Анализ хозяйственной деятельности предприятий

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ анализа хозяйственной деятельности предприятий и расчет основных технико-экономических показателей деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
показать умение использовать данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности в анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
на основе данных об объеме производства и реализации продукции определить степень выполнения плановых показателей, проанализировать их динамику;

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ результатов хозяйственной и финансовой деятельности промышленного предприятия
1. Анализ производства и реализации продукции
2. Анализ использования трудовых ресурсов
3. Анализ использования основных производственных фондов
4. Анализ использования материальных ресурсов
5. Анализ себестоимости продукции предприятия
6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия
Глава 2. Факторы увеличения объема выпуска в результате более эффективного использования материальных ресурсов
Заключение
Список используемой литературы
Приложение

Работа содержит 1 файл

Полянская Наташа.rtf

— 2.23 Мб (Скачать)

В себестоимость товарной продукции включают все затраты предприятия на производство и сбыт товарной продукции в разрезе калькуляционных статей расходов. Себестоимость реализуемой продукции равна себестоимости товарной за вычетом повышенных затрат первого года массового производства новых изделий, возмещаемых за счет фонда освоения новой техники, плюс производственная себестоимость продукции, реализованной из остатков прошлого года. Затраты, возмещаемые за счет фонда освоения новой техники, включаются в себестоимость товарной, но не входят в себестоимость реализуемой продукции. Они определяются как разница между плановой себестоимостью первого года массового производства изделий и себестоимостью, принятой при утверждении цен.

Для анализа уровня себестоимости на различных предприятиях или ее динамики за разные периоды времени затраты на производство должны приводиться к одному объему. Себестоимость единицы продукции (калькуляция) показывает затраты предприятия на производство и реализацию конкретного вида продукции в расчете на одну натуральную единицу. Калькуляция себестоимости широко используется в ценообразовании, хозяйственном расчете, планировании и сравнительном анализе.

Затраты на один рубль товарной (реализованной) продукции - наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности.

Себестоимость показывает, во что обходится предприятию выпускаемая им продукция. В себестоимость включаются перенесенные на продукцию затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).

Различают четыре вида себестоимости промышленной продукции. Цеховая себестоимость включает затраты данного цеха на производство продукции. Общезаводская (общефабричная) себестоимость показывает все затраты предприятия на производство продукции. Полная себестоимость характеризует затраты предприятия не только на производство, но и на реализацию продукции. Отраслевая себестоимость зависит как от результатов работы отдельных предприятий, так и от организации производства по отрасли в целом.

Систематическое снижение себестоимости продукции дает государству дополнительные средства как для дальнейшего развития общественного производства, так и для повышения материального благосостояния трудящихся. Снижение себестоимости продукции - важнейший источник роста прибыли предприятий.

Затраты на производство промышленной продукции планируются и учитываются по первичным экономическим элементам и статьям расходов.

Группировка затрат по статьям расходов дает возможность видеть затраты по их месту и назначению, знать, во что обходится предприятию производство и реализация отдельных видов продукции. Планирование и учет себестоимости по статьям расходов необходимы для того, чтобы определить, под влиянием каких факторов сформировался данный уровень себестоимости, в каких направлениях нужно вести борьбу за ее снижение.

В промышленности применяется следующая номенклатура основных калькуляционных статей:

1) сырье и материалы

2) топливо и энергия на технологические нужды

3) основная заработная плата производственных рабочих

4) расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

5) цеховые расходы

6) общезаводские (общефабричные) расходы

7) потери от брака

8) непроизводственные расходы.

Первые семь статей расходов образуют фабрично-заводскую себестоимость. Полная себестоимость складывается из фабрично-заводской себестоимости и внепроизводственных расходов.

Расходы предприятий, включаемые в себестоимость продукции, делятся на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся затраты, непосредственно связанные с изготовлением продукции и учитываемые прямым путем по ее отдельным видам:

стоимость основных материалов, топлива и энергии на технологические нужды,

заработная плата основных производственных расходов и др.

К косвенным расходам относятся затраты, которые невозможно или нецелесообразно прямо относить на себестоимость конкретных видов продукции: расходы цеховые, общезаводские (общефабричные), по содержанию и эксплуатации оборудования.

Цеховые и общезаводские расходы в большинстве отраслей промышленности включаются в себестоимость отдельных видов продукции путем распределения их пропорционально сумме заработной платы производственных расходов (без доплат по прогрессивно-премиальной системе) и расходам на содержание и эксплуатацию оборудования.

% к плановым затратам по статье = каждая строка изменения себестоимости, т.р./ себестоимость факт в ценах плана)*100%

% к плановым затратам к итогу = каждая строка изменения себестоимости в т.р./ полную себестоимость товарной продукции (15 строка колонки в т.р.) *100%

 

 

Таблица 8

Статьи и группы затрат

Полная себестоимость, т.р.

Факт в ценах плана

Факт за отчетный год

Снижение(-), повышение (+)

т.р.

в % к плановым затратам

по статье

к итогу

1. Сырье и материалы

81934,02

93466,75

93466,75-81934,02

=11532,73

11532,73/81934,02

*100 =14,08

11532,73/13741

*100 =83,93

2. Возвратные отходы (вычитаются)

104,04

143,8

39,76

39,76/104,04

*100 =38,22

39,76/13741

*100 =0,29

3. Покупные изделия, полуфабрикаты

2731,13

2875,9

144,77

5,30

1,05

4. Топливо и энергия на технологические цели

3511,46

4313,85

802,39

22,85

5,84

5.Затраты на оплату труда

16256,75

17255,4

998,65

6,14

7,27

6. Отчисления на соц. Страх

5462,27

5751,8

289,53

5,30

2,11

7. Расходы на подготовку и освоение производства

7413,08

8627,7

1214,62

16,38

8,84

8. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования

364,15

431,39

67,24

18,46

0,49

9. Цеховые расходы

1300,54

1150,36

-150,18

-11,55

-1,09

10. Общезаводские расходы

3251,35

5751,8

2500,45

76,90

18,20

11. Потери от брака

5332,21

3875,9

-1456,31

-27,31

-10,60

12. Прочие производственные расходы

195,08

287,59

92,51

47,42

0,67

13. Производственная себестоимость товарной продукции

127856,09

142932,23

15076,14

11,79

109,72

14. Внепроизводственные расходы

2197,91

862,77

-1335,14

-60,75

-9,72

15. Полная себестоимость товарной продукции

130054

143795

13741

10,57

100,00


 

 

Вывод: В целом себестоимость товарной продукции увеличилась на 13741 тыс. руб. В большей степени на это повлияло увеличение общезаводских расходов на 2500,45 тыс.руб., а также рост расходов на подготовку и освоение производства на 1214,62 тыс.руб. и увеличение стоимости сырья и материалов на 11532,73 тыс.руб. Следует отметить значительное увеличение именно производственной себестоимости товарной продукции на 11,79%.

Среди заметных положительных моментов, влияющих на сокращение себестоимости продукции - сокращение потерь от брака на 1456,31 тыс.руб., сокращение внепроизводственных расходов на 1335,14 тыс.руб. и уменьшение цеховых расходов на 150,18 тыс.руб. что привело к сокращению себестоимости в структуре на 21,41% = 1,09+10,6+9,72.

Структура себестоимости значительно не изменилась, фактически в отчетном году наибольший удельный вес в производственной себестоимости занимают сырье и материалы (83,93%) и общезаводские расходы (18,20%).

Резервами снижения затрат являются статьи, по которым был допущен перерасход, за счет экономии которых могут быть снижены издержки производства, то есть по статьям Сырье и материалы, Покупные изделия и полуфабрикаты, Топливо и энергия на технологические цели, Затраты на оплату труда и отчисления на соц. Страх, Расходы на подготовку и освоение производства, Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования.

6. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

 

Проанализировать уровень и динамику показателей финансовых результатов деятельности предприятия. Результаты анализа оформить в таблицу 9. Сделать выводы о динамике и структуре финансовых результатов. Дать рекомендации по увеличению прибыли и рентабельности.

Чтобы принимать решения по управлению в области производства, сбыта, финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

горизонтальный (временный) анализ;

вертикальный (структурный) анализ;

трендовый анализ;

анализ относительных показателей (коэффициентов);

сравнительный (пространственный) анализ;

факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стахостатических приемов исследования.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности являются:

систематический контроль выполнения планов реализации продукции и получения прибыли;

определение влияния как объективных, так субъективных факторов на финансовые результаты;

выявление резервов увеличения суммы прибыли и рентабельности;

оценка работы предприятия по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности;

разработка мероприятий по использованию выявленных резервов.

Для расчета эффективности результатов финансовой деятельности используются следующие показатели:

рентабельность активов

 

RА = × 100%,

 

где Прч - чистая прибыль;

А - стоимость активов.

рентабельность собственного капитала

 

RСК = × 100%,

 

где СК - стоимость собственного капитала.

3. рентабельность продаж

 

Rпр = = × 100%,

 

где ВР - выручка от реализации продукции; З - себестоимость продукции.

Основными источниками информации при анализе финансовых результатов прибыли служат накладные на отгрузку продукции, данные аналитического бухгалтерского учета и финансовой отчетности ф.2 Отчет о прибылях и убытках, а также соответствующие таблицы бизнес-плана предприятия.

 

Таблица 9

Показатели

Сумма, т.р.

Структура, %

Динамика

Предыдущий год

Отчетный год

Предыдущий год

Отчетный год

Суммы

Структуры, %

Т.р.

%

Выручка от реализации

121915

174650

 

 

 

 

174650-121915

=52735

174650/121915

*100-100=43,26

 

 

Себестоимость продукции

99657

143795

 

 

 

 

44138

44,29

 

 

Валовая прибыль

22258

30855

22258/20106

*100=110,70

30855/29218

*100=105,60

8597

38,62

105,6-110,7

=-5,10

Коммерческие расходы

1308

1148

 

 

 

 

-160

-12,23

 

 

Управленческие расходы

751

698

 

 

 

 

-53

-7,06

 

 

Прибыль от продаж

20199

29009

20199/20106

*100=100,46

99,28

8810

43,62

99,28-100,46

=-1,18

Прочие доходы

428

904

 

 

 

 

476

111,21

 

 

Прочие расходы

521

695

 

 

 

 

174

33,40

 

 

Прибыль отчетного периода

20106

29218

100

100

9112

45,32

 

 

Чистая прибыль

15281

22206

76,00

22206/29218

*100=76,00

6925

45,32

0,00

Рентабельность активов

15281/68754

=0,222

22206/87562

=0,254

 

 

 

 

0,031

14,10

 

 

Рентабельность собственного капитала

15281/18423

=0,829

22206/22546

=0,985

 

 

 

 

0,155

18,74

 

 

Рентабельность продаж

22258/

121915

=0,1826

30855/

174650

=0,1767

 

 

 

 

-0,006

-3,23

 

 

 

Вывод: В отчетном году по сравнению с прошлым выручка увеличилась на 52735 тыс. руб. (на 43,26%); себестоимость продукции увеличилась на 44138 тыс. руб. (+44,29% по сравнению с прошлым годом). В результате валовая прибыль увеличивалась медленнее на 8597 тыс. руб. (+38,62%).

В отчетном году по сравнению с предыдущим уменьшилась величина управленческих и коммерческих расходов на 53 тыс. руб. и 160 тыс. руб. соответственно (коммерческие расходы уменьшились на 12,23%, а управленческие - на 7,06%), что следует оценить положительно.

Величина прибыли от продаж аналогично выручке в отчетном году увеличилась на 43,62% (8810 тыс. руб.) , а также прибыль отчетного периода и чистая прибыль в отчетном году больше показателей предыдущего года на 345,32% или 9112 тыс. руб. и 6925 тыс. руб. соответственно.

Таким образом, учитывая увеличение прибыли от продаж в отчетном году, а также значительное увеличение прочих доходов на 476 тыс.руб. (111,21%) на фоне роста прочих расходов на 174 тыс.руб. (33,4%) получается, что в конечном результате прибыль отчетного года увеличилась на 9112 тыс. руб.

Данные табл.9 позволяют раскрыть структуру всех основных элементов, формирующих конечный финансовый результат - чистую прибыль (убыток) предприятия. Анализ структуры прибыли позволяет установить, что основную ее часть составляет валовая прибыль - 105,6% за отчетный год, что ниже аналогичного показателя в прошлом году на 5,1%. Удельный вес чистой прибыли не изменился и составляет 76% от прибыли отчетного периода (прибыли до налогообложения). Все это заставляет организацию искать возможности и усиливать контроль в целях оптимизации структуры расходуемых ее средств и повышения эффективности их использования.

Для повышения прибыли необходимо:

увеличение объемов товарооборота;

снижение себестоимости;

повышение качества товарной продукции;

реализация на более выгодных рынках сбыта;

снижение уровня издержек обращения.

В предыдущем году предприятие имеет 22,2% рентабельности совокупных активов. В отчетном году рентабельность активов увеличилась до 25,4%, что является положительной тенденцией в использовании активов предприятия. Увеличение уровня рентабельности активов может свидетельствовать о растущем спросе на продукцию предприятия.

Уровень рентабельности собственного капитала в прошлом году 82,9% свидетельствует о хорошей инвестиционной привлекательности анализируемого предприятия. В отчетном году наблюдается увеличение рентабельности собственного капитала на 15,5% , что свидетельствует о более эффективном использовании собственного капитала. Рост рентабельности собственного капитала является положительной тенденцией.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности предприятий