Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:31, контрольная работа

Описание работы

С целью защиты национальных экономических интересов применяется совокупность различных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, мер, регламентирующих порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, прямо или косвенно влияющих на внешнеторговую деятельность. Все эти меры получили обобщенное название «нетарифные меры регулирования» (НМР) или «нетарифные ограничения» (НТО). НТО наряду с валютным курсом и Таможенным тарифом относятся к важнейшим инструментам регулирования внешнеэкономической деятельности любого государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу 4
1.1. Основные НТО 4
1.2. Дополнительные НТО 9
1.3. Особенности таможенного контроля за соблюдением НТО 13
1.4. Документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Работа содержит 1 файл

Copy of Контрольная работа по дисциплине Управление ВЭД.docx

— 59.54 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. Запреты  и ограничения при перемещении  товаров через таможенную границу 4

1.1. Основные  НТО 4

1.2. Дополнительные  НТО 9

1.3. Особенности  таможенного контроля за соблюдением  НТО 13

1.4. Документы,  подтверждающие соблюдение запретов  и ограничений 16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

ПРИЛОЖЕНИЕ  А Структура запретов и ограничений, действовавших в Республике Беларусь до 1 января 2010 г. и действующих в  настоящее время. 20

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

С целью защиты национальных экономических интересов применяется  совокупность различных мер финансовой, технической, административной, кредитной  и торговой политики, мер, регламентирующих порядок перемещения товаров  и транспортных средств через  таможенную границу, прямо или косвенно влияющих на внешнеторговую деятельность. Все эти меры получили обобщенное название «нетарифные меры регулирования» (НМР) или «нетарифные ограничения» (НТО). НТО наряду с валютным курсом и Таможенным тарифом относятся к важнейшим инструментам регулирования внешнеэкономической деятельности любого государства.

В мировой практике принято  различать НТО, специально созданные  с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения и др.); вводимые в целях обеспечения  национальной безопасности, включая  меры экспортного контроля, защиты культурных ценностей, охраны окружающей среды, здоровья и жизни человека; возникающие в результате проведения технической политики, реализации норм здравоохранения, осуществления финансовых и административных программ.

В этой контрольной работе рассматриваются запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.

 

ГЛАВА 1. Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу

 

В Таможенном союзе НТО  предусматривают широкий спектр запретов и ограничений, прямо либо косвенно затрагивающих внешнюю  торговлю. Их наиболее полный перечень приведен в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее - ТК ТС). В частности, п. 8 ст. 4 ТК ТС определено, что запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

1.1. Основные НТО

 

К основным НТО относятся  меры нетарифного регулирования  экономического характера и меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, не носящие экономического характера.

Эти меры введены в действие Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза  Республики Беларусь, Республики Казахстан  и Российской Федерации» (далее — Решение № 19). В соответствии с данным Решением с 1 января 2010 г. вступили в силу:

- Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;

- Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г.;

- Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г.

Кроме того, данным Решением утверждены Единый перечень товаров, к  которым применяются запреты  или ограничения на ввоз или вывоз  государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее — Единый перечень), и Положения о применении ограничений.

Первое, на что необходимо обратить внимание, это то, что с 1 января 2010 г. все полномочия в области НТО переданы наднациональному органу — Комиссии Таможенного союза. В соответствии с принятыми соглашениями государства вправе вводить запреты и ограничения в одностороннем порядке лишь на 6 месяцев.

Второе. Три государства — члена Таможенного союза стали применять единые перечни товаров, к которым применяются запреты и ограничения, а также единый порядок их администрирования.

Третье. Существенно сократился перечень товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям экономического характера, ранее утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1267 (ниже приведена сравнительная таблица запретов и ограничений по периодам их действия до и после 1 января 2010 г., см. Приложение А).

Из экономических ограничений  с 1 января 2010 г. продолжают действовать:

• исключительное право:

- при экспорте — удобрений;

- при импорте — алкогольной продукции, табачного сырья и табачных изделий, пресноводной рыбы, продуктов ее переработки;

• квоты:

- при экспорте — отходов и лома черных и цветных металлов;

• лицензирование:

- при экспорте — нефти и нефтепродуктов.

С 1 января 2010 г. отменено лицензирование экспорта текстильной продукции  в ЕС.

Ужесточен порядок экспортно-импортных  операций с драгоценными камнями  и драгоценными металлами. До совершения таможенных операций, связанных с  выпуском этих товаров, необходимо получить акт государственного контроля, который  выдается специалистами Главного управления драгоценных камней и драгоценных  металлов Министерства финансов. В  зоне оперативной деятельности Гомельской таможни создан специализированный пункт таможенного оформления «Гомель-Кристалл», на территории которого планируется  осуществление государственного контроля в отношении указанных товаров.

Следует также отметить, что в соответствии с подписанными соглашениями в области нетарифного  регулирования для экспорта или  импорта товаров, к которым применяется  исключительное право, с 1 января 2010 г. необходимо получение исключительных лицензий.

В отношении товаров, ограниченных по основаниям неэкономического характера (постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 23 сентября 2008 г. № 1397), следует отметить, что списки этих товаров остались в целом неизменными. Изменилось администрирование этих товаров. По экспортно-импортным операциям, как правило, выдаются лицензии, по иным видам внешнеэкономических операций — разрешения. Поскольку ограничения по основаниям неэкономического характера применяются к ввозу (вывозу) товаров (независимо от целей), соответствующие лицензии (разрешения) подлежат представлению таможенным органам как при перемещении товаров через таможенную границу, так и при помещении под таможенные процедуры.

Лицензии выдаются по форме и в порядке, предусмотренным Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г., а также Положениями о применении ограничений.

Разрешения выдаются по форме и в порядке, предусмотренным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2008 г. № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» и иными актами законодательства Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Положениями о применении ограничений.

Постановлением Совета Министров  Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 1739, которое принято в развитие вышеназванных соглашений, признан  утратившим силу ряд постановлений  Правительства Республики Беларусь, среди которых:

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1267 (эко-омические ограничения);

- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2008 г. № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» (частично в части перечней) (неэкономические ограничения);

- постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 5 сентября 1996 г. № 587 «О мерах по предотвращению хищений и несанкционированного вывоза из республики отходов и лома черных и цветных металлов». В связи с неоднозначной трактовкой положений данное постановление в последнее время превратилось в фактор, существенно сдерживающий экспорт. Таким образом, с 1 января 2010 г. не требуется согласования ГО «Белвтормет» на вывоз технологического оборудования, транспортных средств, машин и механизмов, узлов и агрегатов, бывших в употреблении, а также полуфабрикатов, заготовок, иных изделий из цветных металлов.

С 1 января 2010 г. введена такая  мера регулирования, как тарифная квота. Для Республики Беларусь эта мера регулирования распространяется на импорт свинины и мяса птицы. Соответствующие квоты между субъектами хозяйствования распределяет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в порядке, установленном постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2010 г. № 45 «О распределении тарифной квоты на ввоз свинины в 2010 году» (с изм. и доп.) и от 16 июня 2010 г. № 924 «О распределении тарифной квоты на ввоз мяса птицы в 2010 году». Условием выпуска товаров, ввозимых в рамках тарифных квот, является наличие лицензии Министерства торговли Республики Беларусь. В случае превышения квоты по лицензии декларант обязан подать отдельную декларацию на ввозимый товар в части такого превышения.

Согласно п. 7 Соглашения о правилах лицензирования в сфере  внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г. определено, что лицо, получившее лицензию, до совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, представляет оригинал лицензии в таможенный орган. Эта необходимо для контроля за исполнением лицензии, при этом постановке на контроль в таможенных органах подлежат лицензии, выданные в отношении товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу по основаниям как экономического, так и неэкономического характера.

Контроль за количеством  ввозимых в Республику Беларусь и  вывозимых из нее товаров по лицензиям  осуществляется таможенными органами в порядке, установленном постановлением ГТК Республики Беларусь от 28 марта 2003 г. № 25 «О мерах по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями порядка квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров», при помещении таких товаров под таможенные процедуры.

Следует отметить, что п. 9 Решения № 19 определено, что Республика Беларусь, Республика Казахстан и  Российская Федерация не применяют  лицензирование и количественные ограничения  во взаимной торговле, за исключением  сахара белого, поставляемого в срок до 1 апреля 2010 г. из Республики Беларусь и Российской Федерации в Республику Казахстан. Однако данное Решение касается только экономических ограничений. Во взаимной торговле применяются запреты  и ограничения неэкономического характера, т.е. необходимо получать разрешения на ввоз (вывоз), например, отходов, наркотических  средств, психотропных веществ. Это  обусловлено обязательствами государств как самостоятельных субъектов  международного права, вытекающими  из международных договоров, участниками  которых они являются, например, Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением от 22 марта 1989 г.

При этом Договор о создании единой таможенной территории не препятствует применению таких ограничений во взаимной торговле. Снятие указанных  ограничений возможно только при  условии создания единых систем внутреннего оборота соответствующих видов товаров на территориях государств — членов Таможенного союза и принятия международных обязательств Таможенным союзом в качестве международной региональной организации экономической интеграции. Здесь важно изучение международного опыта работы, например Европейского союза. Работа в этом направлении началась. Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 363 утвержден состав экспертной группы по вопросам применения запретов и ограничений неэкономического характера во взаимной торговле государств - членов Таможенного союза.

Решением Комиссии Таможенного  союза от 27 ноября 2009 г. № 132 «О едином нетарифном регулировании Таможенного  союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» установлено, что лицензии на экспорт и импорт или иные разрешительные документы на вывоз или ввоз товаров, выданные уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств — членов Таможенного союза до 1 января 2010 г., являются действительными до окончания срока их действия.

1.2. Дополнительные НТО

 

Помимо названных соглашений, отдельную группу НТО составляют меры технического регулирования, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные и санитарно-эпидемиологические меры. Эту сферу регулирования формируют следующие соглашения:

- Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009г.;

- Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009г.;

Информация о работе Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу