Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 10:33, курсовая работа
Основные цели курсовой работы заключаются в следующем:
- Более углубленно изучить теоретические и практические положени по теме «Внутренняя и внешняя среда маркетинга»;
- получить навыки самостоятельного сбора , обработки, обобщения, анализа информации по данной теме.
Поставленная цель определяет необходимость решения ряда задач:
- определить сущность и содержание маркетинговой среды предприятия;
- изучить влияние факторов внешней и внутренней среды на маркетинг фирмы
- изучить виды анализа маркетинговой среды;
- провести исследование маркетинговой среды предприятия ООО «Мегахим»;
- выявить приоритетные направления развития предприятия.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. МАРКЕТИНГОВАЯ СРЕДА 4
1.1 Понятие и сущность маркетинговой среды. 4
1.2. Внутренняя среда. 5
1.3 Микросреда. 7
1.4 Макросреда. 13
2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ 19
2.1 Анализ внешней и внутренней среды предприятия. 19
2.1.1 Анализ внешней среды. 19
2.1.2 Анализ внутренней среды. 20
2.1.3. STEP-анализ. 21
2.1.4 SWOT-анализ. 23
2.2 Анализ маркетинговой среды на примере ООО «Мегахим». 25
2.2.1 Краткая характеристика предприятия. 25
2.2.2 Отдел маркетинга и внутренняя маркетинговая среда. 26
2.2.3 Отдел маркетинга и внешняя маркетинговая среда. 26
2.2.4 SWOT-анализ для ООО Мегахим. 27
2.2.5 STEP – анализ для ООО «Мегахим». 30
3. ВЫВОДЫ ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 34
Разработка корпоративных
www.digest-economics.narod.ru – рефераты и готовые дипломы по экономике и менеджменту.
www.site64.narod.ru – электронная библиотека учебников по экономике и менеджменту
Данная работа посвящена маркетинговой среде фирмы и её исследованию.
На сегодняшний день тема моей курсовой работы является весьма актуальной. Любое предприятие представляет собой самоорганизующийся и саморазвивающийся объект, функции которого обеспечиваются его “внутренней средой”. Действует же предприятие во “внешней среде”. Все факторы внутренней и внешней сред могут как способствовать, так и затруднять его производственно-коммерческую деятельность.
Бдительные фирмы периодически пересматривают свои целевые, стратегические и тактические установки, они полагаются на маркетинг как на основное комплексное средство наблюдения за рынком и приспособления к происходящим на нем переменам.
Следует отметить,
что на практике в условиях
быстро меняющихся рыночных
Успех руководства маркетингом зависит и от деятельности остальных подразделений фирмы, от действий посредников, конкурентов и различных контактных аудиторий.
Предприятие в современном мире может добиться успеха лишь в том случае, когда оно не игнорирует запросы потребителей.
Для повышения эффективности требуется исследование и удовлетворения максимального количества требований покупателя. Решению таких проблем способствует маркетинговые исследования и анализ внутренней и внешней среды организации.
Поэтому важнейшим инструментом совершенствования маркетинговой среды предприятия необходимо считать организацию эффективной системы обратной связи, включающей маркетинговые исследования, рекламные акции и мероприятия по стимулированию сбыта, информационную открытость компании.
Основные цели моей курсовой работы заключаются в следующем:
- Более углубленно изучить теоретические и практические положени по теме «Внутренняя и внешняя среда маркетинга»;
- получить навыки самостоятельного сбора , обработки, обобщения, анализа информации по данной теме.
Поставленная цель определяет необходимость решения ряда задач:
- определить сущность и содержание маркетинговой среды предприятия;
- изучить влияние факторов внешней и внутренней среды на маркетинг фирмы
- изучить виды анализа маркетинговой среды;
- провести исследование маркетинговой среды предприятия ООО «Мегахим»;
- выявить приоритетные направления развития предприятия.
Поэтапное решение данных задач обуславливает структуру курсовой работы, состоящей из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.
Необходимо отметить, что рассматриваемая тема исследования освещена в литературе в достаточной степени, поэтому в процессе написания работы использовался широкий спектр литературных источников.
Информационной базой исследования являлись учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, отчетные материалы работы предприятия за актуальный период.
Динамичные изменения, постоянно происходящие во всех сферах общественной жизни, делают управление предприятием, в условиях многообразия его отношений и контактов с многочисленными субъектами, весьма сложным занятием. Это относится и к управлению маркетингом, как одной из основных функций управления. Происходящие за пределами предприятия процессы в той или иной сказываются на изменениях и процессах, происходящих внутри фирмы. Совокупность этих субъектов и отношений составляет понятие маркетинговой среды, которая во многом определяет характер деятельности фирмы и является объектом внимательного изучения. *
Маркетинговая среда - это совокупность субъектов и факторов, действующих за пределами фирмы и внутри нее, и оказывающих влияние на установление и поддержание взаимовыгодных отношений с целевыми клиентами.
Поставщики и клиенты; маркетинговые посредники и клиенты; финансовые круги и средства массовой информации; государственные учреждения и общественные организации; динамика численности, структуры населения и законодательная база предпринимательской деятельности; технический прогресс и состояние природной среды; культурная среда и внутренняя культура организации - вот далеко не полный перечень субъектов и факторов, действующих на предприятие и влияющих на эффективность его функционирования.
Маркетинговая среда, с точки зрения ее изучения, может рассматриваться на трех уровнях: внутренняя среда, микросреда, макросреда. Микро - и макросреда представляют собой внешнюю среду фирмы.
Внутренняя среда маркетинга предприятия включает его организационную структуру, отдельные подразделения, взаимосвязи между ними, систему управления, систему информации, систему планирования и т. д.
Внешняя среда маркетинга предприятия складывается из факторов:
- макросреды (правовых, экономических, демографических, природных, политических, культурных);
- микросреды (покупателей, поставщиков, посредников, конкурентов, контактных аудиторий).
Внутренняя среда - часть маркетинговой среды, которая находится внутри предприятия и контролируется руководством. Она включает структурные подразделения предприятия и складывающиеся между ними связи отношения. От состояния внутренней среды в значительной степени зависит стабильность функционирования, а значит и выживания в конкурентной борьбе.
Выбор товарной специализации,
схем товародвижения, ценообразования
и стимулирования сбыта, ориентации
на тот или иной целевой рынок,
организации маркетинговой
Анализ внутренней среды является трудной задачей, решению которой уделяется, порой, слишком мало внимания. Целью исследования внутренней среды является выявление сильных и слабых сторон предприятия. Сильные стороны служат опорой в конкурентной борьбе, их необходимо расширять и укреплять. Изучение слабых сторон должно стать объектом самого пристального внимания со стороны всех структурных звеньев фирмы, с целью уменьшения их влияния на хозяйственную деятельность.
Если все службы не объединены единой стратегией, не заинтересованы в реализации общих целей маркетинга, то предприятие в целом не может рассчитывать на успех. Сотрудники службы научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, работая над созданием новых товаров, вправе рассчитывать, что отдел материально-технического снабжения обеспечит производственные службы не только более дешевым, но и качественным сырьем и комплектующими. И те, и другие ожидают от производственников выпуска качественной продукции. Финансовым службам не следует относиться к затратам на продвижение фирменных товаров как к пустой трате средств. Руководство предприятия не может быть озабочено только текущими проблемами и не задумываться о стратегических задачах.
Рис.1 Внутренняя среда (микросреда) маркетинга
Внутренняя атмосфера взаимоотношений и социального климата на предприятии, складывающаяся под влиянием норм, правил и ценностей составляет внутреннюю культуру предприятия.
Главным ресурсом и цементирующим звеном предприятия является персонал, люди. Их мнение о деятельности своего предприятия, об успехах и проблемах важный объект изучения внутренней среды.
В процессе своей текущей деятельности фирма находится в непосредственном взаимодействии разной степени интенсивности с целым рядом субъектов, представляющих элементы внешнего окружения и образующих микросреду фирмы.
Микросреда - это непосредственное окружение фирмы: поставщики, конкуренты, маркетинговые посредники, контактные аудитории и клиенты, имеющие отношение и оказывающие влияние на выполнение ею своих функций. Сплошными линиями со стрелками отмечено взаимодействие фирмы с субъектами микросреды, пунктирными линиями - взаимодействие этих субъектов между собой.
В свою очередь фирма может оказывать существенное влияние на характер и содержание этого взаимодействия, усиливая положительные и ослабляя отрицательные тенденции. Задача маркетинговых исследований в области изучения микросреды заключается в получении информации о ситуации в ближайшем окружении фирмы, предвидении возможных направлений развертывания событий в отношении фирмы.
Рис. 2 Субъекты маркетинговой микросреды
Поставщики - это юридические и физические лица, обеспечивающие фирму и ее конкурентов необходимыми ресурсами, для производства конкретных товаров или услуг.
Для производства мебели, например, необходимы древесина, фанера, древесностружечные и древесноволокнистые плиты, облицовочный шпон, гвозди, проволока, клей, фурнитура, обивочные материалы и т.д. Все это мебельная фабрика не в состоянии производить сама, да и с экономической точки это было бы невыгодно. Кроме того, она должна закупать оборудование, топливо, электроэнергию, рабочую силу и другие средства производства, без которых невозможно организовать производство.
Любые изменения среди поставщиков оказывают влияние на производителя конечной продукции. Удорожание сырья и комплектующих, срывы поставок в краткосрочной перспективе угрожают фирме неприятностями в сфере сбыта, а в долгосрочной - падением имиджа и ухудшением отношений с клиентами.
Маркетинговые посредники - предприятия и организации, содействующие компании в продвижении, сбыте и распространении товаров. К ним относятся торговые посредники, специализированные фирмы по организации товародвижения, агентства по оказанию маркетинговых услуг, кредитно-финансовые учреждения
Рис.3 Маркетинговые посредники
Поскольку произведенный
товар должен найти своего покупателя
с наименьшими для
Торговые посредники
- подыскивают клиентов и/или сами
продают им ее товары. Они обеспечивают
более удобные условия
Однако развитие сети торговых посредников, крупных оптовиков и розничных торговцев, сопровождается усилением их мощи, что иногда приводит к проблемам проникновения производителя на некоторые рынки.
Предприятие - производитель той или иной продукции в настоящее время не может обойтись без услуг фирм, специализирующихся на организации товародвижения. Сформировавшаяся в развитых странах система предприятий по хранению и транспортировке товаров позволяет осуществлять выбор оптимальных методов доставки продукции получателю, сбалансировав такие факторы, как стоимость, объем и скорость поставок, а также сохранность грузов. Склады обеспечивают накопление и сохранность товаров на пути к их очередному месту назначения, а транспортные организации (железные дороги, автотранспортные фирмы, авиакомпании, водный транспорт и прочие грузообработчики), перемещают товары из одного места в другое.
К маркетинговым посредникам относятся: агентства по проведению маркетинговых исследований; рекламные агентства; консультационные фирмы (помогают, например, продвигать товары на целевые рынки) и т.д. Фирма сама решает, насколько она нуждается в услугах таких посредников.
Расширение масштабов
деятельности сопровождается ростом потребностей
в финансовых ресурсах. К числу
маркетинговых посредников
Клиенты фирмы - производителя, мебели, например, могут представлять различные сегменты совокупного рынка мебели, образуя так называемые типы клиентурных рынков.