Анализ прибыли ООО "Сервис-плюс"

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 22:43, курсовая работа

Описание работы

Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий.

Содержание

Содержание 2
1.Теоритические аспекты 4
1.1 Понятие прибыли и ее значение для предприятия 4
1.2 Виды прибыли, их состав 10
1.3 Распределение и использование прибыли на предприятии 16
1.4. Факторный анализ прибыли предприятия 21
2. Анализ прибыли ООО «СЕРВИС-плюс» 26
2.1 Краткая характеристика ООО «СЕРВИС-плюс» 26
2.2.Динамика ООО «СЕРВИС-плюс» за 1 полугодие 2010 г. и 2011 г. 27
2.3 Факторный анализ прибыли на ООО «СЕРВИС-плюс» 29
3.Резервы увеличения прибыли 32

Работа содержит 1 файл

анализ прибыли предприятия.doc

— 503.00 Кб (Скачать)

Содержание

 
 
 

 

       Введение

      Прибыль, известнейшая с давних времен категория, получила новое содержание в условиях современного экономического развития страны, формирования реальной самостоятельности субъектов хозяйствования. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, она обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятий. Поэтому одной из актуальных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием прибыли в процессе операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятий.

      Грамотное, эффективное управление формированием  прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих  организационно-методических систем обеспечения  этого управления, знание основных механизмов формирования прибыли, использование  современных методов ее анализа и планирования.

      Наряду  с формированием прибыли на каждом предприятии должно быть обеспечено и эффективное управление ее распределением. Необходимо при этом иметь в виду, что каждый цикл распределения прибыли  отчетного периода это одновременно и процесс обеспечения эффективных условий ее формирования на расширенной основе в предстоящем периоде, реализации целей стратегического развития предприятий.

      Цель моей курсовой работы – проанализировать состав прибыли, ее виды, значение для предприятия, дать количественную оценку причин, вызывающих изменение прибыли на конкретном примере ООО «СЕРВИС-плюс», провести факторный анализ прибыли, проанализировать причины увеличения или уменьшения прибыли за счет различных факторов, резервы роста прибыли.

      Объектом исследования является прибыль, ее виды, значение для предприятия, ее распределение, резервы увеличения.

 

1.Теоритические аспекты

1.1 Понятие прибыли и ее значение для предприятия

 

      Основой рыночного механизма являются экономические  показатели, необходимые для планирования и объективной оценки производственно-хозяйственной деятельности предприятия, образования и использования специальных фондов, соизмерения затрат и результатов на отдельных стадиях воспроизводственного процесса. В условиях рыночной экономики главную роль в системе экономических показателей играет прибыль.

      Рассматривая  сущность прибыли, в свете современной  экономической парадигмы, следует  в первую очередь отметить такие  ее характеристики:

      Прибыль представляет собой форму дохода предпринимателя, осуществляющего определенный вид деятельности. Это внешностная, наиболее простая форма выражения прибыли является вместе с тем недостаточной для ее полной характеристики, так как в ряде случаев активная деятельность в какой-либо сфере может и не быть связанной с получением прибыли  (например, деятельность политическая, благотворительная).

      Прибыль является формой дохода предпринимателя, вложившего свой капитал с целью  достижения определенного коммерческого  успеха. Категория прибыли неразрывно связана с категорией капитала – особым фактором производства – и в усредненном виде характеризует цену функционирующего капитала.

      Прибыль характеризует не весь доход, полученный в процессе предпринимательской  деятельности, а только ту часть  дохода, которая «очищена» от понесенных затрат осуществление этой деятельности. Иными словами, в количественном выражении прибыль является остаточным показателем, представляющим собой разность между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе  осуществления предпринимательской деятельности.

      Прибыль является стоимостным показателем, выраженным в денежной форме. Такая  форма оценки прибыли связана  с практикой обобщенного стоимостного учета всех связанных с ней  основных показателей – вложенного капитала, полученного дохода, понесенных затрат и т.п., а также с действующим порядком налогового ее регулирования.

      С учетом рассмотренных основных характеристик  прибыли ее понятие в наиболее обобщенном виде может быть сформулировано  следующим образом: «Прибыль представляет собой выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разницу между совокупным доходом и совокупными затратами в процессе осуществления этой деятельности».

      Основными хозяйствующими субъектами на рынке  выступают как отдельные предприниматели (физические лица), так и предприятия (юридические лица). Эти различия в формах хозяйствования порождают  и определенные особенности формирования и распределения прибыли.

      Рассмотрим  какую роль играет прибыль предприятия  в условиях рыночной экономики (рис. 1).

  1. Прибыль предприятия является главной целью предпринимательской деятельности. Основным побудительным мотивом осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой этого роста выступает размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

     Если  для собственников предприятия получение высокого уровня прибыли является вполне очевидным мотивом предпринимательской деятельности, то может возникнуть вопрос – является ли получение высокой прибыли столь же побудительным мотивом деятельности наемных менеджеров предприятия и остального его персонала.

      

      Рис. 1. Характеристика роли прибыли предприятия  в условиях рыночной экономики. 

      Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль  является основным мерилом успеха их деятельности. Возрастание уровня прибыли предприятия повышает «рыночную цену» этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. И наоборот – систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможностях последующего трудоустройства.

      Для остального персонала уровень прибыли  предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом  их деятельности. Особенно при наличии  на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но и в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей.

  1. Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет «наполнять» доходную часть государственных бюджетов всех уровней (общегосударственного и местных), что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа – «богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан» - также связана с возрастанием прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров, персонала.
  2. Прибыль предприятия является критерием эффективности конкретной производственной (операционной) деятельности. Индивидуальный уровень прибыли в сравнении с отраслевым характеризует степень умения (подготовленности, опыта, инициативности) менеджеров успешно осуществлять хозяйственную деятельность в условиях рыночной экономики. Среднеотраслевой  уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором «перелива капитала» в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.
  3. Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. В системе внутренних источников формирования этих ресурсов прибыли принадлежит главенствующая роль. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях – тем выше уровень  самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышение конкурентной позиции предприятия на рынке. При этом, в отличие от некоторых других внутренних источников формирования финансовых ресурсов предприятия, прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.
  4. Прибыль является главным источником возрастания рыночной стоимости предприятия. Способность самовозрастания стоимости капитала обеспечивается путем капитализации части полученной предприятием прибыли, т.е. ее направления на прирост его активов. Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов,  сформированных за счет собственного капитала), а соответственно  и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощения и в других случаях.
  5. Прибыль предприятия является важнейшим источником удовлетворения социальных потребностей общества. Социальна роль прибыли проявляется прежде всего в том, что средства, перечисляемые в бюджеты разных уровней в процессе ее налогообложения, служат источником реализации разнообразных общегосударственных и местных социальных программ, обеспечивающих «выживание» отдельных социально незащищенных (или недостаточно защищенных) членов общества. Кроме того, эта роль проявляется в удовлетворении за счет полученной прибыли предприятия части социальных потребностей его персонала. Наконец, определенная социальная роль прибыли проявляется в том, что она служит источником внешней благотворительной деятельности предприятия, направленной на финансирование отдельных неприбыльных организаций, учреждений социальной сферы, оказание материальной помощи отдельным категориям граждан.
  6. Прибыль является основным защитным механизмом, предохраняющим предприятие от угрозы банкротства. Хотя такая угроза может возникнуть и в условиях прибыльной хозяйственной деятельности предприятия (при использовании неоправданно высокой доли заемного капитала, особенно краткосрочного; при недостаточно эффективном управлении ликвидностью активов и т.п.), но при прочих равных условиях, предприятие гораздо успешнее выходит из кризисного состояния при высоком потенциале генерирования прибыли. За счет капитализации полученной прибыли может быть быстро увеличена доля высоколиквидных активов (восстановлена платежеспособность), повышена доля собственного капитала при соответствующим снижении объема используемых заемных средств (повышена финансовая устойчивость), сформированы соответствующие резервные фонды.

     Характеризуя  роль прибыли в рыночной экономике, следует отметить, что по мнению многих экономистов эта роль не всегда позитивна, так как отдельные виды прибыли служат источником лишь личного обогащения отдельных категорий граждан не принося пользу общества в целом. Это относится к таким ее видам, как прибыль, полученная от спекулятивных коммерческих операций, от неоправданно высоких цен в связи с монопольным положением на рынке, от «теневой» деятельности предприятий и т.п. [1]

 

1.2 Виды прибыли, их состав

      Прибыль предприятия характеризуется многообразием  обличий, в которых она выступает. Под общим понятием «прибыль предприятия» понимают самые различные ее виды, характеризуемые в настоящее время несколькими десятками терминов. В связи с этим, в целях обеспечения эффективного и целенаправленного управления прибылью предприятия необходимо в первую очередь систематизировать ее терминологию. 

      Рассмотрим  систематизацию прибыли предприятия  лишь по тем основным классификационным  признакам, которые характеризуют  общую ее совокупность. В числе  основных из таких классификационных признаков предлагаю выделить следующие:

    • Характер отражения в учете
    • Характер деятельности предприятия
    • Основные виды хозяйственных операций предприятия
    • Основные виды деятельности предприятия
    • Состав формирующих элементов
    • Характер налогообложения
    • Характер инфляционной «очистки»
    • Достаточность уровня формирования
    • Рассматриваемый период формирования
    • Характер и степень использования
    • Значение итого результата хозяйствования

    Классификация видов прибыли предприятия в  разрезе предлагаемых классификационных  признаков приведена в табл. 1.

Признаки  классификации прибыли предприятия Виды прибыли  по соответствующим признакам классификации
  1. Характер отражения в учете
Бухгалтерская прибыль

Экономическая прибыль

  1. Характер деятельности предприятия
Прибыль от обычной  деятельности

Прибыль от чрезвычайных событий

  1. Основные виды хозяйственных операций предприятия
Прибыль от реализации продукции 

Прибыль от внереализационных операций

  1. Основные виды деятельности предприятия
Прибыль от операционной деятельности

Прибыль от инвестиционной деятельности

Прибыль от финансовой деятельности

  1. Состав формирующих элементов
Маржинальная  прибыль

Валовая прибыль

Чистая  прибыль

  1. Характер налогообложения
Налогооблагаемая  прибыль

Прибыль не подлежащая налогообложению

  1. Характер инфляционной очистки
Прибыль номинальная

Прибыль реальная

  1. Достаточность уровня формирования
Низкая прибыль

Нормальная  прибыль

Высокая прибыль

  1. Рассматриваемый период формирования
Прибыль предшествующего  периода

Прибыль отчетного периода

Прибыль планового периода

  1. Характер использования
Капитализируемая  прибыль

Потребленная  прибыль

  1. Степень использования
Нераспределенная  прибыль

Распределенная  прибыль

  1. Значение итого результата хозяйствования
Положительная прибыль (прибыль в обычном ее понимании)

Отрицательная прибыль (убыток)

       Рассмотрим более подробно отдельные виды прибыли предприятия в соответствии с приведенной ее классификацией по основным признакам.

  1. По характеру отражения в учете выделяют бухгалтерскую и экономическую прибыль предприятия.

     Бухгалтерская прибыль представляет собой разность между доходами предприятия и внешними его текущими затратами (издержками), отражаемыми бухгалтерским учетом.

     Экономическая прибыль представляет собой разность между суммой доходов предприятия, с одной стороны, и суммой как  внешних, так и внутренних его текущих затрат (издержек), с другой. При этом внутренние текущие затраты предприятия, не отражаемые бухгалтерским учетом, оцениваются по альтернативной их стоимости. Экономическая прибыль предприятия всегда меньше бухгалтерской на величину внутренних текущих затрат (издержек).

  1. По характеру деятельности предприятия разделяют прибыль от обычной деятельности и прибыль от чрезвычайных событий.

     Прибыль от обычной деятельности характеризует  финансовый результат от всех традиционных для данного предприятия видов деятельности и хозяйственных операций, формируемый на регулярной основе.

     Прибыль от чрезвычайных событий характеризует  необычный или очень редкий для  данного предприятия источник формирования.

  1. По основным видам хозяйственных операций предприятия выделяют прибыль от реализации продукции, прибыль от внереализационных операций.

     Прибыль от реализации продукции – товаров, работ, услуг – является основным ее видом на предприятии, непосредственно связанным с отраслевой спецификой их деятельности. Аналогом этого термина выступает термин «прибыль по основной деятельности». В обоих случаях под этой прибылью понимается результат хозяйствования по основной производственно-сбытовой деятельности предприятия.

     Прибыль от внереализационных операций формально характеризуется термином «доходы от внереализационных операций», однако по своему сущностному содержанию относится к категории прибыли, так как отражается в отчетности в виде сальдо между полученными доходами и понесенными расходам по этим операциям. К составу доходов, формирующих эту прибыль, относятся доходы от паевого участия данного предприятия с отечественными и зарубежными партнерами (в виде распределенной прибыли на сумму его паев в совместных предприятиях); доходы от принадлежащих предприятию облигаций, акций и других ценных бумаг, выпущенных сторонними эмитентами (в виде суммы процентов и дивидендов); доходы по депозитным вкладам предприятия в банках: полученные штрафы, пени и неустойки и некоторые другие.

Информация о работе Анализ прибыли ООО "Сервис-плюс"