Заработная плата медицинского персонала

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание работы

В последнее время много говорят о новой отраслевой системе оплаты труда. Еще в 2007 году вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября №605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

Работа содержит 1 файл

Курсовая Заработная плата медицинского персонала.docx

— 232.30 Кб (Скачать)

В числе  основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:

• низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС - иногда даже ниже минимального размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 -20 % необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;

• недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы;

• недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда. В основном отраслевые особенности отражены через систему доплат и надбавок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Переход на профессиональные квалификационные группы

 

В соответствии с Трудовым кодексом РФ базовые оклады (базовые должностные оклады) и  базовые ставки заработной платы  работников государственных и муниципальных  учреждений устанавливаются по профессиональным квалификационным группам. Профессиональные квалификационные группы представляют собой группы профессий рабочих  и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей  профессиональной деятельности. В связи  с этим утверждены профессиональные квалификационные группы должностей медицинских  и фармацевтических работников.

 Должности  медицинских и фармацевтических  работников разделены на 4 профессиональные  квалификационные группы: медицинский  и фармацевтический персонал  первого уровня (санитарка, сестра-хозяйка,  фасовщица и др.); средний медицинский  и фармацевтический персонал (медсестра,  акушерка, фельдшер, лаборант, фармацевт  и др.); врачи и провизоры; руководители  структурных подразделений учреждений  с высшим медицинским и фармацевтическим  образованием (врач-специалист, провизор).

Должности медицинских и фармацевтических работников, входящие в одну профессиональную квалификационную группу, структурированы  по квалификационным уровням этой профессиональной квалификационной группы в зависимости  от сложности выполняемых работ  и уровня квалификационной подготовки, необходимой для занятия должности.

Профессиональные  квалификационные группы должностей медицинских  и фармацевтических работников (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 августа 2007 г. N 526)

1. Профессиональная квалификационная  группа "Медицинский и фармацевтический персонал первого уровня"

1 квалификационный уровень: санитарка; санитарка (мойщица); младшая медицинская сестра по уходу за больными; сестра-хозяйка; фасовщица

2. Профессиональная квалификационная группа "Средний медицинский и фармацевтический персонал"

1 квалификационный  уровень: гигиенист стоматологический; инструктор-дезинфектор; инструктор по гигиеническому воспитанию; инструктор по лечебной физкультуре; медицинский статистик; инструктор по трудовой терапии; медицинская сестра стерилизационной; продавец оптики; младший фармацевт; медицинский дезинфектор; медицинский регистратор

2 квалификационный уровень:  помощник врача по гигиене детей и подростков (врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача-паразитолога, врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиолога); помощник энтомолога; лаборант; медицинская сестра диетическая; рентгенолаборант

3 квалификационный уровень медицинская сестра; медицинская сестра палатная (постовая); медицинская сестра патронажная; медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя); медицинская сестра по физиотерапии; медицинская сестра по массажу; медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; зубной техник; фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; медицинская сестра участковая; медицинский лабораторный техник; фармацевт; медицинский оптик-оптометрист

4 квалификационный уровень: акушерка; фельдшер; операционная медицинская сестра; медицинская сестра - анестезист; зубной врач; медицинский технолог; медицинская сестра процедурной; медицинская сестра перевязочной; медицинская сестра врача общей практики; фельдшер-лаборант

5 квалификационный уровень старший фармацевт; старшая медицинская сестра (акушерка, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник); заведующая молочной кухней; заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования; заведующий аптекой лечебно-профилактического учреждения; заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра); заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра); заведующий медпунктом - фельдшер (медицинская сестра).

3. Профессиональная квалификационная группа "Врачи и провизоры"

1 квалификационный уровень: врач-интерн; врач-стажер; провизор-интерн; провизор-стажер

2 квалификационный уровень: врачи-специалисты; провизор-технолог; провизор-аналитик

3 квалификационный уровень: врачи-специалисты стационарных подразделений лечебно-профилактических учреждений, станций (отделений) скорой медицинской помощи и учреждений социально-медицинской экспертизы; врачи-терапевты участковые; врачи-педиатры участковые; врачи общей практики (семейные врачи)

4 квалификационный уровень: врачи-специалисты хирургического профиля, оперирующие в стационарах лечебно-профилактических учреждений; старший врач; старший провизор

4. Профессиональная квалификационная группа "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)"

1 квалификационный уровень:  заведующий структурным подразделением (отделом, отделением, лабораторией кабинетом, отрядом и др.); начальник структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и др.)

2 квалификационный уровень: заведующий  отделением хирургического профиля  стационаров.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Новая система оплаты труда медицинских работников в российских регионах.

 

Уже в 2007 году ряд российских регионов начали вводить НСОТ в учреждениях

здравоохранения, в 2008-2009 году процесс  перехода продолжался. Ожидалось, что

принятые меры дадут возможность как поднять общий уровень оплаты труда (в том числе,

за счет оптимизации численности  персонала), так и сделать систему  оплаты более

дифференцированной и мотивирующей работников. Оценка результатов введения НСОТ

в регионах затрудняется, однако, следующими обстоятельствами:

1. Сам процесс перехода на  НСОТ, начавшийся в 2007 году, совпал  с реализацией мер

Национального приоритетного проекта  «Здоровье», в рамках которого был

значительно увеличен средний уровень  оплаты труда медицинских работников. Таким

образом, повышение средней заработной платы происходило как в тех  регионах, что

вводили НСОТ, так и в тех (большинстве), что не вводили; выделить роль новых

систем оплаты «в чистом виде» поэтому  затруднительно. Повышение заработной

платы медицинских работников наблюдалось  не только в номинальном и реальном

выражении, но и в отношении средней  заработной платы в экономике (рис. 1, данные

за 2009 год - ноябрь);

Рис.1. Соотношение средней заработной платы в отрасли здравоохранения  и

средней заработной платы по экономике, в % (по данным Росстата)

 

2. Дальнейший переход на новую  систему оплаты труда в 2008 году  был приостановлен

кризисом – если федеральные  учреждения, в соответствии с принятыми

нормативными актами, должны были завершить переход к декабрю 2008 г., то

учреждения, находящиеся в региональном и муниципальном подчинении, зачастую

откладывали введение НСОТ на 2009 и  даже 2010 гг. Многие учреждения, уже

завершившие переход, в условиях бюджетного дефицита не смогли увеличить

ресурсы, выделяемые на оплату труда. В 2008 году статистика впервые зафиксировала

изменение наблюдавшейся долгие годы тенденции роста занятости в  отрасли

здравоохранения. Прирост занятости  по сравнению с 2007 годом составил всего около

9 тысяч человек (4459,5 тысяч занятых  в 2008 году против 4450,9 тысяч в  2007-м, или

+ 0,2%). Очевидно, прекращение роста  занятости в здравоохранении  в 2008 году

связано с общей кризисной ситуацией  – в целом в экономике за этот год занятость

сократилась примерно на 200 тыс. человек. В 2008 году впервые за последние

тринадцать лет снизилась численность  врачей - как в абсолютном выражении (с 707,3

до 703,8 тыс. человек), так и в относительном (с 49,8 до 49,6 в расчете на 10 000

человек населения) (см. рис. 2):

Рис.2. Численность врачей на 10000 человек  населения РФ, 1990-2008 гг.(по данным

Росстата)

Стабилизация уровня занятости  в здравоохранении, наблюдаемая  в целом по стране в

2008 году, характерна, однако, не для всех регионов в равной степени. Выделяются три

3

группы регионов: большинство –  примерно две третьих от общего числа, где занятость

была стабильной по отношению к 2007 году (в диапазоне ± 1% изменений), 14

регионов, где занятость сокращалась  на 2% и более, и 13 регионов, где она  продолжала

расти, как и в прежние годы (прирост от 2 до 8%). Рост занятости  был характерен в

2008 году как для экономически  сильных регионов (Москва и Санкт-Петербург,

Московская, Ярославская, Тюменская  области), так и для самых «слабых»,

дотационных регионов (Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика,

Чеченская Республика, республики Алтай, Бурятия, Тыва, Волгоградская область).

Последняя группа отличается наиболее высокими показателями безработицы  и

бедности, так что занятость  в здравоохранении (как и вообще в государственном

секторе), становится здесь в ситуации кризиса единственной реальной альтернативной

безработицы. Поэтому сложно говорить о влиянии НСОТ на оптимизацию

численности медицинского персонала  в тех регионах, где высока напряженность  на

локальных рынках труда.

3. Увеличение законодательно установленного  минимального размера оплаты  труда до

4330 рублей с 1 января 2009 года внесло  существенные коррективы в ход  реформы

оплаты труда: в условиях ограниченного  финансирования средства зачастую

перераспределялись в направлении  работников низших профессионально-

квалификационных групп, тогда  как более квалифицированные  работники

практически не получали дополнительных стимулирующих выплат; система стала

приобретать уравнительный характер, что прямо противоречит изначальной  идее

дифференциации оплаты труда.

4. Слабая информационная и методическая  обеспеченность реформы сделала  переход к

новой системе оплаты во многих учреждениях  формальным, не все сумели разработать

критерии и процедуры оценки персонала, которые должны лежать в  основе НСОТ.

 

Данные мониторинга позволяют  оценить дифференциацию оплаты труда

медработников внутри одного учреждения. Для того чтобы выявить влияние  НСОТ, мы

выбрали однотипные учреждения в каждой из трех групп – вводивших НСОТ с 2008 года,

с 2009 года и не вводивших. На примере Центральной районной больницы (этот тип

учреждений представлен во всех группах и характеризуется значительной численностью

сотрудников), мы оценили показатели минимальной и максимальной зарплаты для врачей

и медсестер. Отношение максимума  к минимуму для обеих категорий  сотрудников выше

в ЦРБ, перешедшей на новую систему  оплаты труда в 2009 году. Для медицинских  сестер

наиболее уравнительная политика зарплаты наблюдается в больнице, не вводившей

НСОТ.

Как видно из таблицы 2, в рассматриваемых нами центральных районных

больницах коэффициенты фондов1  рассчитанные для заработной платы медицинских

сестер и врачей, оказываются  максимальными там, где новая  система оплаты труда

введена в 2009 году. Очевидно, это учреждение лучше подготовилось к введению НСОТ,

и было обеспечено примерными методиками учета вклада отдельного работника,

дифференциация заработков в результате повысилась, причем в первую очередь  для тех

категорий работников, для которых  ранее система была более уравнительной.

Несколько ниже коэффициенты фондов для зарплаты врачей и среднего

медицинского персонала ЦРБ, где  новая система оплаты введена в 2008 году.

Можно

предположить, что в этом учреждении еще не окончательно сформировались механизмы

оценки результатов труда отдельного работника и учета их при установлении надбавок.

Известно, что многие бюджетные  учреждения, первыми вводившие НСОТ, распределяли надбавки равномерно между  всеми работниками, и лишь позже  постепенно разрабатывали свои подходы и процедуры дифференциации надбавок.

 

Таблица 4. Показатели дифференциации оплаты труда врачей и среднего

медицинского персонала в группах  учреждений, вводивших и не вводивших  НСОТ, на примере центральных районных больниц.

Информация о работе Заработная плата медицинского персонала