Анализ маркетинговой среды предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:33, курсовая работа

Описание работы

Основные цели курсовой работы заключаются в следующем:
- Более углубленно изучить теоретические и практические положени по теме «Внутренняя и внешняя среда маркетинга»;
- получить навыки самостоятельного сбора , обработки, обобщения, анализа информации по данной теме.
Поставленная цель определяет необходимость решения ряда задач:
- определить сущность и содержание маркетинговой среды предприятия;
- изучить влияние факторов внешней и внутренней среды на маркетинг фирмы
- изучить виды анализа маркетинговой среды;
- провести исследование маркетинговой среды предприятия ООО «Мегахим»;
- выявить приоритетные направления развития предприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
1. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА 4
1.1 Понятие и сущность маркетинговой среды. 4
1.2. Внутренняя среда. 5
1.3 Микросреда. 7
1.4 Макросреда. 13
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1 Анализ внешней и внутренней среды предприятия. 19
2.1.1 Анализ внешней среды. 19
2.1.2 Анализ внутренней среды. 20
2.1.3. STEP-анализ. 21
2.1.4 SWOT-анализ. 23
2.2 Анализ маркетинговой среды на примере ООО «Мегахим». 25
2.2.1 Краткая характеристика предприятия. 25
2.2.2 Отдел маркетинга и внутренняя маркетинговая среда. 26
2.2.3 Отдел маркетинга и внешняя маркетинговая среда. 26
2.2.4 SWOT-анализ для ООО Мегахим. 27
2.2.5 STEP – анализ для ООО «Мегахим». 30
3. ВЫВОДЫ ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

marketing.doc

— 233.00 Кб (Скачать)

Рис. 4 Типы клиентурных рынков

 

Потребительский рынок  или рынок конечных потребителей представляет собой совокупность отдельных лиц и домохозяйств, приобретающие товары и услуги для личного потребления.

Рынок организаций-потребителей - это организации, приобретающие  товары и услуги для использования  их в процессе производства других товаров и услуг.

Та же мебель, например, может быть использована в медицинских учреждениях, кинотеатрах и т.д.

Рынок промежуточных  продавцов - организации, приобретающие  товары и услуги для последующей  их перепродажи с прибылью для  себя.

На основе этого принципа работают все торговые предприятия.

Рынок государственных  учреждений - состоит из государственных  организаций, приобретающих товары и услуги либо для последующего их использования в своей деятельности (сфера коммунальных услуг), либо для  их передачи нуждающимся.

Международный рынок - это покупатели за пределами страны, включая зарубежных конечных потребителей, организации-потребители, промежуточных продавцов и государственные учреждения.

Обилие импортной мебели на отечественном рынке, часть которой  уже украшает интерьеры квартир  наших граждан, офисы коммерческих организаций и государственных учреждений может служить тому примером.

Большое влияние на деятельность предприятия, ее имидж оказывают  отношения с контактными аудиториями, которые представляют группы людей, проявляющие действительный или потенциальный интерес к предприятию и влияющие на достижение стоящих перед ним целей

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 5 Виды контактных аудиторий

 

С точки зрения содействия или противодействия предприятию в достижении его целей контактные аудитории классифицируются на искомые, благотворные и нежелательные.

Искомой, является аудитория, чьей заинтересованности ожидает или  ищет предприятие, однако не всегда находит. Это могут быть средства массовой информации, способствующие укреплению имиджа, кредитно-финансовые учреждения, оказывающие услуги на льготных условиях.

Примером благотворной аудитории могут служить организация, группа или физическое лицо, интерес  которых носит положительный характер и выражается в спонсорских или иной благотворительных действиях.

Нежелательная аудитория  может быть представлена различными группами, призывающими к необоснованному  бойкоту товаров предприятия. Часто  к ним присоединяются средства массовой информации, что может привести к катастрофическим последствиям.

Еще одним важным элементом  маркетинговой микросреды являются конкуренты. При этом необходимо подчеркнуть, что конкуренты здесь рассматриваются  значительно шире, чем только фирмы-конкуренты, производящие аналогичные товары или услуги. Это уже вершина конкурентной борьбы, которую ведут предприятия-производители самых разных товаров.

На первом этапе потенциальный  потребитель делает выбор между  желаниями-конкурентами - расходовать имеющиеся у него средства на туристическую поездку, либо - приобретение персонального компьютера, либо - покупку транспортного средства. Отдав приоритет последнему желанию, потребитель сталкивается с товаро-родовой конкуренцией - велосипед, мотоцикл/мотороллер, автомобиль. На этом этапе в качестве критериев альтернативного выбора выступают “фундаментальные” различия в способах удовлетворения желания (уровень комфортности, например).

Остановившись на необходимости  покупки именно велосипеда, потребитель  делает выбор на уровне товаро-видовой конкуренции. Здесь критериями становятся внутренние особенности удовлетворения желания. Характеристики велосипеда для езды в городе, прогулок в лесу или участия в спортивных соревнованиях будут существенно отличаться.

Только определившись с моделью - спортивный, многоскоростной велосипед, потребитель сталкивается с действительной марочной конкуренцией различных фирм-производителей. На этой стадии уже идет борьба за конкретного покупателя на конкретном сегменте рынка. Покупатель отдаст предпочтение модели, имеющей лучшие потребительские свойства и функции.

1.4 Макросреда.

 

Макросреда - совокупность факторов, оказывающих влияние микросреду. Каждый субъект микросреды испытает по-своему на себе ее влияние и не может управлять ею, и это обстоятельство позволяет назвать макросреду неконтролируемой предприятием. Основные характеристики факторов макросреды представлены в таблице 1.

 

Таблица 1.

Основные характеристики факторов макросреды

Факторы 

Характеристика

Демографические 

             Численность и темпы роста населения. Территориальное размещение. Плотность населения. Миграционные потоки и тенденции. Возрастная структура. Состав семьи. Динамика рождаемости и смертности. Количество браков и разводов. Этническая и религиозная структура населения.

Экономические 

Покупательная способность  населения. Общехозяйственная конъюнктура. Структура потребления граждан. Эластичность” потребления. Уровень  инфляции. Состояние финансовой системы. Уровень безработицы. Характер распределения доходов. Система налогообложения.




 

 

Продолжение таблицы 1

Природные 

 

 

Наличие и перспективы  использования источников сырья  и энергетических ресурсов. Состояние  окружающей среды и уровень ее загрязнения. Направления и степень  влияния государства на процессы рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Социально-культурные 

Традиции и культурные ценности потребителей. Нравственная атмосфера в обществе. Степень  подверженности общественного сознания влиянию внешних факторов.

Политико-правовые 

Общая политическая ситуация в стране. Правовая база, регулирующая хозяйственную деятельность. Государственная  экономическая политика. Влияние  общественности на решения, принимаемые  государственными органами.




 

 

 

Продолжение таблицы 1

Научно-технические 

Темпы технологических  изменений в контролируемой и  смежных отраслях. Направления и  динамика ассигнований на НИОКР. Инновационный потенциал фирмы и ее ближайших конкурентов. Ужесточение государственного контроля над качеством и безопасностью технологических процессов и продукции.




 

 

Изучение демографических  факторов занимает важное место в  маркетинговых исследованиях. С этим связаны перспективы и направления товарной политики. В частности для России и для большинства стран СНГ характерно сокращение продолжительности жизни, снижение рождаемости и как следствие, старение населения. Тенденции в структуре населения позволяют предположить снижение совокупного спроса на товары для детей и увеличение потребности в товарах для лиц старшего поколения, хотя они будут корректироваться своевременностью выплат пенсий. Меняется и состав семьи.

Изменения в потребительском спросе происходили и в связи с колебаниями отношения к образованию со стороны определенных кругов общества. В средине 90-х годов Россия пережила резкое падение конкурса в высшие учебные заведения, продолжавшееся 3-4 года. С 1997 г. он вновь стал расти, но изменилась структура потребностей в сфере получения образовательных услуг. Это нашло отражение, например, резком повышении спроса на литературу по рыночной экономике, маркетингу, менеджменту, финансам, банковскому делу, внешнеэкономической деятельности и снижению интереса к литературе по естественным специальностям.

Недостаточно знать, сколько  потенциальных покупателей есть у фирмы, необходимо определить еще  и, сколько товаров они смогут купить. Без исследования экономических  факторов это сделать сложно. Платежеспособный спрос зависит от уровня развития страны, уровня доходов различных слоев населения и структуры их расходов на потребление, темпов инфляции, уровня безработицы и многих других факторов. Особенно важно изучение этих проблем в нынешних условиях, когда реальный уровень жизни многих людей, падает.

Для предприятий, работающих с природным сырьем, а также  энергоемких производств, особенно в условиях их дефицита, весьма важным является изучение проблем рационального  использования природных ресурсов. Фирмы все больше внимания уделяют внедрению энергосберегающих и экологически чистых технологий, что вполне вписывается в рамки государственной политики по охране окружающей среды большинства стран.

Эта группа факторов макросреды тесно связана с научно-техническими, которые позволяют реализовывать на практике передовые технологии и выявлять перспективные возможности, открываемые развитием науки и техники для производства новых товаров.

Среди социально-культурных факторов очень важным является знание нормы, правил и ценностей, присущих каждой культурной общности. В многонациональных странах, этнически пестрых регионах это знание приобретает особу актуальность.

Для многих стран, немаловажное значение имеют политико-правовые факторы. Именно отсутствие стабильности в политико-правовом поле, наряду с экономическими просчетами не позволяет отечественным товаропроизводителям начать свое возрождение и выступать конкурентами импортных товаров. В нормальных условиях регулируемого рынка следует прогнозировать мероприятия государства и пытаться использовать их в своих интересах.

Занимаясь исследованием  макросреды, необходимо иметь ввиду, что все они тесно взаимосвязаны  и оказывают сильное влияние  друг на друга. Поэтому их анализ должен вестись в комплексе. Кроме того, различные факторы по-разному воздействуют на предприятия различных масштабов, сфер деятельности, территориального расположения и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

2.1 Анализ внешней и внутренней среды предприятия.

 

 

 

Анализ внешней среды  – оценка состояния и перспектив развития наиболее важных, с точки  зрения компании, объектов и факторов окружающей среды: отрасли, рынков, поставщиков  и совокупности глобальных факторов внешней среды, на которые компания не может оказывать непосредственной влияние, или это влияние ограничено.

Анализ внутренней среды  – это анализ сильных и слабых сторон компании, оценка ее потенциала, на который она может рассчитывать в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей.

В рамках маркетинговой деятельности в первую очередь проводится «анализ среды», то есть анализ различных условий, окружающих рынок и свою компанию. Анализ маркетинговой среды в целом делится на два вида: анализ «внешней» среды и «внутренней» среды.

2.1.1 Анализ внешней среды.

 

Анализ внешней среды  делится на три вида: «анализ макросреды», в основном фокусирующийся на анализе  экономической ситуации, а также  «анализ конкурентов» и «анализ  клиентуры».

Макроэкономический анализ

Объект анализа - такие  базовые данные, как темпы экономического роста, состояние экономики, демографическая структура, изменения в законодательстве, стабильность общественного порядка, состояние рынка сырья и материалов и т.д.

Это анализ обстоятельств, не подвластных контролю предприятия, в различной форме влияющих на его деятельность.

   Анализ конкурентов

  Изучаются стратегия,  доля рынка, объемы продаж, размер  прибыли, ресурсы управления и  т.п. предприятий-конкурентов.

 Анализ клиентов

  Проводится многосторонний  анализ данных о потенциальных покупателях продукции.

  Количество потребителей, региональная структура, способ  сбора информации для покупок,  место покупок, причины ■ 

Таким образом, анализ внешней  среды позволяет организации  создать перечень опасностей и возможностей, с которыми она сталкивается в этой среде. Для успешного формирования стратегии руководство должно иметь полное представление о существенных внешних проблемах. Также этот анализ позволит лучше изучить своих клиентов и конкурентов.

2.1.2 Анализ внутренней среды.

 

Анализ внутренней среды преследует цель выявления сильных и слабых сторон своей компании.

Анализ своей компании = анализ внутренней среды - это не просто самооценка, основанная на ощущениях, а изучение относительной реальной силы своей компании путем разностороннего сравнения с другими компаниями. Такой анализ возможен, если прояснить нижеследующие позиции в количественном и качественном аспектах.

Позиция своей компании по доле рынка⇒ Является ли компания лидером?

Имидж бренда⇒ Элитный товар или дешевка?

Технологический потенциал⇒Располагает ли компания оригинальными технологиями?

Информация о работе Анализ маркетинговой среды предприятия