Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 13:27, курсовая работа
Целью выполнения курсовой работы является изучение анализа доходности.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
рассмотреть основные характеристики доходности деятельности;
изучить систему показателей рентабельности и их взаимосвязь;
изучить детализацию обобщающих показателей рентабельности;
приобрести навыки проведения комплексного анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия.
Введение
В условиях рыночной экономики возрастает значение предпринимательской деятельности, являющейся основной для предприятий с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работников и производственного развития предприятия. При определении объёма закупки того или иного товара и возможности его продажи партнёры (поставщики и покупатели) должны обязательно просчитывать выгодность сделки, т.е. получения оптимального уровня и максимум прибыли.
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматривает построение на предприятии соответствующих организационно - методических систем обеспечение этого управления, знания основных механизмов формирования прибыли, использование современных методов её анализа и планирования.
Наряду с формированием
прибыли на каждом предприятии должно
быть обеспечено и эффективное управление
её распределением. Необходимо при
этом иметь в виду, что каждый
цикл распределения прибыли отчётног
Актуальность темы курсовой работы, заключается в том, что предприятие должно быть заинтересовано не только в получении прибыли, но и в обеспечении высокой рентабельности хозяйственной деятельности. В отличие от абсолютного показателя прибыли, рентабельность — относительный показатель и отражает степень доходности предприятия.
Целью выполнения курсовой работы является изучение анализа доходности.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
Для рассмотрения данной темы в курсовой работе использовались: методические указания, рекомендации по проведению анализа доходности; учебная литература; литература периодической печати.
1.1 Основные характеристики доходности деятельности
Рентабельность - важнейший показатель эффективности деятельности организации, основной норматив, с которым соотносятся индивидуальные показатели предприятий для обоснования их конкурентоспособности. Такой норматив рентабельности является главным показателем межотраслевой конкуренции. Норматив рентабельности имеет тенденцию к понижению или повышению.[4,с.177].
Рентабельность - это обобщающий показатель, характеризующий качество работы промышленного предприятия, так как при всем значении массы получаемой прибыли наиболее полную качественную оценку производственно-хозяйственной деятельности предприятия дает величина рентабельности и ее изменение. Он представляет собой отношение прибыли к производственным фондам или к себестоимости продукции. Показатель рентабельности оценивает эффективность производства путем соизмерения доходов от производства и расходов на него [1,с.226].
Прибыль это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности .
Получение прибыли играет большую роль в стимулировании развития производства. Но в силу определенных обстоятельств или упущений в работе (невыполнение договорных обязательств, незнание нормативных документов, регулирующих финансовую деятельность предприятия) предприятие может понести убытки. Прибыль - это обобщающий показатель, наличие которого свидетельствует об эффективности производства, о благополучном финансовом состоянии.[ 9,c.148].
Основными показателями
налогооблагаемая прибыль, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия или чистая прибыль.
Один и тот же результат в процессе производства может быть получен при различной степени эффективности труда. Мера эффективности труда в процессе производства получила название производительности труда. Иными словами, под производительностью труда понимается его результативность или способность человека производить за единицу рабочего времени определенный объем продукции [1,с.236].
На рабочем месте, в цехе, на предприятии производительность труда определяется количеством продукции, которую производит рабочий за единицу времени (выработка), или количеством времени, затрачиваемого на изготовление единицы продукции (трудоемкость).[7,c.152].
Этому показателю необходимо уделять особое внимание, т.к. именно от него зависит уровень многих других показателей - объем выработанной продукции, уровень ее себестоимости, расход фонда заработной платы и др.
В процессе анализа производительности труда необходимо установить степень выполнения плана и динамику роста, причины изменения уровня производительности труда. Такими причинами могут быть изменение объема продукции и численности ППП, использование средств механизации и автоматизации, наличие или устранение внутрисменных и целодневных простоев и др.
Обобщающий показатель производительности труда (выработка на одного работающего или одного рабочего) в значительной степени зависит от материалоемкости отдельных видов продукции, объема кооперированных поставок, структуры продукции [3,с.123].
Все выше перечисленные характеристики: рентабельность, прибыльность, производительность позволяют сделать полный анализ доходности деятельности.
1.2 Система показателей рентабельности и их взаимосвязь
В условиях рыночных отношений велика роль показателей рентабельности продукции, характеризующих уровень прибыльности (убыточности) её производства. Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатов и эффективности деятельности предприятия. Они характеризуют относительную доходность предприятия, измеряемую в процентах к затратам средств или капитала с различных позиций.[ 6,c.131].
Показатели рентабельности - это важнейшие характеристики фактической среды формирования прибыли и дохода предприятий. По этой причине они являются обязательными элементами сравнительного анализа и оценки финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Основные показатели рентабельности можно объединить в следующие группы:
Рентабельность продукции.
Рентабельность продукции показывает, сколько прибыли приходится на единицу реализованной продукции. Рост данного показателя является следствием роста цен при постоянных затратах на производство реализованной продукции (работ, услуг) или снижения затрат на производство при постоянных ценах, то есть о снижении спроса на продукцию предприятия, а также более быстрым ростом цен чем затрат [10,c.112].
Показатель рентабельности продукции включает в себя следующие показатели:
Рентабельность вложений предприятия.
Рентабельность вложений предприятия- это следующий показатель рентабельности, который показывает эффективность использования всего имущества предприятия.
Среди показателей рентабельности предприятия выделяют 5 основных:
Рентабельность продаж = Прибыль / Выручка от реализации (1.1)
Рентабельность
средств или их источников = Прибыль
/ Средняя за период
величина средств или их источников
В данных формулах намеренно не конкретизирован показатель прибыли, поскольку в качестве него может быть взята прибыль от реализации продукции (работ, услуг) или балансовая прибыль, облагаемая налогом прибыль, чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов. Между рассматриваемыми финансовыми коэффициентами существует определенная взаимосвязь:
Рентабельность средств
или их источников = Рентабельность
продаж * Оборачиваемость средств или
их источников
Эта формула показывает, что прибыльность средств предприятия или их источников обусловлена как ценообразовательной политикой предприятия и уровнем затрат на производство реализованной продукции (они комплексно отражаются в показателе рентабельности продаж), так и деловой активностью предприятия, измеряемой оборачиваемостью средств или их источников [11,с.248].
Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия обеспечить кредиторов, заемщиков и акционеров наличными денежными средствами в связи с использованием имеющегося у него производственного потенциала.
Многообразие показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью
детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.
1.3 Детализация
обобщающих показателей
Показатели рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности любой компании.
Показатели рентабельности.
Название коэффициента |
Формула для расчета |
Чистая прибыль |
нераспределенная прибыль+ |
Коэффициент рентабельности основной деятельности (рентабельность) |
Прибыль от реализации / (себестоимость+коммерч. и управленч. расходы) |
Коэффициент рентабельности продаж (продукции) |
Прибыль от реализации /Выручка от реализации |
Коэффициент рентабельности всего капитала предприятия |
Прибыль от реализации/Итог баланса |
Коэффициент рентабельности собственного капитала |
Чистая прибыль/Источники собственных средств |
Коэффициент рентабельности активов |
Чистая прибыль/Баланс |