Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:22, курсовая работа
Реальные условия функционирования предприятия обусловливают необходимость проведения объективного и всестороннего финансового анализа хозяйственных операций, который позволяет определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выработать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности.
Данные табл. 3.6. свидетельствуют о незначительном увеличении рентабельности расходов с 0,027% в предыдущем году до -0,0611% в отчетном году. Положительной тенденцией является превышение темпов роста доходов над темпами роста расходов. Также необходимо отметить незначительное увеличении доходов на 1 руб. расходов соответственно с 1,027 тыс. руб. до 1,061 тыс. руб., что составило 103,31% по сравнению с предыдущим годом.
Для выявления конкретных 
факторов, оказавших воздействие 
на изменение обобщающего 
P/Расх = (P/N) · (N/Дох) · (Дох/Расх), или f = x·y·z, (3.6)
Расчет влияния факторов можно выполнить, применив метод цепных подстановок с использованием абсолютных разниц. Тогда:
∆f(x) = ∆x·y0·p0;                                
∆f(y) = ∆y·x1·p0;                                 
∆f(z) = ∆p·x1·y1;                                   
∆f = ∆f(x) + ∆f(y) + ∆f(z),                                 
∆f(x) = 3,304%;
∆f(y) = -0,096%;
∆f(z) = 0,196%;
Итого: ∆f = 3,304%+ (-0,096+0,196)% = 3,40%
Выполненные расчеты дают основание утверждать, что на уменьшение рентабельности расходов на 3,40% в отчетном году по сравнению с предыдущим годом существенное влияния оказали уменьшение доли выручки от продаж на 1 руб. доходов (-0,096%) и увеличение доходов на 1 руб. расходов 0,196%.
Несмотря на практическую значимость проведенного комплексного анализа доходов и расходов, организации необходимо углубить его составлением еще одной аналитической таблицы, обобщившей некоторые финансовые показатели, рассчитанные по данным формы №2 и 1 (табл. 3.7)
Таблица 3.7-Динамика финансовых показателей предприятия, тыс. руб.
№ п/п  | 
  Показатель  | 
  Отчетный год  | 
  Предыдущий год  | 
  Изменение (+,-), (гр.1 - гр.2)  | 
  Темп роста, % (гр.1 : гр.2)  | 
1  | 
  Выручка от продаж (N)  | 
  262235  | 
  235751  | 
  26484  | 
  111,23  | 
2  | 
  Среднегодовая величина совокупных активов (А)  | 
  113149  | 
  94570  | 
  18579  | 
  119,65  | 
3  | 
  Среднегодовая стоимость оборотный активов (ОА)  | 
  89674  | 
  70599  | 
  19075  | 
  127,02  | 
4  | 
  Среднегодовая величина краткосрочных обязательств (КО)  | 
  65999  | 
  58680  | 
  7319  | 
  112,47  | 
5  | 
  Среднегодовая величина собственного капитала (СК)  | 
  47078  | 
  35815  | 
  11263  | 
  131,45  | 
6  | 
  Среднегодовая величина внеоборотный активов (ВА)  | 
  23476  | 
  23971  | 
  -495  | 
  97,94  | 
7  | 
  Среднегодовая величина долгосрочных обязательств (ДЗК)  | 
  73  | 
  76  | 
  -3  | 
  96,10  | 
8  | 
  Среднегодовая величина собственного оборотного капитала (СОК = СК - ВА+ДЗК)  | 
  23675  | 
  11920  | 
  11755  | 
  198,62  | 
9  | 
  Чистая прибыль (Р)  | 
  16038  | 
  6489  | 
  9549  | 
  247,16  | 
10  | 
  Рентабельность активов (P/A), %, f  | 
  14,17  | 
  6,86  | 
  7,31  | 
  206,57  | 
11  | 
  Рентабельность продаж (P/N), %,x  | 
  6,12  | 
  2,75  | 
  3,36  | 
  222,20  | 
12  | 
  Оборачиваемость оборотных активов (N/ОА), обороты (y)  | 
  2,92  | 
  3,34  | 
  -0,41  | 
  87,57  | 
13  | 
  Коэффициент текущей ликвидности (ОА/KO) (z)  | 
  1,36  | 
  1,20  | 
  0,16  | 
  112,93  | 
14  | 
  Удельный вес краткосрочных обязательств в собственном оборотном капитале (КО/СОК), коэф., q  | 
  2,79  | 
  4,92  | 
  -2,14  | 
  56,63  | 
15  | 
  Коэффициент маневренности собственного оборотного капитала (СОК/СК) (m)  | 
  0,50  | 
  0,33  | 
  0,17  | 
  151,10  | 
16  | 
  Коэффициент финансовой независимости (СК/А) (n)  | 
  0,42  | 
  0,38  | 
  0,04  | 
  109,86  | 
17  | 
  КОСС = (СК - ВА)/ОА, норматив = 0,1  | 
  0,26  | 
  0,17  | 
  0,10  | 
  156,89  | 
Данные таблицы показывают, 
что в отчетном году все абсолютные 
показатели увеличились по сравнению 
с предыдущим годом. Однако не для 
всех показателей это увеличение 
можно рассматривать как 
P/A = (P/N) · (N/OA) · (OA/KO) · (KO/COK) · (COK/CK) · (CK/A)
Или f = xyzqmn;                                   
∆f(x) = ∆x·y0·z0·q0·m0·n0;                                  
∆f(y) = ∆y·x1·z0·q0·m0·n0;                                 
∆f(z) = ∆z·x1·y1·q0·m0·n0;                                                            
∆f(q) = ∆qx1y1z1m0n0;                                        
∆f(m) = ∆mx1y1z1q1n0;                                     
∆f(n) = ∆nx1y1z1q1m1;                                         
∆f = ∆f(x) + ∆f(y) + ∆f(z) + ∆f(q) + ∆f(m) + ∆f(n),                                
Используя данные табл. 3.7, рассчитаем влияние факторов (x, y, z, q, m, n) на изменение рентабельности активов (+7,31%):
∆f(x) = + 8,38%;
∆f(y) = -1,89%;
∆f(z) = +1,73%;
∆f(q) = -6,54%;
∆f(m) = +4,36%;
∆f(n) = + 1,27%;
Итого: ∆f = +7,31%
Расчеты показывают, что рентабельность активов увеличилась на 7,31% главным образом за счет роста рентабельности продаж (+8,38%) , коэффициент текущей ликвидности 1,73% положительное влияние оказал коэффициент маневренности собственного капитала 4,36% .
На величину прибыли от реализации продукции влияют следующие факторы:
Для проведения факторного 
анализа используем данные из табл. 
3.3 и аналитической табл. 3.8, исходные 
данные которых позволяют рассчитать 
влияние вышеназванных 
Таблица 3.8-Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж по данным ф. №2
№ п/п  | 
  Показатель и его условное обозначение  | 
  Предыдущий год  | 
  Реализация отчетного года по ценам и затратам предыдущего года  | 
  Отчетный год  | 
А  | 
  Б  | 
  1  | 
  2  | 
  3  | 
1  | 
  Выручка от продаж товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб, N  | 
  235751  | 
  261682  | 
  262235  | 
2  | 
  Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг), тыс.руб., Sпер  | 
  221404  | 
  245758  | 
  231276  | 
3  | 
  Коммерческие расходы, тыс.руб., КР  | 
  |||
4  | 
  Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб., Р  | 
  14347  | 
  14777  | 
  30959  | 
5  | 
  Темп роста выручки от продаж, рассчитанный в ценах предыдущего года, %  | 
  235751  | 
  261682  | 
  110,99  | 
Используя данные табл.3.9, рассчитаем влияние факторов на изменение прибыли от продаж, которое составило 16612 тыс. руб.
Итак, влияние первого фактора - изменение объема продаж на прирост прибыли от продаж составило + 1577 тыс. руб.
Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли от продаж и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом:
16612 тыс. руб. = 1577 + 14482 + 553 + (-11225,642) = 16612тыс. руб.
Комплексный факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась за счет влияния трех факторов: изменения объема продаж (+1577 тыс. руб.) снижения себестоимости (+14482 тыс. руб.)., а изменение структуры продаж – привели к понижению прибыли от продаж на общую сумму -1162 тыс. руб.
3.3. Анализ рентабельности предприятия
В экономическом анализе существует система показателей рентабельности, которые условно разделяют на две группы: показатели рентабельности деятельности организации и показатели рентабельности использования различных активов.
Таблица 3.9 -Показатели рентабельности предприятия
Показатель  | 
  Отчетный год  | 
  Предыдущий год  | 
  Абсолютное изменение (+,-), %  | 
Рентабельность основной деятельности, %  | 
  8,85  | 
  4,27  | 
  4,58  | 
Рентабельность продаж, %  | 
  6,93  | 
  3,01  | 
  3,92  | 
Рентабельность внеоборотного капитала, %  | 
  7,19  | 
  2,63  | 
  4,56  | 
Рентабельность оборотного капитала, %  | 
  15,44  | 
  8,59  | 
  6,85  | 
Рентабельность совокупных активов, %  | 
  12,71  | 
  6,47  | 
  6,24  | 
Рентабельность собственного капитала, %  | 
  29,11  | 
  16,61  | 
  12,50  | 
Рентабельность заемного капитала, %  | 
  22,60  | 
  10,63  | 
  11,97  | 
Исходя из результатов табл. 3.9 можно сделать вывод, что предприятие улучшило свою деятельность. Так как увеличился показатель рентабельности основной деятельности и рентабельности продаж на 4,58% и 4.56% соответственно. Вместе с этим возросли показатели рентабельности капитала. Например, показатель рентабельности оборотного капитала вырос с 8,59% до 15,44%. Также повысился показатель рентабельности заемного капитала, что отрицательно сказывается на деятельности предприятия.
4. ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для проведения данного анализа необходимо изучить показатели выпуска и реализации продукции, выявить резервы целесообразно изменений количественного и качественного объема производства и реализации продукции; оценить динамику производимой продукции; определить факторы влияющие на анализируемы показатели и оценить степень их влияния, в конечном итоге разработать мероприятия по изменению объема производства и реализации продукции. В анализе необходимо рассчитать следующие показатели:
Для анализа производственных результатов используются статистическая отчетность Ф-1П; ведомость №16; движение готовых изделий, их отгрузка и реализации; форма №2 отчет о прибылях и убытках; бизнес план предприятия; планы – графики и т.д.
4.1. Оценка динамики производства и реализации продукции
Оценка динамики проводится по сопоставимым оптовым ценам без НДС и акцизов.
Таблица 4.1-Динамика производства и реализации продукции
Показатели  | 
  Пред. год  | 
  Отч. год  | 
  Отклонение (+,-)  | 
  Темпы роста, %  | ||||
план  | 
  факт  | 
  от пр. года  | 
  от плана  | 
  по плану  | 
  Факт  | |||
Объем продукции в оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизов), тыс. руб.:  | ||||||||
         
  - в действующих ценах   | 
  224311  | 
  223390  | 
  227635  | 
  3324  | 
  4245  | 
  
   
 101,90  | 
  
   
 101,4  | |
- в фиксированных (сопоставимых) ценах  | 
  231965  | 
  109531  | 
  93465  | 
  -138500  | 
  -16066  | 
  
   
 85,33  | 
  
   
 40,29  | |
Объем реализованной продукции, тыс. руб.:  | ||||||||
- в действующих ценах соответствующего года  | 
  235751  | 
  247392  | 
  262235  | 
  26484  | 
  14843  | 
  
   
 106,00  | 
  
   
 111,2  | |
- в фиксированных (сопоставимых) ценах  | 
  243796  | 
  121300  | 
  107671  | 
  -136124  | 
  -13628  | 
  
   
 88,76  | 
  
   
 44,16  | |
Индекс цен на продукцию предприятия  | 
  0,967  | 
  2,0395  | 
  2,4355  | 
  1,47  | 
  0,40  | 
  
   
 119,42  | 
  
   
 251,8  | |