Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 17:30, контрольная работа
В условиях хозяйственной самостоятельности предприятий, сложности их ориентации в рыночных условиях существенно возрастает роль учета и анализа как единого инструмента для принятия различных управленческих решений. Проблема заключается в практическом применении на предприятии хорошо разработанных приемов и методов экономического анализа.
In = 100 –78 = 22% - невыполнение плана.
Уровень
затрат на изделие снизился только
по заработной плате, остальные же статьи
затрат вызвали рост полной себестоимости.
Применение
различных методов учета затрат
влияет на величину себестоимости продукции
и тем самым на величину прибыли.
При методе учета переменных затрат
на продукт относят только переменную
часть производственных расходов, и
они распределяются между остатками
готовой продукции и
Таким
образом, себестоимость продукции
будет выглядеть следующим
Таблица
№7 Себестоимость продукции, исчисленная
по переменным затратам.
Статьи затрат | 2008г. | 2009г. | Изменение % |
Материалы | 8529,2 | 9014,4 | 5,7 |
Комплектующие | 1805,8 | 2160,4 | 19,6 |
Заработная плата основная | 1935,6 | 1989,4 | 2,8 |
Отчисления | 700,5 | 747,6 | 6,7 |
Переменная часть цеховых расходов | 3450,9 | 7267,2 | 110,6 |
Итого себестоимость: | 16422 | 21179 | 29 |
На увеличение себестоимости, как и в случае исчисления полной себестоимости в большей степени повлияло увеличение цеховых расходов – 80,2% общего увеличения.
Рассчитав
себестоимость по переменным затратам
единицы каждого вида продукции,
заметим, что и в том случае
произошло увеличение себестоимости
единицы продукции (табл.№8)
Таблица
№8 Переменная себестоимость единицы
продукции.
Вид продукции | Себестоимость единицы продукции | Изменения | |||
2008г. | 2009г. | +, - | относит. | ||
Платья для девочек | 6347 | 10981 | 4634 | 73 | |
Костюмы для мальчиков | 29 | 52 | 23 | 79,3 | |
Костюм мужской | 11 | 12 | 1 | 9,1 |
Одной особенностей организации анализа является анализ взаимосвязи объема производства себестоимости и прибыли на базе данной классификации. Такое деление затрат помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Оно также позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить "запас финансовой прочности" предприятия на случай осложнения конъюнктуры и других затруднений.
Анализ взаимосвязи объема производства, себестоимости и прибыли проводится с помощью графика (рис. 1) и различных арифметических расчетов. Основным моментом является определение точки безубыточности или порога рентабельности.
Порог рентабельности - это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Результата от реализации после возмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, и прибыль равна нулю.
Попробуем
определить значение порога рентабельности.
При этом сделаем допущение, что объем
производства продукции равен объему
ее реализации.
Таблица
№9 Исходные данные для определения порога
рентабельности.
Показатели | тыс.руб. | В % и в относит.выражении |
(к выручке от реализации) | ||
1.Выручка от реализации | 35527 | 100% или 1 |
2. Переменные затраты | 21179 | 59,6% или 0,596 |
3.
Результат от реализации после
возмещения переменных затрат (маржинальный доход) |
14348 | 40,4% или 0,404 |
4. Постоянные затраты | 14507 | |
5. Прибыль (ст.3-ст.4) | -159 |
Прибыль = результат от реализации - постоянные = 0
после возмещения пере- затраты
менных затрат
или:
Прибыль = порог * результат от - постоянные = 0
рентабельности реал-ции после затраты
Из
последней формулы получаем значение
порога рентабельности:
Порог рентабельности = Постоянные : Результат от реализации
В данном случае порог рентабельности равен:
14507 тыс.руб. = 35908 тыс.руб.
0,404
Порог рентабельности также можно определить графическим способом, который основан на равенстве результата от реализации после возмещения переменных затрат и постоянных затрат при достижении порогового значения выручки от реализации.
Затраты,
тыс.руб.
15000
14507
13000
0
15000 35908 Выручка от реализации, тыс.руб.
Рис. 1 Определение
порога рентабельности.
В точке К результат реализации после возмещения переменных затрат и постоянных затраты равны.
Итак при достижении выручки от реализации в 35908 тыс.руб. предприятие достигнет окупаемости и постоянных, и переменных затрат.
Фактическая выручка на предприятии меньше ее порогового значения на 381 тыс.руб. или 1,1%. Постоянные затраты не окупаются полностью за счет выручки, что приводит к возникновению убытка в размере 159 тыс.руб.
Исходя из показателя порога рентабельности найдем пороговое (критическое) значение объема производства в натуральном выражении.
Обычно для этого используются формулы:
q = R или q = C ;
p p – v
где:
q – пороговое количество товаров;
R – порог рентабельности данного товара;
P – цена реализации;
С – постоянные затраты, необходимые для деятельности реализации;
V
- переменные затраты на единицу товара.
Эти формулы можно
q =
C + Y1___________________
(p1 – v1) + (p2 – v2) + … + (pn – vn)
Y1 – удельный вес I-го вида продукции в общей выручке от реализации
(в долях единицы);
Pi и Vi – соответственно цена I-го вида продукции и переменные затраты на единицу I-го вида продукции;
n - количество видов продукции.
Для того, чтобы определить порог рентабельности по каждому виду продукции, нужно знать сумму постоянных затрат на каждый вид продукции. Для этого общая сумма постоянных затрат распределяется на каждый вид продукции пропорционально их доли в общей выручке от реализации.
Деление
затрат на постоянные и переменные
позволяет рассматривать
Изменяя величину выручки от реализации, а следовательно, величину переменных затрат, сталкивающие с явлением, которое называется эффектом производственного (операционного) рычага. Суть его в том, что любое изменение выручки от реализации порождает еще более сильное изменение прибыли.
Рассмотрим пример:
Если предприятие будет стремиться довести выручку от реализации до порогового значения и изменит ее, допустим на 1,1%, то величина выручки составит:
Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности