Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 12:43, курсовая работа
В своей курсовой работе я рассмотрю не только историю возникновения экономических знаний и этапы развития экономической теории, но и рассмотрю проблематику современного развития экономической теории
Введение…………………………………………………………………………2
1. История возникновения экономических знаний. ………………………2-7
2.Основные этапы развития экономической теории (таблица)…………..7
3. Становление экономической теории в трудах меркантилистов……….7-8
3.1 Общая характеристика …………………………………………………….8
3.2 Методы меркантилистской политики …………………………………….9-10
4. Становление экономической теории в трудах физиократов ……………10
4.1 Методология анализа: естественное право…………………………….. 11
4.2 Макромодель: экономическая таблица …………………………………11-15
5. Исторические условия возникновения кейнсианства …………………...15-16
6. Неоклассическая экономическая теория…………………………………..16-18
7. Проблемы современного этапа развития экономической теории………18-21
8. Заключение……………………………………………………………………...21-22
Список использованных источников ……………………………………………………23
Экономическая мысль в странах СНГ и в России в частности, как и хозяйственная практика, находятся в глубоком кризисе. Переход от марксизма-ленинизма к современной магистральной экономической теории дается с большим трудом.
В последние
годы распространилось мнение о необходимости
буквального копирования
Поэтому одной
из проблем современной
Этот курс должен быть небольшим по объему. Все мы, подчеркивает американский профессор Пол Хейне, кто учит студентов, грешим в том, что рассказываем гораздо больше, чем им хочется, или нужно знать.
Желательно, чтобы студенты овладели некоторым набором экономических концепций, которые помогли бы им мыслить более ясно и последовательно в широком диапазоне общественных проблем. Экономические принципы анализа позволяют нам улавливать смысл в окружающей нас разноголосице.
Экономика сложна, многолика и подвижна. Этим объясняется и подвижность науки, изучающей ее. В разных странах экономическая наука называется по-разному. В 1619 г. французский ученый А. Монкретьен впервые употребил термин "Политическая экономия" и с тех пор это название сохраняет право на свое существование. В учебных планах наших учебных заведений экономическая наука именуется как политическая экономия (в ряде университетов на экономических факультетах) или как Основы экономической теории. Одни авторы отождествляют эти две науки, другие - разграничивают. Коренного различия между предметами исследования этих наук нет. И в том, и в другом случаях рассматривается деятельность людей по обеспечению себя жизненными благами.
"Экономическая теория, - говорил выдающийся английский экономист первой половины XX в. Дж. Кейнс, - не есть набор уже готовых рекомендаций, применяемых непосредственно в хозяйственной политике. Она является скорее методом, чем учением, интеллектуальным инструментом, техникой мышления".
Согласимся, что далеко не всем нужны знания по экономике. Шахтер в забое, металлург у плавильной печи, астроном, изучающий солнечную активность, могут безболезненно обойтись без знания экономической теории в своем рабочем процессе. Человеческий мозг имеет ограниченную вместимость. Каждый стремиться экономить свое ограниченное время и использовать его для накопления профессиональных знаний и отдыха.
В то же время мы должны признать, что с экономическими вопросами и проблемами соприкасаются практически все. Домохозяйка рассчитывает, как прожить на зарплату мужа, накормить и приодеть детей; шахтер озабочен недостаточным заработком и выдвигает свои требования шахтовладельцам или правительству; инженер пытается выяснить, нельзя ли где-то подработать дополнительно; бизнесмен озабочен спадом производства и повышением ставок за кредит и налогов; владелец акций в панике с падением их курса и т.д.
Управленцы предприятия любого уровня обязаны глубоко и систематически изучать рыночную конъюнктуру, проводить тщательный экономический анализ состояния дел на предприятии. Экономическая политика государства, если она не опирается на экономическую теорию, неизбежно заведет общество в тупик, к кризису, а в конечном счете - к социальному взрыву. Практическое значение науки состоит в накоплении знаний, знание ведет к предвидению, а предвидение - к действию.
Большинство взаимодействий в обществе направляется и координируется определенными правилами, правилами игры. В экономическом поведении обширную и важную часть правил образуют права собственности. Экономическая теория пытается объяснить социальные явления, механизм взаимодействия и позволяет предвидеть направленность в экономическом поведении людей.
В современной России большой вклад в преодоление вышеназванной проблемы: выработка своей «переходной» экономической теории, сделал Институт экономики переходного периода, возглавляемый Е. Т. Гайдаром. Институт экономики переходного периода ежемесячно подготавливает обзоры по состоянию Российской рынка и экономики в целом. В трудах и обзорах института, рассматриваются перспективы развития экономики России, причины разразившихся кризисов и их варианты их преодоления.
8.
Заключение.
Современная западная экономическая теория, представляет собой не целое, а совокупность различных течений, школ, иногда резко различающихся методами анализа, конечными выводами и рекомендациями в области экономической политики. Отсутствие единства взглядов среди западных экономистов - не следствие слабости науки, а отражение многообразия экономической действительности, ее противоречивости и изменчивости. «Экономикс» исходит из того, что научное знание может постичь истину лишь с известной степенью приближения и учитывая происходящие в экономической жизни изменения, уточняет или отбрасывает устаревшие представления, приходит к новым выводам.
В современной
экономической теории возникают все
новые вопросы, появляются новые проблемы.
Так, перед экономической теорией встал
вопрос глобальных экономических проблем.
И это объяснимо. Глобальные экономические
проблемы проистекают из взаимодействия
человека и общества с природой.
Так, например, современная экономическая
наука считает глобальными те проблемы,
которые:
а) имеют общемировой характер и касаются интересов всех либо большинства стран;
б) создают угрозу человечеству, ведут к регрессу в условиях жизни людей, в развитии производительных сил;
в) требуют неотложных и решительных действий на основе коллективных и скоординированных усилий мирового сообщества.
Однако перед экономической теорией начала 20 века еще не стояло таких проблем. Это говорит о том, что экономические знания претерпевают изменения вместе с развитием общества и в свою очередь, влияют на развитие этого общества.
И в заключение нужно еще раз отметить, что познание становления экономической теории, этапов становления различных теорий, а также их развитие необходимо для осмысления современной экономической действительности и дальнейшего развития экономически знаний.
Важно подчеркнуть,
что знакомство со всем многообразием
концепций экономической теории
является абсолютно необходимым
условием формирования экономического
профессионализма.
Список использованной литературы:
1. Экономическая
теория .Методические указания по самостоятельной
работе студентам заочной формы обучения
2-ое издание. В.П.Шварев. 2009г.
2. "Основания
политической экономии" К.Менгер, Е.Бем-Баверк,
Ф.Визер. М.: Экономика, 2000;
3.
"Трактат о налогах и сборах" Петти
У. . Антология экономической классики:
в 2-х т., Т.1. М.: Эконов, 1993;
4.Гусейнов Р.М.
История экономических учений: Учебное
пособие..2006г.
5..Е. Ф. Борисов.
Экономическая теория. Курс лекций для
студентов высших учебных заведений. М.,
1996
6. Курс экономики:
Учебник. Под ред. Б. А. Райзберга. М., 2001.
7. Ноув А. Какой
должна быть экономическая теория переходного
периода. // "Вопросы экономики". 1993.
8. П.Г. Ермишин
Основы экономической теории. (Курс лекций).
М., 2007
9. Тойнби А.
Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991.
Введение. с.14-20.
10. Экономика. Ecomomics. С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. М., 2002
.
11. Экономикс.
Кемпбелл Р. Макконел, Стэнли Л. Брю. Спб.
2007.
Информация о работе Зарождение экономической теории и основные этапы ее развития