Земля как экономический ресурс. Особенности рынка земли. Проблемы его формирования в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 10:05, курсовая работа

Описание работы

Одной из актуальных проблем макроэкономики в условиях мирового кризиса является ограниченность земли как экономического ресурса. Также существуют такие проблемы, как нестабильность цен на землю, увеличение налога на землю и арендной платы, регулирование рынка земли государством и т.д. Рассматриваемая тема актуальна для большинства стран мира, в том числе и для Беларуси. В настоящее время земельные реформы в нашей стране проводятся недостаточными темпами. Основная причина этого – отсутствие экономически обоснованной земельной политики государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. Земля как экономический ресурс. Землепользование и землевладение 5
1.1. Спрос и предложение земли, их взаимодействие 5
1.2. Землевладение и землепользование 8
1.3. Плата за землю
1.4. Купля – продажа земли
2. Особенности становления и функционирования рынка земли: зарубежный опыт
2.1. Общая характеристика рынка земель в зарубежных странах
2.2. Западный опыт функционирования земельного рынка
2.3. Рынок земли в условиях мирового кризиса 19
3. Проблемы формирования рынка земли в Республике Беларусь 22
3.1. Государственное регулирование рынка земли в Республике Беларусь и национальная стратегия устойчивого развития - 2020
3.2. Переход к частной собственности
3.3. Характеристика налогообложения земель в Республике Беларусь 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

курсач Земля как экономический ресурс. Особенности рынка земли. Проблемы его формирования в Республике Беларусь.doc

— 280.00 Кб (Скачать)

- рост числа малоземельных, мелкотоварных, низкоэффективных и нежизнеспособных в рыночных условиях фермерских хозяйств, что отрицательно скажется на экономике сельского хозяйства в целом;

- резкое увеличение спроса на специалистов-фермеров универсальной подготовки, а также на технику, оборудование, производственные помещения иных, как правило, более мелких типоразмеров, что потребует огромных сумм новых инвестиций на изменение системы подготовки кадров, системы и структуры сельскохозяйственного машиностроения, сельстройиндустрии, а также на создание иной системы производственной и социальной инфраструктуры села;

- существенную ломку всего уклада жизни селян, тревогу и неуверенность людей за свою судьбу, судьбу своих детей, внуков и правнуков. Земля, оказавшись однажды в частном землевладении, прямо или косвенно (через сдачу в аренду) станет источником не только трудовых, но и нетрудовых доходов, как правило, для отдельных групп людей и их потомков уже на многие-многие годы.

Понимая это, уже сейчас на селе обеспокоены тем, что такая приватизация земли может привести к образованию хозяйств помещичьего типа, которые на законном основании могут возникнуть на базе реституции, а также к скупке и аренде земельных долей. В результате неизбежен процесс расслоения сельского населения на крупных, средних, малых и мельчайших земельных собственников, а в будущем – неизбежно появление слоя и вовсе безземельных селян, лишенных иных источников существования кроме работы по найму.

Ликвидация государственной собственности на все сельскохозяйственные угодья практически означает: 1) аннулирование благоприятной базы для равноправного развития многоукладной экономики сельского хозяйства, построенной на деятельности предприятий разных форм собственности; 2) переход только к частным формам сельхозпредприятий, что противоречит конституционной ориентации на многоукладную экономику; 3) осложнение социальных условий жизни и развития большинства сельского населения.

Исходя из зарубежного опыта высокой эффективности арендной формы землепользования, есть основание считать, что нам в товарном сельском хозяйстве республики разумнее всего сохранить государственную собственность на землю, а более эффективной формой землепользования и у нас может стать долгосрочная аренда [17, c.71-73].

В современной Беларуси земля не является предметом покупки-продажи. Но объекты недвижимости, расположенные на земельных участках, становятся интересными для инвестиции в первую очередь из-за того, где и как они расположены. Для успешного бизнеса важно также и то, какие возможности предоставляет для развития земельный участок, где расположено производство, склад или магазин, гостиница или фермерское хозяйство. А если вы строите для себя или заказчика? Тогда вопросы землеотвода или землеоформления приобретают первостепенное значение. 

С 1 мая вступили в силу изменения в указ 667 и некоторые иные акты, регулирующие землеотношения. Правовые изменения повлекли за собой не только новые возможности для всех, кто интересуется вопросами землепользования, но рождают новые вопросы в земельных отношениях.  

Вопросы землепользования в каждом конкретном случае имеют свои особенности. Землепользователями сельскохозяйственных земель являются сельскохозяйственные организации, граждане и крестьянские хозяйства (таблица 2). Наибольшую территорию земель занимают сельскохозяйственные организации (хотя по сравнению с 1991 годом площадь земель снизилась). Остальная часть земель отводится гражданам для ведения личного хозяйства (1991г. – 573 тыс.га, 2009г. – 754,6 тыс.га) и крестьянским хозяйствам (как видно из таблицы, площадь земель, отведенная фермерским хозяйствам, значительно увеличилась по сравнению с 1991 годом)

 

Таблица 2 – Распределение сельскохозяйственных земель по категориям землепользователей (на 1 января; тысяч гектаров)

 

годы

земли, используемые землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством

В том числе земли

сельскохозяйственных организаций

граждан, включая служебные наделы

Из них

крестьянских (фермерских) хозяйств

Для ведения личного подсобного хозяйства

для садоводства, дачного строительства и огородничества

1991

9330,2

8728,0

600,9

573,0

27,9

1,3

1996

9273,0

7753,0

1466,9

971,4

79,3

53,1

2001

9142,3

7674,0

1396,2

975,2

76,9

72,1

2005

8851,2

7422,5

1279,8

908,8

66,9

148,9

2006

8860,4

7484,7

1245,2

880,7

62,9

130,5

2007

8821,6

7526,5

1174,7

847,2

61,4

120,4

2008

8787,3

7584,0

1095,5

791,5

59,8

107,8

2009

8772,7

7634,8

1034,9

754,6

58,3

103,0

 

Примечание ― Источник: [22, с.379, таблица 15.1.1.]

 

 

 

 

 

3.3. Характеристика налогообложения земель в Республике Беларусь

Основываясь на тенденциях в теории и практике налогообложения городских земель, рассмотрим проблемы сложившейся в республике системы налогообложения земли.

В Беларуси доля земельного налога в ВВП по всем категориям земель составляет порядка 0,3%, а в доходах местных бюджетов – не более 0,3-2%. Эти данные являются ярким свидетельством того, что потребуется еще много времени, прежде чем налог на землю станет важным источником дохода местных органов власти, играющим значимую роль в финансировании воспроизводства городской инфраструктуры.

Таким образом, совершенно очевидно, что роль земельной ренты в финансовой системе страны недооценивается. Это выражается и в отсутствии четко выраженной государственной политики в области реформирования земельных отношений. В результате отсутствует системное земельное законодательство, права на землю не приобретаются, а, как правило, просто передаются, земля не участвует в хозяйственном обороте, не развиты ипотека и арендные отношения. Низкий уровень земельного налога не побуждает землепользователей и собственников, недостаточно продуктивно использующих земельные участки, уступать их другим пользователям, которые могут делать это с большей отдачей.

Существующая система  налогообложения городских земель не отвечает также принципу справедливости и равенства. Во-первых, потому, что налог взимается независимо от рентной стоимости земельных участков, во-вторых, из-за того, что значительное количество земель подлежит льготному налогообложению или вовсе не облагается налогом.

Существующая практика земельного налогообложения характеризуется также бессистемностью в силу отсутствия четкого регулирования налогообложения на законодательном уровне. В результате условия налогообложения могут изменяться ежегодно и могут быть совершенно непредсказуемыми для налогоплательщиков, что способствует возникновению различного рода искажений как на уровне макроэкономики города, так и на уровне микроэкономики предприятий.

Таким образом, из краткой характеристики сложившейся системы налогообложения городских земель следует, что она не отвечает целям, которые призвана выполнять, и в связи с этим требует существенного совершенствования.

Налог на землю, принимая во внимание преимущества, которые он несет в себе по сравнению с другими налогами (является неискажающим налогом, стимулирует экономическую деятельность и в большей степени отвечает принципу справедливости), следует рассматривать, как важнейшую альтернативу налогов на труд и капитал. По мере роста стоимости земли необходимо осуществлять постепенный перенос налогового бремени на изъятие земельной ренты, что будет способствовать стимулированию экономического развития территорий, а также повышению их инвестиционной привлекательности [16, c.96-100].

Порядок исчисления и уплаты земельного налога и арендной платы установлен Законом республики Беларусь от 18 декабря 1991 г. «О платежах за землю». С 1 января 2008 г. налоговые ораны при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, городские, районные исполнительные и распорядительные органы, при применении способов обеспечения ее уплаты, а также уплаты пеней, взыскания этой платы пользуются правами и несут обязанности, установленные для осуществления налогового контроля, применения способов обеспечения исполнения, налоговых обязательств, взыскания налогов, сборов (пошлин) и пеней.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 марта 2008г. утверждена типовая форма договора аренды земельного участка, которая предусматривает указание в договоре годового размера арендной платы, а также сроков уплаты арендной платы. Таким образом, в 2008 г. арендная плата за земельные участки начинает исчисляться с даты, указанной в договоре аренды, а уплачивается в сроки, определенные Законом о платежах за землю.

С 1 апреля 2008 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 6 марта 2008 г. «Об отдельных вопросах уплаты налогов, сборов, арендной платы и представления налоговых деклараций», которым упрощен порядок уплаты платежей за землю для юридических лиц [19, c.51-55].

 

 

 

 

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность.

2. Факторами, влияющими на предложение земли, являются плодородие и положение.

3. Спрос на землю неоднороден. Он включает два основных элемента – сельскохозяйственный и несельскохозяйственный спрос.

4. Пересечение линии спроса на землю и линии предложения определяет точку равновесия, которой соответствует равновесная рента. Спрос выступает единственным фактором, определяющим уровень земельной ренты.

5. Всякая форма земельной собственности может существовать  как при разъединении земли в качестве объекта собственности и объекта хозяйствования (форма арендных отношений), так и при соединении  в одном физическом или юридическом лице.

6. Присвоение земельным собственником платы за землю есть способ существования собственности как экономической категории.

7. В реальной рыночной экономике нет ни дифференциальной, ни абсолютной земельной ренты, а есть частная собственность на землю, цена земли, земельный налог, арендная плата.

8. Земельный налог и арендную плату за землю объединяет то обстоятельство, что они могут взиматься (и обычно взимаются) с земель, приносящих их владельцам какой-то потребительский или коммерческий доход. Земельный налог всегда меньше, чем арендная плата. Он представляет собой процент от арендной платы, поскольку призван облагать последнюю в составе доходов получателя этой платы – собственника земли.

9. В зарубежных странах земельные отношения (владение, пользование, продажа, заклад, завещание, сдача в аренду) строятся на праве частной собственности.

10. В последние годы все больше ученых и политиков ставят вопрос о переходе Республики Беларусь от государственной к частной собственности.

11. Система налогообложения городских земель не отвечает целям, которые призвана выполнять, и в связи с этим требует существенного совершенствования.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Управление земельными ресурсами: учебное пособие для вузов/ П.В. Кухтин [и др.]; [Кухтин П.В. и др.] – Санкт - Петербург [и др.]: Питер, 2005 – 382 с.

2 Евсегнеев, В.М.  Правовое регулирование платного и бесплатного землепользования/ В.М. Евсенгеев// Право и экономика. – 2008. - №8

3 Курс микроэкономики: Учебник для вузов по экон. спец./ Р.М. Нуреев.– 2-е издание, изм. – М: НОРМА-ИНФРА – М, 2001 – 570 с.

4 Микроэкономика: социально-экономический аспект: учебное пособие для экон. спец. вузов/ И.М. Лемешевский – 3-е издание, доп. и перераб. – Минск: ФУА информ, 2006 – 510 с.

5 Рабинович, Б.М. Экономическая оценка земельных ресурсов и эффективности инвестиций/ Б.М. Рабинович. – Москва: Филинъ, 1997. – 219 с.

Селищев, А.С. Микроэкономика 2-ое издание/ А.С. Селищев. - Питер: Питер, 2003. – 448 с.

6 Ланкин, В.Е. Учебное пособие для подготовки к итоговому междисциплинарному экзамену профессиональной подготовки маркетолога/ В.Е. Ланкин - Таганрог, 2006. - 46с.

7 Земельные отношения и аграрные реформы: Взгляд неполитизированного  экономиста: Монография/ С.В. Бороздин – М: ЮНИТИ-ДАНА: Единство, 2002 – 239 с.

8 Бункина, М. К. Национальная экономика/ М. К. Бункина – Москва: Палеотип, Деловая литература, Логос, 2002. – 487 с.

9 Малыгина, Э. Особенности регулирования земельных отношений в странах западной Европы/ Малыгина, Э.// Международный сельскохозяйственный журнал. - 2006. - №1.

10 Земельные отношения и рынок земли: Учебный курс для вузов/      В.И. Назаренко – М: Ось-89, 2003 – 175 с.

11 Иванкина Е. Проблемы вовлечения в экономический оборот земельных участков под промышленными предприятиями/ Е. Иванкина// Общество и экономика. – 2007. - № 9/10.

Информация о работе Земля как экономический ресурс. Особенности рынка земли. Проблемы его формирования в Республике Беларусь