Анализ производства и реализации продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:09, курсовая работа

Описание работы

Основной задачей промышленных предприятий является наиболее полное обеспечение спроса населения высококачественной продукцией. Темпы роста объема производственной продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Объем производства и реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) – это основные показатели, характеризующие деятельность предприятия. Объем реализации крайне важен для установления нормированных статей затрат – расходов на рекламу, представительских расходов, а также для исчисления целого ряда налогов.

Содержание

1. Введение
2. Методика анализа производства и реализации продукции
2.1. условно-натуральные показатели
2.2. показатели трудозатрат
2.3. метод сложения
2.4. метод умножения
2.5. конкурентоспособностью
2.6. обобщающие показатели
2.7. индивидуальные (единичные) показатели
2.8. косвенные показатели
3. Маркетинговый анализ и прогнозирование выручки от продаж
3.1. маркетинговый анализ
3.2. планирование ассортимента
3.3. планирование клиентуры
3.4. планирование спроса и предложения, регулирование сбыта
3.5. прогнозирование конкурентной среды
3.6. коэффициент эластичности

4. Заключение
5. Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая ЗАХАРОВ.doc

— 3.24 Мб (Скачать)

              Изучение качества продукции – еще один важный этап анализа, способствующий выявлению продукции, не отвечающей требованиям потребителей.

              Наряду с ценой качества – один из основных показателей конкурентоспособности продукции, повышение которого требует дополнительных затрат и увеличивает себестоимость.

              Вместе с тем наращение доли высококачественных товаров оправдывается привлечением потенциальных покупателей, что в конечном счете приводит к росту продаж. В рамках экономического анализа исследуется, как правило, нефункциональные зависимости роста затрат, связанных с повышением качества продукции, ценового фактора и прибыли.

              Существуют различные показатели качества и методика их изучения.

              Качество продукции (товара) представляет собой совокупность свойств, определяющих ее пригодность удовлетворять определенные требования покупателя.

              Принято рассматривать обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции. Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например удельный вес высшей категории качества, сертифицированной, соответствующей мировым стандартам экспортной продукции и др.

              Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют определенное потребительское свойство: полезность (долговечность, надежность), технологичность (эффективность конструкторского решения, энергоемкость), эстетичность и т.п.

              Косвенные показатели – сумма штрафов за поставку продукции, не соответствующей по качеству договорным условиям; сумма потерь от забракованной продукции и др.

              В процессе анализа качества продукции решают следующие задачи:

      Оценивается технический уровень продукции; выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретическим возможным;

      Анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

      Выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня;

      Обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

              На первом этапе анализа требуется изучить динамику показателей качества и их соответствие нормативам, определить причины отклонения и рассчитать интегральную (обобщенную) оценку качества продукции. Для расчета интегральной оценки качества в наибольшей степени востребованы методы рейтинговой оценки.

              Расчет влияния роста реализации продукции на прибыль (∆PN) за счет повышения качества продукции производиться следующим образом:

              ∆PN = (p1 – p0) * qкач – (S1 – S0) * qкач,

где p1 и p0 – цена изделия соответственно до и после изменения качества;

S1 и S0 – себестоимость единицы продукции соответственно до и после изменения качества;

qкач – объем реализации продукции повышенного качества.

              Для своевременного контроля и оперативного реагирования на негативные факторы производственной и сбытовой деятельности проводится оперативный анализ производства и отгрузки продукции. Этот вид анализа осуществляется на основе расчета, в котором отражаются плановые и фактические сведения о выпуске и отгрузке продукции по объему и ассортименту за день (смену, неделю), а также нарастающими итогами с начала месяца, и отклонение от плана. Максимальная продолжительность охвата показателей за короткие отрезки времени в оперативном анализе – месяц.

              Нарушение ритмичности ухудшает результаты хозяйственной деятельности организации вследствие снижения качества продукции, увеличения объемов незавершенного производства, сверхнормативных остатков продукции на складах, замедления оборачиваемости средств, невыполнения договорных обязательств.

              В результате несвоевременно формируется выручка, неритмично поступают денежные средства, повышается себестоимость, уменьшается прибыль, ухудшается финансовое состояние организации, что, в свою очередь, может привести к катастрофическим последствиям вплоть до банкротства.

              Для оценки ритмичности используются прямые и косвенные показатели. Среди прямых показателей – коэффициенты ритмичности и аритмичности, коэффициент вариации, удельный вес производства продукции за i_й период в годовом объеме производства.

              На основе собранной оперативной информации рассчитываются необходимые характеристики, отражающие ритмичность, равномерность процессов производства и реализации продукции, например коэффициент ритмичности отгрузки готовой продукции за сутки (Критм), коэффициент равномерности отгрузки готовой продукции за сутки (Кравн):

             

где Xi факт – фактический объем отгрузки готовой продукции за i-час, но не выше планового часового объема отгрузки;

Xi план – плановый объем отгрузки продукции за i-час;

где Xi – процент выполнения плана отгрузки готовой продукции за i-час;

– средний процент выполнения плана отгрузки готовой продукции за сутки;

n – количество отработанных часов за сутки.

              Чем ближе значения коэффициентов ритмичности и равномерности отгрузки готовой продукции к единице, тем более ритмично выполнялась данная работа и более равномерным в течение суток было выполнение плана отгрузки продукции.

              В рамках исследования реализации продукции необходимо проанализировать выполнение договорных обязательств по поставкам продукции, невыполнение которых оборачивается для организации снижением доходов, штрафными санкциями, потерей деловой репутации, вытеснением с рынка конкурентами.

              Важный этап анализа – изучение скорости реализации готовой продукции. Для этого целесообразно использовать не только обобщенную характеристику коэффициента оборачиваемости или среднего периода оборота готовой продукции, но и оценить динамику аналогичных индивидуальных показателей по каждой товарной группе, подгруппе, артикулу и т.д.

              Для расчета этих показателей используются следующие алгоритмы:

Коэффициент оборачиваемости =                             Выручка от продаж                           

                                                                                    Средняя балансовая величина готовой продукции

 

Средняя продолжительность оборота готовой продукции =

= Средняя балансовая величина готовой продукции * Количество дней в анализируемом периоде

                                                                                    Выручка от продаж

Для детализации расчетов показателей оборачиваемости по каждому виду продукции следует вместо общей выручки от продаж, а также совокупных балансовых остатков готовой продукции использовать выручку от продажи и остатки конкретного вида продукции. Тогда расчетная формула среднего периода всей готовой продукции в днях (∆LГП) выглядит следующим образом:

             

где – средние за анализируемый период остатки готовой продукции i-го вида;

n – количество видов реализуемой продукции;

А – количество дней в анализируемом периоде;

Ni – выручка от продажи готовой продукции i-го вида за анализируемый период.

              Всесторонний анализ производства и реализации продукции невозможен без проведения факторного анализа, в результате которого выявляются и количественно оцениваются резервы роста выручки от продаж, обосновываются варианты принятия управленческих решений по реализации имеющихся резервов в перспективе.

              На выручку организации прямо или косвенно влияет вся совокупность факторов финансово-хозяйственной деятельности. Необходимо установить, какие внешние и внутренние факторы оказали наиболее существенное влияние на динамику и выполнение плана продаж. С помощью методов факторного анализа и приемов многофакторного моделирования исследуются многочисленные причинно-следственные связи, в результате действия которых предприятие недополучило определенный объем выручки.

             

Табл. 3   Расчет влияния на выручку от продаж количества, структуры и цен реализованной продукции ОАО «Гран».

 

              В табл. 3 представлены исходные данные и расчеты влияния трех факторов на динамику выручки от продаж ОАО «Гран»: общего количества проданной продукции, состава реализованной (ассортимента) и цен. По данным отчета о прибылях и убытках, общий прирост выручки от продаж (∆N) составил 3634 тыс.руб.:

              ∆N = Nотчетного года – Nпредыдущего года = 33 304 – 29 670 = 3634 тыс.руб.

              Задача заключается в разложении этой величины (совокупного влияния факторов) на составляющие:

              ∆N = ∆Nq общ + ∆Ndi + ∆Npi,

где ∆Nq общ – изменение выручки от продаж в связи с динамикой общего количества реализованной продукции;

∆Ndi – изменение выручки от продаж в результате изменения ассортимента реализованной продукции;

∆Npi – изменение выручки от продаж в результате динамики цен.

              Последовательность определения влияния факторов с использованием способа цепных подстановок такова. Вначале рассчитываются показатели выручки от продаж за 2005 г. (гр. 6, табл. 3) как произведение количества проданной продукции каждой марки на цену. В каждой следующей графе производятся замены значений вышеперечисленных факторов с 2005 г. на 2006 г. Соответственно гр. 7 рассчитана с учетом роста первого фактора – общего количества проданной продукции (qобщ). Для этого определен коэффициент роста общего количества продукции (Кq общ) следующим образом:

Темп роста количества продукции = Количество реализованной продукции за отчетный год              =

                                                                          Количество реализованной продукции за предыдущий год

 

= Итого по гр. 3 = 31 618 = 1,02619.

   Итого по гр. 2    30 811

              Значения показателей по гр. 7 «Выручка с учетом коэффициента роста общего количества продукции» определены построчно умножением показателей гр. 6 на коэффициент роста общего количества продукции (гр. 7 = гр. 6* Кq общ). Если из итоговой величины выручки по гр. 7 вычесть итоговую величину выручки по гр. 6, то в результате будет определено влияние первого фактора – роста общего количества реализованной продукции.

              Графа 8 представляет собой показатели выручки, исчисленные с учетом двух отчетных значений факторов – общего количества и состава реализованной продукции. Для этого значения показателей количества продаж по каждому виду продукции (гр. 3), которые отражают индивидуальное изменение ассортимента в отчетном году, следует построчно умножить на прошлогодние цены (гр. 4). Разница между итогами гр. 8 и 7 соответствует влиянию второго фактора – изменения ассортиментного состава продукции.

              В гр. 9 отражены показатели, учитывающие влияние всех трех факторов, и рассчитаны построчно как произведения показателей гр. 3 (отчетное количество продаж) на показатели гр. 5 (отчетные цены). Разница между итогами гр. 9 и 8 отражает влияние ценного фактора.

              Расчет влияния факторов по данным табл. 3:

1)     ∆Nq = 30 447 – 29 670 = 777 тыс.руб.;

2)     ∆Nqi = 30 254 – 30 447 = -193 тыс.руб.;

3)     ∆Npi = 33 304 – 30 254 = 3050 тыс.руб.

Совокупное влияние факторов на рост выручки от продаж:

777 + (-193) + 3050 = 3634 тыс.руб.

              Результаты расчетов свидетельствуют о том, что ОАО «Гран» в 2006 г. активизировало объем продаж продукции, в результате чего прирост выручки составил 777 тыс.руб. Вместо с тем изменение состава продукции повлияло на выручку негативно. За счет структурных сдвигов в ассортименте продукции предприятие недополучило доходов на сумму 193 тыс.руб. Негативное влияние этого фактора было компенсировано разумной ценовой политикой, что позволило нарастить сумму выручки от продаж в 2006 г. за счет повышения цен на все марки продукции на сумму 3050 тыс.руб.

              С целью детализации можно рассмотреть влияние факторов следующего порядка на динамику выручки от продаж. Для этого в соответствии с вышеизложенной методикой необходимо сравнить не итоговые показатели гр. 6-9 табл. 3, а рассчитать разницу между показателями каждой последующей графы и предыдущей построчно. Например, чтобы узнать, как изменение цены на марку «Вавилон» повлияло на общий показатель выручки от продаж, следует из показателя гр. 9 вычесть показатель гр.. 8 по строке, отражающей данные по марке «Вавилон». Влияние этого фактора составит 1001 тыс.руб. (19 019 тыс.руб. – 18 018 тыс.руб.).

 

 

 

Маркетинговый анализ и прогнозирование выручки от продаж.

              Эффективное использование ресурсов, которыми располагает организация, становится возможным, когда на производимую продукцию, оказываемые услуги существует устойчивый спрос потребителей. Для удовлетворения спроса компания должна находиться в курсе положения дел в своем секторе рынка, анализировать рыночные процессы. Для этих целей организуются маркетинговые исследования, выполняемые либо самой компанией при наличии штата квалифицированных маркетологов, либо специальными консалтинговыми фирмами, профессионально занимающимися изучением рынка.

              Маркетинг обеспечивает поиск новых рынков сбыта, стимулирует разработку новых видов продукции, услуг, способствуя росту продаж и прибыли.

              Маркетинг представляет собой инструмент регулирования предпринимательской деятельности организации в соответствии с рыночным спросом.

              Поэтому успех маркетинга во многом зависит от способности бизнеса создать конкурентное преимущество, которое положительно скажется на результатах деятельности предприятия.

              Маркетинговый анализ – составная часть системы маркетинговых исследований, представляющих собой систематический сбор, регистрацию, обработку и анализ данных о рынке товаров, работ, услуг для принятия эффективных коммерческих решений.

              Основная цель маркетингового анализа заключается в изучении спроса на производимую продукцию и формирование прогнозных величин объемов реализации и цен. К задачам маркетингового анализа относятся:

Информация о работе Анализ производства и реализации продукции