Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2011 в 11:33, курсовая работа
Цель данной работы – изучить анализ использования производственных ресурсов на предприятии.
Задачи:
- рассмотреть понятие и состав производственных ресурсов;
- определить основные показатели использования производственных ресурсов;
- рассмотреть вопрос ресурсосбережения и эффективности использования ресурсов;
- провести аналитические расчеты;
- проанализировать полученные результаты;
- сделать выводы и предложить рекомендации по улучшению финансового состояния.
Исходные данные для факторного анализа рентабельности реализованной продукции
Показатели | План, рассчитанный исходя из заключенных договоров, тыс. руб. | План, пересчитанный на фактическую реализацию, тыс. руб. | Фактически за год |
1. Выручка от реализации продукции | 38670 | 40000 | 46720 |
2. Себестоимость реализованной продукции | 36580 | 37000 | 43108 |
3. Прибыль от реализованной продукции | 2090 | 3000 | 3612 |
4. Рентабельность реализованной продукции, % | 5,71 | 8,11 | 8,38 |
Таблица 13 подтверждает, что причиной роста рентабельности является опережение роста выручки по сравнению с ростом себестоимости.
На изменение рентабельности изделия влияет изменение цены и себестоимости изделия. Цена в свою очередь может изменяться как под воздействием спроса и предложения, так и под воздействием инфляции.
На основании данных баланса и отчета о прибылях и убытках проанализируем деловую активность предприятия.
Таблица 14
Анализ деловой активности предприятия
Показатели | Начало года | конец года | изменения |
1. Чистая прибыль | 1850 | 2450 | 600 |
2. Выручка от реализации | 38670 | 46720 | 8050 |
3. Авансированный капитал | 133759 | 137265 | 3506 |
4. Оборотный капитал | 112732 | 122755 | 10023 |
5. Рентабельность капитала | 1,38 | 1,79 | 0,40 |
6.
Рентабельность оборотного |
1,64 | 2,00 | 0,36 |
7. Рентабельность оборота (продаж) | 4,78 | 5,24 | 0,46 |
8. Оборачиваемость капитала (оборот) | 0,29 | 0,34 | 0,05 |
9. Оборачиваемость оборотного капитала (обор) | 0,34 | 0,38 | 0,04 |
10. Продолжительность оборота капитала (дн) | 1262,53 | 1072,38 | -190,15 |
11. Продолжительность оборота оборотного капитала (дн) | 1064,06 | 959,02 | -105,04 |
Авансированный капитал - денежный капитал, предназначенный для приобретения средств производства, организации дела, осуществления бизнес-проектов. Авансированный капитал аккумулируется на этапе образования или активизации деятельности предприятия и включает в себя собственный и долгосрочный капитал.
Оборотный капитал – оборотные активы предприятия.
В целом наблюдается снижение рентабельности в связи с получением убытка. Одновременно происходит ускорение оборачиваемости капитала.
Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.
Чем
быстрее оборачивается капитал
на предприятии, тем меньше его требуется
для обеспечения
И
наоборот, замедление оборачиваемости
капитала требует дополнительного
привлечения средств для
При оценке мы можем проверить выполнение «золотого правила экономики»:
Тпр >Тр >Так >100%,
где Тпб, Тр, Так - соответственно темп изменения прибыли, реализации, авансированного капитала.
Выполнение данного условия означает, что:
а)
экономический потенциал
б)
по сравнению с увеличением
в) прибыль возрастает опережающими темпами, что свидетельствует, как правило, об относительном снижении издержек производства и обращения.
Темп изменения прибыли 1,53, темп изменения реализации 1,21, темп изменения авансированного капитала 1,03. Тем самым правило выполняется.
Однако возможны и отклонения от этой идеальной зависимости, причем не всегда их следует рассматривать как негативные, такими причинами являются: освоение новых перспектив направления приложения капитала, реконструкция и модернизация действующих производств и т.п. Эта деятельность всегда сопряжена со значительными вложениями финансовых ресурсов, которые по большей части не дают быстрой выгоды, но в перспективе могут полностью окупиться.
Таблица 15
Операционный анализ
Показатели | Начало года | конец года | изменения |
Выручка от реализации товаров, услуг | 38670 | 46720 | 8050 |
Переменные
затраты в себестоимости |
21200 | 24133 | 2933 |
Доля переменных затрат в выручке от реализации товаров | 0,55 | 0,52 | -0,03 |
Постоянные затраты в себестоимости | 10600 | 12067 | 1467 |
Маржинальная прибыль | 17470 | 22587 | 5117 |
Коэффициент маржинальной прибыли | 0,45 | 0,48 | 0,03 |
Прибыль | 6870 | 10520 | 3650 |
Прирост прибыли | 3650 | ||
Сила
воздействия операционного |
2,54 | 2,15 | -0,40 |
Порог рентабельности | 23463,19 | 24959,62 | 1496,43 |
Запас финансовой прочности | 15206,81 | 21760,38 | 6553,57 |
На
основании операционного
Коэффициент маржинальной прибыли определяется как отношение маржинальной прибыли к цене изделия.
В практических целях для определения силы воздействия операционного рычага вычисляют отношение так называемой валовой маржи к прибыли. Валовая маржа представляет собой разницу между выручкой от реализации и переменными затратами. Сила воздействия операционного рычага всегда рассчитывается для определенного объема продаж, для данной выручки от реализации. Она определяет, на сколько процентов увеличится прибыль в зависимости от изменения выручки от реализации - для этого следует процент роста выручки от реализации умножить на силу воздействия операционного рычага.
Чем больше доля постоянных затрат в общей величине издержек, тем сильнее воздействие операционного рычага и наоборот. Такая закономерность действует в условиях роста выручки от реализации. На небольшом удалении от порога рентабельности сила воздействия операционного рычага максимальна.
Точка безубыточности (порог рентабельности) характеризует достижение такого объема производства, при котором достигается окупаемость постоянных и переменных затрат; это можно определить также как объем выручки от реализации продукции, при которой величина валовой маржи равна общей сумме постоянных издержек. При такой реализации предприятие не несет убытков, но и не имеет прибыли.
Порог рентабельности может также рассчитываться как частное от деления величины постоянных затрат на величину валовой маржи в относительном выражении к выручке. С помощью этого показателя определяется период окупаемости затрат. Чем меньше порог рентабельности, тем скорее окупаются затраты.
Следующий показатель — запас финансовой прочности.
Запас финансовой прочности = выручка от реализации — порог рентабельности.
Размер финансовой прочности показывает, что у предприятия есть запас финансовой устойчивости, а значит, и прибыль. Но чем ниже разница между выручкой и порогом рентабельности, тем больше риск получить убытки.
Таблица 16
Расчет финансовых коэффициентов для оценки вероятности банкротства
Показатели | Начало года | Конец года | изменения |
Показатели платежеспособности | |||
|
0,02 | 0,02 | 0,00 |
|
0,16 | 0,16 | 0,00 |
|
1,18 | 1,22 | 0,04 |
4. Обеспеченность обязательств активами | 1,01 | 1,06 | 0,04 |
5. Платежеспособность по текущим обязательствам | 0,24 | 2,49 | 2,25 |
Показатели финансовой устойчивости | |||
|
0,54 | 0,54 | 0,00 |
2. Коэффициент
обеспеченности собственными |
0,00 | 0,04 | 0,04 |
3. Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах | 0,00 | ||
4. Доля дебиторской задолженности в совокупных активах | 0,05 | 0,06 | 0,00 |
Показатели деловой активности | |||
|
0,755 | 0,967 | 0,212 |
2. Норма чистой прибыли | 0,008 | 0,010 | 0,002 |
Информация о работе Анализ использования производственных ресурсов