Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:05, курсовая работа
Одной из актуальных проблем макроэкономики в условиях мирового кризиса является ограниченность земли как экономического ресурса. Также существуют такие проблемы, как нестабильность цен на землю, увеличение налога на землю и арендной платы, регулирование рынка земли государством и т.д. Рассматриваемая тема актуальна для большинства стран мира, в том числе и для Беларуси. В настоящее время земельные реформы в нашей стране проводятся недостаточными темпами. Основная причина этого – отсутствие экономически обоснованной земельной политики государства.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. Земля как экономический ресурс. Землепользование и землевладение 5
1.1. Спрос и предложение земли, их взаимодействие 5
1.2. Землевладение и землепользование 8
1.3. Плата за землю
1.4. Купля – продажа земли
2. Особенности становления и функционирования рынка земли: зарубежный опыт
2.1. Общая характеристика рынка земель в зарубежных странах
2.2. Западный опыт функционирования земельного рынка
2.3. Рынок земли в условиях мирового кризиса 19
3. Проблемы формирования рынка земли в Республике Беларусь 22
3.1. Государственное регулирование рынка земли в Республике Беларусь и национальная стратегия устойчивого развития - 2020
3.2. Переход к частной собственности
3.3. Характеристика налогообложения земель в Республике Беларусь 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- рост числа малоземельных, мелкотоварных, низкоэффективных и нежизнеспособных в рыночных условиях фермерских хозяйств, что отрицательно скажется на экономике сельского хозяйства в целом;
- резкое увеличение спроса на специалистов-фермеров универсальной подготовки, а также на технику, оборудование, производственные помещения иных, как правило, более мелких типоразмеров, что потребует огромных сумм новых инвестиций на изменение системы подготовки кадров, системы и структуры сельскохозяйственного машиностроения, сельстройиндустрии, а также на создание иной системы производственной и социальной инфраструктуры села;
- существенную ломку всего уклада жизни селян, тревогу и неуверенность людей за свою судьбу, судьбу своих детей, внуков и правнуков. Земля, оказавшись однажды в частном землевладении, прямо или косвенно (через сдачу в аренду) станет источником не только трудовых, но и нетрудовых доходов, как правило, для отдельных групп людей и их потомков уже на многие-многие годы.
Понимая это, уже сейчас на селе обеспокоены тем, что такая приватизация земли может привести к образованию хозяйств помещичьего типа, которые на законном основании могут возникнуть на базе реституции, а также к скупке и аренде земельных долей. В результате неизбежен процесс расслоения сельского населения на крупных, средних, малых и мельчайших земельных собственников, а в будущем – неизбежно появление слоя и вовсе безземельных селян, лишенных иных источников существования кроме работы по найму.
Ликвидация государственной собственности на все сельскохозяйственные угодья практически означает: 1) аннулирование благоприятной базы для равноправного развития многоукладной экономики сельского хозяйства, построенной на деятельности предприятий разных форм собственности; 2) переход только к частным формам сельхозпредприятий, что противоречит конституционной ориентации на многоукладную экономику; 3) осложнение социальных условий жизни и развития большинства сельского населения.
Исходя из зарубежного опыта высокой эффективности арендной формы землепользования, есть основание считать, что нам в товарном сельском хозяйстве республики разумнее всего сохранить государственную собственность на землю, а более эффективной формой землепользования и у нас может стать долгосрочная аренда [17, c.71-73].
В современной Беларуси земля не является предметом покупки-продажи. Но объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, становятся интересными для инвестиции в первую очередь из-за того, где и как они расположены. Для успешного бизнеса важно также и то, какие возможности предоставляет для развития земельный участок, где расположено производство, склад или магазин, гостиница или фермерское хозяйство. А если вы строите для себя или заказчика? Тогда вопросы землеотвода или землеоформления приобретают первостепенное значение.
С 1 мая вступили в силу изменения в указ 667 и некоторые иные акты, регулирующие землеотношения. Правовые изменения повлекли за собой не только новые возможности для всех, кто интересуется вопросами землепользования, но рождают новые вопросы в земельных отношениях.
Вопросы землепользования в каждом конкретном случае имеют свои особенности. Землепользователями сельскохозяйственных земель являются сельскохозяйственные организации, граждане и крестьянские хозяйства (таблица 2). Наибольшую территорию земель занимают сельскохозяйственные организации (хотя по сравнению с 1991 годом площадь земель снизилась). Остальная часть земель отводится гражданам для ведения личного хозяйства (1991г. – 573 тыс.га, 2009г. – 754,6 тыс.га) и крестьянским хозяйствам (как видно из таблицы, площадь земель, отведенная фермерским хозяйствам, значительно увеличилась по сравнению с 1991 годом)
Таблица 2 – Распределение сельскохозяйственных земель по категориям землепользователей (на 1 января; тысяч гектаров)
годы | земли, используемые землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством | В том числе земли | ||||
сельскохозяйственных организаций | граждан, включая служебные наделы | Из них | крестьянских (фермерских) хозяйств | |||
Для ведения личного подсобного хозяйства | для садоводства, дачного строительства и огородничества | |||||
1991 | 9330,2 | 8728,0 | 600,9 | 573,0 | 27,9 | 1,3 |
1996 | 9273,0 | 7753,0 | 1466,9 | 971,4 | 79,3 | 53,1 |
2001 | 9142,3 | 7674,0 | 1396,2 | 975,2 | 76,9 | 72,1 |
2005 | 8851,2 | 7422,5 | 1279,8 | 908,8 | 66,9 | 148,9 |
2006 | 8860,4 | 7484,7 | 1245,2 | 880,7 | 62,9 | 130,5 |
2007 | 8821,6 | 7526,5 | 1174,7 | 847,2 | 61,4 | 120,4 |
2008 | 8787,3 | 7584,0 | 1095,5 | 791,5 | 59,8 | 107,8 |
2009 | 8772,7 | 7634,8 | 1034,9 | 754,6 | 58,3 | 103,0 |
Примечание ― Источник: [22, с.379, таблица 15.1.1.]
3.3. Характеристика налогообложения земель в Республике Беларусь
Основываясь на тенденциях в теории и практике налогообложения городских земель, рассмотрим проблемы сложившейся в республике системы налогообложения земли.
В Беларуси доля земельного налога в ВВП по всем категориям земель составляет порядка 0,3%, а в доходах местных бюджетов – не более 0,3-2%. Эти данные являются ярким свидетельством того, что потребуется еще много времени, прежде чем налог на землю станет важным источником дохода местных органов власти, играющим значимую роль в финансировании воспроизводства городской инфраструктуры.
Таким образом, совершенно очевидно, что роль земельной ренты в финансовой системе страны недооценивается. Это выражается и в отсутствии четко выраженной государственной политики в области реформирования земельных отношений. В результате отсутствует системное земельное законодательство, права на землю не приобретаются, а, как правило, просто передаются, земля не участвует в хозяйственном обороте, не развиты ипотека и арендные отношения. Низкий уровень земельного налога не побуждает землепользователей и собственников, недостаточно продуктивно использующих земельные участки, уступать их другим пользователям, которые могут делать это с большей отдачей.
Существующая система налогообложения городских земель не отвечает также принципу справедливости и равенства. Во-первых, потому, что налог взимается независимо от рентной стоимости земельных участков, во-вторых, из-за того, что значительное количество земель подлежит льготному налогообложению или вовсе не облагается налогом.
Существующая практика земельного налогообложения характеризуется также бессистемностью в силу отсутствия четкого регулирования налогообложения на законодательном уровне. В результате условия налогообложения могут изменяться ежегодно и могут быть совершенно непредсказуемыми для налогоплательщиков, что способствует возникновению различного рода искажений как на уровне макроэкономики города, так и на уровне микроэкономики предприятий.
Таким образом, из краткой характеристики сложившейся системы налогообложения городских земель следует, что она не отвечает целям, которые призвана выполнять, и в связи с этим требует существенного совершенствования.
Налог на землю, принимая во внимание преимущества, которые он несет в себе по сравнению с другими налогами (является неискажающим налогом, стимулирует экономическую деятельность и в большей степени отвечает принципу справедливости), следует рассматривать, как важнейшую альтернативу налогов на труд и капитал. По мере роста стоимости земли необходимо осуществлять постепенный перенос налогового бремени на изъятие земельной ренты, что будет способствовать стимулированию экономического развития территорий, а также повышению их инвестиционной привлекательности [16, c.96-100].
Порядок исчисления и уплаты земельного налога и арендной платы установлен Законом республики Беларусь от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю». С 1 января 2008 г. налоговые ораны при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, городские, районные исполнительные и распорядительные органы, при применении способов обеспечения ее уплаты, а также уплаты пеней, взыскания этой платы пользуются правами и несут обязанности, установленные для осуществления налогового контроля, применения способов обеспечения исполнения, налоговых обязательств, взыскания налогов, сборов (пошлин) и пеней.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2008г. утверждена типовая форма договора аренды земельного участка, которая предусматривает указание в договоре годового размера арендной платы, а также сроков уплаты арендной платы. Таким образом, в 2008 г. арендная плата за земельные участки начинает исчисляться с даты, указанной в договоре аренды, а уплачивается в сроки, определенные Законом о платежах за землю.
С 1 апреля 2008 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. «Об отдельных вопросах уплаты налогов, сборов, арендной платы и представления налоговых деклараций», которым упрощен порядок уплаты платежей за землю для юридических лиц [19, c.51-55].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность.
2. Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение.
3. Спрос на землю неоднороден. Он включает два основных элемента – сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос.
4. Пересечение линии спроса на землю и линии предложения определяет точку равновесия, которой соответствует равновесная рента. Спрос выступает единственным фактором, определяющим уровень земельной ренты.
5. Всякая форма земельной собственности может существовать как при разъединении земли в качестве объекта собственности и объекта хозяйствования (форма арендных отношений), так и при соединении в одном физическом или юридическом лице.
6. Присвоение земельным собственником платы за землю есть способ существования собственности как экономической категории.
7. В реальной рыночной экономике нет ни дифференциальной, ни абсолютной земельной ренты, а есть частная собственность на землю, цена земли, земельный налог, арендная плата.
8. Земельный налог и арендную плату за землю объединяет то обстоятельство, что они могут взиматься (и обычно взимаются) с земель, приносящих их владельцам какой-то потребительский или коммерческий доход. Земельный налог всегда меньше, чем арендная плата. Он представляет собой процент от арендной платы, поскольку призван облагать последнюю в составе доходов получателя этой платы – собственника земли.
9. В зарубежных странах земельные отношения (владение, пользование, продажа, заклад, завещание, сдача в аренду) строятся на праве частной собственности.
10. В последние годы все больше ученых и политиков ставят вопрос о переходе Республики Беларусь от государственной к частной собственности.
11. Система налогообложения городских земель не отвечает целям, которые призвана выполнять, и в связи с этим требует существенного совершенствования.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Управление земельными ресурсами: учебное пособие для вузов/ П.В. Кухтин [и др.]; [Кухтин П.В. и др.] – Санкт - Петербург [и др.]: Питер, 2005 – 382 с.
2 Евсегнеев, В.М. Правовое регулирование платного и бесплатного землепользования/ В.М. Евсенгеев// Право и экономика. – 2008. - №8
3 Курс микроэкономики: Учебник для вузов по экон. спец./ Р.М. Нуреев.– 2-е издание, изм. – М: НОРМА-ИНФРА – М, 2001 – 570 с.
4 Микроэкономика: социально-экономический аспект: учебное пособие для экон. спец. вузов/ И.М. Лемешевский – 3-е издание, доп. и перераб. – Минск: ФУА информ, 2006 – 510 с.
5 Рабинович, Б.М. Экономическая оценка земельных ресурсов и эффективности инвестиций/ Б.М. Рабинович. – Москва: Филинъ, 1997. – 219 с.
Селищев, А.С. Микроэкономика 2-ое издание/ А.С. Селищев. - Питер: Питер, 2003. – 448 с.
6 Ланкин, В.Е. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога/ В.Е. Ланкин - Таганрог, 2006. - 46с.
7 Земельные отношения и аграрные реформы: Взгляд неполитизированного экономиста: Монография/ С.В. Бороздин – М: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2002 – 239 с.
8 Бункина, М. К. Национальная экономика/ М. К. Бункина – Москва: Палеотип, Деловая литература, Логос, 2002. – 487 с.
9 Малыгина, Э. Особенности регулирования земельных отношений в странах западной Европы/ Малыгина, Э.// Международный сельскохозяйственный журнал. - 2006. - №1.
10 Земельные отношения и рынок земли: Учебный курс для вузов/ В.И. Назаренко – М: Ось-89, 2003 – 175 с.
11 Иванкина Е. Проблемы вовлечения в экономический оборот земельных участков под промышленными предприятиями/ Е. Иванкина// Общество и экономика. – 2007. - № 9/10.