Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 12:15, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – с помощью различных инструментов финансового анализа провести комплексную оценку финансово-хозяйственной деятельности ОАО «ЛУКОЙЛ» на основе данных Формы 1 «Бухгалтерский баланс» и Формы 2 «Отчет о прибылях и убытках» бухгалтерской отчетности за период с 2007 г. по 2009 г.
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Анализ хозяйственной деятельности 4
2 Анализ финансовой деятельности предприятия 6
2.1 Анализ бухгалтерского баланса 7
2.1.1 Анализ динамики и структуры имущества предприятия (актива баланса) 7
2.1.2 Анализ динамики и структуры источников имущества предприятия (пассива баланса) 8
2.2 Анализ ликвидности и платежеспособности предприятия 8
2.2.1 Оценка ликвидности баланса 9
2.2.2 Оценка абсолютных показателей ликвидности и платежеспособности 11
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия 15
2.4 Оценка деловой активности 21
2.5 Анализ рентабельности предприятия 28
Заключение 34
Список использованных источников 36
Количественные критерии – определяют абсолютные и относительные показатели.
Среди абсолютных показателей
следует выделить: объем реализации,
произведенную продукцию (работ, услуг),
прибыль, величину авансируемого капитала
(актива предприятия). Целесообразно
учитывать сравнительную
Таблица 3 – Оценка деловой активности
2007-2008 |
2008-2009 | |
103,170 |
67,193 | |
102,322 |
86,014 | |
105,570 |
137,126 | |
Вывод: В соответствии с параметрами приведенными в таблице 3, можно отметить выполнение первого соотношения () в 2007-2008 гг., что означает повышение рентабельности деятельности предприятия, но в 2008-2009 гг. по этому же критерию рентабельность снижается. Поскольку как в 2007-2008 гг., так и в 2008-2009 гг. можно отметить монотонное снижение оборачиваемости активов предприятия. На протяжении всего рассматриваемого периода следовательно можно сделать вывод о снижении чистой рентабельности активов предприятия. Выполнение последнего неравенства (увеличение средней величины активов в динамике) означает расширение имущественного потенциала.
Относительные показатели деловой активности
Характеризуют уровень эффективности использования ресурсов (материальных, трудовых, финансовых):
Рисунок 21 – Фондоотдача
Вывод: из графика видно, что фондоотдача с 2007 г. по 2008 г. увеличивается, а с 2009 г. снижается : 2007 г. - на 1 руб. основных средств приходится 178,478 руб. выручки; 2008 г. - на 1 руб. основных средств приходится 190,291 руб. выручки; 2009 г. - на 1 руб. основных средств приходится 172,483 руб. выручки.
Рисунок 22 – Коэффициент общей оборачиваемости капитала
Вывод: скорость оборота общего капитала с каждым годом уменьшается, в 2007 г. 1,072 оборотов, в 2008 г. 0,973 оборотов, в 2009 г. 0,687 оборотов. Соответственно средства предприятия делают меньше оборотов в производстве, что ухудшает деловую активность предприятия.
Рисунок 23 – Коэффициент
оборачиваемости запасов и
Вывод: из графика видно, с 2007 по 2008 гг. срок окупаемости материальных оборотных средств изменяется с 240,946 до 9498,563 оборотов, в 2009 г. происходит плавное снижение до 8814,315 оборотов, что говорит о большом количестве запасов в данном году, либо о том, что они не пользуются спросом.
Рисунок 24 – Средний срок оборота запасов и затрат
Вывод: график показывает, что на данном предприятие было создано запасов: в 2007 г. на 1,515 дней; 2008 г. на 0,038 дней; 2009 г. на 0,041 дней.
Рисунок 25 – Коэффициент
оборачиваемости дебиторской
Вывод: данный коэффициент плавно увеличивается с 2007 по 2009 г. с 3,776 до 4,696 оборотов, что свидетельствует о расширение рынков сбыта и увеличение числа платежеспособных клиентов.
Рисунок 26 – Средний срок
оборачиваемости дебиторской
Вывод: из графика видно, что с 2007 по 2008 гг. происходит снижение срока оборачиваемости ДЗ с 96,657 дня до 77,401 дней, что говорит о снижение риска непогашения задолженности дебиторами, в 2009 г. происходит небольшое увеличении до 77,733 дня.
Рисунок 27 – Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности
Вывод: с 2007 г. по 2008 г. идет увеличение показателя с 7,558 оборотов до 9,129 оборотов, значит предприятие уменьшило срок погашения своего долга, затем с происходит спад и в 2009 г. и коэффициент составляет 8,044 оборотов. Это может означать как проблемы с оплатой счетов, так и более эффективную организацию взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отлаженный график платежей.
Рисунок 28 – Средний срок оборачиваемости кредиторской задолженности
Вывод: Средний срок оборачиваемости кредиторской задолженности в 2007 г.составляет 48, 295 дня, в 2008 г. 39,983 дней, в 2009 г. 45,376 дня, с увеличением срока погашения, растет риск непогашения кредиторской задолженности, при его снижение наблюдается снижение активности предприятия в финансировании текущего производства.
Рисунок 29 – Коэффициент оборачиваемости собственного капитала
Вывод: 2007 по 2009 гг. происходит плавное снижение, что свидетельствует об уменьшение активности собственных средств.
Рисунок 30 – Продолжительность операционного цикла
Вывод: из-за изменения погашения ДЗ происходит изменение продолжительности операционного цикла, соответственно резкое снижение свидетельствует об снижении срока возврата оборотных средств вложенных в производств: в 2007 г. – 98,172 дня; в 2008 г. – 77,439 дней, в 2009г. – 77,775 дней, а его увеличение говорит об обратном.
Рисунок 31– Продолжительность финансового цикла
Вывод: плавное уменьшение продолжительности финансового цикла в 2007г. – 49,887 дней, 2008г. – 37,456 дня и в 2009г. – 32,398 дней, говорит об ускорение производственного процесса, а так же о замедление оборачиваемости кредиторской задолженности.
2.5 Анализ рентабельности предприятия
Рентабельность – один из основных стоимостных качественных показателей эффективности производства на предприятии, характеризующий уровень отдачи затрат и степень использования средств в процессе производства и реализации продукции (работ, услуг). Если деловая активность предприятия в финансовой сфере проявляется, прежде всего, в скорости оборота ресурсов, то рентабельность предприятия показывает степень прибыльности его деятельности.
Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
1. Показатели доходности продукции. Рассчитываются на основе выручки от реализации продукции (работ, услуг) и затрат на производство (рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности).
2. Показатели доходности имущества предприятия. Формируются на основе расчета уровня рентабельности, в зависимости от изменения размера имущества (рентабельность всего капитала, рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов).
3. Показатели доходности используемого капитала. Рассчитываются на базе инвестируемого капитала (рентабельность собственного капитала).
Расчет показателей, характеризующих
рентабельность предприятия, основан
на определении среднегодовых
Показатель общей рентабельности является самым распространенным при определении рентабельности деятельности предприятия, показывающий какую часть выручки от реализации составляет прибыль до налогообложения.
где - прибыль до налогообложения.
Рисунок 32 – Показатель общей рентабельности
Вывод: из графика видно, что в рассмотренный период 2007-2008гг. общая рентабельность деятельности предприятия сохранялась примерно постоянной и составляла около 14%, а в 2009 г. показатель общей рентабельности снизился примерно до 10%.
Рентабельность продаж – коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Данный показатель напрямую связан с динамикой цены реализации продукции и уровнем затрат на производство.
где - прибыль от реализации продукции.
Рисунок 33 – Показатель рентабельности продаж
Вывод: По данным графика можем сделать вывод о том, что в период с 2007-2008 гг. доля прибыли в объеме продаж сократилась с 11% до 8,36%, а в период с 2008-2009гг. сохранилась примерно постоянной.
Рентабельность основной деятельности (текущих затрат) показывает прибыль от понесенных затрат на производство продукции. Данный показатель дополняет рентабельность продаж.
где - себестоимость реализации продукции.
Рисунок 34 – Показатель рентабельности основной деятельности
Вывод: график показывает, что в рассмотренный период наблюдается скачкообразное изменение рентабельности основной деятельности. В 2007 году рентабельность составляет 0,2249, к концу 2009 года она составила 0,2505, а в 2008 году наблюдается минимальное ее значение – 0,2189, что объясняется главным образом повышением себестоимости единицы продукции.
Рентабельность всего капитала предприятия определяет эффективность всего имущества предприятия.
где - чистая прибыль, после уплаты налога на прибыль.
Рисунок 35 – Показатель рентабельности всего капитала предприятия
Вывод: график показывает, что рентабельность капитала предприятия в рассматриваемом периоде 2007-2009 гг. монотонно снижается, что объясняется главным образом ростом стоимости имущества предприятия (в среднем с 568,85 млн.руб. в 2007 году до 780,81 млн.руб. в 2009 году).
Рентабельность оборотных активов определяется как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) к оборотным активам предприятия. Этот показатель отражает возможности предприятия в обеспечении достаточного объема прибыли по отношению к используемым оборотным средствам компании.
Рисунок 36 – Показатель рентабельности оборотных активов
Вывод: По данным графика можем сделать вывод о том, что рентабельность оборотных активов в целом за рассматриваемый период 2007-2009 гг.снизилась с 0,3246 до 0,2505, что объясняется монотонным снижением чистой прибыли. Скачок рентабельности оборотных активов в 2008 году объясняется снижением стоимости оборотных активов предприятия на конец 2008 года.
Рентабельность собственного капитала отражает эффективность использования средств, принадлежащих собственникам предприятия.
Рисунок 37 – Показатель рентабельности собственного капитала
Вывод: из графика видно, что в рассмотренный период наблюдается монотонное снижение рентабельности собственного капитала, что объясняется как снижением чистой прибыли, так и ростом собственного капитала..
Рентабельность производственных фондов определяется как отношение балансовой прибыли к среднему значению стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и оборотных средств в товарно-материальных ценностях.