Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 12:43, курсовая работа
В своей курсовой работе я рассмотрю не только историю возникновения экономических знаний и этапы развития экономической теории, но и рассмотрю проблематику современного развития экономической теории
Введение…………………………………………………………………………2
1. История возникновения экономических знаний. ………………………2-7
2.Основные этапы развития экономической теории (таблица)…………..7
3. Становление экономической теории в трудах меркантилистов……….7-8
3.1 Общая характеристика …………………………………………………….8
3.2 Методы меркантилистской политики …………………………………….9-10
4. Становление экономической теории в трудах физиократов ……………10
4.1 Методология анализа: естественное право…………………………….. 11
4.2 Макромодель: экономическая таблица …………………………………11-15
5. Исторические условия возникновения кейнсианства …………………...15-16
6. Неоклассическая экономическая теория…………………………………..16-18
7. Проблемы современного этапа развития экономической теории………18-21
8. Заключение……………………………………………………………………...21-22
Список использованных источников ……………………………………………………23
Вывод: Ни одна теория не может претендовать на абсолютную и вечную истинность.
Каждая школа в той или иной мере страдает односторонностью и преувеличениями, поскольку выступает с позиций определенной социальной группы и определенного периода. Следовательно, общество не должно оказываться в плену отдельных теорий. Его развитие направляется общенациональными интересами, которые складываются в трудном поиске общественных компромиссов, избегая при этом разрушительной конфронтации, умножая точки согласия и сотрудничества между людьми.
5. Исторические условия возникновения кейнсианства
Кейнсианство – экономическое учение о необходимости и значимости государственного регулирования экономики посредством широкого использования государством фискальной, денежно-кредитной политики и других активных мер воздействия на рыночный механизм.
В C C ст. Западная экономическая теория рыночного развития выступала с неоклассическим направлением, которое продолжало определять специфику второго классического положения. Но со временем ситуация кардинально изменилась под влиянием двух определяющих тенденций развития.
Во-первых, в связи с победой Октябрьской революции 1917 г. в России, а после второй мировой войны подобных революций в ряде стран Восточной Европы, в Китае и других странах Азии и на Кубе марксизм тоталитарного направления стал единым безальтернативным течением в странах командно-административной системы, оставаясь одним из течений в других странах мира. Вместе с тем в рыночных странах приобрёл дальнейшее развитие марксизм социал-демократического направления. В странах командно-административной системы условия препятствовали развитию творческого марксизма. Однако практика первого периода существования командно-административной системы показала эффективность активного вмешательства государства в экономические процессы. Лишь со временем роль государства в экономической жизни была сведена к абсурду.
Во-вторых, уже в 30-е годы небывалую ранее остроту приобрели кризисные процессы в экономике и экономической рыночной теории Запада. Существовала потребность в новой рыночной теории, которая бы убедительно объяснила существование таких явлений, как массовая безработица, длительный спад производства, существование неиспользованных производственных мощностей и т.д., и указала возможные пути выхода из кризисного состояния без уничтожения рыночных основ хозяйствования.
В-третьих, определенные
новые теоретико-
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. обрушился с колоссальной силой как на развитые, так и неразвитые в промышленном отношении страны. Поэтому именно в 1929-1933 гг. закончился период “скрытого” развития экономики, то было время конца целого ряда старых и открытия новых технологических горизонтов, проблеска новой цивилизованной системы. Иными словами, 1930 г. положил предел тому типу роста который был характерен для C I C в. и тщетно пытался сочетать старые, традиционные приемы использования пространства и материи с инновационными механизмами.
Если “сила” неоклассической теории конца C I C - начала C C в. распространялась главным образом на микроэкономический анализ, то в условиях нетипичного, можно сказать, кризиса, сопровождавшегося всеобщей безработицей, стал необходим и иной – макроэкономический анализ , к которому в частности, обратился один из величайших экономистов нынешнего столетия английский ученый Джон Мейнрад Кейнс.
Существенная потребность в новой рыночной теории была удовлетворена выходом в свет работы Джона Мейнрада Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег” (1936) . После этого большинство молодых экономистов-рыночников стали последователями теории Кейнса.
Как следствие в экономической науке, по словам М. Блауга, “в 30-х годах маятник качнулся в обратном направлении: озабоченность проблемой совокупного эффективного спроса заставила многих экономистов согласиться с Кейсом в том, что “полное доминирование рикардинского подхода на протяжении 100 лет было катастрофой для прогресса экономической науки” .
Итак, мировой
экономический кризис 1929–1933 гг. предопределил
возникновение новых проблем
научных исследователей, которые
не утрачивают своей актуальности и
в наши дни, ибо основное их содержание
– это государственное
регулирование экономики
в рыночном хозяйстве
. С тех пор берет свое начало нацеленное
на решение этих проблем это теоретическое
направление. Оно опирается на учение
Дж. М. Кейнса, и его последователей и называется
кейнсианским (кейнсианство)
.
6. Неоклассическая экономическая теория
возникла в 1870-е годы.
Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).
Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа — предельные величины (см. Маржинализм). Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов, экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.
Во второй половине
XIX века наряду с марксизмом возникает
и развивается неоклассическая
экономическая теория. Из всех её многочисленных
представителей наибольшую известность
приобрёл английский учёный Альфред Маршалл
(1842-1924). Он был профессором, заведующим
кафедрой политической экономии Кембриджского
университета. А.Маршалл обобщил результаты
новых экономических исследований в фундаментальном
труде "Принципы экономической теории"
(1890).
В своих работах А. Маршалл опирался как на идеи классической теории, так и на идеи маржинализма. Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине XIX века. Экономисты-маржиналисты в своих исследованиях использовали предельные величины, такие как предельная полезность (полезность последней, дополнительной единицы блага), предельная производительность (продукция, произведённая последним нанятым работником).
Данные понятия использовались ими в теории цены, теории заработной платы и при объяснении многих других экономических процессов и явлений.
В своей теории
цены А.Маршалл опирается на концепции
спроса и предложения. Цена блага определяется
соотношением спроса и предложения. В
основе спроса на благо лежат субъективные
оценки предельной полезности блага потребителями
(покупателями). В основе предложения блага
лежат издержки производства. Производитель
не может продавать по цене, не покрывающей
его затраты на производство. Если классическая
экономическая теория рассматривала формирование
цен с позиций производителя, то неоклассическая
теория рассматривает ценообразование
и с позиций потребителя (спрос), и с позиций
производителя (предложение).
Неоклассическая
экономическая теория также, как
и классики исходит из принципа экономического
либерализма, принципа свободной конкуренции.
Но в своих исследованиях
Исторические условия
возникновения марксизма
7. Проблемы современного этапа развития
экономической теории.
Реальная экономика
слишком сложна, чтобы размышлять
о ней логически во всех деталях:
слишком много различных
Современная экономическая теория больше внимания уделяет изучению явлений, описанию фактов: рынок, деньги, кредитные отношения, инфляция, безработица, прибыль, спрос и предложение. В какой связи они находятся между собой, каков допустимый уровень инфляции, безработицы, военных расходов и т.д. Эта наука имеет выраженную практическую направленность, и только от обобщения огромного количества фактов она движется к обоснованию тенденций и экономических законов. И, как говорится в учебнике Самуэльсона, через одно-два десятилетия новые факты опрокидывают старые теории и наука получает импульс для дальнейшего развития. Отсюда на смену одним теориям приходили другие: теория народного, демократического капитализма; индустриального, постиндустриального общества; государство всеобщего благоденствия; теория конвергенции.
В последние годы наметился переход к изучению общечеловеческих ценностей, вытекающих из самого процесса естественной саморегуляции жизни, из общих законов взаимодействия живых организмов с окружающей материальной средой, с природой. Изменяется и наше представление о предмете экономической науки. Человек живет в мире ограниченных возможностей. Ограничены его физические и интеллектуальные способности, время, которое он может уделить тому или иному занятию, средства достижения цели. Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния. Ограниченность ресурсов заключается в принципиальной невозможности одновременного и полного удовлетворения всех потребностей всех людей. Перед обществом, как и перед отдельным человеком, всегда стоит задача выбора направлений и способов использования ограниченных ресурсов в различных конкурирующих целях. Методы решения этой задачи и составляют предмет экономической науки.
Еще одной проблемой современного этапа экономической теории, является переосмысление положения прав человека в экономической теории, социальных гарантий. Таким образом, в современной экономической теории правам человека отводится большее значение.
Происходит переосмысление экономической мысли в постсоциалистических странах. Некоторые страны избирают путь американской и западной экономической мысли, однако практика показывает, что большее значение для этих стран играют свои наработки в экономической теории.
"Экономическая теория, - пишет П. Самуэльсон в своем учебнике "Экономика", - есть наука о том, какие из редких производительных ресурсов люди и общество с течением времени, с помощью денег или без их участия, избирают для производства различных товаров и распределения их в целях потребления в настоящем и будущем между различными людьми и группами общества".
Информация о работе Зарождение экономической теории и основные этапы ее развития