Анализ финансового состояния коммерческой организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 07:29, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является:
 изучение теоретических основ финансового анализа;
 проведение финансового анализа предприятия по данным финансовой отчетности, на примере ООО «Вест»;
 разработка мер по улучшению методики анализа финансового состояния предприятия.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Бухгалтерская отчетность как информационная база финансового анали-за……………………………………………………………………………..5
1.1. Состав и порядок формирования бухгалтерской отчетно-сти…………………………………………………………………………5
1.2. Аналитическое содержание бухгалтерской отчетно-сти………………………………………………………………………..12
1.2.1. Содержание бухгалтерского баланса………………………………..12
1.2.2. Содержание отчета о прибылях и убытках………………………….20
1.2.3. Содержание отчета об изменениях капитала……………………….24
1.2.4. Содержание отчета о движении денежных средств………………..26
1.2.5. Содержание приложения к бухгалтерскому балансу………………28
1.2.6. Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).29
1.3. Методы анализа бухгалтерской отчетности…………………………….30
2. Анализ эффективности деятельности организации на примере ООО «Вест»……………………………………………………………………………33
2.1. Оценка деловой активности……………………………………………..33
2.2. Анализ финансовых результатов………………………………………..35
2.3. Оценка рентабельности………………………………………………….37
3. Разработка рекомендаций по усилению финансового положения организа-ции……………………………………………………………………...42
Заключение………………………………………………………………………43
Список использованной литературы…………………………………………..44
Приложение 1: Бухгалтерский баланс на 01.01.2010…………………………45
Приложение 2: Отчет о прибылях и убытках за 2009 год……………………47

Работа содержит 1 файл

Финансовый анализ.docx

— 113.36 Кб (Скачать)

   В случае, если в образце формы  № 6 для некоторых данных, являющихся  существенными, не предусмотрены  отдельные статьи, организации самостоятельно определяют необходимые расшифровки и включают дополнительные статьи в форму отчета при его разработке.

   В целом формирование показателей  финансовой отчетности требует  квалифицированного и творческого подхода главных бухгалтеров и других специалистов с целью обеспечения достоверной и полной информацией о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности всех заинтересованных пользователей.

1.3. Методы анализа  бухгалтерской отчетности

   Методом экономического анализа  является диалектический способ  познания, путь исследования своего предмета, то есть хозяйственных и финансовых процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости.

   Методика анализа – это система  правил и требований, гарантирующих  эффективное применение метода.

   В совокупности метод и методика  представляют собой методологическую  основу экономического анализа.

   Все аналитические методы можно  разделить на две большие группы: качественные (логические) и количественные (формализованные).

   К качественным (неформализованным,  логическим) методам относятся аналитические  приемы и способы, основанные  на логическом мышлении, на использовании  профессионального опыта аналитика,  на профессиональной интуиции. К  ним относятся:

  • метод сравнения;
  • метод построения систем аналитических таблиц;
  • метод построения систем аналитических показателей;
  • метод экспертных оценок;
  • метод сценариев;
  • психологические и морфологические методы и т.п.

   Количественные (формализованные) методы  – это приемы, использующие математику. Вследствие их применения можно  получить довольно точный результат или несколько результатов для дальнейшего выбора верного уже с помощью логических методов.

   Количественные методы можно  разделить на бухгалтерские, статистические, классические, экономико-математические методы анализа и т.д.

   Анализируя финансовую отчетность, можно использовать различные  методы (и логические, и формализованные). Но к наиболее часто используемым методам финансового анализа относятся:

  • метод абсолютных, относительных и средних величин;
  • метод сравнения;
  • вертикальный анализ;
  • горизонтальный анализ;
  • трендовый анализ;
  • факторный анализ;
  • анализ с помощью финансовых коэффициентов;
  • метод экспертных оценок.

   В процессе сбора данных получают  информацию о значениях тех  или иных признаков, характеризующих  каждую единицу, каждый элемент исследуемого процесса или явления (совокупности). Эта информация как правило представлена в виде показателей. Обобщающие показатели могут быть абсолютными, относительными и средними. Многообразная характеристика всех сторон исследуемых экономических процессов и явлений может быть дана лишь с помощью всех видов обобщающих показателей. Вместе с тем, каждый вид показателей имеет определенное значение и занимает важное место в аналитическом процессе.   

   Абсолютные показатели характеризуют  численность, объем (размер) изучаемого процесса. Они всегда имеют какую-либо единицу измерения: натуральную, условно-натуральную, стоимостную (денежную).

   Относительные показатели представляют  собой  соотношение абсолютных (или других относительны) показателей,  то есть количество единиц  одного показателя, приходящееся на одну единицу другого показателя. Относительными величинами являются не только соотношения разных показателей в один и тот же момент времени, но и одного и того же показателя в разные моменты (например, темп роста).

   Средняя величина является важным  специальным статистическим показателем, используемым для обобщения данных. Средняя величина – это показатель «середины», или «центра», исследуемых данных. Она является обобщающей характеристикой изучаемого признака в анализируемой совокупности данных и отражает типичный уровень в расчете на единицу совокупности в конкретны условиях места и времени.

   Метод сравнения – самый древний,  логический метод анализа. Вопрос  сравнения решается по принципу  «лучше или хуже», «больше или  меньше». Это во многом обусловлено  особенностями психологии человека, который сравнивает объекты парами.

   Вертикальный (структурный) анализ  – представление финансового  отчета в виде относительных  показателей. Такое представление  позволяет увидеть удельный вес  каждой статьи баланса в его  общем итоге. Обязательным элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и источников их покрытия.

   Горизонтальный анализ баланса  заключается в построении одной  или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополняются относительными темпами роста (снижения).

   Трендовый анализ – часть перспективного  анализа, продолжение горизонтального анализа; необходим в управлении для финансового прогнозирования.

   Под факторным анализом понимается  методика комплексного и системного изучения и измерения воздействия факторов на величину результативных показателей.

   Финансовые коэффициенты применяются  для анализа финансового состояния предприятия и представляют собой относительные показатели, определяемые по данным финансовых отчетов, главным образом по данным отчетного баланса и отчета о прибылях и убытках.

   Экспертные методы используются  в тех случаях, когда не подходят  инструментальные и при измерении нельзя опереться на физические явления или они пока еще очень сложны. Экспертные методы основываются на интуиции, в них преобладает субъективное начало.

  1. Анализ  эффективности деятельности организации на примере ООО «Вест»
  1. 1. Оценка деловой активности

     При определении финансового состояния  большое значение имеет анализ показателей деловой активности. Деловая активность предприятия измеряется с помощью системы количественных и качественных критериев.

     Качественные  критерии определяются емкостью рынков продаж (внутренних и внешних), деловой репутацией предприятия, его конкурентоспособностью, наличием постоянных поставщиков и покупателей готовой продукции (услуг) и др.

     Количественные  критерии деловой активности характеризуются  абсолютными и относительными показателями.

     Среди абсолютных показателей необходимо выделить объем продаж готовой продукции, товаров, работ, услуг (оборот), прибыль, размер авансированного капитала (активов), а также динамику дебиторской и кредиторской задолженности.

     При анализе абсолютных показателей  обычно проверяется выполнение «золотого  правила экономики»:

  TN>TB>TA>100%,

     где TN – темпы роста прибыли, %; ТВ – темпы роста выручки от продажи товаров (продукции, работ, услуг), %; ТА – темпы роста активов, %.

     Прибыль должна увеличиваться более высокими темпами, чем остальные параметры. Это означает, что издержки производства снижаются, а активы предприятия используются более рационально. Любое продолжительное отклонение от этого правила свидетельствует о финансовом неблагополучии.

     Относительные показатели можно представить в  виде двух подгрупп коэффициентов: темпов роста основных показателей деятельности предприятия и коэффициентов оборачиваемости.

     Методы  расчета и интерпретация первой подгруппы коэффициентов, как правило, очевидны: чем выше темпы роста  выручки от продаж, прибыли, реализации продукции в натурально – вещественном измерении, тем выше деловая активность фирмы, и наоборот. Деловая активность и финансовое состояние фирмы  находятся в достаточно непростой  взаимосвязи. Высокая деловая активность не всегда сопровождается финансовыми  успехами, низкая деловая активность иногда свойственна и преуспевающим, прибыльным фирмам. Тем не менее, снижение темпов роста и коэффициентов оборачиваемости может служить индикатором возможного ухудшения финансовых показателей в ближайшем будущем.

     Результаты  расчетов коэффициентов оформим в следующей таблице 1

     Таблица 1 - Динамика показателей  деловой активности по организации ООО «Вест»

Наименование

показателей

Прошлый

год

Отчетный год Отклонение

(+,-)

1. Фондоотдача основных средств, руб./руб. 2,56 2,72 + 0,16
2. Коэффициент оборачиваемости  дебиторской задолженности, оборот 16,20 17,56 + 1,36
3. Период оборота  дебиторской задолженности, дни 22,22 20,50 – 1,72
4. Коэффициент оборачиваемости  материальных запасов, оборот 1,74 2,08 + 0,34
5. Период оборота  материальных запасов, дни 206,90 173,08 - 33,82
6. Коэффициент оборачиваемости  кредиторской задолженности, оборот 35,00 41,91 + 6,91
7 Период оборота  кредиторской задолженности, дни 10,29 8,59 - 1,7
8. Продолжительность операционного цикла, дни 229,12 193,58 - 35,54
9. Продолжительность финансового цикла, дни 218,83 184,99 - 33,84
10. Коэффициент закрепления  дебиторских счетов 0,06 0,06 0
11. Коэффициент оборачиваемости  совокупного капитала, оборот 1,03 1,12 + 0,09
12 Коэффициент оборачиваемости  собственного капитала, оборот 1,09 1,18 + 0,09

     Вывод: В отчетном году по предприятию мы наблюдаем повышение эффективности использования основных средств, положительную динамику по скорости оборота дебиторской задолженности на 1,36 оборота вследствие чего средний срок погашения дебиторской задолженности сокращается на 1,72 дней. Так же видим увеличение числа оборотов запасов предприятия за анализируемый период, что сокращает срок продолжительности одного оборота материальных запасов на 33,82 дней. Скорость оборота кредиторской задолженности выросла на 6,91 оборот, что ведет к сокращению среднего срока возврата долгов предприятия, время нахождения средств организации в запасах и дебиторах, а так же период обращения денежных средств организации. В отчетном году видим увеличение скорости оборота всего капитала предприятия, в т.ч. собственного капитала.

    1. Анализ  финансовых результатов

     Важнейшими  результатами финансового – хозяйственной  деятельности предприятия, характеризующими его абсолютную эффективность, является размер прибыли и уровень рентабельности. Прибыль предприятия получают в основном от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также от других внереализационных видов деятельности (купля – продажа иностранной валюты, сдача имущества в аренду, предоставление в пользование прав на результаты интеллектуальной деятельности и т.д.).

     Прибыль – полученный предприятием доход, уменьшенный на величину производственных расходов. Так как основная доля доходов предприятия приходится на реализацию продукции в виде выручки от реализации, а расходы приравниваются к полной себестоимости реализованной продукции, то прибыль можно рассчитывать как разницу между чистой выручки и полной себестоимостью. Прибыль создает базу для самофинансирования предприятия, характеризует его деловую активность и финансовую самостоятельность: чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли и тем самым улучшит свое благосостояние. Следовательно, финансово-экономические результаты деятельности предприятия необходимо изучать в тесной взаимосвязи с производством и реализацией продукции.

     Таблица 2 – Структура  финансовых результатов  по ООО «Вест»

Показатель Предшествующий  год Отчетный  год Отклонение
тыс. руб. % к итогу тыс. руб. % к итогу
  1. Всего доходов  и поступлений (сумма строк 010, 060, 080, 090)
417128 100,00 456685 100,00 + 39557
  1. Общие расходы финансово - хозяйственной деятельности (сумма строк 020, 030, 040, 070, 100)
(385289) 92,37 (430577) 94,28 + 45288
  1. Выручка от продаж (стр. 010)
403650 96,77 437372 95,77 + 33722
  1. Расходы на производство и сбыт, в том числе:
(315411) 78,14 (377608) 86,34 + 62197
- себестоимость  продукции (стр. 020) (315411) 100 (377608) 100 + 62197
  1. Валовая прибыль (стр. 029)
88239 21,86 59764 13,66 - 28475
  1. Прибыль от продаж (стр.050)
40847 10,12 40246 9,20 -  601
  1. Доходы по операциям финансового характера (стр. 060+стр.080)
455 0,11 494 0,11 + 39
  1. Расходы по операциям финансового характера (стр.070)
(740) 0,19 (1880) 0,44 + 1140
  1. Прочие доходы (стр. 090)
13023 3,12 18819 4,12 + 5796
  1. Прочие расходы (стр. 100)
(21746) 5,64 (31571) 7,33 + 9825
  1. Прибыль (убыток) до налогообложения (стр. 140)
31839 7,63 26108 5,72 - 5731
  1. Текущий налог (стр. 150)
7641 24,00 6266 24,00 - 1375
  1. Чистая прибыль (убыток) (стр. 190)
24198   19842   - 4356

Информация о работе Анализ финансового состояния коммерческой организации