Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 19:22, курсовая работа
Реальные условия функционирования предприятия обусловливают необходимость проведения объективного и всестороннего финансового анализа хозяйственных операций, который позволяет определить особенности его деятельности, недостатки в работе и причины их возникновения, а также на основе полученных результатов выработать конкретные рекомендации по оптимизации деятельности.
Данные табл. 3.6. свидетельствуют о незначительном увеличении рентабельности расходов с 0,027% в предыдущем году до -0,0611% в отчетном году. Положительной тенденцией является превышение темпов роста доходов над темпами роста расходов. Также необходимо отметить незначительное увеличении доходов на 1 руб. расходов соответственно с 1,027 тыс. руб. до 1,061 тыс. руб., что составило 103,31% по сравнению с предыдущим годом.
Для выявления конкретных
факторов, оказавших воздействие
на изменение обобщающего
P/Расх = (P/N) · (N/Дох) · (Дох/Расх), или f = x·y·z, (3.6)
Расчет влияния факторов можно выполнить, применив метод цепных подстановок с использованием абсолютных разниц. Тогда:
∆f(x) = ∆x·y0·p0;
∆f(y) = ∆y·x1·p0;
∆f(z) = ∆p·x1·y1;
∆f = ∆f(x) + ∆f(y) + ∆f(z),
∆f(x) = 3,304%;
∆f(y) = -0,096%;
∆f(z) = 0,196%;
Итого: ∆f = 3,304%+ (-0,096+0,196)% = 3,40%
Выполненные расчеты дают основание утверждать, что на уменьшение рентабельности расходов на 3,40% в отчетном году по сравнению с предыдущим годом существенное влияния оказали уменьшение доли выручки от продаж на 1 руб. доходов (-0,096%) и увеличение доходов на 1 руб. расходов 0,196%.
Несмотря на практическую значимость проведенного комплексного анализа доходов и расходов, организации необходимо углубить его составлением еще одной аналитической таблицы, обобщившей некоторые финансовые показатели, рассчитанные по данным формы №2 и 1 (табл. 3.7)
Таблица 3.7-Динамика финансовых показателей предприятия, тыс. руб.
№ п/п |
Показатель |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Изменение (+,-), (гр.1 - гр.2) |
Темп роста, % (гр.1 : гр.2) |
1 |
Выручка от продаж (N) |
262235 |
235751 |
26484 |
111,23 |
2 |
Среднегодовая величина совокупных активов (А) |
113149 |
94570 |
18579 |
119,65 |
3 |
Среднегодовая стоимость оборотный активов (ОА) |
89674 |
70599 |
19075 |
127,02 |
4 |
Среднегодовая величина краткосрочных обязательств (КО) |
65999 |
58680 |
7319 |
112,47 |
5 |
Среднегодовая величина собственного капитала (СК) |
47078 |
35815 |
11263 |
131,45 |
6 |
Среднегодовая величина внеоборотный активов (ВА) |
23476 |
23971 |
-495 |
97,94 |
7 |
Среднегодовая величина долгосрочных обязательств (ДЗК) |
73 |
76 |
-3 |
96,10 |
8 |
Среднегодовая величина собственного оборотного капитала (СОК = СК - ВА+ДЗК) |
23675 |
11920 |
11755 |
198,62 |
9 |
Чистая прибыль (Р) |
16038 |
6489 |
9549 |
247,16 |
10 |
Рентабельность активов (P/A), %, f |
14,17 |
6,86 |
7,31 |
206,57 |
11 |
Рентабельность продаж (P/N), %,x |
6,12 |
2,75 |
3,36 |
222,20 |
12 |
Оборачиваемость оборотных активов (N/ОА), обороты (y) |
2,92 |
3,34 |
-0,41 |
87,57 |
13 |
Коэффициент текущей ликвидности (ОА/KO) (z) |
1,36 |
1,20 |
0,16 |
112,93 |
14 |
Удельный вес краткосрочных обязательств в собственном оборотном капитале (КО/СОК), коэф., q |
2,79 |
4,92 |
-2,14 |
56,63 |
15 |
Коэффициент маневренности собственного оборотного капитала (СОК/СК) (m) |
0,50 |
0,33 |
0,17 |
151,10 |
16 |
Коэффициент финансовой независимости (СК/А) (n) |
0,42 |
0,38 |
0,04 |
109,86 |
17 |
КОСС = (СК - ВА)/ОА, норматив = 0,1 |
0,26 |
0,17 |
0,10 |
156,89 |
Данные таблицы показывают,
что в отчетном году все абсолютные
показатели увеличились по сравнению
с предыдущим годом. Однако не для
всех показателей это увеличение
можно рассматривать как
P/A = (P/N) · (N/OA) · (OA/KO) · (KO/COK) · (COK/CK) · (CK/A)
Или f = xyzqmn;
∆f(x) = ∆x·y0·z0·q0·m0·n0;
∆f(y) = ∆y·x1·z0·q0·m0·n0;
∆f(z) = ∆z·x1·y1·q0·m0·n0;
∆f(q) = ∆qx1y1z1m0n0;
∆f(m) = ∆mx1y1z1q1n0;
∆f(n) = ∆nx1y1z1q1m1;
∆f = ∆f(x) + ∆f(y) + ∆f(z) + ∆f(q) + ∆f(m) + ∆f(n),
Используя данные табл. 3.7, рассчитаем влияние факторов (x, y, z, q, m, n) на изменение рентабельности активов (+7,31%):
∆f(x) = + 8,38%;
∆f(y) = -1,89%;
∆f(z) = +1,73%;
∆f(q) = -6,54%;
∆f(m) = +4,36%;
∆f(n) = + 1,27%;
Итого: ∆f = +7,31%
Расчеты показывают, что рентабельность активов увеличилась на 7,31% главным образом за счет роста рентабельности продаж (+8,38%) , коэффициент текущей ликвидности 1,73% положительное влияние оказал коэффициент маневренности собственного капитала 4,36% .
На величину прибыли от реализации продукции влияют следующие факторы:
Для проведения факторного
анализа используем данные из табл.
3.3 и аналитической табл. 3.8, исходные
данные которых позволяют рассчитать
влияние вышеназванных
Таблица 3.8-Исходная информация для расчета влияния факторов на изменение (прирост) прибыли от продаж по данным ф. №2
№ п/п |
Показатель и его условное обозначение |
Предыдущий год |
Реализация отчетного года по ценам и затратам предыдущего года |
Отчетный год |
А |
Б |
1 |
2 |
3 |
1 |
Выручка от продаж товаров, продукции (работ, услуг), тыс. руб, N |
235751 |
261682 |
262235 |
2 |
Себестоимость проданных товаров, продукции (работ, услуг), тыс.руб., Sпер |
221404 |
245758 |
231276 |
3 |
Коммерческие расходы, тыс.руб., КР |
|||
4 |
Прибыль (убыток) от продаж, тыс. руб., Р |
14347 |
14777 |
30959 |
5 |
Темп роста выручки от продаж, рассчитанный в ценах предыдущего года, % |
235751 |
261682 |
110,99 |
Используя данные табл.3.9, рассчитаем влияние факторов на изменение прибыли от продаж, которое составило 16612 тыс. руб.
Итак, влияние первого фактора - изменение объема продаж на прирост прибыли от продаж составило + 1577 тыс. руб.
Для проверки правильности выполненных расчетов составим баланс отклонений по общему объему прибыли от продаж и факторов, оказавших влияние на ее изменение в отчетном периоде по сравнению с предыдущим годом:
16612 тыс. руб. = 1577 + 14482 + 553 + (-11225,642) = 16612тыс. руб.
Комплексный факторный анализ изменения прибыли от продаж показал, что она увеличилась за счет влияния трех факторов: изменения объема продаж (+1577 тыс. руб.) снижения себестоимости (+14482 тыс. руб.)., а изменение структуры продаж – привели к понижению прибыли от продаж на общую сумму -1162 тыс. руб.
3.3. Анализ рентабельности предприятия
В экономическом анализе существует система показателей рентабельности, которые условно разделяют на две группы: показатели рентабельности деятельности организации и показатели рентабельности использования различных активов.
Таблица 3.9 -Показатели рентабельности предприятия
Показатель |
Отчетный год |
Предыдущий год |
Абсолютное изменение (+,-), % |
Рентабельность основной деятельности, % |
8,85 |
4,27 |
4,58 |
Рентабельность продаж, % |
6,93 |
3,01 |
3,92 |
Рентабельность внеоборотного капитала, % |
7,19 |
2,63 |
4,56 |
Рентабельность оборотного капитала, % |
15,44 |
8,59 |
6,85 |
Рентабельность совокупных активов, % |
12,71 |
6,47 |
6,24 |
Рентабельность собственного капитала, % |
29,11 |
16,61 |
12,50 |
Рентабельность заемного капитала, % |
22,60 |
10,63 |
11,97 |
Исходя из результатов табл. 3.9 можно сделать вывод, что предприятие улучшило свою деятельность. Так как увеличился показатель рентабельности основной деятельности и рентабельности продаж на 4,58% и 4.56% соответственно. Вместе с этим возросли показатели рентабельности капитала. Например, показатель рентабельности оборотного капитала вырос с 8,59% до 15,44%. Также повысился показатель рентабельности заемного капитала, что отрицательно сказывается на деятельности предприятия.
4. ОЦЕНКА ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Для проведения данного анализа необходимо изучить показатели выпуска и реализации продукции, выявить резервы целесообразно изменений количественного и качественного объема производства и реализации продукции; оценить динамику производимой продукции; определить факторы влияющие на анализируемы показатели и оценить степень их влияния, в конечном итоге разработать мероприятия по изменению объема производства и реализации продукции. В анализе необходимо рассчитать следующие показатели:
Для анализа производственных результатов используются статистическая отчетность Ф-1П; ведомость №16; движение готовых изделий, их отгрузка и реализации; форма №2 отчет о прибылях и убытках; бизнес план предприятия; планы – графики и т.д.
4.1. Оценка динамики производства и реализации продукции
Оценка динамики проводится по сопоставимым оптовым ценам без НДС и акцизов.
Таблица 4.1-Динамика производства и реализации продукции
Показатели |
Пред. год |
Отч. год |
Отклонение (+,-) |
Темпы роста, % | ||||
план |
факт |
от пр. года |
от плана |
по плану |
Факт | |||
Объем продукции в оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизов), тыс. руб.: | ||||||||
- в действующих ценах |
224311 |
223390 |
227635 |
3324 |
4245 |
101,90 |
101,4 | |
- в фиксированных (сопоставимых) ценах |
231965 |
109531 |
93465 |
-138500 |
-16066 |
85,33 |
40,29 | |
Объем реализованной продукции, тыс. руб.: | ||||||||
- в действующих ценах соответствующего года |
235751 |
247392 |
262235 |
26484 |
14843 |
106,00 |
111,2 | |
- в фиксированных (сопоставимых) ценах |
243796 |
121300 |
107671 |
-136124 |
-13628 |
88,76 |
44,16 | |
Индекс цен на продукцию предприятия |
0,967 |
2,0395 |
2,4355 |
1,47 |
0,40 |
119,42 |
251,8 |