Анализ финансовых результатов

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночной экономики понятие финансовых результатов деятельности предприятий приобретает особое значение. Хозяйствующий субъект самостоятельно выбирает сферу бизнеса, формирует товарный ассортимент, определяет затраты, формирует цены, учитывает выручку от реализации, а следовательно, выявляет прибыль или убыток по результатам деятельности. Финансовые результаты, являющиеся одним из центральных показателей деятельности предприятий, используются сегодня в качестве ориентира, отражающего направление развития предприятия.

Работа содержит 1 файл

ФР курсовая.docx

— 85.86 Кб (Скачать)

Формула 1.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную  стоимость, акцизов и аналогичных  обязательных платежей) −

− себестоимость  проданных товаров, продукции, работ, услуг = валовая прибыль – коммерческие расходы – управленческие расходы = прибыль (убыток) от продаж + прочие доходы – прочие расходы = прибыль (убыток) до налогообложения ± отложенные налоговые активы ± отложенные налоговые обязательства – текущий налог на прибыль = чистая прибыль (убыток) отчетного периода.

     Валовая прибыль — это разность между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг (выручкой от реализации без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и других косвенных налогов и сборов) и себестоимостью проданных товаров, работ и услуг. Валовая прибыль является показателем эффективности собственно производства (строительства, торговли).

     Прибыль (убыток) от продаж — это валовая прибыль, уменьшенная на сумму коммерческих и управленческих расходов. Тем самым прибыль от продаж есть показатель эффективности деятельности, связанной с производством и реализацией продукции, выполнением работ, оказанием услуг.

     Прибыль (убыток) до налогообложения (бухгалтерская  прибыль) — это прибыль от продаж, увеличенная на суммы прочих доходов (проценты к получению, доходы от участия в других организациях, доходы от продажи основных средств и т.п.), за вычетом прочих расходов (проценты к уплате, штрафы, неустойки, расходы на создание резервов и т.п.). Показатель прибыли (убытка) до налогообложения — это показатель эффективности всей хозяйственной деятельности организации.

     Чистая прибыль (убыток) отчетного периода — это прибыль (убыток) до налогообложения, уменьшенная (увеличенная) на величину отложенных налоговых обязательств, текущего налога на прибыль и увеличенная (уменьшенная) на сумму отложенных налоговых активов за отчетный период. Если из величины чистой прибыли вычесть величину распределенной прибыли, то получим нераспределенную прибыль отчетного периода. Данный вид прибыли отражается в форме № 1 бухгалтерской отчетности «Бухгалтерский баланс» по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

     Различают и анализируют также балансовую прибыль, прибыль от прочей реализации (прибыль от продажи товарно-материальных ценностей, прибыль от реализации основных фондов и нематериальных активов), прибыль от внереализационных операций - выполнение плана прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции  (прибыль от долевого участия в совместных предприятиях, прибыль от сдачи в аренду основных средств и земли, полученные и выплаченные пени и штрафы).

     Обособление тех или иных видов прибыли  осуществляется исходя из интересов  лиц, имеющих отношение к предприятию, организации. Так, для собственников  основным показателем является чистая прибыль. С позиций интересов  государства основной финансовый показатель — прибыль до налогообложения как база для расчета налога на прибыль.

     В условиях рыночной экономики прибыль является: 
• одним из важнейших источников накопления и пополнения доходной части государственного и местных бюджетов; 
• источником самофинансирования развития предприятия; 
• основой принятия инвестиционных решений и инновационной деятельности предприятия; 
• источником удовлетворения интересов собственников предприятия.

     Важнейшим относительным показателем, характеризующим эффективность работы предприятия и конечные результаты его хозяйственной деятельности является рентабельность, в первую очередь потому, что по абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности организации. Прибыль, являясь важнейшим показателем результативности производственно-хозяйственной деятельности,  не   дает   полного   представления   о   его эффективности, так как не  учитывает величину  затрачиваемых ресурсов  и условий,  при которых  она  была  достигнута.   Рентабельность в   большей   степени характеризует результат деятельности.

     Показатели  рентабельности характеризуют эффективность  работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т.д.

     Показатели  рентабельности можно объединить в  несколько групп:

    • Показатели, характеризующие окупаемость издержек производства и инвестиционных проектов;
    • Показатели, характеризующие прибыльность продаж;
    • Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

     Рентабельность  производственной деятельности – отношение  валовой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции:

     Rпроизводственной деятельности = Пврп, где Пв – валовая прибыль, Зрп – затраты по реализованной продукции.

     Она показывает, сколько предприятие  имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Может рассчитываться в  целом по предприятию, отдельным  его подразделениям и видам продукции.

     Рентабельность  продаж – отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг  или чистой прибыли к сумме  полученной выручки, причем следует отметить, что логичнее использовать для расчета прибыль до налогообложения, в случае использования показателя чистой прибыли мы сталкиваемся с демонстрацией того, что чем выше ставка налога на прибыль, тем меньше рентабельность реализованной продукции:

     Rпродаж= Прп/В, где Прп – прибыль от реализации продукции, работ, услуг, В – выручка.

     Характеризует эффективность предпринимательской  деятельности: сколько прибыли имеет  предприятие с рубля продаж. Этот показатель стал широко применяться  с развитием рыночной экономики. Рассчитывается в целом по предприятию  и отдельным видам продукции.

     Рентабельность (доходность) капитала – отношение балансовой (валовой, чистой) прибыли к среднегодовой стоимости всего инвестированного капитала или отдельных его слагаемых: собственного (акционерного), заемного, основного, оборотного капитала.

     Rк=БП(Пв, Пч)/К, где БП – балансовая прибыль, Пв – валовая прибыль, Пч – чистая прибыль, К – среднегодовая стоимость капитала. 

     Характеризует эффективность использования капитала и показывает, сколько предприятие имеет чистой прибыли с рубля, авансированного в капитал.

     В процессе анализа следует изучить  динамику перечисленных  показателей рентабельности, выполнение плана по их уровню  и  провести  межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. 
 
 

 

      3. Факторы, влияющие  на изменение финансовых  результатов

     Основную  часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменение ее суммы.

     Прибыль от реализации продукции в целом  по предприятию зависит от четырех  факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции, ее структуры, себестоимости, уровня среднереализационных цен.

     Объем реализации продукции может оказывать  положительное и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции  приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы  прибыли.

     Структура товарной продукции может оказывать  как положительное, так и отрицательное  влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции  в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

     Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.

     Рассчитать  влияние факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции можно способом цепной подстановки, последовательно  заменяя плановую величину каждого  факторного показателя фактической.

     Чтобы узнать, насколько прибыль изменилась за счет объема и структуры реализованной  продукции нужно сравнить сумму  прибыли плановую и сумму прибыли, исчисленную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции.

     Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо плановую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовыполнения) плана по реализации продукции в  оценке плановой себестоимости и  результат разделить на 100.

     Затем можно определить влияние структурного фактора (из суммы изменений за счет объема и структуры вычесть сумму  изменений за счет объема продаж).

     Влияние изменения полной себестоимости  на сумму прибыли устанавливается  сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический  объем продаж.

     Изменение суммы прибыли за счет отпускных  цен на продукцию определяется сопоставлением фактической выручки с выручкой, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах.

     Эти же результаты можно получить и способом цепной подстановки, последовательно  заменяя плановую величину каждого  факторного показателя фактической.

     Изменение суммы прибыли за счет:

    • объема реализации продукции 
    • структуры товарной продукции 
    • средних цен реализации  
    • себестоимости реализуемой продукции 

     Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по объему продаж продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент. усл1).

     Выполнение  плана по объему продаж исчисляют  сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция  однородна), условно-натуральном и  в стоимостном выражении (если продукция  неоднородна по своему составу), для  чего желательно использовать базовый (плановый) уровень себестоимости  отдельных изделий, так как себестоимость  меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка.

     Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо от условной выручки вычесть условную сумму затрат:

       . УСЛ2)

     Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:

       . УСЛ3)

     Следует проанализировать также выполнение плана и динамику прибыли от реализацииотдельных видов продукции, величина которой зависит от трех факторов первого порядка: объема продажи продукции (VРПi), себестоимости (Зедi) и среднереализационных цен (Цi). Факторная модель прибыли от реализации отдельных видов продукции имеет вид: 

     
 

  Расчет  влияния факторов на изменение суммы  прибыли по отдельным видам продукции  произведем способом цепной подстановки:

  ППЛ = VPППЛ * (ЦПЛ - СПЛ);

  ПУСЛ1 =  VPПФ * (ЦПЛ - СПЛ);

  ПУСЛ2 =  VPПФ * (ЦФ - СПЛ);

  ПУСЛ2 =  VPПФ * (ЦФ - СФ);

Информация о работе Анализ финансовых результатов