Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 15:23, контрольная работа
Школа была открыта как общеобразовательная школа в 1956 год. С 1992 года открываются гимназические классы, а с 1996 года - лицейские классы. В 2000-х годах в школе активно притворяется в жизнь работа по созданию и развитию городских экспериментальных площадок (ГЭП).
Наибольший удельный вес в составе средств, использованных на потребление, занимает фонд оплаты труда. Приступая к анализу использования этого фонда, в первую очередь необходимо рассчитать абсолютное и относительное отклонение фактической его величины от плановой.
Абсолютное отклонение (ΔФЗПабс) определяется сравнением фактически использованных средств на оплату труда в отчетном периоде (ФЗП1) с плановой величиной фонда заработной платы (ФЗП0) в целом по школе.
ΔФЗПабс = ФЗП1 - ФЗП0 = 15150 - 15050 = 100 тыс.руб.
Можно сделать вывод, что бюджет школы, в отношении оплаты труда сотрудников, сбалансирован, потому что суммы расходов и доходов совпадают.
2.5. Анализ переменной и постоянной части заработной платы
Постоянная часть оплаты труда не изменяется при увеличении или снижении числа учеников (зарплата учителей по тарифным ставкам, зарплата служащих по окладам, все виды доплат, оплата труда работников не учебного профиля и соответствующая им сумма отпускных). Данные для расчета представлены в следующей таблице:
Вид оплаты труда | Сумма тыс. руб. | ||
План | Факт. | Разность | |
1. Переменная часть оплаты труда учителей | 2050 | 1850 | -200 |
1.1. По сдельным расценкам | 500 | 200 | -300 |
1.2. Премии за результаты | 1000 | 1400 | 400 |
1.3. Оплата труда совместителей | 550 | 250 | -300 |
2. Постоянная часть оплаты труда учителей | 9000 | 9300 | 300 |
2.1. По тарифным ставкам и окладам | 4500 | 4500 | 0 |
2.2. Доплаты за категорию/стаж | 4500 | 4800 | 300 |
3. Всего оплата труда рабочих без отпускных | 11050 | 11150 | 100 |
4. Оплата отпусков рабочих | 1500 | 1500 | 0 |
4.1. Относящаяся к переменной части зарплаты | 100 | 100 | 0 |
4.2. Относящаяся к постоянной части зарплаты | 1400 | 1400 | 0 |
5. Оплата труда служащих | 2500 | 2500 | 0 |
6. Общий фонд заработной платы | 15050 | 15150 | 100 |
6.1. Переменная часть (п.1 + п.4.1) | 2150 | 1950 | -200 |
6.2. Постоянная часть (п.2 + п.4.2 + п.5) | 12900 | 13200 | 300 |
7. Удельный вес в общем фонде заработной платы, % | |||
- переменной части | 14,3 | 12,9 | -1,4 |
- постоянной части | 85,7 | 87,1 | 1,4 |
На основании данных таблицы определим относительное отклонение по фонду заработной платы с учетом деления на постоянные и переменные издержки:
ΔФЗПотн = ФЗП1 - ФЗПск = ФЗП1 - (ФЗПпер.0 x IВП + ФЗПпост.0) =
= 15150 - (2150 x 1,05 + 12900) = -7,5 тыс.руб.,
где ΔФЗПотн - относительное отклонение по фонду зарплаты;
ФЗП1 - фонд зарплаты фактический в отчетном периоде;
ФЗПск - фонд зарплаты, скорректированный на индекс объема выпуска продукции;
ФЗПпер.0 и ФЗПпост.0 - соответственно переменная и постоянная сумма планового фонда зарплаты;
IВП - индекс объема выпуска продукции (составляет 1,05=(1050 / 1000 т.р.) вместо объема производства принята стоимость дополнительных услуг).
При расчете относительного отклонения по фонду зарплаты можно использовать так называемый поправочный коэффициент (Кп), который отражает удельный вес переменной зарплаты в общем фонде. Данный коэффициент показывает, на какую долю процента следует увеличить базовую величину фонда зарплаты за каждый процент прироста выпуска продукции (ΔВП%):
ΔФЗПотн = ФЗП1 - ФЗПск
= ФЗП1 - ------------------------------
= 15150 - ------------------------------
Следовательно,
на данном предприятии имеется
относительный
В ходе последующего анализа необходимо определить факторы абсолютного и относительного отклонения по фонду заработной платы.
Переменная часть фонда зарплаты зависит от объема производства продукции (VВП), его структуры (Удi), удельной трудоемкости (ТЕ) и уровня среднечасовой оплаты труда (ОТ). Для расчета влияния этих факторов на абсолютное и относительное отклонение по фонду зарплаты необходимо следующее:
Базовая
величина, пересчитанная на фактический
объем оказанных услуг
Изменение переменной части фонда заработной платы:
- абсолютное (1950 – 2150)=-200 тыс.руб.
- относительное (1950 – 2257,5)=-307,5 тыс.руб.
Расчет влияния факторов на изменение переменной части фонда зарплаты, тыс.руб.
Далее следует проанализировать причины изменения постоянной части фонда оплаты труда, которая состоит из зарплаты учителей-повременщиков, служащих, а также всех видов доплат. Фонд заработной платы этих категорий работников зависит от среднесписочной их численности и среднего заработка за соответствующий период времени. Среднегодовая зарплата учителей-повременщиков, кроме того, зависит еще от количества отработанных дней в среднем одним рабочим за год, средней продолжительности рабочей смены и среднечасового заработка.
Для факторного анализа абсолютного отклонения по фонду повременной зарплаты могут быть использованы следующие модели:
ФЗП = ЧР x Д x ДЗП,
ФЗП = ЧР x Д x П x ЧЗП.
Исходные данные для анализа повременного фонда заработной платы:
Показатель | Значение показателя | Изменение | |
План | Факт. | ||
Среднесписочная
численность учителей-
повременщиков (ЧР) |
47 | 48 | 1 |
Количество отработанных дней одним учителем в среднем за год (Д) | 175 | 180 | 20 |
Средняя продолжительность рабочей смены (П), ч | 3,6 | 3,5 | -0,1 |
Фонд повременной оплаты труда тыс. руб. | 4500 | 4500 | 0 |
Зарплата одного работника руб. | |||
Среднегодовая (ГЗП) | 95,7 | 93,8 | -1,9 |
Среднедневная (ДЗП) | 0,55 | 0,52 | -0,03 |
Среднечасовая (ЧЗП) | 0,152 | 0,149 | -0,003 |
ΔФЗПЧР = ΔЧР x Д0 x П0 x ЧЗП0 = 1*175*3,6*0,152 = 95,76
ΔФЗПД = ЧР1 x ΔД x П0 x ЧЗП0 = 48 x (180 - 175) x 3,6 x 0,152 = 131,3
ΔФЗПП = ЧР1 x Д1 x ΔП x ЧЗП0 = 48 x 180 x (3,5 – 3,6) x 0,152 = -131,3
ΔФЗПЧЗП = ЧР1 x Д1 x П1 x ΔЧЗП = 48*180*3,5*-0,003=-90,72
Итого 5,04 тыс.руб.
Таким образом, рост повременного был незначителен, в силу увелчиения количества учителей, но т.к. продолжительность работы дополнительных (совместители) была небольшой, то и влияние незначительное. Фонд заработной платы управленческого персонала также может измениться за счет его численности и среднегодового заработка. Но в рассматриваемой коле сокращения или расширение аппарата за год не было. Роста зарплат тоже не проводилось, следовательно изменений и влияния нет.
Изменение среднего заработка учителей за год или иной отрезок времени (месяц, день, час) характеризуется его индексом (IЗП), который определяется отношением средней зарплаты за отчетный период (ГЗП1) к средней зарплате в базисном периоде (ГЗП0):
ГЗП1 241,350
IЗП = ------ = ----------- = 1,048.
ГЗП0 230,100
Аналогичным образом рассчитывается индекс производительности труда (IГВ) – по сумме дополнительных платных услуг:
ГВ1 1050
Iгв = ------ = ---------- = 1,05,
ГВ0 1000
где ГВ - годовая выработка работника.
Приведенные данные показывают, что на анализируемой школе темпы роста производительности труда опережают темпы роста оплаты труда. Коэффициент опережения (Коп) равен:
Iгв 1,05
Коп = ---- = ------ = 1,0019.
IЗП 1,048
Для
определения суммы экономии (-Э) или
перерасхода (+Э) фонда зарплаты
в связи с изменением соотношений
между темпами роста
±Эфзп = ФЗП1 х ------------ = 15150 х --------------- = - 28,9 тыс.руб.
Таким образом, более высокие темпы роста оказания платных услуг по сравнению с темпами роста оплаты труда способствовали экономии фонда зарплаты в размере 28,9 тыс.руб.
В условиях инфляции при анализе индекса роста средней заработной платы (СЗ) необходимо учитывать индекс роста цен на потребительские товары и услуги (Iц) за анализируемый период:
Iзп = ---------.
Среднегодовая зарплата учителей в отчетном году составила 241,350 тыс.руб., в прошлом году – 230,100 тыс.руб., индекс инфляции за этот период - 1,12. Индекс роста средней зарплаты будет равен:
Iзп = ----------------- = 0,937.
230,100*1,12
Следовательно, реальная зарплата работников предприятия не увеличилась, а уменьшилась за анализируемый период на 6,3% (100% - 93,3%).
Задолженность
по заработной плате отсутствует.
2.6. Анализ эффективности использования средств на оплату труда.
Для оценки эффективности использования средств на оплату труда необходимо применять такие показатели, как объем оказания услуг в действующих ценах, выручка, сумма прибыли на рубль зарплаты и др. В процессе анализа следует изучить динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню.
Школа по определению в России не может быть прибыльной, особенно государственная.
Поэтому
приведем только описание моделей по
которым можно проводить
Далее необходимо установить факторы изменения каждого показателя, характеризующего эффективность использования фонда заработной платы:
Информация о работе Анализ фонда заработной платы в ГОУ СОШ № 741