Зарождение экономической теории и основные этапы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я рассмотрю не только историю возникновения экономических знаний и этапы развития экономической теории, но и рассмотрю проблематику современного развития экономической теории

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2


1. История возникновения экономических знаний. ………………………2-7


2.Основные этапы развития экономической теории (таблица)…………..7

3. Становление экономической теории в трудах меркантилистов……….7-8
3.1 Общая характеристика …………………………………………………….8

3.2 Методы меркантилистской политики …………………………………….9-10

4. Становление экономической теории в трудах физиократов ……………10
4.1 Методология анализа: естественное право…………………………….. 11

4.2 Макромодель: экономическая таблица …………………………………11-15

5. Исторические условия возникновения кейнсианства …………………...15-16

6. Неоклассическая экономическая теория…………………………………..16-18

7. Проблемы современного этапа развития экономической теории………18-21

8. Заключение……………………………………………………………………...21-22

Список использованных источников ……………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 341.00 Кб (Скачать)

Экономическая мысль в странах СНГ и в  России в частности, как и хозяйственная  практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма  к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.

В последние  годы распространилось мнение о необходимости  буквального копирования курсов, по которым экономическая теория изучается в ведущих университетах  зарубежных стран. Нет никакого сомнения в большой ценности таких курсов и учебников по экономике. Но нельзя забывать главное: они построены на глубоком анализе реальных экономических систем и процессов, поведении людей, сформировавшемся на базе этих процессов. Копирование невозможно потому, что реальные экономические процессы, которые происходят в нашей экономике, мало, что имеют общего с экономическим устройством развитых стран. На переходное время нам нужен "свой" курс "Основ экономической теории", который бы по возможности вобрал в себя все лучшее, что дала мировая экономическая наука, и который бы отражал реальные процессы, происходящие в нашей экономике.

Поэтому одной  из проблем современной экономической  теории в России, является выработка  своей экономической теории.

Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне, кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать.

Желательно, чтобы  студенты овладели некоторым набором  экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.

Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется  и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.

"Экономическая  теория, - говорил выдающийся английский  экономист первой половины XX в.  Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".

Согласимся, что  далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.

В то же время  мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются  практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить  и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.

Управленцы предприятия  любого уровня обязаны глубоко и  систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический  анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.

Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами  игры. В экономическом поведении  обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая  теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.

В современной  России большой вклад в преодоление  вышеназванной проблемы: выработка  своей «переходной» экономической  теории, сделал Институт экономики переходного периода, возглавляемый Е. Т. Гайдаром. Институт экономики переходного периода ежемесячно подготавливает обзоры по состоянию Российской рынка и экономики в целом. В трудах и обзорах института, рассматриваются перспективы развития экономики России, причины разразившихся кризисов и их варианты их преодоления.

 
 

    8. Заключение.  

Современная западная экономическая теория, представляет собой не целое, а совокупность различных  течений, школ, иногда резко различающихся  методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов - не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. «Экономикс» исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.

В современной  экономической теории возникают все новые вопросы, появляются новые проблемы. Так, перед экономической теорией встал вопрос глобальных экономических проблем. И это объяснимо. Глобальные экономические проблемы проистекают из взаимодействия человека и общества с природой. 
Так, например, современная экономическая наука считает глобальными те проблемы, которые:

а) имеют общемировой  характер и касаются интересов всех либо большинства стран;

б) создают угрозу человечеству, ведут к регрессу в  условиях жизни людей, в развитии производительных сил;

в) требуют неотложных и решительных действий на основе коллективных и скоординированных  усилий мирового сообщества.

Однако перед  экономической теорией начала 20 века еще не стояло таких проблем. Это говорит о том, что экономические  знания претерпевают изменения вместе с развитием общества и в свою очередь, влияют на развитие этого общества.

И в заключение нужно еще раз отметить, что  познание становления экономической  теории, этапов становления различных  теорий, а также их развитие необходимо для осмысления современной экономической действительности и дальнейшего развития экономически знаний.

Важно подчеркнуть, что знакомство со всем многообразием  концепций экономической теории является абсолютно необходимым  условием формирования экономического профессионализма.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Список использованной литературы:  
 
 

1. Экономическая теория .Методические указания по самостоятельной работе студентам заочной формы обучения 2-ое издание. В.П.Шварев. 2009г. 

2. "Основания политической экономии" К.Менгер, Е.Бем-Баверк, Ф.Визер. М.: Экономика, 2000;  

3. "Трактат о налогах и сборах" Петти У. . Антология экономической классики: в 2-х т., Т.1. М.: Эконов, 1993;  

4.Гусейнов Р.М. История экономических учений: Учебное пособие..2006г.  

5..Е. Ф. Борисов. Экономическая теория. Курс лекций для студентов высших учебных заведений. М., 1996  

6. Курс экономики: Учебник. Под ред. Б. А. Райзберга. М., 2001.  

7. Ноув А. Какой должна быть экономическая теория переходного периода. // "Вопросы экономики". 1993.  

8. П.Г. Ермишин Основы экономической теории. (Курс лекций). М., 2007 

9. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. Введение. с.14-20.  

10. Экономика. Ecomomics. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 2002

.

11. Экономикс. Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб. 2007.  

Информация о работе Зарождение экономической теории и основные этапы ее развития