Западноевропейская экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть не только сущность и цели экономической интеграции, но и рассмотреть её на примере Евросоюза, исследовать сущность европейской интеграции и её роль на мировой арене, выявить положительные и отрицательные стороны сотрудничества Беларуси и ЕС в будущем, а так же взглянуть на некоторые проблемы отношений между ЕС и Беларусью с торгово-экономической точки зрения.
Задачи данной курсовой работы:
1) Раскрыть содержание феномена интеграции и проанализировать интеграционные процессы в зарубежной и отечественной науке.
2) Определить место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития и проанализировать ее воздействие на системы международных отношений.
3) Показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии и дать характеристику ЕС как одному из важнейших интеграционных объединений.
Актуальность данной темы заключается в той огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных отношениях нового типа в XXI веке - как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах.

Содержание

Введение.......................................................................................................................5

1.Сущность и причины образования международной экономической интеграции....................................................................................................................7
Понятие и сущность международной экономической интеграции...............................................................................................................7
Основные условия и предпосылки международной экономической интеграции...............................................................................................................8

2.Западноевропейская экономическая интеграция. Обобщающая характеристика ЕС: становление и принципы........................................................12
2.1 Сущность и причины образования западноевропейской экономической интеграции.............................................................................................................12
2.2 Этапы и механизмы функционирования западноевропейской эконо- мической интеграции............................................................................................14
2.3 Анализ функционирования стран-участниц ЕС..........................................19

3.Современные проблемы и перспективы развития ЕС. Программы помощи ЕС в Беларуси...................................................................................................................23
3.1 Противоречия и перспективы развития ЕС.................................................23
3.2 Сотрудничество Беларуси с ЕС. Программы помощи ЕС в Беларуси.................................................................................................................26

Заключение.................................................................................................................30

Список использованных источников.......................................................................32

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 84.05 Кб (Скачать)

Европейский долговой кризис  охватил в 2009 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем практически всю зону евро.

Для более полного понимания  экономической ситуации в странах ЕС на момент времени с 2006-2010 гг. мной были рассмотрен такой показатель как индекс ВВП стран-участниц ЕС, приведенный в Приложении А, которое было составленное мной на основании данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.

Проанализировав Таблицу 2.3.1, можно прийти к следующим выводам:

В рассмотренный период времени  с 2006 по 2010 гг. в динамике ВВП не наблюдается  значительных скачков. Поэтому можно  сказать, что экономика этих стран достаточно устойчива. В период времени с 2006 по 2007 гг. наблюдается устойчивый рост ВВП у всех стран-участниц ЕС, а в период времени с 2007 по 2008 гг. данный показатель достиг (превысил) 100% только у 18 из 27 стран. К 2009 г. количество таких стран снизилось до одной. Такое падение может быть обусловлено экономическим кризисом, который не прошёл бесследно для Западной Европы. Уже к 2010 г. ситуация постепенно стабилизируется и ВВП по отношению к предыдущему году достигло (превысило) 100% уже в 21 из 27 стран.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 3

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕС. ПРОГРАММЫ  ПОМОЩИ ЕС В БЕЛАРУСИ

 

 

3.1 Противоречия  и перспективы развития ЕС

 

Европа станет самым конкурентоспособным  уголком мира к 2010 году»,– такая  цель была поставлена членами ЕС в Лиссабоне в 2000 году [19], однако, в 2007 г. становится очевидным, что план этот неосуществим. Низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, в частности, Китая, значительный уровень безработицы – это лишь небольшой перечень проблем, с которыми столкнулись Европейские государства, и решение которых сегодня является их первоочередной задачей.

Кроме того, одна из основных проблем, с которой вплотную столкнула  Европа это – старение населения  вследствие значительного увеличения продолжительности жизни. Тогда  как Америка решает эту проблему путем эмиграции и меньшей  социальной защищенности граждан, Европа, где уровень социальной защиты довольно высок, пребывает в поисках разумного  компромисса. Вместе с тем, все очевиднее  становится факт: нынешняя система  социальных гарантий и здравоохранения  требует серьезных реформ, поскольку  старая не приспособлена к нынешним условиям.

Европейской Комиссией в 2005г. принята  новая стратегическая программа  для ЕС, предусматривающая ускорение  экономического роста и увеличение занятости. Она направлена на оживление  Лиссабонского плана действий. Мероприятия, которые предложены названной программой, могут увеличить ВВП на 3% к 2010 году и создать свыше 6 миллионов рабочих мест [12,с.38].

Сталкиваясь с проблемами старения населения Европы и усиления конкуренции  со стороны таких стран, как Индия  и Китай, на международной арене, Европа должна ускорить рост производительности труда и предоставить людям больше рабочих мест.

Для того чтобы сделать Европу более  привлекательной для инвестиций и работы необходимо следующее:

- завершить создание общего  рынка в тех областях, которые  могут обеспечить реальный рост  и занятость и имеют непосредственное  отношение к потребителям (скоординированные  соглашения об услугах, регулировании  профессий, энергии, государственных  закупок и финансовых услуг,  скоординированное соглашение о  REACH – новой системе для химических веществ, которая учитывает влияние конкурентоспособности, инноваций и интересов малого и среднего бизнеса);

- создать открытые и конкурирующие  рынки как внутри, так и вне  Европы: переправить помощь государств в сектора с более высоким потенциалом роста, создать благоприятную деловую среду для малого и среднего бизнеса, обеспечить допуск на рынки третьих стран, упростить общеевропейское и национальное законодательство;

- усовершенствовать общеевропейское  и национальное законодательство  с целью уменьшения бремени  административных расходов;

- расширить и усовершенствовать  европейскую инфраструктуру;

- продолжить разрабатывать общий  патент Европейского Сообщества  и двигаться вперед к созданию  консолидированной базы налога  на корпорации.

Чтобы знания и инновации были направлены на рост экономики необходимо:

- добиться выделения 3% ВВП на  научно-исследовательские и опытно-конструкторские  работы;

- развивать внедрение информационных  и коммуникационных технологий (ICT);

- способствовать развитию инновационных  центров, объединяющих региональные  центры, университеты и бизнес;

- поддерживать экологические инновации  в области энергосбережения и  снижения уровня вредных выбросов;

- поддерживать Европейские технологические  инициативы благодаря совместной  деятельности государства и частных  лиц;

- содействовать созданию прочной  промышленной базы Европы посредством  мобилизации усилий государственных  и частных компаний;

- создать Европейский технологический  институт для привлечения в  Европу лучших умов, идей и  производств. 

Для увеличения и улучшения структуры  занятости рекомендуется:

- привлечь больше людей в  сферу занятости, в частности  путем сокращения безработицы  среди молодежи и модернизировать  системы социальной защиты;

- увеличить способность рабочих  и предприятий к адаптации  к новым условиям и улучшить  гибкость рынков труда в результате  устранения препятствий перемещению  рабочей силы;

- больше инвестировать в человеческий  капитал посредством улучшения  образования и повышения профессиональной  квалификации путем реформирования  Фонда структурных реформ ЕС  и Фонда сплочения ЕС.

Также, в качестве одного из многообещающих источников роста экономики Евросоюза  усматривается реформа сферы  услуг, которая составляет в целом  около 70% европейской экономики [5,c.67].

Главная идея реформы заключается  в применении так называемого  принципа «страны происхождения», который позволит «поставщику услуги» работать по всей территории Евросоюза, применяя законы и административные нормы своей страны. Данная либерализация услуг, которая должна коснуться широкого спектра экономической активности, должна сопровождаться гармонизацией законодательства европейских стран [12,с.39].

Согласно исследованию, проведенному датскими экономистами, эффект либерализации  сферы услуг оценивается в 37 миллиардов евро, распределенных между потребителями  и производителями. Более того, это  позволило бы создать дополнительно  порядка 600 тыс. новых рабочих мест. По данным Европейской Комиссии, создание единого рынка товаров способствовало ежегодному росту общеевропейского внутреннего продукта на 1,8%, поэтому  соизмеримые или даже более значительные результаты, учитывая объем рынка  услуг, ожидаются и от его либерализации. Более того, либерализация должна позитивно сказаться на стоимости  услуг. С одной стороны, ожидается, что стоимость услуг снизится в среднем на 7,2%, в то время  как рост реальной заработной платы должен составить около 0,4% [6,с.58].

Несмотря на столь обещающие  перспективы, многие европейские страны, во главе с Бельгией, Францией, Италией  и Германией, выступили с яростным протестом, мотивируя свою позицию  тем, что данная реформа чревата  падением социальной защиты населения. Проблема же заключается в разнице  жизненного уровня, который сохраняется  между «старыми» и «новыми» членами  Европейского Союза. Поскольку применение принципа «страны происхождения» поставщиком  услуги, чья «страна происхождения» экономически на более низком уровне с менее защищенным рынком труда, рискует серьезно «подорвать» более  защищенный рынок труда своей  конкурентностью. То есть протест направлен главным образом против новых членов Евросоюза [20, c.79].

Но очевидным остается одно, Европе еще предстоит учиться жить и  находить согласие в составе 27-ти, что  значительно сложнее, чем шести, восьми или пятнадцати. «Старым» членам Евросоюза нужно привыкнуть к  тому, что Европейские институции существуют не для защиты «старых» от «новых», а для защиты интересов  Европы.

Итак, основными проблемами Европейского Сообщества на современном этапе  являются: низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, значительный уровень  безработицы, старение населения.

Для решения названных проблем  необходима концентрация основных усилий ЕС на трех направлениях: это экономический  рост и инновации; создание пространства «привлекательного для инвестиций и трудовой деятельности», путем усовершенствования внутреннего рынка; значительное увеличение роста занятости.

 

 

    1. Сотрудничество Беларуси с ЕС. Программы помощи ЕС в Беларуси

 

23 февраля 2009 г. В Брюсселе  главами всех 27 стран-членов ЕС  принято решение о включении  Беларуси в Восточного партнёрства. Это многонациональный странами-членами ЕС и шестью государствами Восточной Европы и Южного Кавказа-Арменией, Азербайджаном, Беларусью, Грузией, Молдовой и Украиной. Он предусматривает поэтапные интеграционные процессы, а в перспективе - это зона свободной торговли, и безвизовый режим. Также планируется усилить региональное сотрудничество между странами-участницами проекта и ЕС  на основе европейских стандартов. И это очень важные факторы для Беларуси, поскольку хоть темпы развития страны и остаются динамичными, стране необходимы иностранные инвестиции и технологии, сотрудничество в сфере инфраструктуры проектов, увеличение торговых оборотов и вообще выход на новый уровень сотрудничества с западными соседями. На данном этапе участие Беларуси в инициативе Восточного партнёрства ограничивается многосторонним измерением, однако в перспективе Минск имеет все шансы стать полноценным участником двухстороннего партнёрства.

Инициатива Восточного партнёрства  появилась в результате пересмотра ЕС Европейской политики соседства. В ближайшее время Европейский  Союз не планирует расширение границ и включения новых членов в  ЕС. А инициатива  Восточного партнёрства  хоть и не предусматривает возможности  членства в ЕС, но предполагает политическое сближение, включая облегчение визового режима.

В рамках реализации Восточного партнёрства предусмотрена дополнительная финансовая поддержка в размере 350 млн. евро на период до 2013 г., а также  перераспределение ресурсов в размере 250 млн. евро, которые в сумме составляет 600 млн. евро на реализацию этой политики.

Главные элементы Восточного партнёрства - свободная торговля со странами ЕС, сотрудничество в вопросах свободного перемещения граждан через границы, финансирование совместных проектов, сотрудничество в области энергетической  и социальной политики и оказание содействия в создании структур надлежащего управления [20, c.14].

Новая страница во взаимоотношениях ЕС-Беларусь была открыта в начале мая 2009 года. На состоявшейся в Праге  встрече министра иностранных дел Беларуси Сергея Мартынова с Генеральным секретарём  Совета ЕС - Верховным представителем по общей внешней политике и политике безопасности ЕС Хавьером Соланой были обсуждены возможности расширения взаимодействия между Беларусью и ЕС. Стороны условились о проведении очередных рабочих встреч.

21 июня 2009 г. Беларусь впервые  посетила Комиссар ЕС по внешним  связям и европейской политике  соседства Бенита Ферреро-Вальднер. В ходе визита она встретилась не только с официальным руководством в лице Президента Беларуси, но и с представителями оппозиции и общественных организаций. Комиссар ЕС обсудила с руководством  страны, в частности, инициативу ЕС «Восточное партнёрство» и её потенциал для Беларуси. Ферреро-Вальднер заявила, что ЕС сейчас формулирует условия сотрудничества белорусских властей с ЕС, главными из которых являются внесение изменений в избирательное законодательство, свобода слова, свобода ассоциаций, свобода личности и свобода сознаний. Комиссар также напомнила, что поскольку ЕС базируется на таких ценностях, как права человека, свободные выборы, верховенство закона и свобода личности, именно с прогрессом в этих областях ЕС  связывает расширение сотрудничества с Беларусью.

Отношение двух сторон в  духе доброй воли положат конец «ледниковому периоду, - считают аналитики. В апреле 2009 г. Президент РБ в своём докладе о ситуации в стране на Всебелорусском народном собрании дал позитивную оценку плану Восточного партнёрства. Ранее ЕС рассматривал инициативу Восточного партнёрства как возможность укрепить межгосударственное сотрудничество с соседними странами на Востоке, планируя увеличивать объем финансовой помощи Беларуси, Украине, Грузии, Азербайджану, Армении и Молдове, а также создать там зоны свободной торговли. ЕС и РБ идут навстречу друг другу, и этот процесс в последнее время развивается достаточно интенсивно. Наблюдающаяся оттепель в отношениях обеих сторон создает предпосылки для дальнейшего диалога Брюсселя с Минском. Доля экспорта из Беларуси в страны ЕС возросла до 46%, при этом в структуре продаж белорусских товаров в Европу по-прежнему превалируют нефтепродукты и минеральные удобрения. Таких результатов Беларуси удалось добиться даже при том, что единственный действующий договор между Беларусью и ЕС - это Соглашение о торговле текстильными изделиями, подписанное ещё в 1993 г [18].

Информация о работе Западноевропейская экономическая интеграция