Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 16:03, курсовая работа
Качество торгового обслуживания — основной показатель конкурентоспособности торгового предприятия. Проблема качества торгового обслуживания постоянно волнует покупателей и продавцов по вполне закономерным причинам. Растет материальное благосостояние людей среднего класса, повышается их культурный уровень, выделился слой довольно зажиточных людей, и в этих условиях вполне естественно желание покупателей приобретать необходимые, качественные товары при качественном обслуживании. Кроме того, качество торгового обслуживания является инструментом в конкурентной борьбе. Поэтому в условиях рыночной конкуренции большое значение уделяется качеству торгового обслуживания, так как от него зависит эффективная торговая деятельность любого предприятия, основным показателем которой является размер прибыли.
Торговое обслуживание — это, с одной стороны, обслуживание потребителей, предоставление услуг, непосредственно направленных от человека к человеку, а с другой — это обслуживание материального характера, которое направлено не на человека, а на перемещение предметов (товаров) и косвенно воздействует на население, как на потребителей в целом, так и конкретно на каждого человека.
Эти формы торгового обслуживания имеют моральное содержание и моральное влияние, поскольку непосредственно касаются людей.
Торговое обслуживание начинается для покупателей, входящих в торговый зал, с улыбки продавца, чистоты и порядка, изобилия товаров в магазине. Покупателю приятно, когда для него созданы красивый экстерьер и интерьер, организован сервис дополнительных услуг и т.д.
Торговое обслуживание включает в себя такие понятия, как «качество торгового обслуживания», «культура торговли», «культура обслуживания», «уровень обслуживания», в основе которых лежит забота о покупателе. Ему должна быть предоставлена возможность с наименьшими затратами времени и наибольшими удобствами приобрести в магазине необходимые товары. Качество торгового обслуживания находится в полной зависимости от достигнутого уровня производства предметов потребления в стране и имеющихся ресурсов для его удовлетворения; оно выражается в количестве и качестве товаров, условиях их приобретения, затратах времени покупателей и качестве услуг, культуре обслуживания.
Большинство ученых, оценивая качество торгового обслуживания, рассматривают его, исходя из затрат времени на приобретение товаров и условий, в которых покупатель совершает покупку. Качество торгового обслуживания, по их мнению, определяется или как «минимальное время, затраченное на приобретение товаров, и комфорт обслуживания», или как «целый комплекс торгового обслуживания от формирования потребностей на изделие до окончательной подготовки его потребителю», или как «оптимизация затрат для покупателей и для сферы обслуживания».
Под качеством торгового обслуживания нами подразумевается создание на конкретном торговом предприятии наиболее благоприятных условий для выбора и приобретения товаров населением и оказание предусмотренных услуг. Качество торгового обслуживания зависит от уровня культуры торгового персонала, от степени его профессионализма, знания персоналом магазинов психологии покупателей.
Обеспеченные россияне все больше внимания уделяют работе, у них жесткие требования к расходованию своего времени, они требуют обширного ассортимента и дополнительного сервиса в месте покупки. В подобных условиях борьба за покупателя, а в конечном счете за прибыль состоит в предоставлении дополнительных преимуществ, определяющих качество обслуживания в розничной торговле. Близость магазина к дому стала в последнее время для жителей городов России с населением свыше 300 тыс. человек главным критерием при выборе места покупок. В своем развитии предприятия розничной торговли следуют изменениям требований среднего класса. Вначале магазины открывались в центре города по традиции советских времен, затем они стали располагаться вне центра на площадках у станций метро и крупных узловых транспортных остановок, откуда покупатели разъезжались в «спальные» микрорайоны. В настоящее время специалисты сети розничной торговли считают, что 2/3 оборота поступают от покупателей-автомобилистов и наступило время магазинов у автотрасс.
Важным фактором в совершении покупки является местоположение магазина. Для многих покупателей стали привлекательны магазины, расположенные в непосредственной близости к дому. Подобные предприятия имеют разные названия: «Магазин шаговой доступности», «Магазин у дома», или «Соседский магазин», но суть подобных предприятий розничной торговли одна: ценовая политика должна отвечать покупательской способности потребителя и удовлетворять качеству обслуживания покупателей.
В российской и мировой практике в последнее время получили большое распространение торговые комплексы, торговые центры и молы. Торговый центр определяют как комплекс взаимосвязанных объектов торговли, общественного питания и сферы бытового обслуживания. В некоторых зарубежных литературных источниках торговый центр называется «дискавери».
Особо крупные торговые комплексы получили название «моллы». Молл рассчитан на то, чтобы покупатель приехал и провел в нем целый день, так как включает в себя сотни различных магазинов, супермаркет, универмаг, службы быта и автосервиса, центр развлечений, ресторан, бар и пр.
История развития торговых центров уходит в далекое прошлое. Издавна торговля сосредоточивалась в многолюдных местах. Античные агоры и форумы, средневековые торговые площади, восточные базары, русские ярмарки, европейские пассажи XIX в. — все это по существу прототипы торговых центров.
Потребители отдают предпочтение тому или иному формату магазина, руководствуясь рядом критериев. Главным из всех критериев является привлекательность предприятия розничной торговли, создаваемая высоким качеством обслуживания в нем.
Переход России к рыночной
экономике создал условия для
развития предпринимательской
В результате организации фирменных магазинов отдельные производственные предприятия пытаются выйти из кризисных ситуаций, в которых они находились. Фирменные магазины должны были определяться принадлежностью к определенной фирме, предприятию-производителю или изготовителю. Функции фирменной торговли сходны с функциями обычной торговли и заключаются в реализации потребительной стоимости товаров путем доведения их от производителя до потребителя и реализации денежной стоимости товаров. Однако главной целью фирменной торговли является расширение сбыта и увеличение объема продажи товаров, вырабатываемых фирмой. Приход к этой цели должен способствовать достижению целей самой фирмы, направленных на увеличение производства и усиление позиций фирмы на потребительском рынке.
Следует отметить, что подобная товарная специализация имеет ряд преимуществ, которые определяют ее прогрессивность и влияет на культуру торговли. Она обеспечивает концентрацию ассортимента определенных товарных групп, создает условия для покупки родственных групп товаров в одном месте, увеличивает долю завершенных покупок, способствует повышению качества обслуживания покупателей, усиливает связь торгового предприятия с предприятием-производителем на основе более глубокого изучения рынка, организации рациональной доставки товаров, усиления влияния торговли на рост производства и повышения качества товаров, использования современных форм обслуживания, средств механизации, современной технологии, обеспечивающей эффективность реализации товаров, повышения квалификации работников, занятых обслуживанием покупателей.
Анализ состояния розничной торговли в России показывает, что в настоящее время происходит процесс универсализации торговых предприятий, растет число смешанных магазинов. За рубежом также наблюдается тенденция к увеличению числа крупных магазинов. Это связано с комплексностью покупок, так как покупатели стремятся покупать товары «под одной крышей».
Однако специализированные
и фирменные магазины имеют ряд
преимуществ перед универсальными магазинами,
комбинированными и смешанными. Они серьезно
работают с одной товарной группой, что
сокращает количество персонала и упрощает
процесс оформления документации, тесно
взаимодействуют с поставщиками, обеспечивая
скидки на товары. В перспективе количество
специализированных магазинов должно
увеличиться. Особенно это касается таких
магазинов, в которых реализуются товары
редкого спроса: дорогие парфюмерно-косметические
товары, модная одежда известных кутюрье.
Статистические данные анализа качества торгового обслуживания на примере.
Сформированная на
территории Ипатовского района система
торгового обслуживания населения представлена
объектами торговли и общественного питания
индивидуальных предпринимателей, фирменными
магазинами перерабатывающих предприятий,
а также предприятиями потребкооперации.
Анализ состояния торговли в Ипатовском
районе отражает положительную динамику
ее развития. По данным статистики оборот
розничной торговли за 2009 год по полному
кругу предприятий на территории Ипатовского
района составил 1694,0 млн. рублей с темпами
роста в действующих ценах 111,5%, в сопоставимых
ценах - 100,1%. Удельный вес предприятий
Ипатовского района в общекраевом розничном
товарообороте составляет 0,7%.
На душу населения приходится 26,0 тыс. рублей
розничного товарооборота против 23,1 тыс.
рублей в 2008 году, т.е. прирост показателя
продажи товаров на душу населения составил
11,7%. Поступление на рынок отечественных
и импортных товаров в объемах, обеспечивающих
платежеспособный спрос населения, способствует
дальнейшему увеличению потребительского
спроса населения и ускорению развития
оборота розничной торговли.
На 1 января 2010 года торговая сеть Ипатовского района насчитывает 517 торговых объектов торговой площадью 21,8 тыс.кв. метров, в том числе стационарных магазинов - 330 (торговая площадь - 18,7 тыс.кв.м.), павильонов и киосков - 189 единиц (торговая площадь - 3,1 тыс.кв.м). Кроме того, на территории района осуществляют деятельность 8 предприятий оптовой торговли, два универсальных розничных рынка. Обеспеченность населения торговыми площадями в расчете на 1 тысячу жителей составляет 332м2 , что на 44% превышает установленный норматив (230 м2 ) .
По сравнению с 2008 годом розничная торговая сеть увеличилась на 3 единицы. В 2009 году прекратили деятельность 38 торговых предприятий, открыто и реконструировано - 41, в том числе по реализации продовольственной группы товаров - 9, непродовольственной - 26, смешанной - 6. Из общего количества открывшихся объектов 34 объекта - это небольшие магазины торговой площадью до 50 кв. м, 5 объектов - от 50 до 100 кв. м, 2 объекта - свыше 100 кв. м (магазин «Магнит» ЗАО «Тандер», «Стройматериалы» ОАО Агропромышленное снабжение «Ипатовское»). Прирост торговых площадей в 2009 году составил 1,2 тыс. м2.
В торговле непродовольственными
товарами сохраняется приоритет
за развитием специализированных предприятий
таких как «Мебель» ИП Каландин И.В.,
«Феникс» ИП Бражкина С.И. (ювелирные изделия),
«ОКНА-ДВЕРИ» ИП Ромасева Л.Н., «Стройматериалы»
ОАО Агропромышленное снабжение «Ипатовское»
(директор Ищенко А.Н.), «Лидер» ИП Мельников
В.Н. и «Гранд» ИП Мальцев А.Н. (стройматериалы),
«Евразия» ИП Терещенко А.П. и «Шарм» ИП
Ковалева Л.И. (обувь), «АВТОЗАПЧАСТИ» ИП
Шмитько И.В. Группа этих магазинов наиболее
характерно выражает направленность на
потребителя с разным уровнем дохода.
На предприятиях торговли постоянно идет
внедрение наиболее эффективных форм
торговли: продажа товаров в кредит, доставка
товаров на дом, продажа товаров со сборкой
и установкой.
Товарный рынок предлагает покупателям широкий ассортимент товаров, но на продажу отдельных видов товаров имеются ограничения, которые на территории района не всегда соблюдаются. Согласно Федеральному закону «Об ограничении курения табака» запрещается розничная продажа табачных изделий в организациях здравоохранения, организациях культуры, физкультурно-спортивных организациях и на территориях и в помещениях образовательных организаций, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций.
В структуре оборота розничной торговли 40% занимает продажа продовольственных товаров, 60% - непродовольственных. Это свидетельствует о значительном изменении структуры потребления в сторону покупок товаров длительного пользования.
Более совершенной стала инфраструктура потребительского рынка, доля рыночной торговли в общем объеме розничного товарооборота сократилась до 39% против 46% в 2008 году. Соответственно 61% оборота розничной торговли сформировали торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в стационарной торговой сети, что на 7 процентных пунктов выше показателя 2008 года.
95% общего объема розничного товарооборота приходится на предприятия, осуществляющие торговую деятельность на территории г. Ипатово.
Необходимо отметить, что оборот розничной торговли включает данные как по организациям, для которых эта деятельность является основной, так и по организациям других видов деятельности, осуществляющим продажу населению товаров через собственные торговые заведения. Оборот розничной торговли, кроме того, включает продажу товаров на розничных рынках и ярмарках.
Доля крупных и средних предприятий в объеме розничного товарооборота района составляет 13,2%, или на 2,5% ниже показателя 2008 года. Наибольший удельный в объеме розничного товарооборота в данной группе предприятий приходится на ОАО «Сыродел» - 42,7% , ОАО ДП «Ставрополь-Лада» «Ипатово-Лада» - 32,6%.
Из 48 населенных пунктов
Ипатовского района 21 обслуживается
потребительскими обществами Ипатовского
районного союза потребительских обществ
(2008г. - 22, в 2009г. закрыта торговая точка
х. Веселый Лиманского с/с). Охват населения
услугами потребкооперации составляет
около 72%. Розничный товарооборот предприятий
данной системы без учета услуг общественного
питания 91,5 млн. рублей, что на 10,2% (в
сопоставимых ценах) ниже показателя 2008
года. Объемы розничного товарооборота
в сопоставимых ценах снижены всеми предприятиями
Ипатовского райпотребсоюза, за исключением
Софиевского потребительского общества
(100,7%), выполнившего при этом доведенный
по розничному товарообороту план на 107,3%.
В 2009 году наблюдается снижение удельного
веса розничного товарооборота предприятий
системы райпотребсоюза в объеме розничного
товарооборота района до 5,4% (2007г.-7,9%; 2008г.-
6%). До 10 процентов снижены объемы розничного
товарооборота в сопоставимых ценах к
уровню 2008 года по Красочному ПО, ПО «Согласие»,
Правлению РПС. При этом Красочным ПО выполнены
плановые показатели по розничному товарообороту
на 100,1%. Удельный вес ООО «Пищевик» в объеме
розничного товарооборота Ипатовского
РПС в 2009 году соответствует показателю
2008 года и составляет 7,2%. Однако снижение
розничного товарооборота ООО «Пищевик»
в сопоставимых ценах к уровню 2008 года
составило 10,3% при невыполнении планового
задания на 2,8%. Вместе с тем, в течение
года коллективом ООО «Пищевик» принимались
меры по сохранению объема товарооборота
на уровне 2008 года, в частности, по организации
развозной торговли собственной продукцией.
В 2009 году товарооборот от развозной торговли
составил 765 тыс. руб., что на 314 тыс. руб.
больше, чем в прошлом году. Освоено 25 наименований
хлебобулочных изделий и выработано 14,7
тонн продукции, часть которой поступила
в розничную торговую сеть. Участие в выставках-ярмарках
г. Ипатово, краевого центра, в обслуживании
майских праздничных мероприятий (9 мая,
Всероссийская сельскохозяйственная
выставка, День края в г. Ставрополь, День
с. Октябрьское) дополнительно увеличило
розничный товарооборот на 71 тыс. рублей.
За истекший год количество предприятий
общественного питания в районе увеличилось
на 3 единицы. При этом прекратили деятельность
предприятия общественного питания: кафетерий
«Колос» г. Ипатово, кафе «Византия» с.
Лиман, кафе «Минутка с. Октябрьское. Открылись
предприятия общественного питания: в
г. Ипатово кафе «Юлия», закусочная «26
регион» и мини-закусочная ООО «Общепит»,
в с. Золотаревка закусочная ИП Шевкаров,
в с. Лиман «Закусочная» Лиманского потребительского
общества, в пос. Красочный «Закусочная»
ИП Гиренко. На 1 января 2010 года сеть предприятий
общественного питания включает 60 единиц,
в том числе: школьных столовых - 25, производственных
- 2, кафе -12, баров-2, закусочных-16, ресторан-1,
прочих-2. При этом предприятия общественного
питания, за исключением школьных столовых,
обеспечивают наличие 1200 посадочных мест.
В результате обеспеченность населения
района в расчете на 1 тыс. жителей составляет
в общественном питании 18 посадочных мест
при норме 40 п.м.
Оборот общественного питания (с досчетом) по району 27,6 млн. руб. (2008г.- 21 млн. рублей), что в действующих ценах на 31,8%, а в сопоставимых ценах на 18,1% выше показателя 2008 года. Доля крупных и средних предприятий в структуре оборота общественного питания снизилась с 61% в 2008 году (12,8 млн. руб.) до 47% в 2009 (13 млн. руб.), в том числе по ООО «Общепит» Ипатовского Райпотребсоюза - с 49% до 37%.
Товарооборот ООО
«Общепит» Ипатовского
Удельный вес собственной
продукции ООО «Общепит»
Кроме того, на 20 наименований расширен ассортимент блюд и кулинарных изделий, для использования при приготовлении блюд и реализации в мини-закусочной «Кулинария» организована засолка овощей.
По состоянию на 01.01.2009года на территории г. Ипатово действуют организованные универсальные рынки: ООО «Рынок» Ипатовского райпотреб-союза и МУП « Центральный рынок » муниципального образования г. Ипатово. Общая площадь рынков составляет 37 тыс. кв.м., количество торговых мест -757.
Оборот розничной торговли на рынках (с досчетом) сложился в сумме 658,4млн. руб. (2008г.- 698,4 млн. рублей), и составил в объеме розничного товарооборота района 38,9% против 46% в 2008 году.
На территориях
муниципальных образований
В соответствии с Законом
Ставропольского края «Об административных
правонарушениях в Ставропольском крае»
на территориях муниципальных образований
района в течение года осуществлялись
рейды по выявлению и пресечению фактов
стихийной торговли в придорожной полосе
автотрасс, а также в местах массового
скопления граждан. Комиссией при администрации
Ипатовского муниципального района Ставропольского
края за 2009 год рассмотрено 7 протоколов
по фактам стихийной торговли на территории
муниципального образования Октябрьского
сельсовета. Наложено штрафов на сумму
3,0 тыс. рублей. Кроме того, специалистами
муниципального образования Октябрьского
сельсовета проведена разъяснительная
работа с жителями о недопустимости реализации
продуктов вне установленных мест торговли.
Выписано 15 предупреждений виновным по
установленным фактам. В ходе проверок
на других территориях нарушений не выявлено.
Во избежание причисления фактов торговли
вне официально зарегистрированных рынков
к стихийной торговле, а также в целях
обеспечения жителей района плодоовощной
продукцией в период сезонной заготовки
администрациями городского и сельских
муниципальных образований определены
ярмарочные дни и конкретные места для
проведения ярмарок. Анализ изменения
цен на продовольственные товары, проводимый
на рынке и в розничной торговой сети района
(декабрь к декабрю), показал, что за год
цены выросли на все продукты питания,
охваченные мониторингом. Исключение
составили картофель, молоко, макаронные
изделия, цены на которые сохранились
на уровне декабря 2008 года, масло растительное
и яйцо куриное, подешевевшие на 14,3% и 11,1%
соответственно (при среднекраевом показателе
снижения цен соответственно на 20,8% и 14,7%).
Среди мясных продуктов цена на свинину
снизилась на 5,3%, рост цен на мясо говядины
составил 5,6% , на мясо кур 17%. В группе
молочных продуктов масло сливочное подорожало
на 4,5% (при среднекраевом подорожании
на 10,2%), сметана на 3,2%, творог на 60%. Рост
цен на рис шлифованный составил 5%, хлеб
белый подорожал на 8,7% , хлеб ржано-пшеничный
и пшенично-ржаной из обдирной муки на
16,7%. Из наблюдаемой овощной продукции
повышение цен зарегистрировано на свеклу
- 11,1%, морковь –11,1%, капуста – 25%, лук –
50%, чеснок 80%. Во исполнение Федеральных
законов «О качестве и безопасности пищевых
продуктов», «О розничных рынках и о внесении
изменений в Трудовой кодекс Российской
Федерации»; Законов Ставропольского
края «О некоторых вопросах организации
розничных рынков на территории Ставропольского
края», «Об административных правонарушениях
в Ставропольском крае», контрольными
органами Ипатовского района проводились
проверки предприятий занятых изготовлением,
хранением и реализацией пищевых продуктов
на территории Ипатовского района. Работниками
межрайонной инспекции федеральной налоговой
службы № 3 по Ставропольскому краю в Ипатовском
районе проведено 154 проверки (2008г. - 247)
по вопросу выполнения требований, предусмотренных
Законом РФ № 54-ФЗ от 22.05.2003 г. «О применении
ККТ при осуществлении наличных денежных
расчетов и (или) расчетов с использованием
платежных карт». Выявлено 16 случаев (2008г.-
72) нарушения вышеуказанного закона. Руководителем
налогового органа вынесены постановления
о привлечении нарушителей к административным
взысканиям в виде штрафов в размере 114
тыс. руб. (2008г.- 233 тыс. рублей). Административные
штрафы взысканы в сумме 75 тыс. руб. или
67% от общей суммы назначенных штрафов
(2008г. – 233 тыс. рублей или 100%). Ветеринарной
службой ГУ Ипатовской районной станции
по борьбе с болезнями животных совместно
с врачами ЛВСЭ (Лаборатория ветеринарной
санитарной экспертизы) проводится контроль
качества и безопасности реализуемой
сельскохозяйственной продукции на ООО
«Рынок». С начала года проведено 17743 экспертиз,
против 17738 в 2008 году. Не допущено к торговле
3 туши свинины, молочные продукты - 10кг.
Качество товаров, поступивших на потребительский
рынок района, не всегда соответствует
предъявленным к ним нормативам и стандартам.
Территориальным отделом управления Роспотребнадзора
по Ставропольскому краю в Ипатовском
районе проведено 64 контрольно-надзорных
мероприятий в торговой сети и объектах
общественного питания Ипатовского района
(2008г. - 72). В ходе указанных мероприятий
проверен 71 объект, в том числе 8 индивидуальных
предпринимателей, реализующих мясо птицы,
хлеб и хлебобулочные изделия на ООО «Рынок»,
56 объектов торговли, 7 объектов общественного
питания. По результатам проверок выявлены
нарушения связанные с хранением и реализацией
пищевых продуктов, отсутствием документов,
подтверждающих их качество и безопасность,
нарушение правил продажи отдельных видов
товаров, нарушение санитарно-эпидемиологических
требований к организации питания населения
и составлен 81 протокол. Кроме того, проверено
5 объектов, реализующих алкогольную продукцию,
составлено 4 протокола. Общая сумма наложенных
штрафов составила 181,5 тыс. руб., в том числе
за нарушения при реализации алкогольной
продукции - 13 тыс. руб., табачных изделий
- 55 тыс. руб. Отобрано 10 проб алкогольной
продукции для проведения санитарно-химических
и токсикологических исследований. При
проведении всех плановых контрольно
- надзорных мероприятий на предприятиях,
торгующих пищевыми продуктами, отбирались
пробы на микробиологические исследования
и определение трансгенной ДНК в отобранной
продукции. Проводится активная работа
по выявлению продуктов, содержащих меланин,
фактов продажи молочной и масложировой
продукции с нарушением требований утвержденных
технических регламентов.