Анализ оптового товарооборота

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Важное звено, обеспечивающее необходимую интенсивность и ускорение процесса товародвижения в условиях перехода к рыночным отношениям, — оптовая торговля, основной задачей которой является торговля товарами с последующей их перепродажей или профессиональным использованием. Организуя движение товаров по каналам распределения, оптовая торговля способствует синхронизации производства и потребления товаров.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Роль и значение оптовой торговли, как связующего звена между производством и розничной торговли…………………..5
Значение и задачи, источники анализа оптового товарооборота……………………………………………………..7
Краткая характеристика хозяйственной деятельности объединения оптовой торговли………………………………….9
Анализ выполнения плана, динамики и ритмичности оптового товарооборота……………………………………………………16
Анализ выполнения плана по направлениям реализации и по ассортименту товаров…………………………………………...21
Анализ выполнения договоров с покупателями………………27
Анализ факторов, влияющих на оптовый товарооборот……..35
Заключение………………………………………………………………..39
Список литературы………

Работа содержит 1 файл

Анализ курсовая.doc

— 500.00 Кб (Скачать)

      В случае внесения в установленном  порядке изменений в договор  по срокам, количеству и ассортименту поставляемой продукции недопоставка в отчетном периоде не учитывается.

      Если  договором предусмотрен квартальный  срок поставки продукции (без указания внутриквартальных сроков), результаты выполнения обязательств по поставкам по этому договору определяются по итогам последнего месяца данного квартала. В данном случае в отчете по продукции за первые два месяца квартала недопоставка не отражается при условии, если в предыдущем квартале обязательства были выполнены полностью. Если в отчетном месяце недопоставка предыдущего квартала не была восполнена, ее необходимо отразить в отчете за первый месяц отчетного квартала. Аналогично определяются данные за второй месяц квартала.

      Количество  продукции, недопоставленное поставщиком  в одном периоде поставки, подлежит восполнению в другом в пределах действия договора (по распределяемой продукции — с учетом действия лимита (фонда)).

      По  продукции, поставляемой на экспорт, количество изделий, недопоставленное в одном периоде, подлежит восполнению в следующем периоде независимо от срока действия договора. В таком же порядке восполняется недопоставка комплектующих изделий, сырья и материалов, необходимых для поставки товаров на экспорт. По соглашению сторон может быть установлен иной порядок восполнения недопоставленной продукции.

      Размеры недопоставленной продукции за отчетный месяц, квартал или иной период с  начала года определяются нарастающим  итогом по состоянию на последнее число соответствующего отчетного периода (с учетом недопоставки в предыдущем периоде и восполнения недопоставленной продукции в последующих) по количеству, срокам и ассортименту по каждому заключенному договору. Не учитывается в отчетном периоде недопоставка, если потребитель (покупатель) отказался от восполнения недопоставленной в предыдущем периоде продукции.

      Досрочная поставка продукции может производиться  с согласия покупателя. Продукция, поставленная досрочно и принятая покупателем, засчитывается в выполнение поставки в последующем периоде, предусмотренном договором.

      Засчитывается в выполнение договора отчетного  года продукция, досрочно отгруженная  в предыдущем году.

      Поставленная  продукция одного наименования, входящего  в данную номенклатуру (ассортимент), не засчитывается в покрытие недопоставки продукции другого наименования, кроме случаев, когда поставка продукции произведена с предварительного письменного согласия покупателя или когда покупатель принял продукцию для использования. В указанных случаях недопоставленная продукция восполнению не подлежит.

      Если  договором предусмотрена поставка по количеству и стоимости (сумме), то при отгрузке товаров в натуральном  выражении в точном соответствии с условиями договора по количеству, качеству, комплектности и срокам поставки, договорные обязательства считаются выполненными независимо от того, что общая сумма стоимости отгруженных товаров может быть ниже договорной из-за снижения или повышения средней цены за единицу.

      Датой (днем) исполнения обязательств по поставкам продукции считается:

  • день сдачи продукции органу транспорта или связи, определяемый датой на транспортном документе или документе органа связи — при отгрузке продукции иногороднему получателю;
  • дата приемо-сдаточного акта или расписки в получении продукции — при сдаче продукции на склад получателя или изготовителя.

      По  соглашению сторон в договоре может  быть предусмотрен иной момент исполнения обязательств.

      Не  учитывается в отчетном периоде  недопоставка продукции в случае, если:

  • в соответствии с договором отпуск (доставка) продукции покупателю (потребителю) производится по его требованию, а такое требование не было заявлено;
  • потребитель (покупатель) отказался от получения отгруженной (доставленной) продукции или не выбрал ее со склада поставщика (изготовителя) в установленный срок, если договором предусмотрена выборка продукции покупателем и у поставщика была продукция, соответствующая установленным требованиям;
  • договором предусмотрена доставка поставщиком продукции на склад потребителя (покупателя). При отсутствии соответствующего уведомления потребителя (покупателя) доказательством его отказа от получения доставленной согласно условиям договора продукции может служить отметка в товарно-транспортной накладной или составленный поставщиком акт;
  • договором предусмотрена выборка продукции потребителем (покупателем). Недопоставка продукции не учитывается, если потребитель (покупатель) уведомил поставщика об отказе от выборки или в обусловленный договором срок не явился за получением продукции.

      При выявлении покупателем (получателем) в поступившей партии продукции  факта недостачи против ее объемов, указанных в отгрузочных документах поставщика, недостающая продукция  учитывается как недопоставленная до восполнения ее поставщиком, начиная  с отчета за тот период, когда факт недостачи подтвержден в установленном порядке решением суда или арбитража, актом соответствующего контролирующего органа, либо признан грузоотправителем.

    Продукция отгружается получателю в соответствии с минимальными нормами отгрузки. Порядок поставки продукции и товаров ниже минимальных норм отгрузки устанавливается в договоре. В случае если в договоре не оговаривается поставка продукции ниже минимальных норм отгрузки, недогруженная продукция учитывается как недопоставленная.

    Часто на предприятии не выполняются обязательства по поставкам как в течение отдельных кварталов, так и за год. Необходимо анализировать причины недовыполнения. В первую очередь изучается показатель выпуска продукции под заключенные договора в разрезе каждого потребителя.

    В процессе анализа определяется выполнение плана поставок за месяц нарастающим  итогом в целом по предприятию, в  разрезе отдельных потребителей и видов продукции, выясняются причины  невыполнения плана, и дается оценка деятельности по выполнению договорных обязательств. 
 
 
 
 
 
 

Таблица 6

     Анализ  выполнения договорных обязательств за 2010 год по потребителям.

 
Потреби-тели
План  поставок продукции, тыс. руб. Фактически  поставлено, тыс. руб. Процент

выполнения  плана, %

 
Удельный  вес, %
 
План
 
Факт
 
От-кло-нение
1.Госу-дарст-венные органи-зации  
9728
 
9728
 
100
 
23,6
 
23,7
 
0,1
2.Сеть  магази-нов «Детский мир»  
2678,3
 
2523,1
 
94
 
6,5
 
6,2
 
-0,3
3.Иност-ранные покупа-тели  
28748.9
 
28748.9
 
100
 
69,9
 
70,1
 
0,2
Итого (по всем потреби-телям):  
41155.2
 
41000
 
99.6
 
100
 
100
 
0
 

     Проанализировав данную таблицу можно сделать следующие выводы, предприятие за 2010 год не выполняло договорных обязательств по некоторым потребителям,  в частности по сети магазинов «Детский мир». Причиной этого является снижение закупки и последующей перепродажи товаров для этой сети магазинов, в связи с закрытием одного из рабочих складов, что и повлекло к сокращению потребителей на 6%. Полностью выполняются договорные обязательства по поставкам продукции государственным организациям и иностранным покупателям. В целом предприятие выполнило 99.6% своих договорных обязательств. В данном полугодии недопоставка продукции была связана с нехваткой оборотных средств на закупку сырья и расходных материалов.

     

     

     На  основании данных выписок из счетов в банке приложенных к ним документов оптовое предприятие оперативно контролирует ход поступления денежных средств за реализованные товары, выполнение плана и динамику товарооборота. Эта информация используется при оперативном анализе издержек обращения, финансовых результатов, платежеспособности, финансовой устойчивости оптового предприятия и разработке мер по улучшению его хозяйственной и другой деятельности.

     Применение  ЭВМ и современных информационных технологий позволяет автоматизировать оперативный анализ отгрузки товаров, оптового товарооборота, товародвижения. При помощи ЭВМ и других современных технических средств можно, в частности, оперативно контролировать, сколько и на какие суммы выписано товарных и расчетных документов за отгруженные товары, кому и сколько их поставлено и как своевременно оплачиваются реализованные товары.

 

    7. Анализ факторов, влияющих на оптовый товарооборот 

     Выполнение  плана и динамика оптового товарооборота,  и розничного, зависят от трех групп  факторов:

     • обеспеченности и использования  товарных ресурсов;

     • обеспеченности трудовыми ресурсами, режима и эффективности труда;

     • состояния, развития и использования  материально-технической базы оптовой  торговли.

      Анализ  товарных ресурсов обычно начинают с  составления товарного баланса и изучения его показателей (в целом по оптовому предприятию и в разрезе товарных групп и товаров), формула которого следующая:

                  Зн + П = Р + В + Зк                 (16)

      Где:

Зн (Зк) – запасы товаров на начало (конец) отчётного периода;

П –  поступление товаров;

Р –  оптовый товарооборот;

В –  прочее выбытие товаров естественная убыль, уценка, товарные потери и др.).

      Влияние показателей товарного баланса  на развитие товарооборота можно  определить, применив следующую формулу:

                  Р = Зн + П – В – Зк                 (17) 

      Следовательно, на выполнение плана и динамику товарооборота  положительное влияние оказывают  увеличение товарных запасов на начало изучаемого периода и рост поступления  товаров, отрицательное – увеличение прочего выбытия товаров и завышенные товарные запасы на конец изучаемого периода. Говоря о направлении влияния (+,-) этой группы факторов, необходимо учитывать доброкачественность поступивших товаров в требуемых количествах и ассортименте, это относится и к товарам в запасе.

      В проходную часть товарного баланса  включают не только запасы товаров  на складах оптового предприятия  и в пути на начало года, но и начальные  остатки товаров отгруженных, если моментом оптовой реализации является поступление платежей за поставленные покупателям товары. В расходную часть товарного баланса входит помимо оптового товарооборота внутренний отпуск товаров розничным торговым и промышленным предприятиям, прочее выбытие товаров и конечные остатки товаров на складах, в пути и товаров отгруженных.

      Проводя изучение товарных ресурсов, особое внимание уделяют анализу поступления товаров. При этом необходимо не только дать объективную оценку выполнения плана и динамики поступления товаров, но и выявить пути, возможности и резервы увеличения их завоза от местных поставщиков, особенно закупаемых на льготных условиях, улучшения товароснабжения. Изучение источников поступления товаров проводят по всем товарным группам и товарам и в ассортиментном разрезе.

      Важным  вопросом анализа является изучение качества поступивших товаров. Предупреждение завоза товаров низкого качества - одна из основных задач оптовой торговли. Используя данные отчётов по контрольной проверке качества поступивших товаров и текущего учёта, следует выяснить, как осуществляется проверка качества поступивших товаров (по отдельным поставщикам и в ассортиментном разрезе). В частности, устанавливают, сколько товаров проверено в абсолютном размере и в процентах ко всем поступившим товарам, сколько из них переведено в пониженные сорта, в брак, возвращено поставщикам и сколько предъявлено претензий за нарушение качества товаров.

Информация о работе Анализ оптового товарооборота