Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 11:54, курсовая работа
Целью работы является оценка задолженности предприятия и поиск эффективных путей ее сокращения.
Исходя из поставленной цели, в выпускной квалификационной работе решаются следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы управления дебиторской и кредиторской задолженностью;
произвести оценку дебиторской и кредиторской задолженности предприятия;
разработать рекомендации по минимизации дебиторской и кредиторской задолженности.
Анализ
показателей оборачиваемости
Оборачиваемость кредиторской задолженности предприятия за рассматриваемый период наоборот замедляется на один оборот, в результате чего увеличивается срок ее погашения на 9 дней.
Все это говорит о снижении эффективности работы кредитной политики ОАО «Дальрыба».
Далее
в таблице 2.5 представлены в порядке
убывания крупнейшие предприятия-дебиторы
ОАО «Дальрыба».
Таблица
2.5 - Крупнейшие дебиторы ОАО «Дальрыба»
№ п.п. | Наименование дебитора | Сумма,тыс.руб. |
1 | ООО «БАРС» | 12360,21 |
Продолжение таблицы 2.5
2 | ООО «Нива-К» | 8978,35 |
3 | ЗАО «АТАРДО» | 5108,0 |
4 | ООО «Актив» | 3664,5 |
Чтобы
иметь более реальную оценку средств,
которые в перспективе сможет
получить предприятие от дебиторов,
нужно оценить вероятность
Одним из способов управления дебиторской задолженностью является уменьшение размеров дебиторской задолженности, из аналитической части работы видно, что при общем объеме дебиторской задолженности на начало отчетного периода в размере 185502 тыс. руб., основной удельный вес составляет задолженность покупателей 86 % или 159974 тыс. руб.
В условиях нестабильной экономической ситуации доминирующей формой расчетов является предоплата, которую предлагается использовать на предприятии как одну из основных форм расчета за поставленную продукцию.
Управление дебиторской задолженностью на предприятии необходимо, в первую очередь, осуществлять в разрезе контроля за оборачиваемостью средств в расчетах. Ускорение оборачиваемости в динамике рассматривается как положительная тенденция.
Особое внимание следует уделить отбору потенциальных покупателей и определению условий оплаты товаров, предусматриваемых в контракте.
Оплата товаров постоянным клиентам обычно производится с отсрочкой платежа, причем условия кредитования зависят от множества факторов.
Вырабатывая политику предоставления кредита, предприятие должно определиться по следующим ключевым вопросам.
l. Срок предоставления кредита. Чаше всего применяются стандартизированные по условиям оплаты, в том числе по продолжительности кредитования, договоры, тем не менее, возможны и отклонения от данной политики. Определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности учет влияния инфляции).
2. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции и определяя в нем условия оплаты, предприятие должно придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; однако, в зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты и другие могут меняться.
3. Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности и полной неспособности рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.
4. Система сбора платежей. Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку:
а) процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты,
б) критериальных значений показателей, свидетельствующих о существовании нарушений,
в) системы наказания недобросовестных контрагентов.
5. Система предоставляемых скидок. Больший эффект имеют методы поощрения, к которым в данном случае относится предоставление покупателям скидки с отпускной цены.
В экономически развитых странах одной из наиболее распространенных является схема типа «d/k чисто n» (d/k net n), означающая, что:
а) покупатель получает скидку в размере d% в случае оплаты полученного товара в течение k дней с начала периода кредитования (например, с момента получения или отгрузки товара);
б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с (k + 1)-го по n-й день кредитного периода (отсюда, кстати, видна смысловая нагрузка термина net - к концу срока кредитования покупатель обязан «расчистить» свои обязательства перед поставщиком);
в) в случае неуплаты в течение n дней покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьироваться в зависимости от момента оплаты.
Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой иммобилизацию денежных средств.
Финансовый менеджер может варьировать любым параметром в данной схеме, однако наиболее существенным является величина скидки. Она может устанавливаться различными способами, в том числе с использованием некоторых формализованных алгоритмов, учитывающих влияние инфляции и сокращение расходов на подержание источников финансирования дебиторской задолженности.
Поэтому с учетом выше приведенных теоретических аспектов, касающихся вопроса предоставления скидок и с учетом проделанных расчетов, считаю необходимым обратить особое внимание на возможность предоставления скидок покупателям.
Для
активизации выплаты
Предположим, что нашим предложением воспользуется 40% покупателей, средний срок оборота дебиторской задолженности в 2010 г. составил 98,6 дней, выручка от продаж 562866 тыс.руб. Уровень рентабельности продаж в 2010 г. 7,5 %, скидка предоставляется при условии оплаты в течении 5 дней со дня продажи.
Рассчитаем полученный эффект:
Средний
остаток дебиторской
(0,4 * 562866) /(360 / 98,6) = 61683,95.
Средний остаток дебиторской задолженности после внедрения скидок
(0,4 * 562866) / (360 / 5) = 3127,03 тыс. руб.
Снижение дебиторской задолженности
61683,95 – 3127,03 = 58556,92 тыс. руб.
Дополнительная прибыль
58556,92 * 0,075 = 4391,77 тыс. руб.
Так как в данной ситуации вопрос ускорения оборачиваемости оборотных средств, стоит на первом месте, то нужно рассчитать при каком уровне скидки мы добьемся интереса покупателей и не получим убытка от предоставления скидок.
Размер скидки
(X *0,4 * 562866) = 4391,77 тыс. руб.
Х = 4391,77 / (0,4 * 562866) = 0,02 или 2%
Для расчета эффекта от предложенного мероприятия необходимо рассчитать основные показатели, характеризующие уровень управления дебиторской задолженностью.
Существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью:
4. целесообразно также формирование информационной базы, сгруппировав покупателей по уровню кредитоспособности. Для ее разработки можно использовать информацию по исполнению платежей, данные об участии фирмы в официальных мероприятиях, судебных разбирательствах, арбитраже, а также иные сведения, характеризующие контрагентов; общую информацию – структура фирмы, ее история, биографические данные руководителей, список банков, ведущих дела с компанией отзыв о компании, публикуемый в прессе.
На
основе всей этой информации необходимо
принять решение о возможности
кредита. Для этого стоит
6.
проведение менее либеральной политики
инкассации (усиление давления на дебиторов,
задерживающих внесение оплаты счетов).
Необходимо использование «Календаря
инкассации дебиторской задолженности»
- платежи включаются в календарь в суммах
и сроках, предусмотренных соответствующими
контрактами с контрагентами. Он обеспечивает
ежедневное управление поступлением денежных
средств.
Рисунок
2.5 - «Дерево решений» по предоставлению
кредита или об отказе от него
7. сформировать резерв на покрытие прогнозируемых безнадежных долгов;
8. установить вознаграждения персонала по работе с дебиторской задолженностью в зависимости от эффективности мер по продажам и получению платежей;
Все перечисленные выше мероприятия значительно улучшат состояние дебиторской и кредиторской задолженности на ОАО «Дальрыба».
Заключение
Оценка дебиторской и кредиторской задолженности является дискуссионной проблемой, как для российской, так и для международной практики. Вряд ли можно признать объективным используемый в настоящее время в России подход к оценке дебиторской и кредиторской задолженности по стоимости на момент ее возникновения. В условиях инфляции данная концепция, несомненно, требует пересмотра. Кроме того, необходимо отметить, что перед оценкой задолженности предприятия требуется анализ дебиторской и кредиторской задолженности с последующим разделением ее на безнадежную (она не войдет в экономический баланс) и ту, которую предприятие еще надеется получить (войдет в экономический баланс).
Нами было исследовано предприятие ОАО «Дальрыба». Анализ дебиторской и кредиторской задолженности предприятия показал, что дебиторская задолженность значительно снизилась, а именно на 17 %. В данном случае можно сказать, что это положительная тенденция, т.к. получение платежей от должников является значимым источником поступления средств на предприятие. Кредиторская задолженность предприятия увеличилась на 62 %, что является отрицательной динамикой.
Информация о работе Анализ дебиторской и кредиторской задолженности