Анализ нематериальных активов на предприятие

Автор: k*********@gmail.com, 28 Ноября 2011 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время в имуществе предприятий неуклонно возрастает роль
нематериальных (неосязаемых) активов. Это обусловлено волной поглощения одних
предприятий другими, быстротой и масштабами технологических изменений,
распространением информационных технологий, усложнением и интеграцией
финансового рынка России.
Нематериальные активы по-английски назы

Работа содержит 1 файл

анализ нематериальных активов.docx

— 33.88 Кб (Скачать)

2)     определение  корректирующих коэффициентов, учитывающих  различия между

объектами по отдельным  параметрам;

3)     расчет  стоимости по удельным стоимостным  показателям, единым для

определения группы аналогичных объектов;

Определение стоимости  дополнительных элементов осуществляется путем сравнения

цен у двух групп  объектов: имеющих и не имеющих  эти элементы. Например, таким

образом можно определить стоимость вспомогательных устройств  к станкам,

вспомогательных сооружений к зданиям и т.п.

Определение корректирующих коэффициентов используется тогда, когда

сравниваемые нематериальные активы различаются по отдельным  техническим и

размерным параметрам. Качество и уровень функционирования, комфортности,

удобства обслуживания – все эти характеристики можно  учесть в стоимости

введения соответствующих  повышающих или понижающих коэффициентов.

Расчет стоимости  по удельным показателям – способ, применяемый в тех случаях,

когда сравниваемые объекты функционально однородны, но существенно

различаются по размеру  и мощности. При этом выводятся  удельные цены на

выбранную единицу.

Способ расчета  стоимости с помощью мультипликатора  дохода, представляющего

собой отношения  цены аналогичного объекта к ежегодному доходу его владельца;

применим к тем  нематериальным активам, функционирование которых приносит

доход. Если оценивают  нематериальные активы предприятия  в целом, то применяют

мультипликатор Р/Е (цена к доходу на акцию), если оценивают  нематериальные

активы, включающие только недвижимость предприятия, то расчет ведут с помощью

мультипликатора валового рентного дохода GRM, который представляет собой

отношение цены аналогичного объекта к валовой ренте его  владельца. Порядок

расчета такой. Для  каждого аналогичного объекта рассчитывают мультипликатор

дохода, затем выводят  усредненное значение мультипликатора  для всей группы

объектов. Стоимость  данного объекта получают умножением усредненного

мультипликатора на прогнозируемую величину дохода от данного  объекта.

Расчет стоимости  нематериальных активов с помощью  корреляционной модели

возможен в том  случае, когда имеется

    

3.1.3. ЗАТРАТНЫЙ ПОДХОД 

На основе затратного подхода определяют стоимость воспроизводства. При

использовании затратного подхода нематериальные активы оцениваются  как сумма

затрат на их создание, приобретение и введение в действие.

·        Хотя при затратном подходе оцененная  стоимость может значительно

отличаться от рыночной

·        при распродаже имущества на открытых торгах,

·        для бухгалтерского учета основных фондов;

·        при переоценке основных фондов.)

В условиях России, где  фондовый рынок только формируется  и рыночная

информация почти  отсутствует, затратный подход часто  оказывается единственно

возможным.

Главный признак  затратного подхода — это поэлементная оценка, то есть

оцениваемые нематериальные активы расчленяются на составные части, делается

оценка каждой части, а затем стоимость всех нематериальных активов получают

суммированием стоимостей его частей. При этом исходят из того, что у

инвестора в принципе есть возможность не только купить данные нематериальные

активы, но и создать  их из отдельно покупаемых элементов.

В зависимости от характера оцениваемых нематериальных активов применяют

различные методы затратного подхода. Поэтому здесь речь идет об общей

последовательности  расчетов по данному подходу, выполняемых  в несколько

этапов.

Этап 1. Анализ структуры  нематериальных активов и выделение  их составных

частей (компонентов), оценка стоимости которых будет  производиться

дифференцированно различными методами. Если нужно оценить  предприятие в целом,

а не только его нематериальные активы, то в нем выделяют такие  компоненты как:

основные фонды (земля, здания, сооружения, машины и оборудование), оборотные

материальные средства, денежные средства.

Этап 2. Выбор наиболее походящего метода оценки стоимости  для каждого

компонента нематериальных активов и выполнение расчетов. Для  определения

стоимости земельного участка применяют специальные  методы, известные из теории

оценки недвижимости, или расчеты ведут по ценам  за 1 м2, применяемым

при исчислении земельного налога.

Этап 3. Оценка реальной степени износа компонентов

ностей объекта  в процессе его эксплуатации. Реальный физический износ

оценивается следующими методами:

·        по эффективному возрасту;

·        по индексам снижения потребительских  свойств;

·        по снижению чистого дохода (прибыли) в процессе эксплуатации.

Моральный износ  характеризует потерю конкурентоспособности  и соответственно

стоимости, в связи  с появлением на рынке новых более  совершенных аналогов.

Моральный износ  принято подразделять на:

·        технологический,

·        функциональный,

·        внешний.

Технологический износ  является следствием влияния на стоимость  достижений

научно-технического прогресса в области конструкции, технологии, материалов.

Функциональный износ  есть следствие уменьшения функциональных возможностей

оцениваемого объекта  в сравнении с новым аналогом.

Внешний износ проявляется  в том, что объект в какой-то момент перестает

отвечать новым  требованиям и ограничениям, например, по экологическим

причинам, безопасности и т.д.

Основным методом  определения морального износа является метод сравнения с

новым, более совершенным  объектом.

Этап 4. Расчет остаточной стоимости компонентов нематериальных активов и

суммарная оценка остаточной стоимости всех нематериальных активов. Остаточная

стоимость на дату оценки получается вычитанием из стоимости  размера

накопленного износа.

Применительно к  таким объектам, как ноу-хау и  изобретения,

случаев, когда помимо данных нематериальных активов в  технологии производства

нового или обновленного продукта задействованы также несколько  других. Когда

же нематериальные активы в рассматриваемой технологии являются единственным и

главным элементом  новизны, оригинальности или экономичности  выпускаемой

продукции, то эти  проценты существенно занижают фактическую  стоимость

нематериальных активов.

Роялти, выполняя функцию  определителя не стоимости нематериальных активов, а

размера вознаграждения, как фиксированный процент от прибыли распространяется

на весь жизненный  цикл данных нематериальных активов.

Роялти как элемент  расчета размера вознаграждения имеет глубокий

экономический смысл, стимулируя владельца нематериальных активов поддерживать

его реализацию в  производстве, постоянно его адаптировать к изменяющимся

условиям производства и рыночной конъюнктуры.

·        Ставка роялти такова, что выплаты  по ней обычно не являются для

производителя ощутимой потерей, а владельцу

·               организуют системы поиска, генерации  и фильтрации полезных идей;

·        создается множество венчурных  фирм;

·        нематериальные активы закладываются  в многочисленные инвестиционные

проекты;

·        информационные системы и издания  рекламируют новые высокоэффективные

идеи.

Дальновидные бизнесмены продают ценные патенты лишь при  острой необходимости

и в последнюю  очередь. Хорошие идеи стали «сытно»  кормить своих владельцев,

превратились в  дорогой товар.

Методология оценки нематериальных активов с использованием роялти

предполагает знание всего жизненного цикла объекта, реально предсказать

который бывает почти  невозможно. Тем более не удается  обычно достоверно

рассчитать массу  прибыли по всем жизненному циклу  нематериальных активов

ввиду того, что, как  правило, не удается обосновать ожидаемое  моральное

старение нематериальных активов. Поэтому использование  роялти для расчетов

стоимости нематериальных активов представляется неэффективным.

Более правильным представляется расчет стоимости нематериальных активов  с

использованием массы  прибыли за некий обозримый период (лишь несколько лет).

Но прибыль, полученную от реализации данных нематериальных активов, было бы

разумнее делить поровну между продавцом и  покупателем нематериальных активов

в течение определенного  срока,  владельцем нематериальных активов и

производителем продукции, его содержащей.

Проблема определения  платежей за использование ноу-хау, изобретения или

другого объекта  интеллектуальной собственности заключается  в том, что для их

внедрения в производство требуются инвестиции. Чистый доход  от использования

ноу-хау или изобретения  является частью чистого дохода от реализации

определенного инвестиционного  проекта. Поэтому сначала разрабатывается

инвестиционный проект, составляется бизнес-план, в котором  рассчитывают

ожидаемый ежегодный  чистый доход. Затем выделяют ту часть  чистого дохода,

которую можно отнести  к используемому объекту интеллектуальной собственности.

Применяемый при  этом долевой коэффициент рассчитывается с учетом фактора

получения

т сроков старения передаваемых знаний (опыта) и возможного раскрытия  их

конфиденциальности. Этот период соответствовать двадцатилетнему  периоду

действия патента  РФ на изобретение или семнадцатилетнему  сроку действия

патента США. При  определении срока действия договор  на передачу ноу-хау в

международной практике принятым считается срок, равный пяти годам, а по

отдельным договорам  он изменяется в пределах от двух до десяти лет.

Стоимость деловой  репутации предприятия или гудвилла определяется методом

избыточной рентабельности, который можно рассматривать  как частный случай

метода капитализации. Оценку гудвилла выполняют как составную  процедуру

оценки стоимости  предприятия в целом. Исходят  из того положения, что гудвилл

— это те нематериальные активы, благодаря которым рентабельность собственного

Информация о работе Анализ нематериальных активов на предприятие