Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:58, курсовая работа
Земельные отношения - это совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права. Основу земельных отношений составляют факторы материального порядка: количество и качество земли, её местоположение, отраслевая принадлежность, территориальное устройство и другие.
Основную роль в земельных отношениях играет сама земля, которая является одним из важнейших и ос
Введение
1. Земельные ресурсы в России и эффективность их использования
1.1 Особенности земли как фактора производства
1.2 Формы хозяйствования в аграрном секторе и их эффективность
2. Земельные отношения в современной России, их регулирование
2.1 Проблемы и особенности земельных отношений в России
2.2 Государственное регулирование земельных отношений
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Рынок земли является
объективно необходимым элементом
в рыночной системе хозяйствования.
Но во всех странах формирование рынка
земли характеризовалось определенными
трудностями и было предметом особого
внимания государства.
При формировании земельного
рынка нельзя рассматривать землю
только как товар из-за того, что
в процессе рыночного оборота
потеряются её свойства, как основного
природного ресурса, главного средства
производства в сельском и лесном
хозяйстве. Практически это может
привести к тому, что в результате
расширения свободной купли - продажи
сельскохозяйственных земель в первую
очередь будут скуплены земли - носители
скрытой сверхприбыли. Например: пригодные
сельскохозяйственные земли для
расширения жилого и производственного
строительства, земли, содержащие полезные
ископаемые, для возможной разработки
так далее. Причем даже запреты на
изменение целевого назначения земель
не смогут защитить продуктивные угодья
от перепрофилирования их. Развитие земельного
рынка должно выступать средством
повышения эффективности
Убыточность сельскохозяйственных
предприятий оказывает
Как пишет в своей
статье доктор экономических наук,
профессор А. Югай необходимо перераспределить
средства, поступающие от плательщиков
земельного налога. Создавать фонды для
восстановления и сохранения природных
ресурсов на федеральном уровне, за счет
части доходов добывающих отраслей. Так
же и на уровне муниципальных органов
- фонд сохранения сельскохозяйственных
земель и сельских территорий, за счет
земельного налога и штрафных санкций
к предприятиям, наносящим ущерб природной
среде и других источников.
Эти меры в свою очередь
улучшили бы качество угодий, что привело
бы более выгодному положению
земли в рыночной экономике. Ведь
экономическая суть частной собственности
на землю реализуется не в абстрактной
возможности купли - продажи земли,
а в количественно определенном
доходе от ее использования в соответствии
с целевым назначением.
Формирование рынка
земли, как объективно необходимого
элемента рыночной экономики, невозможно
и без создания государством условий
для преодоления аграрного
Проблема использования
сельскохозяйственных земель непосредственно
связанна с земельными отношениями.
На прошедшем заседании Комитета Совета
Федерации по аграрно-продовольственной
политике и рыбохозяйственному комплексу
совместно с бюро отделения экономики
и земельных отношений Россельхозакадемии,
рассматривали правовые экономические
проблемы оборота земель сельскохозяйственного
назначения, были выработаны рекомендации,
предусматривающие мониторинг и совершенствование
действующего законодательства в области
регулирования земельных отношений в
аграрном секторе, воссоздание на региональном
уровне системы землеустройства, проведение
работ по классификации угодий, разработке
системы охраны земель этой категории
и так далее. Передача Минсельхозу России
функции по управлению земельными отношениями
позволит надеяться на улучшение ситуации
в этой сфере. [10, с 19]
2.2 Государственное
регулирование земельных
Рыночная экономика,
частная земельная
Рост числа собственников,
владельцев и пользователей земельных
участков стимулировал земельный оборот,
расширение сферы и изменение
характера управления земельными ресурсами.
Эти процессы во многом складывались
самопроизвольно и часто
Сегодня внесены
существенные коррективы в содержание
и методику государственного регулирования
земельных отношений, составляющего
основу целостной модели российского
землеустройства. Сформирована система
правовых механизмов воздействия на
земельные отношения, закрепленных
рядом законодательных актов. Кроме
Земельного кодекса Российской Федерации
к действующим федеральным
Однако многообразие
законов неизбежно приводит к
пересечению и дублированию соответствующих
правил и норм, толкованию их группами,
обладающими властью, в собственных
интересах не зависимо от того, как
это отразится на общем состоянии
экономики аграрного сектора. Начинают
действовать лишь те законы, которые
в большей степени отвечают интересам
господствующих социальных групп. [8, с
37]
Устанавливая правовые
нормы земельного законодательства,
государство в той или иной
степени стимулирует или
Содержание правовой
нормы и принятие экономических
решений тесно взаимосвязаны. Установленные
земельным законодательством права собственности
на землю влияют на экономический выбор
через создаваемые стимулы. Правовые нормы,
закрепляющие стимулы эффективного распределения
и использования земли, вызывают у экономических
субъектов побудительные мотивы к эффективной
хозяйственной деятельности, но отдельные
формальные ограничения в законах о земле
в совокупности снижают заинтересованность
субъектов земельных отношений в экономической
деятельности. В целом нормы земельного
законодательства не всегда являются
эффективным и могут порождать неопределенность
в системе землепользования.
Отнесение земель к
той или иной категории, разрешение
их использования регулируются законодательными
актами и правовыми нормами. Любые
изменения, связанные с переводом
земель в другие категории, вправе осуществлять
только органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации. С
одной стороны, такие формальные
ограничения, необходимы для охраны
земель особо ценных категорий, а
с другой - это очередной способ
не легального обогащения чиновников
и заинтересованных лиц. В результате
возникают неэффективные с
Для того чтобы сохранялось
аграрное землепользование, и земля
не выбывала из сельскохозяйственного
оборота, многие зарубежные страны применяют
механизм льготного налогообложения
земель сельскохозяйственного
Аренда земельных
участков - это ещё один из видов
земельных отношений, для расширения
площади возделываемых угодий сельскохозяйственные
предприятия могут заключать
договора аренды с собственниками земли.
Эти отношения так же регулируются
законодательно, установлено преимущественное
право арендатора на заключение нового
арендного договора и в случае
продажи земельного участка, находящегося
в государственной или
Землепользование
является одним из основных инструментов
государственной политики по использованию
земельных ресурсов в сельском хозяйстве.
Его влияние на аграрный сектор выражается
в применении такого организационно-экономического
механизма, который позволяет образовать
и сохранить относительно жизнеспособные
и рентабельные хозяйства сельхозтоваропроизводителей.
Поэтому стратегически при решении проблем
земельных отношений в многоукладной
экономике, которая достигнута в стране,
акцент следует перенести из области прав
собственности на землю в сферу устойчивого
землепользования и прав сельскохозяйственных
товаропроизводителей не результаты использования
земельных ресурсов как объекта хозяйствования.
[7, с 80]
Официальные ограничения
прав на землю, в соответствии с Федеральным
законом "О государственной
Реализация общественных
интересов в базовом земельном
законодательстве происходит, в основном,
путем введения норм, касающихся разрешенного
использования и зонирования
территорий, охраны земель и других.
Например, в Земельном кодексе
Российской Федерации закреплены нормы
о бережном и рациональном использовании
земли, как природного компонента и
недвижимого имущества. При этом
охрана земли обуславливает
Таким образом, правовые
нормы земельного законодательства
создают для экономических
Заключение
Основываясь на проведенном
курсовом исследовании, можно сделать
следующие выводы:
В первой главе были
описаны земельные ресурсы, их особенность
как фактора производства, формы
хозяйствования в агропромышленном
комплексе и эффективность их
хозяйствования. Будучи активным элементом
производительных сил общества, земля
имеет ряд особенностей, характеризующих
ее как уникальное средство производства,
существенно отличающееся от всех остальных.
Она основа сохранения всего живого на
планете, в том числе человека, а также
природных ресурсов и элементов экономической
среды, обеспечивающей ее функционирование
в качестве средства производства. Как
элемент окружающей среды земля проявляет
природно-географическую и территориальную
обусловленность: она пространственно
ограничена и ее конкретные участки и
площади расположены в определенной местности.
Определенное местоположение земли сочетается
с ее размещением в различных географических
зонах. Земля имеет территориальную протяженность,
неоднородна по рельефу, ландшафту и плодородию.
Для каждой земельной территории характерны
свои заданные природно-климатические
условия.