Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 10:53, курсовая работа
Целью данной работы является изучение организации учета и анализа денежных средств согласно требованиям и нормам, установленным Законодательством Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью предстоит решить ряд следующих задач:
- рассмотреть понятие денежных средств как неотъемлемую часть коммерческой деятельности предприятия;
- ознакомиться с процессом анализа движения денежных средств;
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Денежные средства как неотъемлемая часть коммерческой деятельности предприятия 7
1.1 Состав денежных средств 7
1.2 Содержание денежного потока 13
2. Анализ движения денежных средств 18
2.1 Методика составления отчета о движении денежных средств 18
2.2 Определение оптимального уровня денежных средств 24
3. Инструменты повышения эффективности использования денежных ресурсов 32
3.1 Оперативное управление денежными ресурсами 32
3.2 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью. 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41
Повышение эффективности использования денежных ресурсов предполагает создание системы управления ликвидностью предприятия, которая включает в себя несколько составляющих. Поговорим о каждой из них поподробнее.
Планирование денежных потоков осуществляется с помощью платежного календаря. Основная цель составления такого календаря заключается в формирование графика денежных потоков на ближайший период (от нескольких рабочих дней до одного месяца) таким образом, чтобы гарантировать выполнение всех необходимых платежей, минимизировать излишки денежных средств на счетах и избежать кассовых разрывов.
Платежные календари могут различаться в зависимости от специфики бизнеса и предпочтений топ-менеджмента. Однако они обязательно должны содержать данные о поступлениях и выбытиях, а также о плановых остатках денежных средств (обычно с разбивкой по дням и источникам поступления).
При формировании платежного календаря на месяц требуется смоделировать распределение запланированных денежных потоков по неделям и дням. Практика показывает, что если в компании более 5 процентов платежей являются внеплановыми или производятся в нарушение внутреннего порядка их осуществления, то, скорее всего, внутренние бизнес-процессы управления не отлажены, регламенты осуществления платежей некорректны либо на предприятии существуют проблемы с финансовой дисциплиной.
Понимание того, как распределяются расходы во времени, помогает выявить наиболее рисковые с точки зрения возникновения кассовых разрывов моменты и заблаговременно провести мероприятия по перераспределению бремени платежей (например, разнести на разные недели выплату заработной платы и перечисление в бюджет налогов, вовремя воспользоваться кредитными ресурсами).
Для поддержки оперативного управления денежными потоками, повышения скорости и качества принятия решений в этой области требуется также автоматизация соответствующих бизнес-процессов.
Эффективное использование свободных денежных средств. Существуют компании, которые вообще не имеют свободных средств: такие фирмы все деньги вкладывают в бизнес. Однако на рынке есть также много предприятий, которые по разным причинам имеют временно не задействованные в основной сфере деятельности деньги.
У большинства компаний временно свободные средства появляются на срок от одного дня до трех—четырех недель. Значительно реже встречаются фирмы, которым приходится решать вопрос о размещении свободных средств на срок от одного месяца. Это сужает возможность выбора для предприятий, поскольку большинство предлагаемых финансовых инструментов, используемых для вложения средств, ориентированы на более длительные сроки.
Основная сложность, с которой сталкиваются при выборе финансового инструмента, связана с тем, что компании необходимо иметь возможность моментально извлечь деньги и вложить их в основной бизнес. Именно поэтому большинство компаний, а также некоторые банки считают, что наилучшим способом сохранить и приумножить свободные средства является банковский депозит. Его можно открыть на короткий срок с приемлемым уровнем риска и почти нулевыми сопутствующими расходами. В то же время этот инструмент является наименее доходным. Кроме того, некоторые банки отказывают клиентам, желающим открыть депозит на срок менее месяца. Другие, напротив, идут навстречу клиентам и повышают для них процентную ставку, начисляемую на неснижаемый остаток на расчетном счете. Благодаря этому необходимость в срочном депозите становится не такой острой.
Компании, у которых возникают более «длинные» свободные средства (на срок до нескольких месяцев), могут использовать такой инструмент, как вексель. Предпочтение при этом обычно отдается банковским бумагам, и чаще всего — бумагам обслуживающего банка. Если речь идет о крупных суммах вложений, предприятия оценивают рынок и покупают бумаги наиболее доходных эмитентов.
Торговля на фондовом рынке с использованием свободных денежных средств не распространена среди компаний реального сектора. Тем не менее, по наблюдениям инвестиционных и посреднических компаний, предприятия все чаще интересуются, как заработать на торговле акциями и облигациями, Это связано с высокой прибыльностью таких операций. Работать на бирже удобнее с помощью посредников, так как непосредственное участие предприятия в торгах требует регистрации его как участника фондового рынка и регулярной переаттестации сотрудника, который будет заниматься торговлей.[12]
3.2 Управление дебиторской и кредиторской задолженностью.
Дебиторская задолженность является неотъемлемым элементом сбытовой деятельности любой компании. Слишком высокая доля «дебиторки» в общей структуре активов снижает ликвидность и финансовую устойчивость предприятия и повышает риск финансовых потерь компании.
Систему управления дебиторской задолженностью можно разделить на два крупных блока: кредитную политику, позволяющую максимально эффективно использовать ее как инструмент увеличения продаж, и комплекс мер, направленных на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности.
Разумное использование коммерческого кредита способствует росту продаж, увеличению доли рынка и, как следствие, положительно влияет на финансовые результаты компании. Хотя деятельность предприятий реального сектора экономики значительно отличается от работы банков, основные принципы кредитования клиентов остаются теми же: коммерческий кредит предоставляется покупателю с учетом его стоимости (ресурсы предоставляются на платной основе) и срочности (срок использования денежных средств ограничен).
При формировании кредитной политики нужно определить максимально допустимый размер дебиторской задолженности как в целом для компании, так и по каждому контрагенту (кредитный лимит). Рассчитывая эти показатели, компания в первую очередь ориентируется на свою стратегию, т. к. увеличение доли рынка требует большего кредитного лимита, чем удержание своей рыночной доли и аккумулирование свободных денежных средств. При этом нужно поддерживать достаточную ликвидность компании и учитывать кредитный риск.
Не менее значимой характеристикой коммерческого кредита является срок, на который он выдан. Большинство компаний, устанавливая сроки по коммерческим кредитам, ориентируются на предложения конкурентов. Нужно также следить за тем, чтобы средняя оборачиваемость дебиторской задолженности была выше аналогичного показателя по кредиторской задолженности. Нельзя допускать, чтобы компания, получив кредит в банке на 30 дней, своим покупателям предоставляла отсрочку платежа на 40 дней. В противном случае избежать возникновения дефицита денежных средств будет сложно.
Основным инструментом контроля дебиторской задолженности служит так называемый реестр старения. Он представляет собой таблицу, содержащую неоплаченные суммы счетов, которые группируются по периодам просрочки платежа, и составляется исходя из политики компании в области кредитования контрагентов. К примеру, менеджмент компании может считать, что просрочка платежа в течение семи дней допустима, при превышении этого срока следует активно работать с контрагентом по возврату дебиторской задолженности, а в случае просрочки более 30 дней — обращаться в суд. Исходя из этого будет осуществляться группировка в реестре старения дебиторской задолженности: 0—7 дней, 8—15, 16—30, свыше 30.
Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности, является система пеней и штрафов. Она применяется в случае нарушения сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, и должна быть предусмотрена в договоре.
Контроль состояния кредиторской задолженности – важная часть управления компанией в целом, поскольку при умелом управлении такая задолженность может стать дополнительным, а главное, дешевым источником привлечения заемных средств. Поэтому от того, как выстраиваются отношения с контрагентами, согласовываются условия заключаемых договоров, отслеживаются сроки их оплаты, во многом зависит эффективность использования полученных средств. С другой стороны, компания не должна попадать в зависимость от кредиторов и сопоставлять выгоды от использования привлеченных средств с расходами по их обслуживанию.
Управление долговым портфелем предприятия. Долговой портфель может включать в себя самые разные инструменты, что позволяет компании, с одной стороны, выполнять стоящие перед ней задачи, а с другой — за счет диверсификации источников финансирования снижать риск финансовой неустойчивости.
Если темпы роста бизнеса незначительны, то компании часто вообще не прибегают к заемному финансированию, а ограничиваются тем, что реинвестируют собственную прибыль.
При планировании объема долговых обязательств компания должна стремиться не только удовлетворить собственные потребности в заемных средствах, но и обезопасить себя от риска неплатежеспособности и сохранить финансовую устойчивость. Очень важно рассчитать предельный размер заимствований, который определяется исходя из показателей кредитоспособности компании, например таких, как лимит по сумме ликвидных активов и лимит по сумме собственных средств. Лимиты заимствований необходимо периодически пересматривать с учетом особенностей деятельности компании. Структура долгового портфеля в определенной степени зависит от размера компании – чем она больше, тем разнообразнее может быть «начинка» портфеля. Например, облигационные и вексельные займы, а также кредитные ноты доступны только среднему и крупному бизнесу.[13]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ денежных средств и управление денежными потоками является одним из важнейших направлений деятельности финансового менеджера. Оно включает в себя расчет времени обращения денежных средств (финансовый цикл), анализ денежного потока, его прогнозирование, определение оптимального уровня денежных средств, составление бюджетов денежных средств и т.п.
Определение состава денежных средств и его движение играет важную роль в финансовом менеджменте на предприятии. При определение состава денежных средств в идеале хотелось бы иметь наиболее возможный резерв в виде наличности в кассе. Вместе с тем омертвление финансовых ресурсов в виде денежных средств связано с определенными потерями — с некоторой долей условности их величину можно оценить размером упущенной выгоды от участия в каком-либо доступном инвестиционном проекте. Поэтому любое предприятие должно учитывать два взаимно исключающих обстоятельства: поддержание текущей платежеспособности и получение дополнительной прибыли от инвестирования свободных денежных средств. Таким образом, одной из основных задач управления денежными ресурсами является оптимизация их среднего текущего остатка.
Выбирая между наличными средствами и ценными бумагами, финансовый менеджер решает задачу, подобную той, которую решает менеджер по производству. Всегда существуют преимущества, связанные с созданием большого запаса денежных средств, — они позволяют сократить риск истощения наличности и дают возможность оплачивать обязательства предприятия ранее установленного срока. С другой стороны, издержки хранения временно свободных, неиспользуемых денежных средств гораздо выше, чем затраты, связанные с краткосрочным вложением денег в ценные бумаги (в частности, их можно условно принять в размере неполученной прибыли при возможном краткосрочном инвестировании). Таким образом, финансовому менеджеру необходимо решить вопрос об оптимальном запасе наличных средств.
Наличие у предприятия денежных средств нередко связывается с тем, является ли его деятельность прибыльной или нет. Однако такая связь не всегда очевидна. События последних лет, когда резко обострилась проблема взаимных неплатежей, подвергают сомнению абсолютную незыблемость прямой связи между этими показателями.
Оказывается, предприятие может быть прибыльным по данным бухгалтерского учета и одновременно испытывать значительные затруднения в оборотных средствах, которые в конечном итоге могут вызвать не только социально-экономическую напряженность во взаимоотношениях с контрагентами, финансовыми органами, работниками, но и в конечном итоге привести к банкротству.
Результаты анализа финансовых результатов предприятия должны быть согласованы с общей оценкой финансового состояния предприятия, которое в большей мере зависит не от размеров прибыли, а от способности предприятия своевременно погашать свои долги, т. е. от ликвидности активов. Последняя зависит от реального денежного оборота предприятия, сопровождающегося потоком денежных платежей и расчетов, проходящих через расчетный и др. счета предприятия. Поэтому желаемая эффективность хозяйственной деятельности, устойчивое финансовое состояние будут достигнуты лишь при достаточном и согласованном контроле за движением прибыли, оборотного капитала и денежных средств.
Важную роль в обеспечении нормальной деятельности предприятия играет прогнозирование денежного потока. Необходимость в этом нередко возникает при кредитовании в банке, когда банк желая застраховаться от неплатежей желает увидеть будет ли предприятие способным на конкретную дату погасить перед банком свои обязательства. Однако этим далеко не исчисляются все важные моменты, которые ставят перед финансовым менеджером задачу прогнозирования денежных потоков.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «О бухгалтерском учете»: Федеральный закон от 21 ноября 1996г. № 129-ФЗ (с изменениями от 23 июля 1998г., 28 марта, 31 декабря 2005г., 10 января, 28 мая 2006г.);
2. «Об аудиторской деятельности»: Федеральный закон от 7 августа 2004 г. № 119-ФЗ (с изменениями от 14 декабря, 30 декабря 2004 г.);
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2003 г. № 117-ФЗ (с изменениями от 30 марта, 9 июля 1999 г., 2 января, 5 августа, 29 декабря 2003 г., 24 марта, 30 мая, 6, 7, 8 августа, 27, 29 ноября, 28, 29, 30, 31 декабря 2004 г., 29 мая, 24, 25 июля, 24, 27, 31 декабря 2005 г., 6, 22, 28 мая 2006 г.);
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья) (с изменениями от 20 февраля, 12 августа 1996 г., 24 октября 1997 г., 8 июля, 17 декабря 1999 г., 16 апреля, 15 мая 2004 г., 21 марта, 14, 26 ноября 2005 г., 10 января, 26 марта 2006 г.);