Зоны высоких технологий в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 06:13, курсовая работа

Описание работы

Китайцы оперативно реагируют на общие изменения ситуации в мире, проявляя при этом особый интерес к высоким технологиям.
Первые преференционные зоны, которые специализируются на развитии наукоемких производств (технополис в Пекине и Шанхае), начали создаваться с конца 80-х годов. На основе накопленного опыта Госсовет КНР в марте 1991 года утвердил план развития 27 зон высоких технологий, находящихся в разных регионах страны. Целью их создания является коммерциализация национальных научно-технических достижений, развитие передовых отраслей, привлечение иностранного капитала в экспериментальное мелкосерийное производство, в разработку новых технологий и материалов.
В первой половине 2000 года в Китае насчитывалось уже 53 ЗРВТ государственного подчинения, которые охватывали города Пекин, Охань, Шеньян, Нанцзин, Гуанчжоу, Чунцин, Сиань, Шанхай и Шеньчжень. Пять ЗРВТ (в Пекине, Сучжоу, Хефее, Сиане и Янтае) были определены парками развития науки и технологий Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Кроме зон государственного подчинения в Китае создано ряд зон местного (провинциального) уровня.

Работа содержит 1 файл

Зоны высоких технологий в китае.doc

— 430.00 Кб (Скачать)

Направления экспорта

 
        В качестве первой мишени для экспорта ПО китайцы наметили Японию, одного из крупнейших в мире потребителей программ. И буквально в течение  нескольких лет они создали относительно конкурентоспособную систему аутсорсингового программирования для японцев. В настоящее время уже наблюдается конкуренция региональных китайских парков ПО за японские заказы. Наиболее сильно конкурируют между собой Пекин, Шанхай и Далянь. В Даляньском парке ПО уже около 160 предприятий, треть из них создана при поддержке японского капитала. В парке работает более 6000 программистов, плюс 3000 человек занимаются информационными услугами. Далянь копирует опыт и систему индийского Бангалора, считая своим преимуществом развитую базу подготовки ИТ-специалистов со знанием японского и английского языков, географическую близость к Японии и хорошее транспортное сообщение с ее городами. Даляньский парк ПО планирует ежегодно готовить до 10 тыс. специалистов для работы с Японией, что, как полагают китайцы, должно привлечь сюда всемирно известные корпорации IBM, GE, HP, а также привести к росту заказов непосредственно из Японии и от японских компаний, работающих в Китае. Для усиления воздействия на рынок Страны восходящего солнца китайцы активно создают специализированные исследовательские организации по изучению японского рынка ПО, открывают там свои представительства и филиалы, устанавливают отношения стратегического партнерства с Microsoft, Sun Microsystems и другими компаниями.  
        Предоставляя компаниям из развитых стран доступ на свой рынок, Китай стремится извлечь как можно больше выгоды за счет приобретения самых современных технологий. Однако количество иностранных заявок на патентование изобретений в области компьютерных технологий в Китае остается очень высоким: 80—90%. Это, по мнению китайцев, мешает им свободно использовать ключевые технологии транснациональных корпораций в трансграничной производственно-технологической цепочке, а значит, и развивать собственные технические инновации. Например, NEC имеет совместные предприятия в Китае и Малайзии. Герметизацию корпусов чипов, выпускаемых в Китае, компания осуществляет в Малайзии, а чипы, изготавливаемые в Малайзии, везет на герметизацию в Китай. Таким образом она не дает китайской стороне возможности овладеть ключевой технологией и создать на своей территории законченное технологическое производство.  
        Но Китай не желает мириться с подобным положением. Он пытается объединить технически развитые Японию и Корею, проявляющие интерес к китайскому рынку, для создания собственной азиатской системы стандартов и научно-технических инноваций в противовес Европе и Америке. Так, в начале 2004 г. эти три страны подписали Соглашение о сотрудничестве в области разработки и продвижения программ с открытыми исходными кодами (OSS). Сильно заинтересован Китай и в либерализации исходных кодов, прежде всего для разработки и прикладного использования Linux. Это сотрудничество координируется тремя рабочими группами: по стандартизации и сертификации; по технической разработке и оценке; по подготовке кадров. Страна не скрывает своей нацеленности на дезинтеграцию международных монополий и уменьшение препятствий к созданию независимой системы стандартов. Однако в том, что касается стандартизации Linux6, японские и корейские партнеры пока не во всем согласны с предложениями Китая.

Всё не так плохо

 
        Некоторые результаты в сфере высоких  технологий у Китая уже есть. Например, разработаны госстандарты на цифровые фотоаппараты, что будет спасительной соломинкой для китайских отечественных производителей цифровой фототехники, в основном начального и среднего уровня. Для ее изготовления приходится импортировать отдельные комплектующие из Японии, уплачивая роялти (лицензионное вознаграждение). Чтобы уменьшить эти затраты или вовсе обойти их, китайские предприниматели используют способы ОЕМ- или ОDМ-производства, работая с тайваньскими компаниями по принципу и под вывеской совместных или кооперационных предприятий7.  
        Невзирая на отсталость в сфере разработки ПО, власти КНР в лице Министерства науки и техники, Министерства информатизации и Министерства коммерции в 2003 г. подготовили совместный проект организации экспорта китайского ПО в Европу и Америку8. В целях его реализации правительство КНР консолидирует внутренние ресурсы для создания ПО для этих континентов на условиях аутсорсинга. Как образно говорят сами китайцы, правительство формирует “сборную страны... для погони за европейским и американским оленями”. Двадцать девять лучших китайских предприятий-разработчиков из десяти парков ПО включены в эту команду. Причем ее состав был определен комиссией, в которую входили специалисты в области аутсорсингового программирования и топ-менеджеры 12 транснациональных компаний (в том числе Microsoft, IBM, HP, Motorola). Основными экспериментальными площадками проекта стали Пекинская база разработки ПО и Ханчжоуский парк создания нового высокотехнологичного ПО. Помимо основного был определен второй состав из 18 компаний — производителей ПО и девяти резервных экспериментальных баз, которые, достигнув определенного уровня развития, могут перейти в основную команду. Отдельно были определены еще три компании, чьей задачей будет не выполнение зарубежных заказов, а создание “коробочного” китайского ПО с целью экспорта. Имена этих трех компаний пока не афишируются, чтобы они имели возможность “хорошо проявить себя в конкурентной борьбе”. В ходе эксперимента на выбранных игроков кроме поддержки со стороны местных администраций будут распространяться соответствующие льготы, предусмотренные государственной политикой поддержки экспорта ПО.  
        Китайское правительство настаивает, чтобы предприятия получали сертификацию уровней СММ 3 — СММ 5; учит, что особое внимание следует обращать на качество и своевременность выполнения заказа и на американском рынке не делать акцент на дешевизну рабочей силы. Китайские власти также призывают отечественных разработчиков ПО соблюдать культуру сотрудничества с заказчиками и строить длительные отношения с ними. Они объясняют, что подрядчик становится важной частью транснациональной корпоративной культуры и поэтому не следует гнаться за быстрой выгодой (чем страдают китайские исполнители), так как работа по проекту может длиться не один год.  
        Для выхода на рынки США и Европы китайцы активно создают представительства, филиалы, компании со 100%-ным китайским капиталом на территории страны заказчика (чему способствует наличие китайской диаспоры). Уделяется большое внимание трудоустройству китайских граждан в иностранные ИТ-компании, а также установлению отношений стратегического партнерства с известными мировыми потребителями ПО.

Экспорту ПО — государственная  поддержка

 
        В заключение статьи несколько слов надо сказать о мерах государственной поддержки и регулирования экспорта программной продукции в Китае.  
        Основные документы, касающиеся указанных вопросов, это: “Уведомление о некоторых вопросах экспорта программной продукции”9 и “Положение о регулировании экспорта ПО и ведении статистики”10.  
        Стоит отметить главные положения этих документов. Так, в них предусматривается, что в целях освоения международного рынка и увеличения экспорта ПО китайские компании-разработчики могут обращаться в правительственные органы, курирующие вопросы внешней торговли, с просьбой о финансовой поддержке, предусмотренной для предприятий малого и среднего бизнеса. Это могут делать любые производители ПО, которым необходимо пройти сертификацию по государственным и международным стандартам (в том числе ISO 9000 и СММ). Предприятию оплачиваются расходы, связанные с данной сертификацией11.  
        В этих положениях оговаривается возможность использования двух способов и соответственно двух режимов транспортировки (передачи) за пределы страны программной продукции, разработанной на основании договора с зарубежным заказчиком: физического вывоза через таможню или отправки через компьютерную сеть. В них четко прописаны все стадии оформления контрактов и последующего возмещения НДС за экспорт продукции.

 

 

http://www.cci.by/Ru/BusinesInfo/Info/ChinaRegions.html

Открытые регионы  Китая


 

 

Основным стержнем экономических реформ Китая является политика открытости, которая проводится с целью динамичного привлечения  в экономику иностранного капитала в форме прямых инвестиций, организации совместных предприятий и дополнительно - через специальные свободные экономические зоны. Эти экономические структуры, созданные в приморских регионах еще в конце 70-х годов прошлого столетия, стремительно развиваясь, сегодня оказывают влияние на экономику всего Китая, всех его регионов.  
    Согласно разработанной Дэн Сяопином, “архитектором” китайских экономических реформ, концепции многоступенчатой открытости, становление СЭЗ проходило в несколько этапов. На первоначальном этапе было создано четыре специальные экономические зоны: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь.  
    Первая СЭЗ организована в 1979 году в деревушке Шэньчжэнь, на берегу залива Дапэн близ города Сянган (сегодня занимаемая СЭЗ площадь составляет 327,5 км.2).1 Первыми инвесторами были компании из Гонконга, Тайваня, Южной Кореи и Японии.  
    Уже через 10 лет после образования свободная зона “Шэньчжэнь” превратилась в динамично развивающийся современный город с населением в два миллиона человек. Сейчас здесь проживает более четырех млн. человек. Первоначально экономика СЭЗ ориентировалась на привлечение инвестиций в предприятия по переработке сырья и материалов по заказам зарубежных фирм, что обеспечивало быстрый оборот денежных средств. Это привело к тому, что с 1980 по 1990 гг. промышленное производство в “Шэньчжэне” выросло в 200 раз. 
    В начале 90-х годов прошлого столетия Администрация “Шэньчжэня” взяла курс на внедрение в производство новейших технологических процессов и продуктов высоких технологий. Благодаря этому среднегодовой темп роста производства с использованием последних научно-технических достижений составляет сегодня более 55 %.1,2  
    Основными сферами производственной деятельности СЭЗ являются электроника и информатика. На них приходится более 90 процентов валового объема производства всех отраслей. В СЭЗ производится более одной тысячи наименований изделий машиностроения, нефтехимии, легкой промышленности и других отраслей. Быстрыми темпами развивается биотехника, машиностроение с применением электронных устройств, лазерная техника.1,2 
    В 1990 году иностранный капитал “принимал участие” в деятельности более трех тысяч предприятий практически всех отраслей народного хозяйства. В 1999 году насчитывалось уже 13 тысяч предприятий с участием иностранных инвестиций из 60 стран мира, капиталовложения которых превысили 10 млрд. долларов. 
    Богатая инфраструктура: железнодорожный узел, восемь портов, международный аэропорт, обширная банковско-финансовая сеть (1168 финансовых организаций), центры оказания услуг зарубежным инвесторам и содействия инвестициям, развитая туристско-курортная сеть и широкие возможности (более низкая, чем в целом по Китаю, ставка налогообложения прибыли, равная 15%, отсутствие лицензирования и налогов на экспорт продукции, свободный валютный режим) способствуют постоянному привлечению в регион новых инвестиций.1 
    В 2002 году внешнеторговый оборот СЭЗ “Шэньчжэнь” составил 84,42 млрд. долларов США, увеличившись на 27,1% по сравнению с 2001 годом.12 
    Следующим шагом Правительства Китая стало присвоение ряду городов статуса “открытых” с наделением соответствующими льготами.  
    Принятое в 1984 году решение об “открытии” 14 городов – портов на побережье Желтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей с 20 млн. населением - придало дополнительный импульс развитию приморских районов страны и повлияло на экономическое развитие всего региона. К этим городам (с юга на север) относятся: Бэйхай, Чжаньцзян, Гуанчжоу, Фучжоу, Вэньчжоу, Нинбо, Шанхай, Наньтун, Ляньюньган, Циндао, Яньтай, Далянь (бывший порт Дальний), Тяньцзинь, Циньхуандао. 
    Необходимо учитывать, что четырнадцать городов, открытых мировому рынку и получивших право на свободное сотрудничество, а также интернационализацию производства, не относились к бедствующим районам. Их доля в промышленном производстве Китая составляла 23%, в экспорте страны - 40%. 
    Создание СЭЗ в индустриально развитых районах усилило их влияние на экономику региона и всего Китая. На территории этих экономических структур в настоящее время размещаются технопарки, где разрабатываются новейшие технологии с привлечением иностранного капитала, функционирует производство, ориентированное на экспорт, активно работают торговые предприятия. 
    В отличие от специальных экономических зон комплексного назначения, имеющих собственную нормативную базу и территориальные границы, “открытые” порты функционируют в общей системе производственных и административных связей страны. Однако им предоставлены значительные свободы в проведении экономической политики. В частности, они имеют право самостоятельно утверждать проекты совместных предприятий с участием иностранного капитала в размере от 5 до 30 млн. долларов США. “Открытые” города-порты обеспечивают 2/5 экспорта и почти 100% грузооборота всех морских портов.1 
    Например, в Тяньцзине, на месте бывшей пустоши, на площади 35 км. кв. сегодня функционирует зона технико-экономического освоения, на территории которой получили развитие металлургическая, машиностроительная, химическая, электроэнергетическая, текстильная, бумажная, а также пищевая промышленность. Основными инвесторами являются компании Южной Кореи, США и Японии.2 
    На 01.01.2002 г. (за 17 лет функционирования) эта СЭЗ привлекла фактический иностранный капитал в размере 8 млрд. долларов США (объем заявленных инвестиций составил более 15 млрд.долларов США). В СЭЗ реализуется 234 проекта с размером инвестиций свыше 10 млн. долларов США каждый, 11 проектов с суммарными инвестициями, превышающими 100 млн. долларов США.12 
    За 2002 год фактические инвестиции зарубежных предпринимателей в зону экономического развития г.Тяньцзиня составили 2,41 млрд. долларов США.12  
    В открытом городе Циндао, расположенном на берегу Желтого моря, доход от международного туризма ежегодно составляет более 100 млн. долларов США. Успешно функционируют 76 отелей, 10 международных и 104 местных туристических агентства, 1538 банковских учреждений и их филиалов с участием иностранного и китайского капиталов. 
На территории зоны экономического и технологического развития Циндао расположены предприятия химической промышленности, зона свободной торговли и промышленный парк высоких технологий (фактическое использование здесь иностранного капитала – более 700 млн. долларов США). Циндао является современным портом, международным торговым центром, базой химической промышленности, курортом, местом международного и национального туризма и отдыха. Вокруг города, вдоль автострад, располагается 55 промышленных парков с иностранным капиталом более 1 млрд. долларов США. Здесь открыто 38 внутренних авиалиний и 7 международных и региональных авиалиний, связывающих город-порт с Японией, Южной Кореей, Сингапуром. 
    В 1988 году создана специальная зона комплексного назначения – остров Хайнань (площадь 34 тыс.км.2) в Южно-Китайском море, выделенный в самостоятельную провинцию. В отличие от индустриально развитых 14 городов, он являлся одним из наиболее отсталых районов Китая. Для привлечения в новую СЭЗ капитала Правительство КНР разработало и предоставило инвесторам широкий спектр скидок.1 Благодаря этому доход крупнейшей СЭЗ Китая в 2001 году от одной только туристической отрасли, сумевшей привлечь 11,25 млн. туристов, составил более 723 млн. долларов США.12   
    На следующем этапе проведения экономических реформ, начавшемся в 1990 году, создана зона развития - “Пудун”, являющаяся частью Шанхая. В ее составе действуют: зона свободной торговли, районы промышленной, научной, финансово-торговой специализации. 
    Данные официальной статистики показывают, что по состоянию на 01.11.2002 Муниципалитет Шанхая (финансового и экономического центра Китая), используя “Пудун” в качестве инструмента привлечения инвестиций, подписал контракты под реализацию 27352 проектов с участием зарубежного капитала в размере 61,905 млрд. долларов США. В 2002 году Шанхай получил 17,4 млрд. долларов США в виде налогов. В том числе налог на доходы корпораций, функционирующих в Шанхае, составил 2,19 млрд.долларов США. Из всех 1113 видов коммерческой деятельности с участием иностранного капитала, представленных в Шанхае, 636 направлено на обслуживание торговой деятельности по всему миру.12  
    В настоящее время различные типы СЭЗ функционируют практически на всей территории Китая.  
    Крупнейшие зоны беспошлинной торговли созданы на восточном побережье в районах Гуанчжоу, Тяньцзинь, Далянь и др. 
    В Китае функционирует также 25 экспортно-ориентированных производственных зон.12 
С целью преодоления технической отсталости внутренних районов страны всемерно развивались зоны высоких технологий, число которых в настоящее время в два раза больше, чем в Японии.1   
    Первый технопарк в Китае – Пекинская экспериментальная зона развития новых и высоких технологий - создан в 1988 году. На его территории в 100 км2 функционируют десятки учебных заведений (в том числе Пекинский государственный университет), 130 научно-исследовательских институтов и лабораторий, в которых занято более ста тысяч специалистов.1   
    Второй по величине технопарк Китая –“Наньху”. Он расположен в городе Шеньяне на территории в 22 км2. Там находится 12 вузов, 30 научно-исследовательских институтов, 220 предприятий высокой технологии, в том числе 30 компаний с участием иностранного капитала в размере более 6 млрд. долларов США. 
    В Китае технопарки функционируют по всей стране, включая города центральных и северо-восточных провинций, такие как Харбин, Чанчунь, Шаньян, Сиань, Ланьчжоу, Ченду и др. В 1999 году в Китае успешно работали 53 государственные зоны освоения высоких технологий.1 
    Планомерным шагом расширения деятельности СЭЗ явилось создание особых административных районов - Аомэнь (Макао) и Сянган (Гонконг) - после их возвращения под юрисдикцию Китая. 
    Сянган (Гонконг). В 1997 году Китай восстановил над Гонконгом свой суверенитет. Дэн Сяопин так обрисовал политику в отношении Гонконга: “Существующие в Гонконге политические и экономические системы, даже большинство действующих там законов останутся неизменными. В Гонконге сохранится капитализм”.  
    Оставить в Гонконге капитализм решено на 50 лет. Это связано с тем, что за этот период Китаю должно объективно хватить времени для “превращения в действительно развитую страну или приближения к этому статусу”. 
    Сянган, как теперь именуется Гонконг, на сегодняшний день остается основным инвестором в экономику континентального Китая, третьим по значимости торговым партнером после Японии и США. Товарооборот между Сянганом и остальным Китаем – более 40 млрд. долларов США. На его долю приходится третья часть экспорта США в КНР. 
    Иностранные фирмы, находящиеся в Сянгане, беспошлинно поставляют оборудование и материалы своим филиалам на территории материкового Китая. Готовые изделия беспошлинно ввозятся обратно с целью реэкспорта. 
    Сянган остается четвертым, по значимости, в мире банковским центром, восьмым субъектом торговли и экономики, занимает шестое место по доле валового внутреннего продукта на душу населения. Если суммировать золотовалютные резервы КНР, Сянгана и Тайваня (344 млрд. долларов США), то Китай займет первое место в мире. 4 
    На территории специального административного района Сянган проживает 0,5% общего населения Китая. При этом на него приходится 25% производимых в КНР товаров и услуг. 
    Аомэнь (Макао). В 1999 году Аомэнь возвращен Китаю. На его территории проживает 450 тыс. человек. В течение 50 лет там также будет сохраняться сложившаяся экономическая и политическая система.4,7   
    Исторически Аомэнь был одним из первых в Китае внешнеторговых портов. Являясь международным свободным портом и независимой налоговой зоной, Аомэнь сохраняет низкие таможенные тарифы и придерживается принципов свободной торговли. Администрация Аомэня заключила примерно с 30 странами и районами соглашения о безвизовом режиме, со 130 странами и районами поддерживает устойчивые торгово-экономические связи. Аомэнь - официальный член более 20 международных организаций, в том числе ВТО, Международной туристической организации.8   
    В настоящее время основными отраслями Аомэня являются строительство недвижимости, переработка товаров на экспорт, банковско-страховое дело, туристическо-игорный бизнес8.  
Экономика Аомэня относится к островной экономике открытого типа и малого масштаба (предприятия с численностью персонала <100 чел. - 93,41%, <15 чел. - 60%, >200 чел. - 1,62%). Она сильно зависит от мирового рынка товаров и услуг (90% туристов – иностранцы, 95% продукции перерабатывающей промышленности идет на экспорт).8   
    Основным торговым партнером Аомэня является Сянган. Интересным является факт, что почти все ввозимое сырье, оборудование, готовая продукция и экспортируемые Аомэнем товары проходят через Сянганский порт; около 20% экспорта Аомэня направляется в Сянган, он является третьим после Европы и Америки крупным рынком сбыта продукции Аомэня. 
    Сянган - главный поставщик в Аомэнь денежных средств, оборудования, технологии и информации для нужд перерабатывающей промышленности. В валовом объеме инвестиций в промышленности Аомэня около 60% принадлежит бизнесменам Сянгана.  
    На протяжении нескольких столетий Аомэнь для Китая - “связующее звено” в его внешнеэкономических связях. Это, в свою очередь, явилось стимулом и предоставило шансы и возможности развитию экономики самого Аомэньского региона. С другой стороны, внутренние районы Китая являются главными поставщиками сырьевых материалов, рабочей силы и нехлебных продуктов сельского хозяйства, а также важным источником квалифицированных кадров, рабочего персонала и техники для экономики Аомэня. 
    Экономический статус и благоприятное географическое положение Аомэня способствуют постоянному привлечению инвестиций в регион. 
    За 7 месяцев 2002г. иностранные инвесторы вложили в ОАР Аомэнь 137,5 млн. долларов США. Большинство инвестиций приходится на недвижимость и гостиничный бизнес. Недавно были зарегистрированы оффшорные компании, главным образом из Сянгана и США, планирующие инвестировать в Аомэнь более 140 млн. долларов США. В августе 2002 года в Аомэне был открыт центр поддержки бизнеса, деятельность которого направлена на оказание иностранным инвесторам услуг по регистрации предприятий и расширению бизнеса в регионе.12 
    В 2002 году Аомэнь инвестировал 274 млн. долларов США в соседнюю провинцию Гуандун.12 
    В соответствии со стратегией открытости внешнему миру китайское правительство в начале 90-х годов прошлого столетия разработало и утвердило план создания семи крупных экономических регионов, преследуя цель - сократить разрыв в экономическом состоянии отдельных районов и придать хозяйственному развитию большую слаженность и скоординированность. 
    Ключевая роль в реализации этой стратегии вновь отведена свободным зонам как экономическим структурам, которые, осваивая современные технологии, способствуют развитию регионов. 
    В настоящее время выделяются следующие экономические регионы: Дельта реки Янцзы и прилегающие районы, Регион Бохайского залива, Юго-Восточный регион, Регион Юго-Западного Китая и частично Южного Китая, Северо-Восточный регион, Регион пяти провинций Центрального Китая и Северо-Западный регион.6 
    Выделение больших самостоятельных регионов способствует освоению внешних рынков, расширению регионального рыночного пространства и усилению межрегиональных хозяйственных связей. При этом разграничении учитывались закономерности рыночной экономики, существующая специализация регионов и особенности природных условий. 
    Тайвань. К концу 1999 года объем непрямой торговли между Тайванем и материковым Китаем составил более 160 млрд. долларов США, объем фактических инвестиций тайваньских предпринимателей – свыше 24 млрд. долларов США.
    
За первое полугодие 2002 г. тайваньские компании инвестировали в Китай 1,9 млрд. долларов США. Общие инвестиции в КНР по состоянию на сентябрь 2002 г. составили 100 млрд. долларов США.12 
В первой половине 2002 года тайваньские компании подписали с материком ряд контрактов с объемом заявленных инвестиций 4,4 млрд. долларов США (рост 31% по сравнению с аналогичным периодом 2001 г.). Торговля между двумя сторонами за 1-е полугодие 2002 года также возросла на 31% и составила 19,6 млрд. долларов США.12 
    Большинство инвестиций тайваньских бизнесменов приходится на г.Шанхай, а также восточные провинции Цзянсу и Чжэцзян.12 
    Дэн Сяопин заявлял, что хотя Китай не принимает капитализма западного типа, тем не менее должен быть широко открыт всему миру, чтобы заимствовать передовые методы управления, лучшие достижения науки и технологии, а также привлекать иностранный капитал всех стран мира, и в первую очередь – экономически развитых. Все, что способствует в Китае развитию производительных сил, повышению совокупной мощи государства и жизненного уровня народа должно найти свое воплощение в практике. В этом заключается суть его крылатых слов: “Неважно, черная или белая кошка, главное, чтобы она ловила мышей!”2
    Покинувший в ноябре 2002 года свой пост Председатель КНР Цзян Цзэминь в речи на торжественном собрании, посвященном 20-летию со дня создания Шэньчжэньской особой экономической зоны, отметил: “Особые экономические зоны как испытательные полигоны сыграли большую роль в историческом процессе перехода от плановой в прошлом экономики к социалистической рыночной экономике. В качестве контактных окон и баз они сыграли немалую роль в историческом процессе расширения открытости внешнему миру. Выступили примером, центром притяжения в историческом процессе совместного развития всех районов страны”.9 
    Сегодня новым лидером Китая Ху Цзиньтао проводится политика “тройного представительства”. Она “открыла двери главенствующей партии Китая для бизнесменов и предпринимателей”, что послужит очередным мощным импульсом развития экономики страны10
    Общая открытость экономики и СЭЗ способствуют постоянному поступлению в Китай иностранных инвестиций. 
    В 1998 году в стране зарегистрировано 91166 новых совместных предприятий с общим объемом инвестиций 28,9 млрд. долларов США.1В 1999 году учреждено свыше 15 тысяч новых предприятий с иностранными инвестициями, а на начало 2001 году общее количество функционирующих в Китае СП составило более 128 тысяч 5.  
    В декабре 2001 года КНР вступила в ВТО, что также послужило дополнительным импульсом развития страны через привлечение инвестиций. После недавнего снижения таможенных пошлин на изделия автомобилестроения и другие новые технологии в эту страну буквально “хлынул” целый ряд мировых корпораций. 
    Итоги исследования, проведенного в 2001 году американским журналом “Fortune”, показывают, что 92% транснациональных корпораций планеты открыли или планируют открыть свои штаб-квартиры в Китае. К примеру, японские компании “Мацусита электрик” и “Саньо электрик” ожидают роста своих продаж в Китае на 30% и 25% соответственно. Американская корпорация “Дженерал Моторс” планирует увеличить производство автомобилей в Китае в два раза, всем известная компания “Боинг” стремительно увеличивает объемы своих продаж.10 
    Благодаря открытости экономики Китая, Республика Беларусь успешно развивает торгово-экономические отношения с этой азиатской страной. Между правительствами обоих государств заключено более 50 соглашений и договоров, затрагивающих практически все сферы сотрудничества: Соглашение об избежании двойного налогообложения, Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций, Соглашение о сотрудничестве между Министерством экономики Республики Беларусь и Государственным Комитетом планирования и развития КНР и ряд других.11  
    Китай занимает первое место в товарообороте Беларуси со странами азиатского региона (в 2001 г. он составил 184,3 млн. долларов США, в том числе экспорт – 143 млн. долларов США.)11 
    Основные отрасли нашего сотрудничества - электроника, лазерная техника, биология, биохимия. В 1998 году разработана программа научно-технического сотрудничества. В 2000 году принята дополнительная программа, рассчитанная на три года, в которой определено 13 приоритетных направлений. А всего за десять лет совместной работы обе стороны рассмотрели около 470 проектов, 197 из них одобрены как представляющие взаимный интерес, многие уже выполнены11. В ближайшее время планируется в результате реализации многочисленных совместных проектов (их более 150) увеличить торговый оборот в 2 - 3 раза и достигнуть уровня 500 млн. долларов США, сохранив при этом сбалансированность двусторонних торговых отношений11
    В провинции Шаньдун функционирует созданный в конце 2000 года белорусско-китайский технополис по освоению новых и высоких технологий. Его главной задачей является активизация продвижения на китайский рынок белорусской продукции и технологий. Этому способствует и представление предприятий Беларуси на выставочно-ярмарочных и других мероприятиях, проводимых в Китае. Так, Беларусь приняла активное участие в неделе высоких технологий, проходившей в КНР весной 2002 года, и в Шанхайской международной промышленной ярмарке - в ноябре 2002 года. 
    В провинции Хубэй (г.Сяогань) успешно работает белорусско-китайское совместное предприятие “Санцзян-Волат”, созданное в 1998 году с участием Минского завода колесных тягачей (30% уставного фонда) и китайской группы компаний космической промышленности “Санцзян” (70% уставного фонда). Предприятие производит специальные колесные шасси повышенной проходимости, и собираемые на их основе автомобили для нефтяной, строительной и прочих отраслей активно используются при освоении обширных западных территорий Китая. Комплектация белорусской стороны в настоящее время составляет 25%. Производство пока загружено на 40%, в ближайших планах Минского завода колесных тягачей – организация сервисного обслуживания техники, увеличение сборки шасси разных модификаций до 250-300 единиц. Прибыль СП за 2001 год составила 788 тыс. долларов США.10,11 
    В 2002 году СП “Санцзян-Волат” вошло в число ста лучших предприятий с иностранными инвестициями провинции Хубэй. На сегодняшний день оно является крупнейшим из наших СП с общим уставным фондом 6,3 млн. долларов США. 10,11  
    В стадии проработки находятся вопросы организации в Китае сборочных производств минских заводов: автомобильного, тракторного, - а также других крупных белорусских промышленных предприятий.  
    Экономические результаты Китая, основой которых является “открытость” его регионов для инвестиций, впечатляют. В результате 20-летнего развития внутренний валовой продукт, по сравнению с 1980 годом, вырос в почти в 20 раз и составил один триллион долларов США, что в 120 раз больше показателя 1952 года.5 
    По состоянию на 2000 год на предприятиях с участием сянганского, аомэньского и тайваньского капитала работало три миллиона шестьдесят тысяч человек (в 1995 году – двести сорок одна тысяча человек), а на предприятиях с участием иностранного капитала - двадцать четыре миллиона сто сорок тысяч человек (в 1995 году – один миллион пятьсот шестьдесят тысяч человек). Зарегистрированный уровень безработицы составил 3,1%. 
    В 2000 году объем импорта и экспорта, по сравнению с 1999 годом, увеличился на 31,5% и составил 474,3 млрд. долларов США.5 В 2001 году по объему внешней торговли (509,8 млрд. долларов США) Китай вышел на пятое место в мире (против 32-го в 1978 году).12 
    Улучшилась структура экспорта за счет повышения в нем удельного веса продукции машиностроения, электронной промышленности, а также продукции высоких технологий.  
За истекшее пятилетие (1995-2000) возросли масштабы привлечения зарубежного капитала: свыше 289,4 млрд. долларов США, что на 79,6 процента превышает показатели восьмой пятилетки. В 2000 году прямые иностранные вложения в экономику страны составили 40,7 млрд. долларов США. 
    В 2001 году Китай приступил к реализации разработанных Госсоветом КНР “Основных положений десятого пятилетнего плана экономического и социального развития”.  
По данным Министерства внешней торговли и экономического сотрудничества КНР, фактические иностранные инвестиции в 2002 году составили 52,743 млрд. долларов США, увеличившись на 12,51% по сравнению с 2001 годом.12 
    За 2002 год было зарегистрировано 34171 предприятий с объемом иностранных инвестиций, оговоренных в контрактах, 82,77 млрд. долларов США, увеличившись на 30,72 и 19,62% соответственно по сравнению с 2001 годом.12 
    В настоящее время в Китае функционирует более 420 тысяч предприятий с участием зарубежного капитала с общим объемом заявленных инвестиций более 828 млрд. долларов США. Фактические иностранные инвестиции по состоянию на 01.01.2003г. в Китай составили 447,97 млрд. долларов США.12 
    По мнению китайских аналитиков, народное хозяйство Китая будет сохранять быстрые темпы развития, заметные результаты даст стратегическое урегулирование экономической структуры, значительно повысятся качество и эффективность экономического роста и в результате будет заложен надежный фундамент для того, чтобы в 2010 году удвоить ВВП по сравнению с 2000 годом, а к 2021 году – учетверить его.5,11

 

Использованные  источники:

  1. Друзик Я. С. Свободные экономические зоны в системе мирового хозяйства. - Минск: ФУАинформ, 2000. – C.132-161.
  2. Здравствуй, Китай! /Ред.- сост. М.Н.Шиманский– Минск: Белор.дом печати, 2001. - 399 с.
  3. Китай: факты и цифры. – Пекин: Издательство “Синьсин”, 1999. – 188 с.
  4. Китай: от Конфуция к Дэну / Ред. - сост. Е.Ростиков. – Минск: Белпринт, 2001. – 256 с.
  5. Китай: Факты и цифры: Издательство “Синьсин”, 2001. - компакт-диск.
  6. Материалы информационного офиса, бюро Государственного Совета Китайской Народной Республики, март 2000.
  7. Гэ Гуанчжи. Аомэнь – дивный самоцвет южно-китайского моря: Межконтинентальное издательство Китая, 1999. - 97 с.
  8. Сюй Яминь, Ци Пэнфэй. Аомэнь на пороге 21 века: Межконтинентальное издательство Китая, 1999. – С. 48-50.
  9. Творцы истории: Мао Цзэдун, Дэн Сяопин, Цзян Цзэминь: Статьи и выступления. – Минск: Палея-Мишин, 2001. - 351 с.
  10. Белорусская деловая газета. - 2002.
  11. Рэспублiка. – 1995-2002.
  12. http://www.ChinaChamber.com.

http://www.itogi.ru/Paper2005.nsf/Article/Itogi_2005_06_06_13_3403.html

Спальные районы Пекина неуловимо  похожи на город моего детства  Кокчетав. Те же замызганные серые  хрущобы с подслеповатыми оконцами, те же неопрятные дворики, упрятанные в пыльной зелени, и те же обрывки газет, разве только с иероглифами, которые злой пекинский ветер день и ночь гоняет туда-сюда. И тем разительнее контраст, когда из коммунистического "позавчера" внезапно попадаешь в китайское постиндустриальное "послезавтра". Суперавангардный хайтек офисов, украшенных логотипами транснациональных корпораций, элегантно постриженные изгороди, новенькие авто, густо припаркованные то тут, то там. Но главное - это люди. Совсем не те, каких можно увидеть в районе площади Тяньаньмэнь. Тут нет ни попрошаек, ни пролетариев, ни праздношатающихся. Молодые стильные яппи, с аккуратными офисными стрижками, каждый второй в очках в тонкой золотистой оправе, спешат по своим делам. Это значит, что вы попали в Китай ХХI века. А вернее, в его столицу - пекинский район Чжунгуаньцунь, в крупнейший в стране технопарк.  
 
Если быть точным, то сегодня в Пекине не один, а целых пять "электронных гетто". Кроме Чжунгуаньцуня, в столице Поднебесной работают парки Фэнтаюань, Чанпиньюань, зона технико-экономического освоения Ичжуан, а также Электронный комплекс на севере Пекина. Это бастион азиатской "силиконовой долины", денно и нощно работающий на удвоение китайского ВВП. Россия тоже намерена прорываться в постиндустриальное завтра. И наше правительство намерено строить технопарки. Но если для нас это пока что амбициозный проект, то для китайцев - рутина. Так что же такое "наукоград по-китайски"? Это "Итоги" и попытались выяснить, посетив технопарк Чжунгуаньцунь вместе с участниками семинара, проводившегося в рамках национальной премии "IT-лидер" под эгидой компании КРОК. 
 
Научно-технический парк Чжунгуаньцунь - это 400 квадратных километров, на которых сконцентрирована львиная доля интеллектуального потенциала Поднебесной. По сути дела это гигантский IT-консорциум, где производится все - от высококвалифицированных кадров до всевозможной электронной продукции. Судите сами: недалеко от парка располагаются около 40 ведущих вузов страны, в том числе Пекинский госуниверситет, более 200 всевозможных государственных НИИ и лабораторий, а также Государственная библиотека Китая.  
 
Дата рождения "китайского чуда" - 23 октября 1980 года. Именно тогда сотрудник Академии наук Китая Чэнь Чуньсянь открыл на улице Чжунгуаньцунь первое частное инновационное предприятие. Не прошло и года, как вокруг него словно грибы после дождя начали вырастать офисы высокотехнологичных компаний. К концу 1986 года в Чжунгуаньцуне базировалось уже порядка 100 подобных предприятий. И уже скоро в этом ранее неприметном районе Пекина, получившем в народе название Электронная улица, закипела совсем другая жизнь. 
 
Если попытаться "оцифровать" сегодняшний Чжунгуаньцунь, то получится следующая картина. На территории парка ныне работает более восьми тысяч компаний. Из них 1400 - иностранные. Сорок три фирмы, представленные тут, входят в ТОР-500 крупнейших компаний планеты. Двадцать три транснациональные корпорации открыли в районе Чжунгуаньцунь свои представительства, в их числе Microsoft, IBM, Motorola. На территории парка трудится 361 тысяча служащих. На каждые 74 сотрудника приходится один доктор наук, на каждые 15 человек - один магистр. И еще: на Чжунгуаньцуне работают 40 процентов всех китайских академиков. 
 
Уже в течение многих лет вклад технопарка в промышленный рост Пекина составляет более 60 процентов. В 2004 году доход от деятельности технопарка достиг 360 миллиардов юаней. Семьдесят процентов этой суммы дают IT-технологии (производство "железа", программного обеспечения, мобильных технологий и знаменитых на весь свет китайских микрочипов СQ). Остальные тридцать - биотехнологии и медицинские разработки. Вообще если говорить о деньгах, то Чжунгуаньцунь - это инвестиционный магнит. С его помощью китайское правительство привлекает в страну венчурный капитал со всего света. При этом функционирующие тут компании пользуются значительными налоговыми льготами, кредитами и дотациями. 
 
Самое примечательное место парка - это Инкубатор, комфортабельный офисный центр, в котором небольшие компании могут получить абсолютно бесплатно площади для ведения исследовательской и коммерческой деятельности. В действительности это тоже одна из форм господдержки китайского хайтека. 
 
В Чжунгуаньцуне сконцентрировано самое большое в Китае количество миллионеров. Несмотря на то что коммунистические власти настороженно относятся к богатым людям, для обитателей технопарка делается поблажка. Китайские власти совсем не против, если их сограждане будут обогащаться за счет инновационной деятельности. Почему? Для ответа на этот вопрос нужно просто посмотреть на динамику роста китайского ВВП. Прочие комментарии, по-моему, излишни...


Информация о работе Зоны высоких технологий в Китае