Зарождение экономической теории и основные этапы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 12:43, курсовая работа

Описание работы

В своей курсовой работе я рассмотрю не только историю возникновения экономических знаний и этапы развития экономической теории, но и рассмотрю проблематику современного развития экономической теории

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2


1. История возникновения экономических знаний. ………………………2-7


2.Основные этапы развития экономической теории (таблица)…………..7

3. Становление экономической теории в трудах меркантилистов……….7-8
3.1 Общая характеристика …………………………………………………….8

3.2 Методы меркантилистской политики …………………………………….9-10

4. Становление экономической теории в трудах физиократов ……………10
4.1 Методология анализа: естественное право…………………………….. 11

4.2 Макромодель: экономическая таблица …………………………………11-15

5. Исторические условия возникновения кейнсианства …………………...15-16

6. Неоклассическая экономическая теория…………………………………..16-18

7. Проблемы современного этапа развития экономической теории………18-21

8. Заключение……………………………………………………………………...21-22

Список использованных источников ……………………………………………………23

Работа содержит 1 файл

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.doc

— 341.00 Кб (Скачать)
 

Содержание: 
 

    Введение…………………………………………………………………………2 

    1. История возникновения экономических знаний. ………………………2-7 

      2.Основные этапы развития экономической теории (таблица)…………..7

      3. Становление экономической теории в трудах меркантилистов……….7-8 

      3.1  Общая характеристика …………………………………………………….8

     3.2 Методы меркантилистской политики …………………………………….9-10

      4. Становление экономической теории в трудах физиократов ……………10

      4.1  Методология анализа: естественное право…………………………….. 11

      4.2   Макромодель: экономическая таблица …………………………………11-15

    5. Исторические условия возникновения кейнсианства …………………...15-16

      6.  Неоклассическая экономическая теория…………………………………..16-18

      7.  Проблемы современного этапа развития экономической теории………18-21

      8. Заключение……………………………………………………………………...21-22

      Список использованных источников ……………………………………………………23

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

Экономика – это особая сфера общественной жизни со своими законами, проблемами и противоречиями. В этой сфере формируется экономический потенциал общества, производятся различные блага для удовлетворения физиологических и духовных потребностей людей.

Великий английский экономист конца XIX и первой половины уходящего столетия Альфред Маршалл образно сравнил экономику с театром, где актерами являются сами зрители, а эффект спектакля зависит от сценария, режиссера-постановщика и игры актеров, то есть населения. Экономическая наука и призвана осмысливать, отражать этот сложный противоречивый процесс, находить пути к разумному использованию природных и человеческих ресурсов с наибольшей пользой для общества. В отличие от театра экономика есть то, что формирует потребность в самом театре.

Экономическая наука как и медицина, технические  науки или любая другая область исследования жизни, не дает все же полного понимания всех тех явлений, с которыми она имеет дело. В экономической науке ограниченность понимания обусловлена, в частности, необходимостью опираться в основном на не экспериментальные данные, а также разнообразием и подчас непредсказуемостью человеческого поведения.

Для многих поколений  советских людей основным источником экономических знаний была политическая экономия, состоящая из двух разделов: капитализма и социализма. Случилось  так, что экономическая теория была подменена традиционными догмами, схоластическими представлениями и декларативными положениями. Отвергались все достижения современной экономической мысли как несостоятельные, противоречащие марксизму-ленинизму.

Сегодня интерес образованных людей к экономической теории все более возрастает. Объясняется это теми глобальными переменами, которые происходят во всем мире. П. Самуэльсон в известном всему миру учебнике «Экономикс» писал, что человек, систематически не изучавший экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся оценить музыкальное произведение.

Понимание событий, происходящих в России, требует умения оперировать большими пространственными  и временными масштабами. Многое, хотя и не все, происходящее можно лучше  понять, если принимать во внимание экономические аспекты мировой истории и современной жизни.

Поэтому важно  изучение истории возникновения  экономических знаний и проблематику их развития.

В своей курсовой работе я рассмотрю не только историю  возникновения экономических знаний и этапы развития экономической теории, но и рассмотрю проблематику современного развития экономической теории. 
 

    1. История возникновения экономических знаний.  

Экономическое мышление является ровесником человеческого  общества. Первоначально экономическая мысль выделялась в виде отдельной формы мышления, и представляется очень трудным, если вообще возможным, кристаллизировать ее абсолютно начальные результаты. Истоками считают и папирусы Древнего Египта и, законы царя  и древнеиндийский трактат «Артхашастра».

Так или иначе, истоки экономической науки следует  искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Дальнего Востока – колыбели мировой цивилизации. Первые попытки теоретически осмыслить экономическое устройство общества были сделаны в сочинениях Ксенофонта (430-335 г.г. до н.э.), Платона (428-348 г.г. до н.э.) и в меньшей степени в учении Аристотеля (384-322 г.г. до н.э.).

Ксенофонт – представитель богатой афинской аристократии – в своем трактате «Домострой» восхвалял достоинства земледелия и осуждал занятие ремеслами и торговлей. В историю экономических учений он вошел как ученый, который впервые дал анализ разделению труда, а говоря о ценности товара, рассматривал ценность как в смысле потребительской стоимости, так и в смысле меновой стоимости.

Натурально-хозяйственная  концепция была характерна и для  экономических взглядов Платона. В  своем проекте о государственном  устройстве он отвел государству  функцию разрешения противоречия между  многообразием потребностей людей  и однообразием их способностей. По мнению Платона, частную собственность могли иметь лишь лица, не способные к политической деятельности, т.е. представители третьего сословия: земледельцы, ремесленники и торговцы. Философы, управляющие обществом, и стражи не должны иметь никакой собственности. Затрагивая вопросы товарного производства, Платон подошел к пониманию того, что в процессе обмена имеет место приведение к «соразмерности и единообразию» несоразмерных и разнообразных товаров.

Аристотель большой  вклад в развитие экономической науки внес своим анализом форм стоимости, двойственности товара и развития форм торговли. Интересны его рассуждения о путях приобретения богатства и удовлетворения потребностей.

Экономическая мысль эпохи феодализма охватывает широкий круг проблем, начиная с обоснования законности владения феодальной землей, вечности деления общества на классы и кончая усилением внимания к проблемам товарно-денежных отношений. При этом, как правило, поддерживая развитие товарно-денежных отношений, кроме ростовщических, идеологи того времени стремились сохранить феодальный строй.

Политическая  экономия как самостоятельная наука  возникла значительно позже – в период зарождения капиталистического строя, формирования национального рынка. Она выражала интересы буржуазии как восходящего в ту пору класса. Тогда же и появился и сам термин «политическая экономия», родившийся в результате сочетания трех древнегреческих слов: «политейя» – общественное устройство, «ойкос» – дом, хозяйство и «номос» – закон.

Поскольку капиталистические отношения начали складываться, прежде всего, в сфере торговли, то первое, раннее течение экономической мысли в XV – XVII в.в. – меркантилизм (от итальянского «мерканте» – торговец, купец)- заключалось в познании закономерностей торговли. Согласно этой теории богатство общества выражается в накоплении денег, особенно золота и серебра, в результате торговли. Из всех видов деятельности приоритет отдавался труду, занятому в торговле, прежде всего международной, поскольку он способствовал накоплению богатства. Меркантилизм не являлся еще экономической наукой. Его основные положения – результат не теоретического анализа, а простого описания наблюдаемых явлений и отчасти их классификация.

По мере проникновения  капитала в сферу производства изменялись и взгляды идеологов буржуазии. Родоначальником классической буржуазной политической экономии является Уильям Теем (1623-1687 г.г.). Его экономические воззрения формировались в условиях быстрого роста капиталистических отношений в Англии. Его перу принадлежит целый ряд работ: «Трактат о налогах и сборах», «Слово мудрым», «Политическая арифметика», «Разное о деньгах». Как и многие другие исследователи экономических процессов, У. Теем не был «чистым» экономистом. Он был моряком, врачом, и в своем исследовании развивал идею активного торгового баланса. «Богатство каждой страны, - утверждал У. Теем, - заключается главным образом в той доле, которую она имеет во внешней торговле,… а производство таких товаров и ведение такой торговли, которое способствует накоплению в стране золота, серебра, драгоценных камней и т.п. являются более выгодными, чем другие виды производства и торговли». Отдавая дань меркантилизму, он заложил основы трудовой теории стоимости. Известную формулу Теем «труд – отец и активнейший принцип богатства, земля – его мать» можно считать одним из вариантов его учения об источнике стоимости.

Представителями классической буржуазной политической экономии во Франции в XVIII в. Были Ф. Кенэ (1694-1774) и А.Тюрго (1727-1781). Они перенесли вопрос о происхождении общественного богатства из сферы обращения в сферу производства. При этом ограничивали последнюю только сельским хозяйством, считая, что богатство создается лишь в этой отрасли. Поэтому это направление в развитии экономической мысли получило название школы физиократов (термин образован от греческих слов «природа» и «власть»).

Выдающийся английский экономист Адам Смит (1723-1790) вошел  в историю как «Пророк свободной конкуренции». Величайшей его заслугой можно считать то, что в мире экономики он разглядел открытый Ньютоном в физическом подлунном мире естественный саморегулирующийся порядок. Основная идея в учении А. Смита – идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Главное произведение его жизни «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) оказало громадное влияние на последующий век. Экономическая жизнь, по Смиту, подчинена объективным закономерностям, которые не зависят от воли и сознательных устремлений людей. Исходный пункт всего его исследования образует проблема разделения труда, которое связывает в единое общество «эгоистов-индивидов».

После исследования этой проблемы он переходит к изложению происхождения и употребления денег. Значительный вклад Смит внес в теорию стоимости, в учение о доходах, о производительном и непроизводительном труде, о капитале и воспроизводстве, об экономической политике государства.

Самым крупным  экономистом эпохи промышленного переворота в Англии был Д.Рикардо (1772-1823). Он сформулировал серию экономических законов, которые вошли в сокровищницу политической экономии. Центральное место в учении занимают теории стоимости и денег, заработной платы и прибыли, земельной ренты, учение о капитале и воспроизводстве. П. Самуэльсон в своем учебнике по экономике оценивает Д. еемрдо как ключевую фигуру 19 века: «Он был одним из счастливчиков. Ученые классического, неоклассического и посткейнсианского направлений – все ведут свою родословную из его окружения. То же самое можно сказать и о марксистах-социалистах».

Подводя итоги  классической школе, необходимо отметить, что основным объектом исследования здесь выступает производство как  таковое, независимо от его отраслевых особенностей, а также распределение благ. Ее выдающиеся представители выдвинули и обосновали систему понятий и категорий, представляющих собой научное отражение многих экономических процессов.

Когда капиталистическое  общество достигло достаточно высокой степени экономической зрелости и выявились его внутренние противоречия, когда на арену истории вышел рабочий класс, научное древо экономики раздвоилось. Одно направление через неоклассическую экономику и кейнсианство пришло к современной посткейсианской магистральной экономике. Другое направление вышло из «Капитала» Маркса.

В противовес буржуазной политической экономии возникла пролетарская экономия, основы которой заложили идеологи рабочего класса – К. Маркс и Ф. Энгельс. Они осуществили переворот в экономической науке, создали учение о прибавочной стоимости, вскрывшее природу капиталистической эксплуатации. Был сделан глубоко научный анализ капиталистического строя, приведший авторов к выводу о его исторической ограниченности и закономерной смене социалистическим строем.

Таким образом, учение английских классиков по-новому продолжил К.Маркс (1818-1883гг.). В своем  главном труде «Капитал» над  которым он работал 40 лет, он глубоко  и всесторонне разработал теорию прибавочной стоимости и теорию стоимости, опираясь на фактический материал о развитии капитализма в Англии. Маркс стремился поставить политическую экономию на службу интересов рабочего класса. Такой классовый подход отрицательно сказался на научной объективности ряда высказанных им положений.

В конце 19 столетия сама хозяйственная жизнь продемонстрировала определенную ограниченность классического направления политэкономии.

Информация о работе Зарождение экономической теории и основные этапы ее развития