Зоны высоких технологий в Китае

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 06:13, курсовая работа

Описание работы

Китайцы оперативно реагируют на общие изменения ситуации в мире, проявляя при этом особый интерес к высоким технологиям.
Первые преференционные зоны, которые специализируются на развитии наукоемких производств (технополис в Пекине и Шанхае), начали создаваться с конца 80-х годов. На основе накопленного опыта Госсовет КНР в марте 1991 года утвердил план развития 27 зон высоких технологий, находящихся в разных регионах страны. Целью их создания является коммерциализация национальных научно-технических достижений, развитие передовых отраслей, привлечение иностранного капитала в экспериментальное мелкосерийное производство, в разработку новых технологий и материалов.
В первой половине 2000 года в Китае насчитывалось уже 53 ЗРВТ государственного подчинения, которые охватывали города Пекин, Охань, Шеньян, Нанцзин, Гуанчжоу, Чунцин, Сиань, Шанхай и Шеньчжень. Пять ЗРВТ (в Пекине, Сучжоу, Хефее, Сиане и Янтае) были определены парками развития науки и технологий Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Кроме зон государственного подчинения в Китае создано ряд зон местного (провинциального) уровня.

Работа содержит 1 файл

Зоны высоких технологий в китае.doc

— 430.00 Кб (Скачать)

В январе 1989 года консультативная  фирма “АДЛ” завершила работу над проектом “Университетские исследовательские  парки штата Нью-Йорк” по заказу Корпорации городского развития штата. В проекте были оценены показатели работы университетских исследовательских парков не только Нью-Йорка, но и других штатов и были сделаны соответствующие выводы. Исследованию подверглись пять процветающих парков: Исследовательский парк центральной Флориды, г. Орландо; Рэнселлеровский технологический парк, г. Трой, штат Нью-Йорк; Научный парк Нью-Хейвена, Коннектикут; Университетский научный центр в Филадельфии; Университетский исследовательский парк в Шарлоте, Северная Каролина. Был также изучен опыт деятельности Корнельского центра бизнеса и технологий и оценены возможности создания университетских парков в Бинхэмптоне, Буффало, Нассау-Саффолке, Рочестере и Сиракузах.

Во многих штатах, и особенно в  штате Нью-Йорк, власти профинансировали проекты создания исследовательских парков, в результате чего получили серьезные политические проблемы. В одном из штатов, где власти инвестировали в два или три исследовательских парка, расположенных в пригородах, возникли вопросы: “А как насчет городской территории? А как насчет сельской местности? А что делать с университетом, который не имеет исследовательского парка и ощущает, что его конкурентоспособность подорвана, потому что из бюджета штата профинансирован исследовательский парк соседнего университета?” Ни в одном из штатов просто-напросто нет рынка, потребности которого позволили бы поддерживать множество исследовательских парков.

С учетом полученных данных, фирма  “АДЛ” подготовила для властей  штата Нью-Йорк рекомендации относительно повышения эффективности финансирования и поддержки исследовательских парков и инкубаторов бизнеса. В рекомендациях указывается на ряд ключевых критериев успеха исследовательских парков, а именно, на хороший организационный менеджмент, правильный выбор места расположения парка и качественное планирование его физической инфраструктуры, маркетинг, финансирование.

Организационный менеджмент

Научный парк имеет шесть ключевых организационных элементов:

  • поддержка со стороны местных органов власти и управления;
  • правильно выбранная организационно-правовая форма;
  • небюрократический менеджмент;
  • преданная делу команда менеджеров;
  • хорошие отношения с университетом;
  • хорошие рабочие отношения с общественным сектором экономики.

Поддержка со стороны местных органов власти и управления

Все поддерживают новый исследовательский  парк до момента его торжественной  сдачи в эксплуатацию. После этого  о парке забывают. Эта серьезная  проблема касается и многих университетов, чьи руководители полагают, что научные  сотрудники и студенты создадут наукоемкие фирмы и автоматически разместят их в инкубаторе или исследовательском парке. Проблема отчасти вызвана тем, что некоторые университеты склонны считать, что могут организовать парк или инкубатор в одиночку. Когда же университет, наконец, понимает, что “один в поле не воин”, он поворачивается спиной к парку.

Организационно-правовая форма

Для успеха критически важно поставить  ясные цели проекта и выбрать  соответствующую этим целям организационно-правовую форму научного парка. Эта форма  не должна создавать проблем ни с правами интеллектуальной собственности, ни с расширением площадей инкубатора, ни с услугами коллективного пользования. С самого начала все юридические вопросы должны быть тщательно проработаны, иначе они быстро погубят проект.

Небюрократический менеджмент

Стиль менеджмента городских властей  обычно воспринимают как данный. Большинство  людей, пришедших к управлению парками  и инкубаторами, никогда ранее  не были менеджерами. А управление в  этом случае имеет особую специфику, отличающую его от менеджмента промышленных парков и инкубаторов нетехнологического бизнеса. Технологическая направленность деятельности инкубатора или исследовательского парка требует от менеджера множества знаний, способностей, нетрадиционных подходов к управлению.

Преданная делу команда менеджеров

Люди склонны ошибочно думать, что  проект автоматически достигнет  успеха и что все горят желанием активно работать. Таким образом, парк начнут рассматривать в качестве “тепленького местечка”. И если команда  не преданна делу, то пару лет спустя, когда парк все еще будет испытывать трудности периода становления, она полностью распадется.

Хорошие отношения с университетом

Поскольку в исследовательских  парках ведутся прикладные исследования, большинство из них прямо или  косвенно связаны с университетом. Это абсолютно важный для достижения успеха фактор, так как зачастую именно он отличает исследовательские парки от промышленных парков и в этом отношении он важнее фактора выбора правильного географического места расположения парка. Исследовательский парк, расположенный в среде с высокой интенсивностью НИОКР, будет процветать. В среде же с меньшей интенсивностью НИОКР парк либо выживет, любо погибнет.

Для достижения успеха нужно иметь  поблизости от парка один или несколько  университетов, исследовательских клиник или федеральных лабораторий, предоставляющих в распоряжение парка специализированные помещения и оборудование для их коллективного использования клиентскими фирмами.

Важно действительно сделать что-то, выходящее за общепринятые рамки, но парку необязательно быть связанным именно с ведущим исследовательским университетом. Так, Алабамский университет в Тускалузе не является ведущим исследовательским университетом, но он вполне процветает, помогая “Дженерал Моторс” повышать эффективность работы ее карбюраторного завода, расположенного в городе. Университетские программы снижения производственных расходов и сбережения энергии и др. положили начало организации так называемых “Центров производительности”, услугами которых пользуются фирмы региона. Успех университета был предопределен серьезной поддержкой проекта со стороны ректора и наличием личности, которая возглавила организационную структуру и заставили ее работать. Это позволило не потерять поддержку университета даже тогда, когда для обеспечения выживания требовалось принимать рискованные решения.

Хорошие рабочие отношения с  общественным сектором экономики

Имидж играет огромную роль в деле достижения успеха. Кроме того, для  парка важна непрерывная общественная, финансовая и техническая поддержка.

Географическое местоположение парка 
и его физическая планировка

Вторая рекомендация властям касается места расположения парка и его  физической планировки. Ясно, что место  расположения лежит в основе всего. Исследования фирмы “АДЛ” позволили сделать вывод о важности размещения парка или инкубатора поблизости от университета, клиники или лаборатории. Если инкубатор находится в 15 минутах езды, сотрудники университета не будут иметь с ним никакого дела просто ввиду его удаленности. Но быть рядом с университетом, исследовательским центром или федеральной лабораторией еще недостаточно. Иногда три мили и триста миль - одно и то же. Для инкубаторов и исследовательских парков расстояние играет абсолютно критическую роль.

Для парков и инкубаторов важна также гибкость. Беда в том, что в генеральных планах инкубаторов обычно не учитываются вопросы обеспечения гибкости, достаточной для развития в перспективе. В конце-концов инкубаторы или исследовательские парки похожи на любые многоофисные здания или промышленные парки. Они должны располагать адекватной системой основных услуг, которые требуются всем. Но они должны иметь нечто особо привлекательное для наукоемких фирм, например, телекоммуникационные услуги, лаборатории коллективного пользования и пр. Иными словами, им нужно иметь нечто большее по сравнению с другими фирмами, проводящими НИОКР.

Маркетинг

Не обладая точной информацией, люди часто полагают, что существует огромный спрос на исследовательский  парк. Им кажется, что если они назовут  свой проект исследовательским или технологическим парком, повесят красивую вывеску и разобьют красивый парк, то со всех сторон к ним слетятся фирмы высоких технологий. Надо понимать, что существует суровая конкуренция. Огромное количество проектов пробивает себе дорогу на рынок, стараясь занять на нем лидирующие позиции. Важно иметь четко определенную и целенаправленную маркетинговую стратегию, иначе учредители могут потратить много денег, из которых им вернется лишь малая толика.

Мы считаем, что проект исследовательского парка или инкубатора должен быть заморожен, если ему не удалось привлечь ни одного серьезного клиента. Без “якорного” клиента проект чаще всего обречен на гибель, поскольку его руководители, в конце-концов, придут к выводу, что “никакой деятельности нет и в ближайшем будущем не предвидится”. О проекте забудут. “Якорная” фирма не обязательно должна быть “Ай Би Эм”, “Дэйта Дженерал” или “Ханиуэлл”. Это может быть федеральная лаборатория, центр космической или промышленной технологии. “Якорная” фирма может возникнуть в ходе слияний и поглощений. В целом есть много желающих найти подходящее для проведения НИОКР место, чтобы добиться превосходства в своей отрасли.

Финансирование

На практике труднее, чем кажется, достигнуть результата в виде положительного сальдо движения денежных средств. Например, заполнение площадей идет медленнее, чем предсказывалось риэлтерами. Поэтому необходимо управлять риском и заранее предусматривать финансовую ситуацию. Исследовательские парки имеют в своем распоряжении множество каналов финансирования, которыми они могут воспользоваться, и в этом отношении они мало чем отличаются от обычных промышленных парков, других фирм и предприятий. 

http://kis.pcweek.ru/Year2005/N5/CP1251/Strategy/chapt1.htm

Программное обеспечение  
Разработка и экспорт ПО в Китае  
 
Наталья Нырова  
 
        Китайской отрасли программного обеспечения (ПО)1 примерно 15 лет. Разработка ПО в стране начиналась в особых экономических зонах, затем развивалась в зонах высоких технологий




, которых в настоящее  время уже более пятидесяти. Рост  экономики позволил правительству  Китая взяться за целенаправленное  развитие самых современных высокотехнологичных  отраслей промышленности. Для концентрации усилий китайцы пошли проверенным путем, организовав специальные льготные зоны разработки ПО — так называемые парки ПО. Их стали создавать на базе успешных зон высоких технологий (технопарков, бизнес-инкубаторов) по всей стране с участием крупных научных центров. В массовом порядке изучался зарубежный опыт офшорных зон программирования, особенно опыт развивающихся стран — Индии и Филиппин. Роль инициатора и организатора развития ИТ-отрасли взяло на себя китайское государство, прекрасно понимающее как сильные, так и слабые стороны своей экономики и общества (первое — инвестиционная привлекательность страны, наличие сильной китайской диаспоры в мире, второе — нехватка высококвалифицированных кадров и т. д.).  
        В 2000—2002 гг. Госсовет КНР принял комплекс нормативно-правовых актов по вопросам развития индустрии ИТ, в том числе положение “О некоторых вопросах государственной политики поощрения в области производства программного обеспечения и интегральных схем”2 и “Программу стимулирования расцвета отрасли ПО на 2002—2005 г.”3. Данные документы регулируют вопросы финансирования и инвестирования отрасли, распределения доходов и налогообложения, стимулирования производства и экспорта ПО, обучения и закрепления кадров для достижения поставленных целей.  
        1. Развитие ИТ-отрасли и увеличение количества специалистов. На момент принятия положения “О некоторых вопросах государственной политики...” состояние отрасли разработки ПО и интегральных схем не удовлетворяло руководство Китая: большинство предприятий было мелкими, с количеством сотрудников не более 25 человек. Крупных предприятий со штатом свыше 300 человек были единицы.  
        Разработка ПО, являясь капиталоемкой и наукоемкой отраслью, в первую очередь, по мнению китайских властей, нуждается в финансовой и кадровой поддержке. Финансовая поддержка выразилась в поощрении различных форм венчурного инвестирования, вплоть до использования венчурных инвестиций в качестве оборотного капитала с момента регистрации предприятия на рынке ценных бумаг (фондовой бирже). Документы также предлагали поощрять активный выход компаний, занятых разработкой ПО, на первичный, вторичный и зарубежный рынки ценных бумаг. Эти меры по стимулированию развития отрасли стали дополнением к известной политике льгот в различных экономических зонах.  
        В документах предусмотрено предоставление льгот по двум видам налогов:

    • подоходный — предприятие освобождается от этого налога на 100% в течение двух лет начиная с момента получения прибыли и на 50% — в течение последующих трех лет;
    • налог на добавленную стоимость — по меньшей мере до 2010 г. он будет составлять 17% с последующим возмещением предприятию значительной суммы при условии, что возмещаемая часть пойдет на новые разработки и расширение производства.

 
        В принятых программах указывается, что  для привлечения и подготовки кадров необходимо использовать все  национальные и зарубежные образовательные  ресурсы. Эту деятельность предлагается вести в глобальном масштабе (т. е. привлекать иностранных специалистов и преподавателей; направлять китайцев на учебу за границу; осуществлять международные научно-технические обмены) и на всех уровнях (используя ресурсы уезда, города, провинциального центра, провинции и, наконец, всекитайского масштаба).  
        Для удержания кадров и стимулирования их труда большое внимание уделяется распределению доходов. Поощряется награждение премиями ИТР, внесших существенный вклад в работу предприятия. Разрешено оценивать патенты и научно-технические достижения и (эквивалентно их стоимости) выдавать сотрудникам акции компаний. Приветствуется допуск высших управленческих кадров и основного состава научно-технических работников к подписке на акции ИТ-отрасли на вторичном рынке ценных бумаг.  
        2. Изменение структуры отрасли. В 1999 г. объем продаж зарубежной продукции на китайском рынке составил 67,6% против 32,4% продаж отечественного китайского ПО4. Зарубежная продукция в основном была представлена программами для работы с базами данных, управления производством в определенных отраслях экономики, планирования ресурсов предприятия (ERP). Китайская продукция — это в основном финансовое ПО, антивирусные программы и программы-редакторы для работы с китайским текстом. Но хотя эта отрасль в Китае усиленно развивалась, давая ежегодный прирост около 30%, существующая структура производства не устраивала страну. Поэтому в вышеназванных программных документах правительство КНР установило, что государственные средства, выделяемые на науку и технику, в основном должны направляться на исследования и разработку фундаментальных, стратегически перспективных технологий, включая ОС, крупномасштабные СУБД, сетевые и другие компьютерные платформы, системы информационной безопасности и встроенные системы. Предписано, что выделение государственных средств для предприятий и научно-исследовательских организаций должно осуществляться на конкурсной основе. Поощряются альянсы предприятий и НИИ. Привлечение компаний — разработчиков ПО к созданию и выпуску стратегической программной продукции должно согласовываться с государственным планом гармоничного размещения производства на территории страны.  
        3. Создание условий, поощряющих экспорт ПО. В целях стимулирования экспорта ПО для предприятий предусмотрено предоставление специальным уполномоченным банком экспортных кредитов по льготной процентной ставке. Компании, у которых объем экспорта ПО превышает 1 млн. долл., получают право на проведение самостоятельных экспортных операций. К ним применяется особый порядок регулирования внешней торговли, таможенных процедур, валютного регулирования, учитывающий особенности международной торговли таким товаром, как ПО.  
        Вышеупомянутые документы также устанавливают, что государство будет осуществлять закупки ПО для государственных нужд, если оно (ПО) затрагивает вопросы независимости и экономической безопасности страны. При закупке ПО для госучреждений в случае одинаковых функциональных характеристик и цены программ предпочтение будет отдаваться китайской продукции. При этом минимальная доля отечественного ПО должна составлять 50—70%.  
        В январе 2003 г. вступил в силу закон КНР “О правительственных закупках”, который, по мнению китайских специалистов, должен стимулировать дальнейшее развитие ИТ-отрасли. Несмотря на членство в ВТО, Китай не торопится отказываться от поддержки собственных разработчиков ПО путем правительственных закупок. Если в 2001 г. госзакупки отечественного ПО составили 14,1% от общего объема рынка, то в настоящее время китайские специалисты считают, что доля собственных программ может достигать одной трети всего рынка ПО в КНР. Для поддержания такой политики в августе 2003-го начата разработка руководства по стандартизации электронного документооборота в госучреждениях и стандартов в этой области. В данных стандартах планируется четко разделить понятия отечественного и неотечественного (иностранного) ПО, а также определить долю отечественного ПО в правительственных и отраслевых (ведомственных) закупках. К участию в разработке стандартов были привлечены только китайские предприятия5.  
        Чтобы укрепить позиции собственного ПО на внутреннем рынке, государство стало усиливать борьбу с пиратской и контрабандной продукцией иностранных компаний.  
        Стратегию создания экспортного ПО китайцы разделили на две части: сначала занять третье место в мире в области офшорного программирования (после Индии и Филиппин); затем самостоятельно разрабатывать готовое ПО на экспорт.  
        Китайцы, не обремененные проблемами удвоения ВВП, очень щепетильно подходят к вопросу, что считать отечественным ПО, иностранным ПО и что понимать под китайским экспортным ПО, особенно в условиях членства в ВТО, глобализации и транснационализации производства. В качестве образца они рассматривают закон США о закупках отечественной (американской) продукции (по принципу добавленной стоимости), согласно которому отечественными американцы считают только товары, добавленная стоимость в производстве которых на территории США составляет не менее 50%. Например, Microsoft, являясь транснациональной компанией, также занимается в Китае зарегистрированным производством и другой хозяйственной деятельностью, платит там налоги, инвестирует и реинвестирует средства. В этом случае китайцы полагают, что коль скоро программная продукция корпорации разработана в США, а в Китае осуществляется лишь выпуск и упаковка дисков с ПО, которые дают прибавление стоимости только на 2%, то, значит, это американская отечественная продукция и американское экспортное ПО. Если же добавленная стоимость производства продукции в Китае составит 50% и более, то китайцам все равно, какое предприятие в их стране его производит — отечественное, совместное или со 100%-ным иностранным капиталом; в любом случае такая продукция считается “китайским отечественным ПО” и “китайским экспортным ПО”. Вместе с тем на фоне выдвинутого лозунга “Обгоним Индию!” китайцы ревниво относятся к тому, что индийские компании размещают свои отделения на территории Китая и при этом перехватывают у программистов Поднебесной зарубежные заказы. Например, в 2002 г. четыре крупные индийские компании по разработке ПО создали свои отделения в Шанхае, а в 2003-м 36 малых и средних индийских ИТ-предприятий разместились в Яньтае (провинция Шаньдун), вступив в конкуренцию с китайскими фирмами за японские и корейские заказы. В то же время правительство мудро терпит такую ситуацию, сознавая, что еще очень мало стопроцентно китайских предприятий имеют имидж “основного исполнителя международных заказов”, а кроме того, конкуренция за ИТ-заказы поможет переломить психологию китайцев и превратить их из потребителей этой продукции в ее экспортеров, имеющих собственные бренды и каналы продаж.

Информация о работе Зоны высоких технологий в Китае