Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2011 в 11:05, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение одного из показателей экономической эффективности использования материальных ресурсов, а именно прибыли. Его повышение положительно характеризует работу предприятия. В процессе анализа необходимо изучить динамику данного показателя, выполнение плана по его уровню, провести межхозяйственные сравнения и установить факторы изменения его величины.

Работа содержит 1 файл

Анализ прибыли АХД.doc

— 335.00 Кб (Скачать)

      Прибыль от реализации продукции (товаров, работ услуг) представляет собой разницу между выручкой от реализации продукции без НДС, спецналога, акцизов, экспортных тарифов, и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

      Выручка от реализации продукции определяется либо по мере ее оплаты либо по мере отгрузки товаров (продукции, работ, услуг) и  предъявления покупателю расчетных  документов. Метод определения выручки от реализации продукции устанавливается предприятием на длительный срок исходя из условий хозяйствования и заключения договоров.

      Себестоимость продукции представляет собой стоимостную  оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Полная характеристика состава всех затрат, входящих в себестоимость, приводится в Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденном постановлением Правительства РФ от 05.08.92 г. № 552. Затраты, входящие в себестоимость по экономическому содержанию группируются по следующим элементам:

  • материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты.

1.4 Распределение и использование прибыли на предприятии

 

      Механизм  воздействия финансов на хозяйство, на его экономическую эффективность  находится не в самом производстве, а в распределительных денежных отношениях. Характер их воздействия  на производство зависит от того, на сколько система распределения, формы и методы ее организации соответствует объективным потребностям общества, уровню развития производительных сил, экономическим интересам государства, предприятий и каждого отдельного работника. При нарушении этого соответствия процесс повышения эффективности производства начинает сдерживаться.

      Распределение прибыли является составной неразрывной  части общей системы распределительных  отношений и, пожалуй, наравне с  распределением дохода физических лиц самой главной.

      Конкретные  формы и методы распределения  прибыли постоянно видоизменяются и развиваются с ростом общественного  производства и с изменением задач, стоящих перед экономикой. Каждый этап во взаимоотношениях между бюджетом и предприятие по поводу распределения прибыли порождает новые формы и методы этого распределения (рис. 1). 

      Рис 1. Схема образования прибыли предприятия 

 

       По сути, распределение прибыли  следует рассматривать в трех направлениях (рис. 2): 

      

      Рис 2. Схема распределения прибыли предприятия 

      Прибыль распределяется между государством, собственниками предприятия и самим  предприятием. Пропорции этого распределения  в значительной мере воздействуют на эффективность деятельности предприятия  как позитивно, так и негативно.

      Взаимоотношения предприятий и государства по поводу прибыли строится на основе налогообложения прибыли.

      Существенным  в российском законодательстве является то, что налогом на прибыль облагается не та прибыль, которая отражает результаты финансово-хозяйственной деятельности и показана в бухгалтерской отчетности. Исходной базой для исчисления налогооблагаемой прибыли является валовая прибыль как алгебраическая сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), прибыли (убытка) от реализации имущества и доходов от сальдо доходов и расходов от внереализационных операций. Далее валовая прибыль корректируется на суммы безвозмездно полученных ценностей, суммы перерасхода по лимитируемым статьям затрат, разницу между суммой выручки от реализации, исчисленной по рыночным и фактическим ценам (при реализации продукции по ценам ниже себестоимости), суммы списанных на убытки недостач, суммовые разницы и др. Таким образом, прибыль, подлежащая налогообложению, заметно отличается от фактического финансового результата хозяйственной деятельности. При таких корректировках нередки случаи, когда исчисленный налог на прибыль превышает сумму балансовой прибыли. Следовательно, источником уплаты такого налога служат вместе с прибылью оборотные средства.

      Было  бы рационально, если бы размер налоговых платежей из прибыли не превышал трети балансовой прибыли. В противном случае утрачиваются стимулы к повышению эффективности работы предприятия и получению прибыли.

      Оставшиеся  две трети могли бы быть распределены между собственниками (акционерами и учредителями) и самим предприятием.

      Это распределение зависит от многих факторов. В период технического перевооружения и модернизации производства, освоение новых видов продукции и новых  технологий предприятие крайне нуждается  в финансовых ресурсах, и предоставить их должны в первую очередь собственники. Однако это не означает, что они должны отказаться от своих ожиданий и не получать доход на вложенный капитал.

      В современных условиях в результате приватизации общегосударственной  собственности в России сложился класс собственников, принципиально отличающийся от среднего класса в экономически развитых и других развивающихся странах. В большинстве своем это члены трудового коллектива, бесплатно или за небольшую плату получившие акции своего предприятия. Из-за отсутствия собственных накоплений они не в состоянии осуществить вложение в свое предприятие, необходимые ему для выхода из финансового и производственного кризиса. По законам рыночной экономики никто, кроме собственников, не обязан предоставлять денежные средства для финансового оздоровления. Из создавшейся ситуации есть два выхода:

  1. Признание предприятия банкротом и погашение долгов за счет реализации имущества;
  2. Покрытие убытков и задолженности за счет средств собственников.

      В первом случае может не хватить имущества на покрытие долгов, или же оно будет состоять из трудно реализуемых или неликвидных активов. Тогда признание предприятия банкротом не доставит удовольствия никому из заинтересованных сторон: ни кредиторам, ни работникам предприятия, ни собственникам, ни государству. Видимо, поэтому практика признания предприятия банкротом в России пока не получила широкого распространения. Во втором случае собственники либо должны добровольно отказаться от своей собственности и передать акции своему предприятию для последующей их реализации за деньги, либо внести средства на покрытие убытков и задолженности.

      На  предприятии распределению подлежит прибыль после уплаты налогов  и выплаты дивидендов. Из этой прибыли  так же уплачиваются некоторые налоги в местные бюджеты и взыскиваются экономические санкции.

      Распределение этой части прибыли отражает процесс  формирования фондов и резервов предприятия  для финансирования производственного  и социального развития.

      В условиях рыночного хозяйства государство  не вмешивается в процесс распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов.

      Распределение прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, регламентируется внутренними документами предприятия, как правило, в учетной политике. Некоторые аспекты распределительного процесса фиксируются в уставе предприятия.

      Распределение прибыли на социальные нужды включает в себя расходы по эксплуатации социально-бытовых объектов, находящихся на балансе предприятия, финансирование строительства объектов производственного назначения, проведение оздоровительных культурно – массовых мероприятий и т.п.

      На  практике возможно применение различных методик планирования прибыли, которые можно классифицировать по трем группам:

  1. Традиционные методы.
  2. Методы маржинального анализа.
  3. Экономико-математические методы.

      Важную  роль в обеспечении финансовой устойчивости играет размер резервного капитала. В рыночном хозяйстве отчисления в резервный капитал носят первоочередный характер. Наличие и прирост резервного капитала обеспечивает увеличение акционерной собственности, характеризуют готовность предприятия к риску, с которым связана вся предпринимательская деятельность, обеспечивает возможность выплаты дивидендов по привилегированным акциям даже при отсутствии прибыли текущего года, покрытия непредвиденных расходов и убытков без риска потери финансовой устойчивости.

1.5 Методика анализа прибыли предприятия

 

      1.Даем  краткую характеристику предприятия.

      2.Делаем  анализ динамики показателей  за 3года (графически) (рис. 3).

      3.Сравниваем  динамику основных показателей  за базовый и текущий годы  и выводы по ним.

      4.Факторный  анализ деятельности предприятия проводится по следующему принципу:

      1. Влияние на прибыль изменений отпускных цен на реализованную продукцию ±Р1,: 

      ±Р112 

      где Р1 — реализация в отчетном году в ценах отчетного периода;

      Р2 — реализация в отчетном году в ценах базисного периода.

      2. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции ±Р2. Рассчитаем коэффициент роста объема реализованной продукции: 

      ±Р2 = Р0К1 — Р0 

      где Р0 — прибыль базисного периода;

      К1, — коэффициент роста объема реализованной продукции.

      К11.00

      где С0 — себестоимость реализованной продукции базисного периода;

      С1.0,— себестоимость реализованной продукции за отчетный период в ценах базисного периода.

      3. Влияние на прибыль изменений в объеме продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции ±Р3.

      Рассчитаем коэффициент роста объема продукции в оценке по отпускным ценам: 

      ±Р3021) 

      где К2 — коэффициент роста объема реализации в оценке по отпускным ценам:

      К21.00

      где Р0 — реализация в базисном периоде;

      Р1.0 — реализация в отчетном периоде по ценам базисного периода.

      4. Влияние на прибыль экономии от снижения себестоимости продукции ±Р4: 

      ±Р4 = С1.0 - С1 

      где С1.0— себестоимость реализованной продукции за отчетный период

      в ценах базисного периода;

      С1 — фактическая себестоимость реализованной продукции за отчетный период.

      5. Влияние на прибыль изменений себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции ±Р5: 

      ±Р5 = С0К2 - С1.0 

      Рассчитаем  размеры влияния на прибыль указанных  выше факторов применительно к данным рассматриваемого предприятия.

      6. Влияние изменения отпускных цен на материалы и тарифы ±Р6. Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли от реализации продукции составило: 

Информация о работе Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности