Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:43, курсовая работа
Целью дипломной работы является рассмотрение учетного механизма формирования финансового результата, обеспечивающего аналитические процедуры для выявления резервов роста прибыли на предприятии.
Достижению поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• раскрыть методические аспекты учетной политики предприятия по формированию финансового результата от реализации продукции, от прочей реализации и конечного финансового результата;
• дать оценку динамики абсолютных и относительных показа¬телей финансовых результатов (прибыли и рентабель¬ности);
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты основы анализа финансовых результатов предприятия 6
1.1. Методология и значение анализа финансовых результатов предприятия 6
1.2. Задачи и информационные источники анализа финансовых результатов предприятия 8
1.3. Этапы проведения анализа финансовых результатов 12
Глава 2. Учет финансовых результатов деятельности предприятия 19
2.1.Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности 19
2.2.Учет прочих доходов и расходов организации 29
2.3. Учет конечного финансового результата 37
2.4. Учет использования прибыли 40
Глава 3. Анализ финансовых результатов в деятельности предприятия (на примере ОАО «Текмаш») 49
3.1. Организационно-экономическая характеристика предприятия 49
3.2. Факторный анализ динамики изменений структуры формирования финансовых результатов и анализ прибыли от финансово-хозяйственной деятельности предприятия 50
3.3. Факторный анализ прибыли от реализации продукции,
товаров (работ и услуг) 52
3.4. Анализ факторов формирования и распределения общей бухгалтерской и налогооблагаемой прибыли 56
3.5. Предложения по совершенствованию учета и анализа финансовых результатов на ОАО «Текмаш» 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ
Себестоимость товаров и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, и наоборот.
Модель зависимости прибыли от перечисленных факторов имеет следующий вид:
где n – количество наименований изделий в номенклатуре продукции.
Для упрощения процедуры анализа может быть использован следующий порядок изучения влияния факторов на прибыль:
рассматривается влияние факторов первого порядка (цена реализации и себестоимость) на прибыль от единицы продукции по каждому наименованию;
рассчитывается влияние факторов второго порядка (структурные сдвиги и удельная прибыль по каждому наименованию продукции) на усредненную величину прибыли на единицу продукции;
оценивается влияние общего объема выпуска продукции и прибыли от единицы продукции на прибыль от реализации.
ГЛАВА 2. УЧЕТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
2.2. Учет доходов и расходов по обычным видам деятельности
Финансовый результат отражает изменение собственного капитала за определенный период в результате производственно-финансовой деятельности организации.
Финансовый результат определяют по счету 99 «Прибыли и убытки». По кредиту этого счета отражают доходы и прибыли, а по дебету — расходы и убытки.
Хозяйственные операции отражают на счете 99 по кумулятивному принципу, т.е. нарастающим итогом с начала года. Сопоставлением кредитового и дебетового оборотов по счету 99 определяют конечный финансовый результат за отчетный период. Превышение кредитового оборота над дебетовым отражается в качестве сальдо по кредиту счета 99 и характеризует размер прибыли организации, а превышение дебетового оборота над кредитовым записывается как сальдо по дебету счета 99 и характеризует размер убытка организации. Счет 90 имеет одностороннее сальдо [10.11].
Конечный финансовый результат организации складывается под влиянием:
а) финансового результата от реализации продукции (работ, услуг);
б) финансового результата от реализации основных средств, нематериальных активов, материалов и другого имущества;
в) прочих доходов и расходов.
Различие между этими составными частями прибыли или убытков состоит в том, что финансовый результат от реализации продукции и другого имущества первоначально определяют по счетам реализации (90, 91), а затем с этих счетов списывают на счет 99.
Организации получают основную часть прибыли от продажи продукции, товаров (работ и услуг). Прибыль от продажи продукции (работ, услуг) определяют как разницу между выручкой от продажи продукции (работ, услуг) в действующих ценах без НДС и акцизов, экспортных пошлин и других вычетов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и затратами на ее производство и продажу[23.29].
Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяют по счету 90 «Продажи».
Счет 90 «Продажи» предназначен для обобщения информации о доходах и расходах, связанных с обычными видами деятельности организации, а также для определения финансового результата по ним. На этом счете отражаются выручка и себестоимость по:
готовой продукции и полуфабрикатам собственного производства;
работам и услугам промышленного характера;
работам и услугам непромышленного характера;
покупным изделиям (приобретенным для комплектации);
строительным, монтажным, проектно-изыскательским, геологоразведочным, научно-исследовательским и т. п. работам;
товарам;
услугам по перевозке грузов и пассажиров;
транспортно-экспедиционным и погрузочно-разгрузочным операциям;
услугам связи;
предоставлению за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды (когда это является предметом деятельности организации);
предоставлению за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности (когда это является предметом деятельности организации);
участию в уставных капиталах других организаций (когда это является предметом деятельности организации) и т. п.
При признании в бухгалтерском учете сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг и др. отражается по кредиту счета 90 «Продажи» и Дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Одновременно себестоимостью проданных товаров, продукции, работ, услуг и др. списывается с кредита счетов 43 «Готовая продукция», 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 20 «Основное производство» и др. в дебет счета 90 «Продажи».
В организациях, занятых производством сельскохозяйственной продукции, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается выручка от продажи продукции (в корреспонденции со счетом 62. «Расчеты с покупателями и заказчиками»), а по дебету - плановая себестоимость ее (в течение года, когда фактическая себестоимости, не им явлена) и разница между плановой и фактической себестоимостью проданной продукции (в конце года). Плановая себестоимость проданной продукции, а также суммы разниц списываются в дебет счета 90 «Продажи» (или сторнируются) в корреспонденции с теми счетами, на которых учитывалась эта продукция.
В организациях, осуществляющих розничную торговлю и ведущих учет товаров по продажным ценам, по кредиту счета 90 «Продажи» отражается продажная стоимость проданных товаров (в корреспонденции со счетами учета денежных средств и расчетов), а по добегу их учетная стоимость (в корреспонденции со счетом 41 «Товары») с одновременным сторнированием сумм скидок (накидок), относящихся к проданным товарам (в корреспонденции со счетом 42 «Торговая наценка»).
К счету 90 «Продажи» Могут быть открыты субсчета:
90-1 «Выручка»;
90-2 «Себестоимость продаж»;
90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
90-4 «Акцизы»;
90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
На субсчете 90-1 «Выручка» учитываются поступления активов, признаваемые выручкой.
На субсчете 90-2 «Себестоимость продаж» учитывается себестоимость продаж, по которым на субсчете 90 - 1 «Выручка» признана выручка.
На субсчете 90-3 «Налог на добавленную стоимость» учитываются суммы налога на добавленную стоимость, причитающиеся к получению от покупателя (заказчика).
На субсчете 90-4 «Акцизы» учитываются суммы включенных в цену проданной продукции (товаров).
Организации - плательщики экспортных пошлин могут открывать к счету 90 «Продажи» субсчет 90-5 «Экспортные пошлины» для учета сумм экспортных пошлин.
Субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» предназначен для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.
Записи по субсчетам 90-1 «Выручка», 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» производятся накопительно в течение отчетного года. Ежемесячно сопоставлением совокупного дебетового оборота по субсчетам 90-2 «Себестоимость продаж», 90-3 «Налог на добавленную стоимость», 90-4 «Акцизы» и кредитового оборота по субсчету 90-1 «Выручка» определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Этот финансовый результат ежемесячно (заключительными оборотами) списывается с субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки». Таким образом, синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет.
По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на субсчет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Аналитический учет по счету 90 «Продажи» ведется по каждому «иду проданных товаров, продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг и др. Кроме того, аналитический учет по этому счету может вестись по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией[23.41].
В ОАО «Текмаш» рабочим планом счетов предусмотрены к счету 90 следующие субсчета:
90-1 «Выручка»;
90-2 «Себестоимость продаж»
90-3 «Налог на добавленную стоимость»;
90-9 «Прибыль/убыток от продаж».
Субсчет, предназначенный для учета НДС, является составной частью цены.
Выручка - это сумма средств, которую предприятие получает или должно получить от покупателей (заказчиков) за проданные им товары (продукцию, выполненные работы, оказанные услуги).
Сумма выручки отражается на субсчете 90-1, если она получена от обычных видов деятельности вашей организации, то есть от продажи продукции и товаров, выполнения работ или оказания услуг.
При отражении в учете выручки от обычных видов деятельности в бухгалтерском учете делают запись:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
- признана сумма выручки от продажи товаров (продукции, выполнения работ, оказания услуг)
Выручку отражают в учете сразу после того, как право собственности на продаваемые организацией товары (продукцию) перешло к покупателю (работа принята заказчиком, услуга оказана).
Как правило, это происходит в момент отгрузки товаров (продукции) или в момент передачи заказчику результатов выполненных работ (оказанных услуг) [23.45].
Одновременно с отражением выручки списывают себестоимость проданных товаров следующей записью:
ДЕБЕТ 90-2 КРЕДИТ 41 (43, 45, 20, ...)
- списана себестоимость проданных товаров (продукции, выполненных работ, оказанных услуг).
По дебету субсчета 90-2 указывают себестоимость только тех товаров (продукции, работ, услуг), доход от продажи которых учтен по кредиту субсчета 90-1.
В договоре купли-продажи в отдельных случаях организация может предусмотреть, что право собственности переходит к покупателю не в момент отгрузки товара, а позже (например, после того, как товар будет оплачен). Договор, в котором содержится такое условие, называется «договором с особым переходом права собственности».
В этом случае выручка отражается только после получения денег от покупателя.
Товары, которые переданы покупателю по такому договору, до момента их оплаты учитываются на счете 45 «Товары отгруженные».
ДЕБЕТ 45 КРЕДИТ 41(43)
- отгружены товары (готовая продукция) но договору с особым переходом права собственности.
Существуют особенности отражения выручки по товарообменным (бартерным) сделкам.
Если иное не предусмотрено договором, то право собственности на товар, который передается по бартерному договору, переходит к покупателю только после того, как от него будет получено имущество, которое он должен передать взамен. До этого момента товар, переданный покупателю по бартерному договору, учитывается на счете 45 «Товары отгруженные».
Сумма выручки по бартерному договору рассчитывается исходя из рыночной стоимости того имущества, которое получено взамен.
Если цена товаров, установленная по товарообменному договору, отклоняется от рыночной более чем на 20%, то налоги по договору исчисляются исходя из рыночной цены товаров (п. 2 ст. 154 НК РФ).
Цена товара в договоре может быть установлена в любой иностранной валюте или условных денежных единицах. Однако на территории России расчеты производятся только в рублях. Поэтому цена, установленная в иностранной валюте или условных единицах, пересчитывается в рубли.
Так, договор купли-продажи может предусматривать условие, что товар оплачивается в рублях по курсу иностранной валюты на день перечисления денег покупателем.
В такой ситуации необходимо:
а) отразить выручку в день перехода права собственности на товары к покупателю (по курсу иностранной валюты, действующему в этот день);
б) скорректировать (увеличить или уменьшить) выручку исходя из суммы денежных средств, фактически поступивших от покупателя.
Если курс иностранной валюты на дату оплаты товара будет больше, чем на дату его отгрузки, то возникает положительная суммовая разница. На эту сумму доначисляют выручку:
ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 90-1
- доначислена выручка на сумму положительной суммовой разницы.
Положительные суммовые разницы по субсчету 90-1 включаются в оборот, облагаемый НДС.
Если курс иностранной валюты на дату оплаты товара будет меньше, чем на дату его отгрузки, то возникает отрицательная суммовая разница. На эту сумму уменьшают выручку и в учете делают сторнировочную проводку:
[ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ "90-1]
- уменьшена выручка на сумму отрицательной суммовой разницы.
Отрицательные суммовые разницы по субсчету 90-1 уменьшают оборот, облагаемый НДС.
В договоре купли-продажи организация может предусмотреть, что покупателю предоставляется отсрочка или рассрочка платежа за проданные ему товары, то есть покупателю предоставляется коммерческий кредит[25.40].
При таких условиях договора покупатель оплачивает стоимость самого товара и проценты за отсрочку его оплаты. Сумма процентов, которую получает организация, увеличивает выручку от продажи.
В данной ситуации необходимо:
а) отразить выручку в день перехода права собственности на товары к покупателю;
б) увеличить выручку на сумму процентов, которые покупатель заплатил за отсрочку платежа.
Информация о работе Анализ финансовых результатов (на примере ОАО «Текмаш»)