения производственной  программы: анализ объема продукции;  анализ ассортимента продукции;  анализ структуры продукции;

2. анализ  качества продукции;

3. анализ  ритмичности производства;

4. анализ  выполнения договорных обязательств  и реализации продукции.

Анализ  объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета абсолютных показателей  динамики, а также базисных и цепных темпов роста.

 

 

 

 

Годовой абсолютный прирост первого года = ТП по плану (ТП фактически) – ТП базового года

Годовой абсолютный прирост второго года = ТП по плану (ТП фактически) – ТП фактически 1-го года

Темпы роста  объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно  влияют на величину издержек, прибыль  и рентабельность предприятия. Поэтому  анализ данных показателей имеет  большое значение.

 

Темп  роста ТП первого года = ;

Темп  роста ТП второго года = ;

Темп  роста ТП нарастающим итогом с  первого года =

 

Товарная  продукция (ТП) – это объем всей произведенной предприятием за определенный период (чаше всего за год) конечной продукции, исчисленный в денежном выражении.

 

Таблица 1

Показатели 

Базовый год, фактически

По годам

Первый год (соотчетный)

Второй год (отчетный)

план

факт

план

факт

1. Товарная продукции, т.р.

11622

10440

10440

7302

9562

2. Выполнение плана, %

-

-

100,00

-

9562/7302

=130,95

3. Годовой абсолютный прирост, т.р.

-

10440-11622

=-1182

-1182

7302-10440

=-3138

9562-10440

=-878

4. Темп роста ТП по годам, %

100

10440/11622

*100=89,83

89,83

7302/10440

*100=69,94

9562/10440

*100=91,59

5. Темп роста ТП нарастающим  итогом с первого года, %

100

-

-

7302/11622

*100=62,83

9562/11622

*100=82,27


 

Вывод: из данных таблицы видно, что в доотчетном году план выполнен на 100% в сумме 10440 т.р. В отчетном году планировалось выпустить товарную продукцию на 30% меньше (100-69,94) на сумму 7302 т.р., фактически выпустили на 9562 т.р., выполнение плана в очетном году составило 130,95%, то есть план перевыполнен на 30,95%.

Годовой абсолютный прирост в доотчетном году по плану и факту составил -1182 т.р. В отчетном году прирост по плану он составил -3138 т.р., фактически получили -878 т.р. Темп роста в доотчетном году составил 89,83%. В отчетном году темп роста по плану 69,94%, а фактически составил 91,59%. Темп роста нарастающим итогом по плану 62,83%, фактически он составил 89,27%, то есть план был не перевыполнен.

Данные  факты свидетельствуют об увеличении объемов выпуска продукции по сравнению с планом, что является положительной тенденцией, несмотря на запланированное сокращение по сравнению  с базовым периодом.

  1. Проанализировать производство продукции основной номенклатуры в натуральном и стоимостном выражении (за отчетный период). Рассчитать выполнение плана по ассортименту. Определить изменение уровня специализации предприятия. Результаты анализа свести в аналитическую таблицу 2.

Необходимым элементом аналитической работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура  – перечень наименований изделий  и их кодов, установленных для  соответствующих видов продукции  в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент – перечень наименований продукции  с указанием объема ее выпуска  по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой  ассортимент.

Оценка  выполнения плана по номенклатуре основывается на сопоставлении планового и  фактического выпуска продукции  по основным видам, включенным в номенклатуру. Оценка выполнения плана по ассортименту может производиться:

  • по способу наименьшего процента;
  • по удельному весу в общем перечне наименований изделий, по которому выполнен план выпуска продукции (33,3%);
  • по способу среднего процента по формуле:

 

ВПа = ВПn: ВП0 х 100%,

 

где ВПа - выполнение плана по ассортименту, %; ВПn – сумма фактически выпускаемых изделий каждого вида, но не более их планового выпуска; ВП0 - плановый выпуск продукции.

При этом изделия, выпускаемые сверх плана  или не предусмотренные планом, в  расчет выполнения плана по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным только в  том случае, если выполнено задание  по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

Примеры недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры  рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым  от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое  состояние оборудования и пр.).

Фактический выпуск продукции при плановой структуре  рассчитывается:

 

ВП факт в план стр = å ВП факт х УД план i / 100%

 

где å ВП факт - общая сумма фактического выпуска продукции,

УД план i - плановый удельный вес каждого изделия.

Чтобы определить объем выпуска, засчитываемый в  выполнение плана по структуре необходимо сравнить колонки: «объем ТП по факту» и «фактический выпуск в плановой структуре». В зачет берется наименьшее значение по каждому виду продукции.

 

Таблица 2

 Вид продукции

Объем ТП, т.р.

Изменения

Структура, %

Засчитывается в выполнение плана  по ассортименту, т.р.

Фактический выпуск в плановой структуре, т.р.

Засчитывается в выполнение плана  по структуре, т.р.

Факт 

План 

В объеме

В структуре, %

факт 

план

Т.р.

%

Изделие 1

0

8540,2

0-8540,2

=-8540,2

-

-6,45

0,00

8540,2/132364

*100=6,45

0

147132*6,45

/100=9493,0

0

Изделие 2

27027,9

0

27027,9

-

+18,37

27027,9/147132

*100=18,37

0,00

27027,9

0,0

0

Изделие 3

73657,3

64230,5

73657,3-64230,5

=9426,8

73657,3/64230,5

*100-100=14,68

50,06-48,53

=+1,54

50,06

48,53

64230,5

147132*48,53

/100=71396,8

71396,8

Изделие 4

15549,1

26502,3

-10953,2

-41,33

-9,45

10,57

20,02

15549,1

29459,2

15549,1

Товары народного потребления

22145,8

17851,2

4294,6

24,06

+1,57

15,05

13,49

17851,2

19842,9

19842,9

Нестандартное оборудование

428,1

652,5

-224,4

-34,39

-0,20

0,29

0,49

428,1

725,3

428,1

Кап. Ремонт оборудования

8323,8

14587,3

-6263,5

-42,94

-5,36

5,66

11,02

8323,8

16214,8

8323,8

Итого

147132

132364

14768

11,16

-

100,00

100,00

133410,60

147132,00

115540,70


 

Рассчитаем  процент выполнения плана по выпуску  продукции с учетом ассортимента и структурных сдвигов. Процент  выполнения плана методом среднего процента по ассортименту составил:

133410,6 / 132364 * 100% = 100,79%.

Выполнение  плана по структуре составляет:

115540,7/147132 *100% = 78,53%

Вывод: запланированный  объем выпуска изделия 1 не был выполнен – 100% невыполнение плана; изделие 2 – наоборот, не было запланировано к выпуску, но объем по факту составил 27027,9 т.р.; план по изделию 3 перевыполнен на 9426,8 т.р. (или на 14,68%); планируемый объем товарной продукции изделия 4 не выполнен на 41,33%, отклонение составляет – 10953,2. Объем товаров народного потребления был перевыполнен на 24,06% или 4294,6 т.р.; объем нестандартного оборудования уменьшился по фактическому выпуску на 224,4 т.р. (или на 34,39%); объем капитального ремонта тоже уменьшился на 42,94% и составил на 6263,5 т.р. меньше чем планировалось. Всего планируемый объем выпуска продукции увеличился на 14768 т.р. или на 11,16% от плана.

Произошли изменения и в структуре: объем  выпуска изделия 1 по структуре сократился на 6,45%. Наибольшее увеличение плана по структуре наблюдается в выпуске изделия 2 - увеличился на 18,37%; изделия 3 – увеличился на 1,54%; изделия 4 снизился на 9,45%. Объем товаров народного потребления по структуре возрос на 1,57%; объем нестандартного оборудования сократился на 0,2%; объем капитального ремонта снизился на 5,36%..

С учетом факторов ассортимента план по выпуску  продукции выполнен. Незначительное перевыполнило плана по ассортименту составляет 0,79%. Выполнение плана по выпуску продукции, с учетом структурных сдвигов составляет 78,53% в стоимостном выражении, следовательно, недовыполнение плана составляет 21,47%=100-78,53.

  1. Дать оценку деятельности предприятия по улучшению качества и технического уровня продукции. Изучить динамику объема и удельного веса продукции высшего качества. Охарактеризовать влияние изменения качества на основные показатели деятельности предприятия. Показатели свести в таблице 3.

Качество  продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные  показатели качества. К обобщающим показателям качества относят:

  • удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска;
  • удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;
  • удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны;
  • удельный вес аттестованной продукции.

Информация о работе Анализ результатов хозяйственной и финансовой деятельности промышленного предприятия