Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 08:21, курсовая работа

Описание работы

Цель анализа состоит не только в том, чтобы установить и оценить финансовое состояние предприятия, но и в том, чтобы постоянно проводить работу, направленную на его улучшение. Анализ финансового состояния предприятия показывает, по каким направлениям надо вести эту работу, дает возможность выявить наиболее важные ас­пекты и наиболее слабые позиции в финансовом состоянии предприятия. В соответствии с этим результаты анализа дают от­вет на вопрос, каковы важнейшие способы улучшения финансового состояния предприятия в конкретный период его деятель­ности. Но главной целью анализа является своевременно выявлять и устранять недостатки в финан­совой деятельности и находить резервы улучшения финансового состояния предприятия и его платежеспособности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1.Теоретические основы финансового состояния предприятия……7
1.1.Цели и задачи анализа финансового состояния………………………...7
1.2.Методы, приёмы и инструментарий финансового состояния………..13
1.3.Особенности финансового анализа в России…………………………..20
Глава 2.Оценка финансового состояния ОАО «ДЯТЬКОВО-ДОЗ»……...23
2.1.Краткая характеристика предприятия…………………………………..23
2.2.Состав и структура баланса предприятия………………………………28
2.3.Оценка платёжеспособности и ликвидности…………………………...32
2.4.Оценка финансовой устойчивости и деловой активности
предприятия………………………………………………………………35
Глава 3.Анализ банкротства предприятия. Пути улучшения финансового состояния…………………………………………………………....………...39
Заключение…………………………………………………………………...42
Список литературы…………………………………………………………..46

Работа содержит 1 файл

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.doc

— 404.50 Кб (Скачать)

В ходе анализа для характеристики различных аспектов фи­нансового состояния применяются как абсолютные показатели, так и финансовые коэффициенты, представляющие собой отно­сительные показатели финансового состояния. Последние рас­считываются в виде отношений абсолютных показателей фи­нансового состояния или их линейных комбинаций.

Коэффициенты распределения применяются в тех случаях, когда требуется определить, какую часть тот или иной абсолютный показатель финансового состояния составляет от итога включающей его группы абсолютных показателей. Коэффици­енты распределения и их изменения за отчетный период, как будет показано ниже, играют большую роль в ходе предвари­тельного ознакомления с финансовым состоянием по сравни­тельному аналитическому балансу-нетто.

Коэффициенты координации используются для выражения от­ношений разных по существу абсолютных показателей финан­сового состояния или их линейных комбинаций, имеющих различный экономический смысл.

Анализ финансовых коэффициентов заключается в сравнении их значении с базисными величинами, а также в изучении их динамики за отчетный период и за ряд лет. В качестве базис­ных величин используются усредненные по временному ряду значения показателей данного предприятия, относящиеся к прошлым благоприятным, с точки зрения финансового состоя­ния, периодам среднеотраслевые значения показателей, по данным отчетности наиболее удачливого конкурента. Кроме того, в качестве базы сравнения могут служить теоретически обоснованные или полученные в результате экспертных опросов величины. Та­кие величины фактически выполняют роль нормативов для фи­нансовых коэффициентов, хотя методики их расчета в зависи­мости, например, от отрасли производства пока не создано, по­скольку в настоящее время не устоялся и поэтому лишен полно­ценной системной упорядоченности набор относительных пока­зателей, применяемых для анализа финансового состояния предприятия. Зачастую предлагается избыточное количество по­казателей. Для точной и полной характеристики финансового состояния предприятия и тенденций его изменения достаточно небольшого количества финансовых коэффици­ентов. Важно лишь, чтобы каждый из этих показателей отражал наиболее существенные стороны финансового состояния.

Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения (методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов:

              горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой  позиции отчетности с предыдущим периодом;

              вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

              трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов  и определение тренда, т.е основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения  показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ;

              анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

              сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

              факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель  с помощью детерминированных или стохастических  приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

 

          1.3.Особенности финансового анализа в России

     Опыт проведения финансового анализа российских компаний в различных видах и изучение попыток выполнения классических аналитических процедур позволяют выделить основные проблемы «российской специфики» в этой области исследований.

    Во-первых, во многих случаях на практике финансовый анализ сводится к расчетам структурных соотношений, темпов изменения показателей, значений финансовых коэффициентов. Глубина исследования ограничивается, в лучшем случае, констатацией тенденции «улучшения» или «ухудшения». Сделать выводы и тем более рекомендации на основании исходного информационного массива – неразрешимая проблема для специалистов компаний, оснащенных специальными средствами, но не обладающих достаточной квалификацией, профессиональным опытом, творческим отношением к рутинным операциям расчета.

     Во-вторых, зачастую результаты финансового анализа основываются на недостоверной информации, при этом она может быть искажена как по субъективным, так и по объективным причинам. С одной стороны, правилом «умелого» российского менеджера считается занижение или сокрытие любыми ухищрениями полученных доходов (прибыли), поэтому для оценки достоверности исходной информации и, как следствие, получения реальных результатов финансового анализа требуется предварительное проведение независимого аудита для обнаружения преднамеренных и непреднамеренных ошибок. С другой стороны, по российским правилам бухгалтерского учета денежные и неденежные формы расчетов не разведены в отчетности (исключение составляет только форма № 4 «Отчет о движении денежных средств», но она является годовой).

      В результате превалирования бартерных расчетов создается и культивируется иллюзия о поступательном развитии рыночных отношений в России, при которых предприятия реализуют свою продукцию якобы по рыночным ценам (на самом деле завышенных в силу консенсуса интересов участников бартерных сделок), получают за нее якобы выручку и выплачивают из нее якобы фискальные обязательства в государственный бюджет.

     В-третьих, стремление к детализации финансового анализа обусловило разработку, расчет и поверхностное использование явно избыточного количества финансовых коэффициентов, тем более что большинство из них находится в функциональной зависимости между собой. Предметом особой гордости разработчиков новых программных средств по финансовому анализу является утверждение о том, что созданный инструмент дает возможность рассчитать 100 и более финансовых коэффициентов, хотя обычно бывает достаточно использовать 2-3 показателей по каждому аспекту финансовой деятельности.

     В-четвертых, сравнительный финансовый анализ российских компаний практически не возможен из-за отсутствия адекватной нормативной базы и доступных среднеотраслевых показателей.

     Ниже представлены общепризнанные в мировой практике стандарты основных финансовых коэффициентов

    «Стандарты основных финансовых коэффициентов»

Показатель

Нормативное значение

Коэффициент автономии

0,5-0,7

Коэф-т маневренности

0,05-0,10

Коэф-т покрытия запасов

1,0-1,5

Коэф-т текущей ликвидности

1,0-2,0

Коэф-т абсолютной ликвидности

0,1-0,2

Коэф-т быстрой ликвидности

0,8-1,5

Соотношение дебиторской и кредиторской задолженности

1

Коэф-т обеспеченности запасов и затрат собственными источниками финансирования

0,6-0,8

Рентабельность общая

0,05-0,15

Рентабельность оборота

0,05-0,15

 

     Но, как показывают расчеты, российские компании, как правило, не отвечают многим из этих нормативных значений и могут быть отнесены в финансовом отношении к неблагополучным (на грани банкротства).

     В-пятых, достаточно отдаленный от российской практики вид имеют западные интегральные показатели, которые используются многими отечественными аналитиками для оценки вероятности банкротства компаний.

    В-шестых, особенности российской бухгалтерии заведомо искажают результаты финансовой деятельности компаний. Необходимость учета курсовых разниц в бухгалтерском балансе привела к тому, что после дельвации рубля 17 августа 1998 года долгосрочные иностранные кредиты были пересчитаны по текущему курсу Центробанка (примерно 24 руб. за 1 долл.) и обусловили значительные убытки российских компаний за 1997 год.

     Наконец, исходная отчетность анализируемых компаний искажается из-за инфляционных процессов в российской экономике, которые главным образом влияют не на вертикальный, а на горизонтальный анализ.

   

 

 

 

 

 

 

                 Глава 2.ОЦЕНКА ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

                                     ОАО «ДЯТЬКОВО-ДОЗ»

             2.1 Краткая характеристика предприятия

Открытое акционерное общество «Дятьково-ДОЗ» основано в 1932 году как предприятие для выпуска пиломатериалов и стандартных щитовых домов.

С 1960 года начато производство бытовой мебели и столярных плит. В 1965 году на базе отечественного оборудования было организованно производство древесностружечных плит. В 1990 году начат выпуск ламинированных плит.

В настоящее время предприятие является одним из крупнейших производителей таких видов продукции, которые представлены в таблице 2.1.

 

Таблица 1 - Номенклатура производимой продукции

Наименование продукции

Единица

измерения

2004 г.

2005 г.

1

2

3

4

1.Древесностружечные плиты (ДСП)

 

тыс. м2.

 

5900,7

 

5476

2.ДСП

ламинированные

 

тыс. м2.

 

6726

 

6266

 

Продукция производится по технологии и на оборудовании ведущих зарубежных фирм в области деревообработки:

-«RAUMA-REPOLA» (Финляндия);

- «IMA» (ФРГ);

- «CERUTTI» (Италия).

Сегодня данное предприятие лучшее в Брянской области, хорошо известно в России и странах Ближнего Зарубежья, несмотря на то, что на данный момент имеет не лучшее финансовое положение. В настоящее время оно способно предложить покупателю практически весь ассортимент корпусной мебели с большим разнообразием текстур различных пород древесины. Древесностружечные плит (ДСП) выпускаются только с классом эмиссии формальдегида Е-1, что дает предприятию неоспоримые преимущества перед многими производителями мебели. Предприятие гарантирует покупателю длительный срок службы изделий и сервисное обслуживание. Главная задача ОАО «Дятьково-ДОЗ» - завоевать покупателя, чтобы у него при звуке «мебель из Дятьково» сразу возникала ассоциация, что это мебель «хорошего стиля»!

Рассмотрим производственную структуру ОАО «Дятьково-ДОЗ». На предприятии выделяют следующие цеха и участки:

1.Цех древесностружечных плит.

Цех оснащен финским оборудованием, выпускает трехслойные плиты марки П-1 толщиной 15 мм. Сырьем для производства плит служит:

- дровяная древесина;

- технологическая щепа;

- карбамидо-формальдегидная смола КФМТ-15.

2. Цех ламинирования.

Состоит из участков:

1)    изготовления бумажно-смолянных пленок;

2)    облицовывания ДСП;

3)    раскроя мебельных деталей;

4)    облицовывания кромок мебельных деталей;

5)    изготовления кромочного материала.

3. Цех смол.

Производство карбамидо-формальдегидных смол.

Исходное сырье:

- формалин;

- карбамид;

- хлористый аммоний.

Изготовление смолы происходит в реакторах.

4. Цех печати.

В этом цехе производят декоративную бумагу с печатным рисунком, используемую при отделке ДСП методом ламинирования. Процесс осуществляется  на ротационной машине для глубокой печати. Хранение красок для рисунка осуществляется в емкостях.

Основными поставщиками сырья для производства продукции являются:

1.     «Русская лесопромышленная компания», где предприятие закупает формалин  (смолу варят самостоятельно).

2.     Частный предприниматель Кусков.

3.     Брянский машиностроительный завод «БМЗ».

4.     Фурнитуру заказывают в Германии.

Информация о работе Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия