Анализ хозяйственной деятельности медицинского учреждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2011 в 15:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является поиск путей совершенствования финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации посредством исследования особенностей проведения экономического анализа хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере одного из бюджетных медицинских учреждений – МУЗ ЦРБ г. Белореченск

Работа содержит 1 файл

Анализ хозяйственной деятельности медицинского учреждения.docx

— 101.55 Кб (Скачать)

     Введение 

     Бюджетная организация одна из самых многочисленных групп организаций, функционирующих  в нашем государстве, содержание которых обеспечивается за счет средств  федерального, региональных и местных  бюджетов.

     Подавляющая часть бюджетных организаций  выполняет различные функции, в  том числе в здравоохранении. Поэтому средства, которые выделяются для обеспечения деятельности учреждений здравоохранения, образования, культуры, науки и других организаций непроизводственной сферы, имеют строго целевое назначение, а статьи расходов определены законодательством.

     Таким образом, от величины средств, предоставляемых  из бюджетной системы этим организациям, от эффективности их использования  зависит выполнение социальных задач  стоящих перед обществом.

     Эффективное управление бюджетными организациями  и рациональное использование как  бюджетных, так и внебюджетных средств  вызывает объективную необходимость в организацию экономического анализа показателей развития сети бюджетных учреждений (объемов работ) и использование факторов их деятельности – основных фондов, материалов, трудовых ресурсов и т.д.

     Здравоохранение является сферой деятельности государства  по обеспечению прав граждан на жизнь  и здоровье, которая рассматривается  как одна из приоритетных в политической, экономической и социальной жизни  государства и общества.

     Система здравоохранения Краснодарского края, как составная часть системы здравоохранения Российской Федерации, предназначена для оптимального удовлетворения потребностей населения в профилактической, лечебно-диагностической, медико-социальной и лекарственной помощи.

     Уровень государственного и муниципального финансирования здравоохранения остается недостаточным. Одновременно имеют место объективные факторы, обуславливающие увеличение расходов на здравоохранение (рост цен на медикаменты, медицинскую технику, коммунальные услуги); имеется тенденция роста расходов вследствие развития и внедрения в практику дорогостоящих медицинских технологий, применяемых при современных схемах лечения заболеваний. Кроме того, возросли требования населения к условиям, качеству и номенклатуре предоставляемой медицинской и лекарственной помощи.

     Проблема  недостаточности ресурсов для здравоохранения  усугубляется дезинтеграцией основных источников финансирования (бюджетов все уровней и страховые платежи  работодателей на обязательное медицинское  страхование), децентрализации бюджетов.

     Медицинское обслуживание как отрасль экономики  и социальной сферы может быть охарактеризована с различных сторон. С точки зрения экономики она  может быть представлена наличными  трудовыми и финансовыми ресурсами, основными фондами и текущими материальными ресурсами, в совокупности образующими производственные факторы  отрасли, соединение которых создает  процесс воспроизводства в здравоохранении. Основные фазы этого процесса направлены на получение конечного результата: услуги.

     В бюджетных учреждениях имеются характерные для них объекты экономического анализа: расходы (кассовые и фактические), производимые за счет бюджетного финансирования и внебюджетных источников; продукты питания. Медикаменты и перевязочные средства и др. Кроме того, разработаны и утверждены условия оплаты труда работников для каждой отрасли бюджетной деятельности.

     Большая роль отводиться совершенствованию  управления бюджетными организациями, что предполагает всестороннее развитие аналитической работы. Анализ хозяйственной  деятельности – это этап, предшествующий принятию решения. Он призван обосновать принимаемое решение и оценить его последствия с позиций экономической эффективности. Для того чтобы объективно оценить исполнение сметы расходов учреждения, необходимо всесторонне рассматривать факторы, влияющие на результаты исполнения сметы. Вместе с тем значение экономического анализа заключается не только в выявлении факторов, влияющих на процесс исполнения сметы. Но и в том, чтобы разработать конкретные предложения по устранению нежелательных явлений, то есть анализ должен быть действенным, конкретным и оперативным. В этом и заключается актуальность выбранной темы курсовой работы.

     Целью курсовой работы является поиск путей совершенствования финансово-хозяйственной деятельности бюджетной организации посредством исследования особенностей проведения экономического анализа хозяйственной деятельности бюджетной организации на примере одного из бюджетных медицинских учреждений – МУЗ ЦРБ г. Белореченск

     Актуальность  и цель курсовой работы определили для решения следующие задачи:

  • рассмотреть понятие, виды и функции бюджетных организаций;
  • показать место экономического анализа хозяйственной деятельности в системе управления бюджетной организацией;
  • выявить особенности экономического анализа деятельности бюджетных медицинских учреждений;
  • дать характеристику основных показателей деятельности бюджетных медицинских организаций города Белореченска;
  • провести динамику анализа финансово-хозяйственной деятельности МУЗ ЦРБ г. Белореченск;
  • рассмотреть особенности факторного анализа основных показателей работы по МУЗ ЦРБ г. Белореченск;
  • рассмотреть направления улучшения финансового состояния учреждения за счет предпринимательской деятельности

 

     Глава 1 Теоретические аспекты  особенностей анализа  финансово -

     хозяйственной деятельности бюджетной  организации 

     1.1 Понятие, особенности  правового статуса  бюджетных организаций  и их классификация 

     Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее  – БК РФ) является основным нормативным  актом, который устанавливает правовые основы бюджетной системы Российской Федерации. Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие  принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации  и функционирования бюджетной системы  Российской Федерации, правовое положение  субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания  на средства бюджетов бюджетной системы  Российской Федерации, основания и  виды ответственности за нарушение  бюджетного законодательства Российской Федерации. Бюджетный кодекс регулирует правовые отношения, возникшие в  процессе планирования, составления  и утверждение бюджетов всех уровней, формирование доходов и осуществление  расходов соответствующих бюджетов, а также взаимоотношения между  учреждениями, министерства, ведомствами, распорядителями финансов и прочими  субъектами бюджетных отношений.

     Понятие бюджет и бюджетное учреждение приведено  в статье 6 БК РФ1.

     Бюджет - форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления;

     Бюджетное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение  выполнения функций которого, в том  числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

     Определение понятия « учреждение» дано в  Гражданском кодексе Российской Федерации, согласно которому учреждением  признается организация, созданная  собственником для осуществления  управленческих, социальных, культурных или иных функций некоммерческого  характера и финансируемая им полностью или частично2.

     По  моему мнению, бюджетное учреждение и учреждение можно объединить в  одно, т.к. бюджетное учреждение финансируется не только за счет соответствующих бюджетов, но и самостоятельно может заниматься предпринимательской деятельностью, и, следовательно, частично финансироваться за счет нее.

     Из  этих определений, отличие бюджетных  учреждений от прочих организаций других организационно-правовых форм состоит в следующем:

  • в качестве учредителей организации должны выступить органы государственной власти РФ, субъектов РФ, а также органы местного самоуправления. Акционерные общества. Кооперативы и другие аналогичные хозяйствующие субъекты не могут создать бюджетную организацию. Бюджетные учреждения наделяются государственным или муниципальным имуществом на праве оперативного управления. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации или муниципальной власти являются собственниками имущества бюджетных учреждений;
  • в качестве цели создания бюджетной организации в учредительных документах могут быть определены исключительно функции некоммерческого характера. Указанное ограничение нельзя понимать так, что бюджетной организации запрещено оказывать платные услуги и самостоятельно получать доходы. Однако получение прибыли не является и не может являться целью бюджетной организации;
  • бюджетная организация должна финансироваться из федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, муниципального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда. Данный признак имеет следующую особенность: получение финансирование из бюджета еще не говорит о том, что данная организация является бюджетной. Бюджетные средства выделяются не только бюджетным организациям, но и коммерческим структурам. Это осуществляется в многочисленных формах, начиная от закупки различных товаров в государственных или муниципальных целях и кончая предоставлением финансовой поддержки в виде дотаций, субсидий и т.п.;
  • основой финансового планирования бюджетной организации является

     смета доходов и расходов. До начала финансового планирования бюджетная организация обязательно составляет смету, а по истечению отчетного периода обязательно составляется баланс исполнение сметы. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения является основой для выделения и расходования бюджетных средств.

     Следует подчеркнуть, что только сочетание  всех перечисленных признаков вместе по отношению к другой структуре  дает бюджетную организацию, каждый из перечисленных признаков не означает, что мы имеем дело с бюджетной  организацией.

     Таким образом, чтобы правильно определить статус организации, необходимо учитывать  порядок финансирования организации, ее организационно-правовую форму и  задачи, ради которых эта организация  создана. Например, в Гражданском  кодексе Российской Федерации установлено, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. К унитарным предприятиям относится большая часть служб коммунального хозяйства и муниципальных служб, и при этом они являются коммерческими организациями. В форме унитарного предприятия могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. С этим определением я не соглашусь, т.к. к унитарным предприятиям относятся муниципальные предприятия, но они не являются коммерческими.

     Финансирование  бюджетных учреждений происходит несколько  этапов и при этом каждый этап имеет  свои особенности3:

  1. Составление и утверждение бюджетной росписи. Бюджетная роспись

     составляется  на основании утвержденного бюджета  главным распорядителем бюджетных  средств по получателям бюджетных  средств.

     2.Уведомление  о бюджетных ассигнованиях. После  того как сводная бюджетная  роспись утверждена, исполнительный  бюджетный орган в течение  10 дней доводит ее показатели  до всех получателей бюджетных  средств в форме уведомления  о бюджетных ассигнованиях на  период действия утвержденного  бюджета.

     3.Составление  сметы доходов и расходов. Бюджетные  учреждения в течение 10 дней  со дня получения уведомлений  о бюджетных ассигнованиях обязаны  составить и представить на  утверждение смету доходов и  расходов по установленной форме.  Распорядитель бюджетных средств  должен утвердить представленную  смету в течение 5 дней и  в течение одного рабочего  дня со дня утверждения сметы  должен передать ее в орган,  исполняющий бюджет.

     4.Уведомление  о выделенном лимите. Лимиты бюджетных  обязательств представляют собой  предельный объем прав получателя  на принятие им денежных обязательств, оплачиваемых за счет средств  соответствующего бюджета. Лимиты  бюджетных обязательств доводятся  до всех распорядителей и получателей бюджетных средств органом, исполняющим бюджет, не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия и представляют собой объем бюджетных обязательств, определенных для распорядителей и получателей бюджетных средств на период не более месяца.

Информация о работе Анализ хозяйственной деятельности медицинского учреждения