Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 09:31, контрольная работа
С целью защиты национальных экономических интересов применяется совокупность различных мер финансовой, технической, административной, кредитной и торговой политики, мер, регламентирующих порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, прямо или косвенно влияющих на внешнеторговую деятельность. Все эти меры получили обобщенное название «нетарифные меры регулирования» (НМР) или «нетарифные ограничения» (НТО). НТО наряду с валютным курсом и Таможенным тарифом относятся к важнейшим инструментам регулирования внешнеэкономической деятельности любого государства.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу 4
1.1. Основные НТО 4
1.2. Дополнительные НТО 9
1.3. Особенности таможенного контроля за соблюдением НТО 13
1.4. Документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу 4
1.1. Основные НТО 4
1.2. Дополнительные НТО 9
1.3. Особенности
таможенного контроля за
1.4. Документы,
подтверждающие соблюдение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19
ПРИЛОЖЕНИЕ А Структура запретов и ограничений, действовавших в Республике Беларусь до 1 января 2010 г. и действующих в настоящее время. 20
С целью защиты национальных
экономических интересов
В мировой практике принято различать НТО, специально созданные с тем, чтобы с их помощью осуществлять регулирование внешней торговли (запреты, квотирование, лицензирование, добровольные ограничения и др.); вводимые в целях обеспечения национальной безопасности, включая меры экспортного контроля, защиты культурных ценностей, охраны окружающей среды, здоровья и жизни человека; возникающие в результате проведения технической политики, реализации норм здравоохранения, осуществления финансовых и административных программ.
В этой контрольной работе рассматриваются запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу в рамках Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
В Таможенном союзе НТО предусматривают широкий спектр запретов и ограничений, прямо либо косвенно затрагивающих внешнюю торговлю. Их наиболее полный перечень приведен в Таможенном кодексе Таможенного союза (далее - ТК ТС). В частности, п. 8 ст. 4 ТК ТС определено, что запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
К основным НТО относятся меры нетарифного регулирования экономического характера и меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, не носящие экономического характера.
Эти меры введены в действие
Решением Межгосударственного Совета
Евразийского экономического сообщества
от 27 ноября 2009 г. № 19 «О едином нетарифном
регулировании Таможенного
- Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран от 25 января 2008 г.;
- Соглашение о порядке введения и применения мер, затрагивающих внешнюю торговлю товарами, на единой таможенной территории в отношении третьих стран от 9 июня 2009 г.;
- Соглашение о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г.
Кроме того, данным Решением утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее — Единый перечень), и Положения о применении ограничений.
Первое, на что необходимо обратить внимание, это то, что с 1 января 2010 г. все полномочия в области НТО переданы наднациональному органу — Комиссии Таможенного союза. В соответствии с принятыми соглашениями государства вправе вводить запреты и ограничения в одностороннем порядке лишь на 6 месяцев.
Второе. Три государства — члена Таможенного союза стали применять единые перечни товаров, к которым применяются запреты и ограничения, а также единый порядок их администрирования.
Третье. Существенно сократился перечень товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь по основаниям экономического характера, ранее утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1267 (ниже приведена сравнительная таблица запретов и ограничений по периодам их действия до и после 1 января 2010 г., см. Приложение А).
Из экономических ограничений с 1 января 2010 г. продолжают действовать:
• исключительное право:
- при экспорте — удобрений;
- при импорте — алкогольной продукции, табачного сырья и табачных изделий, пресноводной рыбы, продуктов ее переработки;
• квоты:
- при экспорте — отходов и лома черных и цветных металлов;
• лицензирование:
- при экспорте — нефти и нефтепродуктов.
С 1 января 2010 г. отменено лицензирование экспорта текстильной продукции в ЕС.
Ужесточен порядок экспортно-импортных операций с драгоценными камнями и драгоценными металлами. До совершения таможенных операций, связанных с выпуском этих товаров, необходимо получить акт государственного контроля, который выдается специалистами Главного управления драгоценных камней и драгоценных металлов Министерства финансов. В зоне оперативной деятельности Гомельской таможни создан специализированный пункт таможенного оформления «Гомель-Кристалл», на территории которого планируется осуществление государственного контроля в отношении указанных товаров.
Следует также отметить, что в соответствии с подписанными соглашениями в области нетарифного регулирования для экспорта или импорта товаров, к которым применяется исключительное право, с 1 января 2010 г. необходимо получение исключительных лицензий.
В отношении товаров, ограниченных по основаниям неэкономического характера (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2008 г. № 1397), следует отметить, что списки этих товаров остались в целом неизменными. Изменилось администрирование этих товаров. По экспортно-импортным операциям, как правило, выдаются лицензии, по иным видам внешнеэкономических операций — разрешения. Поскольку ограничения по основаниям неэкономического характера применяются к ввозу (вывозу) товаров (независимо от целей), соответствующие лицензии (разрешения) подлежат представлению таможенным органам как при перемещении товаров через таможенную границу, так и при помещении под таможенные процедуры.
Лицензии выдаются по форме и в порядке, предусмотренным Соглашением о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г., а также Положениями о применении ограничений.
Разрешения выдаются по форме и в порядке, предусмотренным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2008 г. № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» и иными актами законодательства Республики Беларусь в случаях, предусмотренных Положениями о применении ограничений.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2009 г. № 1739, которое принято в развитие вышеназванных соглашений, признан утратившим силу ряд постановлений Правительства Республики Беларусь, среди которых:
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 сентября 2006 г. № 1267 (эко-омические ограничения);
- постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 сентября 2008 г. № 1397 «О некоторых вопросах порядка перемещения отдельных видов товаров через таможенную границу Республики Беларусь» (частично в части перечней) (неэкономические ограничения);
- постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 5 сентября 1996 г. № 587 «О мерах по предотвращению хищений и несанкционированного вывоза из республики отходов и лома черных и цветных металлов». В связи с неоднозначной трактовкой положений данное постановление в последнее время превратилось в фактор, существенно сдерживающий экспорт. Таким образом, с 1 января 2010 г. не требуется согласования ГО «Белвтормет» на вывоз технологического оборудования, транспортных средств, машин и механизмов, узлов и агрегатов, бывших в употреблении, а также полуфабрикатов, заготовок, иных изделий из цветных металлов.
С 1 января 2010 г. введена такая мера регулирования, как тарифная квота. Для Республики Беларусь эта мера регулирования распространяется на импорт свинины и мяса птицы. Соответствующие квоты между субъектами хозяйствования распределяет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь в порядке, установленном постановлениями Совета Министров Республики Беларусь от 18 января 2010 г. № 45 «О распределении тарифной квоты на ввоз свинины в 2010 году» (с изм. и доп.) и от 16 июня 2010 г. № 924 «О распределении тарифной квоты на ввоз мяса птицы в 2010 году». Условием выпуска товаров, ввозимых в рамках тарифных квот, является наличие лицензии Министерства торговли Республики Беларусь. В случае превышения квоты по лицензии декларант обязан подать отдельную декларацию на ввозимый товар в части такого превышения.
Согласно п. 7 Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 9 июня 2009 г. определено, что лицо, получившее лицензию, до совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров, представляет оригинал лицензии в таможенный орган. Эта необходимо для контроля за исполнением лицензии, при этом постановке на контроль в таможенных органах подлежат лицензии, выданные в отношении товаров, ограниченных к перемещению через таможенную границу по основаниям как экономического, так и неэкономического характера.
Контроль за количеством ввозимых в Республику Беларусь и вывозимых из нее товаров по лицензиям осуществляется таможенными органами в порядке, установленном постановлением ГТК Республики Беларусь от 28 марта 2003 г. № 25 «О мерах по контролю за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями порядка квотирования и лицензирования экспорта и импорта товаров», при помещении таких товаров под таможенные процедуры.
Следует отметить, что п.
9 Решения № 19 определено, что Республика
Беларусь, Республика Казахстан и
Российская Федерация не применяют
лицензирование и количественные ограничения
во взаимной торговле, за исключением
сахара белого, поставляемого в срок
до 1 апреля 2010 г. из Республики Беларусь
и Российской Федерации в Республику
Казахстан. Однако данное Решение касается
только экономических ограничений.
Во взаимной торговле применяются запреты
и ограничения неэкономического
характера, т.е. необходимо получать разрешения
на ввоз (вывоз), например, отходов, наркотических
средств, психотропных веществ. Это
обусловлено обязательствами
При этом Договор о создании единой таможенной территории не препятствует применению таких ограничений во взаимной торговле. Снятие указанных ограничений возможно только при условии создания единых систем внутреннего оборота соответствующих видов товаров на территориях государств — членов Таможенного союза и принятия международных обязательств Таможенным союзом в качестве международной региональной организации экономической интеграции. Здесь важно изучение международного опыта работы, например Европейского союза. Работа в этом направлении началась. Решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. № 363 утвержден состав экспертной группы по вопросам применения запретов и ограничений неэкономического характера во взаимной торговле государств - членов Таможенного союза.
Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 132 «О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации» установлено, что лицензии на экспорт и импорт или иные разрешительные документы на вывоз или ввоз товаров, выданные уполномоченными государственными органами исполнительной власти государств — членов Таможенного союза до 1 января 2010 г., являются действительными до окончания срока их действия.
Помимо названных соглашений, отдельную группу НТО составляют меры технического регулирования, ветеринарно-санитарные, фитосанитарные и санитарно-эпидемиологические меры. Эту сферу регулирования формируют следующие соглашения:
- Соглашение Таможенного союза о карантине растений от 11 декабря 2009г.;
- Соглашение Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009г.;
Информация о работе Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу