Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:31, контрольная работа

Описание работы

С целью защиты национальных экономических интересов применяется совокупность различных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, мер, регламентирующих порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, прямо или косвенно влияющих на внешнеторговую деятельность. Все эти меры получили обобщенное название «нетарифные меры регулирования» (НМР) или «нетарифные ограничения» (НТО). НТО наряду с валютным курсом и Таможенным тарифом относятся к важнейшим инструментам регулирования внешнеэкономической деятельности любого государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу 4
1.1. Основные НТО 4
1.2. Дополнительные НТО 9
1.3. Особенности таможенного контроля за соблюдением НТО 13
1.4. Документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Работа содержит 1 файл

Copy of Контрольная работа по дисциплине Управление ВЭД.docx

— 59.54 Кб (Скачать)

- Соглашение об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза от 11 декабря 2009г.;

- Соглашение Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11 декабря 2009 г.

Санитарно-эпидемиологический надзор (контроль) — новый вид  контроля, который начал производиться  в пунктах пропуска с 6 июля 2010 г. Остановимся на нем подробнее.

Основными документами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного  союза по направлению «санитарные  меры», являются:

- Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 г. (утв. Решением Межгоссовета ЕврАзЭС № 28);

- Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299);

- Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299);

- Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров) (утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299).

Документом, подтверждающим безопасность продукции, на всей таможенной территории Таможенного союза является свидетельство о государственной  регистрации.

Государственной регистрации  подлежит продукция, определенная разделом II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю). Перечень документов, необходимых для проведения государственной регистрации, определен п. 8 Положения о порядке оформления Единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) (прил. № 1 к Единым формам документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров)).

При пересечении таможенной границы Таможенного союза на подконтрольные товары согласно разделу  II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), необходимо представить один из перечисленных документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров):

- свидетельство о государственной регистрации, оформленное по Единой форме (выданное после 1 июля 2010 г. уполномоченными органами Сторон), разрешающее обращение продукции на всей таможенной территории Таможенного союза;

- удостоверение о государственной гигиенической регистрации, выданное на имя изготовителя либо импортера и позволяющее обращение продукции исключительно на территории Республики Беларусь. Данная форма подтверждения применялась только до 1 января 2012 г.;

- акт государственной санитарно-гигиенической экспертизы, выданный на имя изготовителя либо импортера и позволяющий обращение продукции исключительно на территории Республики Беларусь. Данная форма подтверждения применялась только до 1 января 2012 г.;

- санитарно-эпидемиологическое заключение, свидетельство о государственной регистрации Российской Федерации — если груз следует в Российскую Федерацию. Данная форма подтверждения применялась только до 1 января 2012 г.;

- санитарно-эпидемиологическое заключение, свидетельство о государственной регистрации Республики Казахстан — если груз следует в Республику Казахстан. Данная форма подтверждения применялась только до 1 января 2012 г.

Наличие документа подтверждается представлением:

- оригинала свидетельства о государственной регистрации, оформленного по Единой форме, или его копии, заверенной органом, его выдавшим, или получателем указанного документа;

- оригинала удостоверения о государственной гигиенической регистрации Республики Беларусь или его копии, выполненной на защищенном бланке строгой отчетности, либо путем указания в товаросопроводительных документах регистрационного номера удостоверения о государственной гигиенической регистрации и срока его действия, а также реквизитов держателя оригинала;

- оригинала акта государственной санитарно-гигиенической экспертизы или копии, заверенной органом, его выдавшим, либо путем указания в товаросопроводительных документах регистрационного номера акта государственной санитарно-гигиенической экспертизы и срока его действия, а также реквизитов держателя оригинала;

- оригинала санитарно-эпидемиологического заключения, свидетельства о государственной регистрации Российской Федерации, Республики Казахстан или их копий, заверенных нотариально или выдавшим органом;

- оригинала выписки из Реестра свидетельств о государственной регистрации с указанием реквизитов документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), наименований продукции (товаров), изготовителя, получателя и органа, выдавшего документ (для Российской Федерации — выписка на бланке Федеральной службы по защите прав потребителей, благополучия человека);

- электронных форм указанных документов, заверенных электронной цифровой подписью.

Для проведения идентификации  ввозимой продукции (товара) дополнительно  могут быть представлены документы, подтверждающие происхождение товара (спецификация производителя, сертификат качества и другие).

Ввоз на таможенную территорию Таможенного союза подконтрольных товаров согласно разделу II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), без документов, подтверждающих безопасность, запрещается.

Ввоз подконтрольных товаров, включенных в раздел III Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), осуществляется без представления свидетельства о государственной регистрации, в то же время проставляется оттиск штампа «Ввоз разрешен».

При ввозе образцов подконтрольных товаров для проведения лабораторных исследований (испытаний) для получения  свидетельства о государственной  регистрации в транспортных (перевозочных) и (или) коммерческих документах может  содержаться запись о том, что  данный товар является образцом для  проведения исследований (испытаний). При ввозе образцов подконтрольных товаров необходимо представить  сопроводительное письмо изготовителя (производителя) о том, что указанные  образцы им изготовлены (произведены) и предоставляются для целей  получения разрешительного документа.

Необходимо отметить, что в соответствии с п. 31 Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза от 28 мая 2010 г. удостоверения о государственной гигиенической регистрации продукции, выданные в Республике Беларусь до вступления в силу Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам, действуют исключительно на территории Республики Беларусь в пределах указанного в них срока, но не позднее 1 января 2012 г.

В связи с приоритетом  норм международного права по истечении  срока действия удостоверений о  государственной гигиенической  регистрации на товары, не включенные в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), свидетельство о государственной регистрации выдаваться не будет. На такую продукцию будут оформляться документы, подтверждающие соответствие (преимущественно декларации о соответствии), в том числе на основании протоколов лабораторных исследований на соответствие Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299.

Со всеми вышеуказанными документами можно ознакомиться на официальных сайтах Министерства здравоохранения (www.minzdrav.by), ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» (www.rcheph.by), УП «Центр экспертиз и испытаний в здравоохранении» (www.rceth.by).

1.3. Особенности таможенного контроля за соблюдением НТО

 

Рассмотрим особенности таможенного контроля за соблюдением нетарифных ограничений в Таможенном союзе. Как уже было сказано выше, следует различать НТО, вводимые исходя из интересов экономической политики (в целях регулирования внешней торговли), и нетарифные меры, применяемые по основаниям неэкономического характера (обеспечения национальной безопасности).

Для определения места  и роли таможенных органов в нетарифном регулировании процессов осуществления  внешней торговли товарами важно  четко уяснить значение понятия  «товары, ограниченные к перемещению  через таможенную границу при  ввозе и (или) вывозе по основаниям экономического и неэкономического характера».

В соответствии с Соглашением  о единых мерах нетарифного регулирования  в отношении третьих стран  от 25 января 2008 г. «меры нетарифного  регулирования» — это комплекс мер  регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера (аналогичный термин присутствует в ТК ТС). Понятие «внешняя торговля товарами» приведено как экспорт и (или) импорт товаров. При этом:

«импорт товара» — ввоз товара на таможенную территорию государства Стороны или на единую таможенную территорию с таможенных территорий третьих стран без обязательства об обратном вывозе;

«экспорт товара» — вывоз товара с таможенной территории государства Стороны или с единой таможенной территории на таможенные территории третьих стран без обязательства об обратном ввозе.

Следовательно, под мерами нетарифного регулирования (ограничениями  экономического характера) следует  понимать ограничения экспорта (импорта), т.е. внешней торговли товарами.

Понятия «импорт товара»  и «экспорт товара» предусматривают  цель ввоза или вывоза, т.е. постоянное размещение товаров на единой таможенной территории Таможенного союза либо за ее пределами, и по своему смысловому значению соответствуют таможенным процедурам выпуска для внутреннего потребления, переработки для внутреннего потребления и экспорта. В соответствии с таможенным законодательством цели ввоза или вывоза товаров определяются таможенными процедурами, поэтому в соответствии с ТК ТС лицензии в отношении товаров, ввоз и (или) вывоз которых ограничен по основаниям экономического характера, подлежат представлению таможенным органам при помещении соответствующих товаров под указанные таможенные процедуры.

Применение же мер неэкономического характера связано непосредственно  с перемещением товаров через  границу Республики Беларусь. Это  объясняется целью установления данных мер, так как ввоз на территорию Республики Беларусь, например, ядовитых, наркотических веществ, опасных  отходов или оружия создает угрозу жизни и здоровью человека, окружающей среде вне зависимости от цели данного ввоза — хранения, транзита либо импорта.

Таким образом, меры нетарифного  регулирования, установленные по основаниям неэкономического характера, можно  определить как ограничения на перемещение  товаров через границу Республики Беларусь при ввозе и (или) вывозе, затрагивающие внешнюю торговлю товарами. Эти виды ограничений контролируются при ввозе и (или) вывозе, т.е. при  непосредственном перемещении соответствующих  видов товаров через таможенную границу Таможенного союза, а  также при их помещении под  все таможенные процедуры, связанные  с ввозом или вывозом этих товаров. К основным видам таких товаров  относятся:

- оружие;

- опасные отходы;

- наркотические средства и психотропные вещества;

- источники ионизирующего излучения;

- ядовитые вещества;

- озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая;

- органы и (или) ткани человека, предназначенные для трансплантации;

- условно патогенные и патогенные генно-инженерные организмы;

- животные и растения, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, подписанной в г. Вашингтоне 3 марта 1973 г.;

- химикаты, подпадающие под режим контроля Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении, подписанной 13 января 1993 г. в г. Париже.

В целях реализации Решения  № 19 принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 1739 «О некоторых вопросах лицензирования в сфере внешней  торговли». Этим постановлением определены государственные органы, выдающие лицензии (разрешения), и виды товаров, в отношении которых соответствующие лицензии (разрешения) выдаются.

Виды товаров, определенные этим постановлением, разделены на два раздела: товары, ввоз и (или) вывоз  которых ограничен по основаниям неэкономического характера, и товары, ввоз и (или) вывоз которых ограничен  по основаниям экономического характера. Таким образом, идеология структурирования и применения запретов и ограничений, действующая в Республике Беларусь, сохранилась и в законодательстве Таможенного союза. Также остались неизменными принципы контроля за соблюдением участниками внешнеторговых связей запретов и ограничений, определенных ТК ТС, за исключением того, что с 6 июля 2010 г. юридически оформилась единая таможенная территория Таможенного союза и поэтому наличие соответствующих разрешительных документов необходимо контролировать на внешних границах этой территории. Например, на белорусско-польском участке таможенной границы таможенным органам Республики Беларусь подлежат представлению лицензии, выданные уполномоченным государственным органом Российской Федерации, при следовании соответствующих товаров в Российскую Федерацию. Транзит для целей применения запретов и ограничений рассматривается как перемещение товаров через единую таможенную территорию Таможенного союза. Следует отметить, что в Российской Федерации и Республике Казахстан в качестве экономических ограничений рассматривается только тарифная квота.

Информация о работе Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу