Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2010 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – закрепление теоретических и методологических вопросов, касающихся приемов и методов анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия. При изучении бухгалтерской финансовой отчетности используются вертикальный, горизонтальный методы анализа и анализ с помощью построения оперативных коэффициентов, для оценки внутреннего потенциала предприятия – балансовый прием и факторный анализ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 5
1. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ 6
2. АНАЛИЗ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ 11
3. ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ 13
4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 15
5. ДИАГНОСТИКА РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

кр (Автосохраненный).docx

— 91.89 Кб (Скачать)

     При условии своевременного поступления средств от дебиторов предприятие могло погасить 92% текущей задолженности на конец года. Несмотря на положительную динамику, значение платежной возможности предприятия на ближайшую перспективу осталось низким. Это может быть оправдано, если период оборота дебиторской задолженности существенно меньше периода оборота кредиторской задолженности.

     Величина  оборотных активов оптимальна, так  как текущие активы полностью покрывают текущие обязательства. Это свидетельствует о достаточных общих платежных возможностях предприятия. Превышение оборотных активов над краткосрочными финансовыми обязательствами обеспечивает резервный запас для компенсации убытков, которые может понести предприятие при размещении и ликвидации всех оборотных активов, кроме наличности. [3] 
 
 
 

  1. ДЕЛОВАЯ АКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ
 

     Анализ  деловой активности характеризует  результаты и эффективность текущей деятельности организации. Количественную оценку деловой активности проведем на основе двух подходов: показателей оборачиваемости (табл.6) и сравнительного анализа темпов динамики взаимосвязанных экономических показателей (табл.7).

      1. Анализ деловой активности на основе показателей оборачиваемости 

Таблица 6 – Показатели деловой активности

Показатель 2008 г. 2009 г.
1. Выручка от продажи, тыс. руб. 28546 34569
2. Себестоимость проданной продукции, тыс. руб. 21034 25136
3. Активы, тыс. руб. 18524 22032
4. Оборотные активы, тыс. руб. 10633 12378
5. Запасы, тыс. руб. 5621 6705
6. Дебиторская задолженность, тыс. руб. 4887 5534
7. Кредиторская задолженность, тыс. руб. 6159 5171
8. Коэффициент оборачиваемости активов,  руб./руб. (стр.1/стр.3) 1,54 1,57
9. Период оборота текущих активов,  дней (360*стр.4/стр.1) 134 129
10. Период оборота запасов, дней (360*стр.5/стр.2) 96 96
11. Период оборота дебиторской задолженности,  дней (360*стр.6/стр.1) 62 58
12. Период оборота кредиторской  задолженности, дней (360*стр.7/стр.2) 105 74
 

     В отчетном году выручка от продажи составила 34569 тыс. руб. Каждый рубль, вложенный в деятельность предприятия, принес 1 р. 57 к. выручки, что на 3 коп. больше чем в предыдущем году. Увеличение коэффициента оборачиваемости активов свидетельствует об улучшении использования всего имущества организации.

     В среднем между моментом приобретения сырья, материалов и моментом поступления  денежных средств за продукцию, производимую из данного сырья и материалов, проходит 129 дней. По сравнению с предыдущим годом полная продолжительность цикла производства и обращения сократилась на 5 дней (134-129). Это может быть связано с повышением производительности труда.

     Запасы  сырья, материалов превращаются в готовую  продукцию и отгружаются потребителям в среднем в течение 96 дней. Продолжительность цикла производства и хранения по сравнению с прошлым годом не изменилась. Это может свидетельствовать о том, что продолжительность цикла производства и хранения является оптимальной для данного предприятия.

     Покупатели  расплачиваются за отгруженную им продукцию  в среднем через 58 дней, а предприятие  выполняет свои наиболее срочные  обязательства в среднем через 74 дня. Это свидетельствует, во-первых, о том, что у предприятия нет дополнительной потребности в краткосрочных кредитах. Во-вторых, у предприятия в целях активизации продаж есть возможность предоставить отсрочку платежа еще на полмесяца (74-58=16). При этом деньги за реализованную продукцию будут поступать одновременно с тем, когда организация будет расплачиваться с кредиторами, то есть у предприятия имеется резерв по увеличению отсрочки платежа. Однако по сравнению с предыдущим годом данный резерв снизился (105-62=43>16), что можно объяснить значительным уменьшением периода кредиторской задолженности. Это может быть связано с ужесточением условий со стороны кредиторов. [5]

     2. Оценка деловой активности на основе «золотого правила» экономики предприятия 

Таблица 7 – Расчет темпов динамики экономических показателей

Показатель 2008 год 2009 год Темп динамики, %
1. Активы, тыс. руб. 18524 22032 119
2. Выручка от продажи, тыс. руб. 28546 34569 121
3. Прибыль,  тыс. руб. 5062 5477 108

108% < 121% > 119% >100%;  

ТП < ТВП > ТА > 100%

      Золотое правило на данном предприятии не выполняется. Возрастает экономический потенциал предприятия. Имущество используется с большей отдачей. Однако прибыль растет медленнее чем выручка. Снижается эффективность продаж, что может быть связано с неблагоприятной ситуацией на рынке (рост цен на потребляемые ресурсы опережает рост цен на продукцию предприятия). 
 
 
 

     4 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

     Анализ  рентабельности (табл. 8) является важнейшей частью общего анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия и позволяет дать ответ на вопрос, насколько прибыльно функционирует организация и как эффективно она использует вложенный капитал. 

Таблица 8 – Показатели эффективности работы предприятия

Показатель 2008 г. 2009 г. Изменение
1. Выручка от продажи, тыс. руб. 28546 34569 6023
2. Прибыль от продажи, тыс. руб. 5062 5477 415
3. Активы, тыс. руб. 18524 22032 3508
4. Собственный капитал, тыс. руб. 10369 14123 3754
5. Рентабельность продаж, % (стр.2/стр.1*100) 18 16 -2
6. Рентабельность активов, % (стр.2/стр.3*100) 27 25 -2
7. Рентабельность собственного капитала, % (стр.2/стр.4*100) 49 39 -10
 

      По  сравнению с предыдущим годом  прибыль от продажи в отчетном году увеличилась на 415 тыс. руб. и  составила 5477 тыс. руб.

     Доля  прибыли в выручке от продажи  составила 16%. По сравнению с предыдущим годом произошло незначительное снижение рентабельности продаж на 2 пункта. В отчетном году также уменьшилась и эффективность использования активов. На каждый рубль, вложенный в активы предприятия, пришлось 25 коп прибыли.

     Более весомым стало снижение рентабельности собственного капитала, которая в отчетном году составила 39%, то есть на каждый рубль, вложенный владельцами в бизнес, получено 39 коп. прибыли.

     Отрицательная динамика рентабельности продаж, активов, собственного капитала свидетельствует о снижении эффективности функционирования предприятия.

     При оценке влияния факторов на динамику рентабельности авансированного (собственного) капитала используем классическую модель Дюпона, которая представляет данные показатели в виде мультипликативных зависимостей от рентабельности продаж, коэффициента оборачиваемости активов (и коэффициента рычага).

     1. Рентабельность активов:

Ra=Rп·КОа, где

Ra- рентабельность активов;

Rп – рентабельность продаж;

КОа – коэффициент оборачиваемости активов;

  • Общее изменение рентабельности активов, пункты:

∆ Ra= Ra1- Ra0, где

Ra1- рентабельность активов в отчетном году; 

Ra0- рентабельность активов в прошлом году.

∆ Ra= 25-27 = -2

  • Влияние изменения рентабельности продаж (структуры цены) на динамику рентабельности активов, пункты:

∆ RaRп = ∆ Rп · КОа 0

∆ RaRп = (16-18)*1,54= -3

  • Влияние изменения коэффициента оборачиваемости активов (деловой активности предприятия) на рентабельность активов, пункты:

∆ RaКОа =  Rп 1·∆ КОа

∆ RaКОа = 16*(1,57-1,54) = 1

∆ RaRп + ∆ RaКОа = ∆ Ra

-3+1  = -2 

     Снижение  рентабельности активов вызвано ухудшением эффективности продаж, то есть прибыльность средств предприятия обусловлена, в первую очередь, ценовой политикой и уровнем затрат на производство реализованной продукции. Таким образом, резервом повышения рентабельности активов является структура цены, следовательно, предприятию необходимо стремиться к снижению затрат на производство продукции и росту цен на эту продукцию. 

     2. Рентабельность собственного капитала:

Rск=Rп·КОа·Кр, где

Rск- рентабельность собственного капитала;

Кр – коэффициент рычага.

Кр = , где

А – активы предприятия, тыс. руб.;

СК –  собственные средства, тыс. руб.

Кр0 = 18524/10369 = 1,79

Кр1 = 22032/14123 = 1,56

      На  конец года на каждый рубль собственных средств приходился 1р. 56 к. имущества. Отрицательная динамика значения данного коэффициента свидетельствует о повышении финансовой независимости организации. 

  • Общее изменение  рентабельности собственного капитала, пункты:

∆ Rск= Rск1- Rск0, где

Rск1- рентабельность собственного капитала  в отчетном году;

Rск0- рентабельность собственного капитала  в прошлом году.

∆ Rск = 38- 48 = -10

  • Влияние изменения рентабельности продаж (структуры цены) на динамику рентабельности собственного капитала, пункты:

∆ RскRп= ∆ Rп · КОа 0· Кр 0

∆ RскRп = (16-18) *1,54 *1,79= -5

  • Влияние изменения коэффициента оборачиваемости активов (деловой активности предприятия) на рентабельность собственного капитала, пункты:

∆ RскКОа=  Rп 1·∆ КОа · Кр 0

∆ RскКОа = 16*(1,57-1,54)*1,79= 1 

   
  • Влияние изменения  коэффициента рычага (финансовой зависимости) на рентабельность собственного капитала, пункты:

∆ RскКр=  Rп 1· КОа 1· ∆Кр

∆ RскКр =16 *1,57*(1,56-1,79) = -6

∆ RскRп + ∆ RскКОа + ∆ RскКр =∆ Rск

-5 +1 –  6 = - 10 

     Влияние на ухудшение рентабельности собственного капитала оказало снижение коэффициента рычага, которое свидетельствует о повышении финансовой независимости организации. Отрицательную динамику также вызвало снижение эффективности продаж.

     Так как повышение финансовой независимости предприятия уже обеспечено, к резервам повышения рентабельности капитала можно отнести рентабельность продаж. Следовательно, направлениями роста эффективности функционирования предприятия являются также снижение затрат на производство продукции и повышение цены на эту продукцию. [4] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности