Анализ финансового состояния ОАО «Донецкого металлургического завода»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 23:54, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, анализируя данные в таблицах 2.7 и 2.8 за 2009 год и за 2010 год, можно сделать вывод, что за эти два года на предприятии улучшилось финансовое положение. Такие тенденции возникли благодаря реконструкции доменного, сталеплавильного и прокатного производств, модернизации инфраструктуры предприятия и обновления оборудования.

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     Переменные издержки (VC) - это издержки, которые зависят от объема продукции предприятия. Они представляют собой издержки переменных факторов производства предприятия.

     Графически  соотношение совокупных, постоянных и переменных издержек можно изобразить на рисунке 1.3. 

                                    

           Рисунок 1.3-Совокупные, постоянные и переменные издержки 

     Для более точного анализа издержек применяются средние общие издержки (себестоимость продукции), (АТС) – затраты на производство и реализацию одной единицы продукции в денежной форме.

     Средние издержки (АТС) подразделяются на средние постоянные (AFC) и средние переменные(AVC) издержки:

                                            ATC=AFC+AVC

                                               ATC=TC/Q,

                                               AFC=FC/Q,

                                               AVC=VC/Q

     Так как величина постоянных издержек не зависит от объема производства, то конфигурация кривой AFC имеет нисходящий характер, что свидетельствует о  том, что с ростом объема производства сумма постоянных издержек приходится на все возрастающее количество единиц продукции (рисунок 1.4).

     Кривые AVC и ATC имеют U-образную конфигурацию. По мере расширения производства издержки снижаются, но потом, в силу действия закона убывающей отдачи, вырастают (увеличение числа работников при  постоянном капитале сопровождается снижением продуктивности труда, вызывая рост средних издержек).

                              

                          Рисунок 1.4 - Средние и предельные издержки 

     Для понимания поведения предприятия  очень важна категория предельных издержек (MC), означающих прирост издержек, связанных с производством и реализацией каждой последующей единицы продукции:

       Первоначально MC ниже AVC и ATC, однако вследствие действия закона убывающей отдачи, по мере увеличения объема возрастают, что в свою очередь отражается на росте AVC и ATC, т.к. они связаны с объемом.

     Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью – понимается разность между общей выручкой, внешними и внутренними издержками.

     В число внутренних издержек включают при этом и нормальную прибыль предпринимателя. (Нормальная прибыль предпринимателя - это минимальная плата, необходимая, чтобы удержать предпринимательский талант.)

     Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.

       В бухгалтерском учете выделяют  пять видов прибыли: валовая  прибыль,  прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, прибыль от обычной деятельности,  чистая прибыль.

     Валовая прибыль определяется как разница между выручкой от продажи товаров, продукции, работ, услуг и себестоимостью проданных товаров, продукции, работ и услуг. Выручку от реализации товаров, продукции, работ и услуг называют доходами от обычных видов деятельности. Затраты на производство товаров, продукции, работ и услуг считают расходами по обычным видам деятельности. Валовую прибыль рассчитывают по формуле:

                   Пвал = ВР – СП,

       где     ВР – выручка от реализации; СП – себестоимостью продукции, работ и услуг.

     Прибыль от продаж представляет собой валовую прибыль за вычетом управленческих и коммерческих расходов:

                                                Ппр = Пвал – Ру – Рк,

     где    Ру – расходы на управление; Рк– коммерческие расходы.

     Прибыль до налогообложения – это прибыль от продаж с учетом прочих доходов и расходов, которые подразделяются на операционные и внереализационные:

                                              Пдно= Ппр + Cодр + Cвдр,

     где    Содр – операционные доходы и расходы; Свдр – внереализационные доходы и расходы.

     В число операционных доходов включают поступления, связанные с предоставлением  за плату во временное пользование  активов организации; поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения.

     Операционные  расходы – это расходы, связанные  с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; проценты, уплачиваемые организацией за предоставление ей в пользование денежных средств (кредитов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями.

     Внереализационными  доходами являются штрафы, пени, неустойки  за нарушение условий договоров  и т. д.

     Показатели  прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Наряду с этой абсолютной оценкой рассчитывают также и относительные показатели эффективности хозяйствования – показатели рентабельности.

     Рентабельность  предприятия является главным показателем эффективности его деятельности. Виды рентабельности и их назначение заключается в оценке эффективности работы предприятия. Это относительные показатели, с помощью которых можно увидеть доходность предприятия относительно всех затрат, которые необходимы для получения этого дохода. Выражаются показатели чаще всего в процентах.

     Основные  виды рентабельности делят условно на две большие группы: рентабельность продаж и активов.

     Рентабельность продаж – отношение прибыли предприятия от продаж к полученной выручке без учета НДС. Такой расчет отражает рентабельность по валовой прибыли. Данный показатель является индикатором политики предприятия в области ценообразования и отражает его способности осуществлять контроль над издержками.

     Виды рентабельности активов включают достаточно много показателей. Все они высчитываются как отношение прибыли к усредненной стоимости определенных активов предприятия.

     Виды  рентабельности предприятия по активам  являются относительными показателями, характеризующими эффективность деятельности. Они рассчитываются делением чистой прибыли за определенный период на величину активов за этот же период. То есть эти показатели показывают способность активов предприятия порождать прибыль.

     Выделяют  такие виды рентабельности активов как рентабельность продукции, производственных фондов, капитальных вложений, активов, заемного капитала и др.

     Рентабельность  продукции рассчитывается делением прибыли от реализации продукции на себестоимость данной продукции. Показатель рентабельности активов рассчитывается делением прибыли на среднегодовую стоимости активов. Рентабельность капительных вложений - отношение прибыли от продаж к сумме капитальных вложений. Рентабельность основных средств - это показатель отношения чистой прибыли к величине основных средств.

     Чтобы оценить доходность от реализации продукции, необходимо рассчитать показатель балансовой прибыли на один рубль продаж. Доходность реализации продукции равна отношению балансовой прибыли к объемам продаж.

     Доходность  можно вычислить без учета  налогов. При этом чистая прибыль  будет равна прибыли балансовой за вычетом налога на прибыль. Доход  равняется чистой прибыли объема продаж.

     Рентабельность видов продукции зависит от таких факторов как цена и себестоимость.

     Рентабельность  продукции равняется отношению  разницы цен и себестоимости  продукции к ценам реализации. Анализировать этот показатель нужно  за ряд лет, учитывая динамику изменений  цен и себестоимости.

     Рентабельность  производственных фондов равняется  отношению прибыли балансовой к  средней за годовой период стоимости  основных фондов производства в сумме  с материальными затратами. Эти  виды рентабельности анализируются  и оцениваются по балансовой и чистой прибыли. На изменение этих показателей влияют оборачиваемость оборотных средств, фондоотдача, объем реализации.

     Существует  показатель рентабельности персонала - так называют отношение чистой прибыли к численности (среднесписочной) персонала. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2  АНАЛИЗ  ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОАО «ДОНЕЦКИЙ             МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИЙ ЗАВОД»

        

        2.1 Характеристика конкурентов ОАО «Донецкого металлургического завода» 

      Конкурентами ОАО «Донецкого металлургического завода» являются: ДМЗ им. Петровского, Макеевский МК им. Ильича, Алчевский МК, «Азовсталь», Харцыский ТЗ, Луганский ТЗ, КГГМК «Криворожсталь», Енакиевский МЗ.

    Рассмотрим  подробно производственную и хозяйственную  деятельность некоторых показателей конкурентоспособности продукции ОАО «Донецкий металлургический завод» (в таблице 2.1). 

    Таблица 2.1Конкуренты ОАО «Донецкого металлургического завода» по черной металлургии 

Отрасль                                                         Черная металлургия
Конкуренты ОАО «Алчевский металлургический комбинат» ОАО «Запорожский металлургический комбинат «Запорожсталь» им. С. Орджоникидзе» ОАО «Металлургический комбинат «Криворожсталь»      ОАО «Мариупольский металлургичес

    кий комбинат «Азовсталь» им. С. Орджоникидзе»

Основные  виды продукции. Чугун чушко вый; слитки, слябы, прокатная заго товка; трубная заготовка; балка; шахтная стойка; дробь стальная литая и колотая; лист двухслойный; шлак отвальный игранулирован

    ный.

Чугун передельных  марок, чугун литейных марок, чугун  литейных рафинированных марок, слитки – углеродистая сталь качественной конструкционной марки КП, ПС. Малогабаритная  прокатная сталь, проволочная прокатная  сталь, «Криворожсталь» – крупнейший производитель крупно профильной стальной продукции в Украине и СНГ, на предприятии также выпускаются товары народного потребления. Шпальный профиль и шпалы; швеллер 10–20; лента стальная из углеродистой и низколегированной стали. Прокат: горячекатаный, холоднокатаный.
Конкурентная  позиция Является одним из ведущих производителей металлопродукции в Украине. Полный металлургический цикл позволяет производить до 50 тыс. тонн толстого нержавеющего листа толщиной 5–20 мм, 20 тыс. тонн двухслойного листа, 30–35 тыс. тонн стальной дроби. Основной конкурент – «Мариупольский металлургический комбинат» – заметно уступает комбинату в производстве конструкционных сталей, особенно холодноката ного проката, сосредотачиваясь главным образом на производстве рядовых марок сталей и штрипсов. Предприятие является лидером среди производителей стали  и имеет модернизированный конвертерный цех №2, и большой мартеновский цех (второй по величине в СНГ). Является вторым производителем в черной металлургии Украины. Является единственным цехом на Украине производящим для  железнодорожного транспорта в термообработанном  и в нетермообработанном виде. Стремится побеждать своих конкурентов за счет поставки видов листового проката, характеризующих современный уровень развития черной металлургии и поставки высоко-технологичных марок сталей.     
Рынок сбыта продукции Приоритетным направлением сбытовой политики на сегодняшний день является внешний рынок. В 1998 году предприятие экспортировало около 40% произведенной продукции. В абсолютном выражении экспорт составил $71 313 тыс. Предприятие не имеет собственной сбытовой сети. Комбинат ориентирован на поставки в Азию, так как стоимость транспортировки продукции ниже, чем у конкурентов. С другой стороны, близость портов на Черном море позволяет комбинату контролировать часть поставок в Европу и Центральную Америку.

Основными рынками  сбыта являются:

Предприятия Украины – 42%; страны ближнего зарубежья – 10%,страны дальнего зарубежья – 48%

Предприятие экспортирует малогабаритную прокатную сталь, проволочную  прокатную сталь и некоторые  виды крупно профильной продукции в  СНГ, Юго-Восточную Азию и другие страны. Благодаря тому, что меткомбинат «Азовсталь»  является основным производителем судового, котельного, мостового и штрипсового  листа в странах СНГ, горячекатанный лист производства «Азовстали» находится  на мировом рынке в более выгодном положении по сравнению с конкурентами из России и имеет устойчивый спрос по достаточно высоким ценам.
 

            Из таблицы 2.1 видим, что основными конкурентами ОАО «ДМЗ» являются: «Азовсталь», «Криворожсталь» и «Днепроспецсталь». Основными их конкурентными преимуществами перед ОАО «ДМЗ» являются: превосходящая производственная мощность таких металлургических гигантов как «Азовсталь», «Криворожсталь», наличие совершенной системы управления качеством, максимализм руководства в сфере технических и технологических инноваций, более организованная сбытовая сеть и отлаженные каналы реализации продукции.

         Несмотря на превосходство «Запорожстали» в цене, значительно проигрывает в показателях качества готовой сортовой и листовой продукции и имеет слабый менеджмент, что в целом негативно сказывается на его конкурентной позиции и позволяет ОАО «ДМЗ» успешно конкурировать с данным предприятием. Преимущества «Криворожстали» обеспечиваются реализацией дифференцированной стратегии, предусматривающей создание исключительных качественных и иных потребительных характеристик металлопродукции, ориентированной на узкий сегмент или нишу рынка.

       Ключевыми преимуществами ОАО «ДМЗ» перед конкурентами являются гибкость производства, выражающаяся в возможности выполнения мелких заказов из легированных марок стали, в силу специфики производства и небольших объемов сталеплавильных агрегатов. Помимо инноваций в системе управления персоналом, подбора и подготовки квалифицированных кадров, глубоко продуманной социальной политики компании, в которой не последнюю роль играют материальное стимулирование персонала и удачных решений, руководители ОАО «ДМЗ» принимают все необходимые меры для осуществления в сжатые сроки программы технической модернизации предприятия, а именно: реконструкции оборудования цехов, осуществления компьютеризации производства, внедрения усовершенствованной системы энергоснабжения. Предпринимаемые в настоящее время усилия позволят в будущем улучшить качество производимой стальной продукции и, соответственно, значительно укрепить конкурентную позицию завода на внутреннем и международных рынках.

       Таким образом, ОАО «Донецкий металлургический завод» функционирует в условиях олигополии.  Проанализировав ОАО «ДМЗ» и его основных конкурентов, позволило выявить сильные и слабые стороны металлургических заводов, их конкурентные позиции и  рынки сбыта продукции.

    1. Анализ спроса и предложения продукции

     Индивидуальный  спрос и предложение на сортовой прокат при разном уровне цен  в таблице 2.1 

Информация о работе Анализ финансового состояния ОАО «Донецкого металлургического завода»