Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 12:25, курсовая работа
В последнее время много говорят о новой отраслевой системе оплаты труда. Еще в 2007 году вышло Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября №605 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и гражданского персонала воинских частей, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».
В числе основных недостатков Единой тарифной сетки следует назвать:
• низкий уровень тарифной ставки 1-го разряда (за период существования ЕТС - иногда даже ниже минимального размера оплаты труда). Это связано с тем, что для обеспечения повышения тарифной ставки первого разряда даже на 10 -20 % необходимы значительные финансовые затраты бюджетов всех уровней, поскольку в тех же размерах необходимо увеличивать тарифные ставки (оклады) по всем другим разрядам;
• недостаточность 18 разрядов для отражения дифференциации условий и уровней оплаты труда во всех отраслях бюджетной сферы;
• недостаточный учет отраслевых особенностей в оплате труда. В основном отраслевые особенности отражены через систему доплат и надбавок.
2.2 Переход на профессиональные квалификационные группы
В соответствии
с Трудовым кодексом РФ базовые оклады
(базовые должностные оклады) и
базовые ставки заработной платы
работников государственных и
Должности
медицинских и
Должности
медицинских и фармацевтических
работников, входящие в одну профессиональную
квалификационную группу, структурированы
по квалификационным уровням этой профессиональной
квалификационной группы в зависимости
от сложности выполняемых работ
и уровня квалификационной подготовки,
необходимой для занятия
Профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 августа 2007 г. N 526)
1. Профессиональная
1 квалификационный уровень: санитарка; санитарка (мойщица); младшая медицинская сестра по уходу за больными; сестра-хозяйка; фасовщица
2. Профессиональная квалификационная группа "Средний медицинский и фармацевтический персонал"
1 квалификационный уровень: гигиенист стоматологический; инструктор-дезинфектор; инструктор по гигиеническому воспитанию; инструктор по лечебной физкультуре; медицинский статистик; инструктор по трудовой терапии; медицинская сестра стерилизационной; продавец оптики; младший фармацевт; медицинский дезинфектор; медицинский регистратор
2 квалификационный уровень: помощник врача по гигиене детей и подростков (врача по гигиене питания, врача по гигиене труда, врача по гигиеническому воспитанию, врача по коммунальной гигиене, врача по общей гигиене, врача-паразитолога, врача по радиационной гигиене, врача-эпидемиолога); помощник энтомолога; лаборант; медицинская сестра диетическая; рентгенолаборант
3 квалификационный уровень медицинская сестра; медицинская сестра палатная (постовая); медицинская сестра патронажная; медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя); медицинская сестра по физиотерапии; медицинская сестра по массажу; медицинская сестра по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; зубной техник; фельдшер по приему вызовов и передаче их выездным бригадам; медицинская сестра участковая; медицинский лабораторный техник; фармацевт; медицинский оптик-оптометрист
4 квалификационный уровень: акушерка; фельдшер; операционная медицинская сестра; медицинская сестра - анестезист; зубной врач; медицинский технолог; медицинская сестра процедурной; медицинская сестра перевязочной; медицинская сестра врача общей практики; фельдшер-лаборант
5 квалификационный уровень старший фармацевт; старшая медицинская сестра (акушерка, фельдшер, операционная медицинская сестра, зубной техник); заведующая молочной кухней; заведующий производством учреждений (отделов, отделений, лабораторий) зубопротезирования; заведующий аптекой лечебно-профилактического учреждения; заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшер (акушерка, медицинская сестра); заведующий здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра); заведующий медпунктом - фельдшер (медицинская сестра).
3. Профессиональная квалификационная группа "Врачи и провизоры"
1 квалификационный уровень: врач-интерн; врач-стажер; провизор-интерн; провизор-стажер
2 квалификационный уровень: врачи-специалисты; провизор-технолог; провизор-аналитик
3 квалификационный уровень: врачи-специалисты стационарных подразделений лечебно-профилактических учреждений, станций (отделений) скорой медицинской помощи и учреждений социально-медицинской экспертизы; врачи-терапевты участковые; врачи-педиатры участковые; врачи общей практики (семейные врачи)
4 квалификационный уровень: врачи-специалисты хирургического профиля, оперирующие в стационарах лечебно-профилактических учреждений; старший врач; старший провизор
4. Профессиональная квалификационная группа "Руководители структурных подразделений учреждений с высшим медицинским и фармацевтическим образованием (врач-специалист, провизор)"
1 квалификационный уровень:
заведующий структурным
2 квалификационный уровень:
2.3 Новая система оплаты труда медицинских работников в российских регионах.
Уже в 2007 году ряд российских регионов начали вводить НСОТ в учреждениях
здравоохранения, в 2008-2009 году процесс перехода продолжался. Ожидалось, что
принятые меры дадут возможность как поднять общий уровень оплаты труда (в том числе,
за счет оптимизации численности персонала), так и сделать систему оплаты более
дифференцированной и мотивирующей работников. Оценка результатов введения НСОТ
в регионах затрудняется, однако, следующими обстоятельствами:
1. Сам процесс перехода на НСОТ, начавшийся в 2007 году, совпал с реализацией мер
Национального приоритетного проекта «Здоровье», в рамках которого был
значительно увеличен средний уровень оплаты труда медицинских работников. Таким
образом, повышение средней заработной платы происходило как в тех регионах, что
вводили НСОТ, так и в тех (большинстве), что не вводили; выделить роль новых
систем оплаты «в чистом виде» поэтому затруднительно. Повышение заработной
платы медицинских работников наблюдалось не только в номинальном и реальном
выражении, но и в отношении средней заработной платы в экономике (рис. 1, данные
за 2009 год - ноябрь);
Рис.1. Соотношение средней заработной
платы в отрасли
средней заработной платы по экономике, в % (по данным Росстата)
2. Дальнейший переход на новую систему оплаты труда в 2008 году был приостановлен
кризисом – если федеральные учреждения, в соответствии с принятыми
нормативными актами, должны были завершить переход к декабрю 2008 г., то
учреждения, находящиеся в региональном и муниципальном подчинении, зачастую
откладывали введение НСОТ на 2009 и даже 2010 гг. Многие учреждения, уже
завершившие переход, в условиях бюджетного дефицита не смогли увеличить
ресурсы, выделяемые на оплату труда. В 2008 году статистика впервые зафиксировала
изменение наблюдавшейся долгие годы тенденции роста занятости в отрасли
здравоохранения. Прирост занятости по сравнению с 2007 годом составил всего около
9 тысяч человек (4459,5 тысяч занятых в 2008 году против 4450,9 тысяч в 2007-м, или
+ 0,2%). Очевидно, прекращение роста занятости в здравоохранении в 2008 году
связано с общей кризисной ситуацией – в целом в экономике за этот год занятость
сократилась примерно на 200 тыс. человек. В 2008 году впервые за последние
тринадцать лет снизилась
до 703,8 тыс. человек), так и в относительном (с 49,8 до 49,6 в расчете на 10 000
человек населения) (см. рис. 2):
Рис.2. Численность врачей на 10000 человек населения РФ, 1990-2008 гг.(по данным
Росстата)
Стабилизация уровня занятости в здравоохранении, наблюдаемая в целом по стране в
2008 году, характерна, однако, не для всех регионов в равной степени. Выделяются три
3
группы регионов: большинство – примерно две третьих от общего числа, где занятость
была стабильной по отношению к 2007 году (в диапазоне ± 1% изменений), 14
регионов, где занятость сокращалась на 2% и более, и 13 регионов, где она продолжала
расти, как и в прежние годы (прирост от 2 до 8%). Рост занятости был характерен в
2008 году как для экономически сильных регионов (Москва и Санкт-Петербург,
Московская, Ярославская, Тюменская области), так и для самых «слабых»,
дотационных регионов (Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика,
Чеченская Республика, республики Алтай, Бурятия, Тыва, Волгоградская область).
Последняя группа отличается наиболее высокими показателями безработицы и
бедности, так что занятость в здравоохранении (как и вообще в государственном
секторе), становится здесь в ситуации кризиса единственной реальной альтернативной
безработицы. Поэтому сложно говорить о влиянии НСОТ на оптимизацию
численности медицинского персонала в тех регионах, где высока напряженность на
локальных рынках труда.
3. Увеличение законодательно
4330 рублей с 1 января 2009 года внесло существенные коррективы в ход реформы
оплаты труда: в условиях ограниченного финансирования средства зачастую
перераспределялись в
квалификационных групп, тогда как более квалифицированные работники
практически не получали дополнительных стимулирующих выплат; система стала
приобретать уравнительный характер, что прямо противоречит изначальной идее
дифференциации оплаты труда.
4. Слабая информационная и
новой системе оплаты во многих учреждениях формальным, не все сумели разработать
критерии и процедуры оценки персонала, которые должны лежать в основе НСОТ.
Данные мониторинга позволяют оценить дифференциацию оплаты труда
медработников внутри одного учреждения. Для того чтобы выявить влияние НСОТ, мы
выбрали однотипные учреждения в каждой из трех групп – вводивших НСОТ с 2008 года,
с 2009 года и не вводивших. На примере Центральной районной больницы (этот тип
учреждений представлен во всех группах и характеризуется значительной численностью
сотрудников), мы оценили показатели минимальной и максимальной зарплаты для врачей
и медсестер. Отношение максимума к минимуму для обеих категорий сотрудников выше
в ЦРБ, перешедшей на новую систему оплаты труда в 2009 году. Для медицинских сестер
наиболее уравнительная
НСОТ.
Как видно из таблицы 2, в рассматриваемых нами центральных районных
больницах коэффициенты фондов1 рассчитанные для заработной платы медицинских
сестер и врачей, оказываются максимальными там, где новая система оплаты труда
введена в 2009 году. Очевидно, это учреждение лучше подготовилось к введению НСОТ,
и было обеспечено примерными методиками учета вклада отдельного работника,
дифференциация заработков в результате повысилась, причем в первую очередь для тех
категорий работников, для которых ранее система была более уравнительной.
Несколько ниже коэффициенты фондов для зарплаты врачей и среднего
медицинского персонала ЦРБ, где новая система оплаты введена в 2008 году.
Можно
предположить, что в этом учреждении еще не окончательно сформировались механизмы
оценки результатов труда
Известно, что многие бюджетные учреждения, первыми вводившие НСОТ, распределяли надбавки равномерно между всеми работниками, и лишь позже постепенно разрабатывали свои подходы и процедуры дифференциации надбавок.
Таблица 4. Показатели дифференциации оплаты труда врачей и среднего
медицинского персонала в