Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:53, курсовая работа
Цель данной работы раскрыть не только сущность и цели экономической интеграции, но и рассмотреть её на примере Евросоюза, исследовать сущность европейской интеграции и её роль на мировой арене, выявить положительные и отрицательные стороны сотрудничества Беларуси и ЕС в будущем, а так же взглянуть на некоторые проблемы отношений между ЕС и Беларусью с торгово-экономической точки зрения.
Задачи данной курсовой работы:
1) Раскрыть содержание феномена интеграции и проанализировать интеграционные процессы в зарубежной и отечественной науке.
2) Определить место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития и проанализировать ее воздействие на системы международных отношений.
3) Показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии и дать характеристику ЕС как одному из важнейших интеграционных объединений.
Актуальность данной темы заключается в той огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных отношениях нового типа в XXI веке - как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах.
Введение.......................................................................................................................5
1.Сущность и причины образования международной экономической интеграции....................................................................................................................7
Понятие и сущность международной экономической интеграции...............................................................................................................7
Основные условия и предпосылки международной экономической интеграции...............................................................................................................8
2.Западноевропейская экономическая интеграция. Обобщающая характеристика ЕС: становление и принципы........................................................12
2.1 Сущность и причины образования западноевропейской экономической интеграции.............................................................................................................12
2.2 Этапы и механизмы функционирования западноевропейской эконо- мической интеграции............................................................................................14
2.3 Анализ функционирования стран-участниц ЕС..........................................19
3.Современные проблемы и перспективы развития ЕС. Программы помощи ЕС в Беларуси...................................................................................................................23
3.1 Противоречия и перспективы развития ЕС.................................................23
3.2 Сотрудничество Беларуси с ЕС. Программы помощи ЕС в Беларуси.................................................................................................................26
Заключение.................................................................................................................30
Список использованных источников.......................................................................32
Европейский долговой кризис охватил в 2009 году сначала периферийные страны Евросоюза (Греция, Ирландия), а затем практически всю зону евро.
Для более полного понимания экономической ситуации в странах ЕС на момент времени с 2006-2010 гг. мной были рассмотрен такой показатель как индекс ВВП стран-участниц ЕС, приведенный в Приложении А, которое было составленное мной на основании данных Национального статистического комитета Республики Беларусь.
Проанализировав Таблицу 2.3.1, можно прийти к следующим выводам:
В рассмотренный период времени с 2006 по 2010 гг. в динамике ВВП не наблюдается значительных скачков. Поэтому можно сказать, что экономика этих стран достаточно устойчива. В период времени с 2006 по 2007 гг. наблюдается устойчивый рост ВВП у всех стран-участниц ЕС, а в период времени с 2007 по 2008 гг. данный показатель достиг (превысил) 100% только у 18 из 27 стран. К 2009 г. количество таких стран снизилось до одной. Такое падение может быть обусловлено экономическим кризисом, который не прошёл бесследно для Западной Европы. Уже к 2010 г. ситуация постепенно стабилизируется и ВВП по отношению к предыдущему году достигло (превысило) 100% уже в 21 из 27 стран.
ГЛАВА 3
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕС. ПРОГРАММЫ ПОМОЩИ ЕС В БЕЛАРУСИ
3.1 Противоречия и перспективы развития ЕС
Европа станет самым конкурентоспособным уголком мира к 2010 году»,– такая цель была поставлена членами ЕС в Лиссабоне в 2000 году [19], однако, в 2007 г. становится очевидным, что план этот неосуществим. Низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, в частности, Китая, значительный уровень безработицы – это лишь небольшой перечень проблем, с которыми столкнулись Европейские государства, и решение которых сегодня является их первоочередной задачей.
Кроме того, одна из основных проблем, с которой вплотную столкнула Европа это – старение населения вследствие значительного увеличения продолжительности жизни. Тогда как Америка решает эту проблему путем эмиграции и меньшей социальной защищенности граждан, Европа, где уровень социальной защиты довольно высок, пребывает в поисках разумного компромисса. Вместе с тем, все очевиднее становится факт: нынешняя система социальных гарантий и здравоохранения требует серьезных реформ, поскольку старая не приспособлена к нынешним условиям.
Европейской Комиссией в 2005г. принята новая стратегическая программа для ЕС, предусматривающая ускорение экономического роста и увеличение занятости. Она направлена на оживление Лиссабонского плана действий. Мероприятия, которые предложены названной программой, могут увеличить ВВП на 3% к 2010 году и создать свыше 6 миллионов рабочих мест [12,с.38].
Сталкиваясь с проблемами старения населения Европы и усиления конкуренции со стороны таких стран, как Индия и Китай, на международной арене, Европа должна ускорить рост производительности труда и предоставить людям больше рабочих мест.
Для того чтобы сделать Европу более привлекательной для инвестиций и работы необходимо следующее:
- завершить создание общего
рынка в тех областях, которые
могут обеспечить реальный
- создать открытые и
- усовершенствовать
- расширить и усовершенствовать европейскую инфраструктуру;
- продолжить разрабатывать
Чтобы знания и инновации были направлены на рост экономики необходимо:
- добиться выделения 3% ВВП на
научно-исследовательские и
- развивать внедрение
- способствовать развитию
- поддерживать экологические
- поддерживать Европейские
- содействовать созданию
- создать Европейский
Для увеличения и улучшения структуры занятости рекомендуется:
- привлечь больше людей в
сферу занятости, в частности
путем сокращения безработицы
среди молодежи и
- увеличить способность рабочих
и предприятий к адаптации
к новым условиям и улучшить
гибкость рынков труда в
- больше инвестировать в
Также, в качестве одного из многообещающих источников роста экономики Евросоюза усматривается реформа сферы услуг, которая составляет в целом около 70% европейской экономики [5,c.67].
Главная идея реформы заключается в применении так называемого принципа «страны происхождения», который позволит «поставщику услуги» работать по всей территории Евросоюза, применяя законы и административные нормы своей страны. Данная либерализация услуг, которая должна коснуться широкого спектра экономической активности, должна сопровождаться гармонизацией законодательства европейских стран [12,с.39].
Согласно исследованию, проведенному
датскими экономистами, эффект либерализации
сферы услуг оценивается в 37 миллиардов
евро, распределенных между потребителями
и производителями. Более того, это
позволило бы создать дополнительно
порядка 600 тыс. новых рабочих мест.
По данным Европейской Комиссии, создание
единого рынка товаров
Несмотря на столь обещающие перспективы, многие европейские страны, во главе с Бельгией, Францией, Италией и Германией, выступили с яростным протестом, мотивируя свою позицию тем, что данная реформа чревата падением социальной защиты населения. Проблема же заключается в разнице жизненного уровня, который сохраняется между «старыми» и «новыми» членами Европейского Союза. Поскольку применение принципа «страны происхождения» поставщиком услуги, чья «страна происхождения» экономически на более низком уровне с менее защищенным рынком труда, рискует серьезно «подорвать» более защищенный рынок труда своей конкурентностью. То есть протест направлен главным образом против новых членов Евросоюза [20, c.79].
Но очевидным остается одно, Европе еще предстоит учиться жить и находить согласие в составе 27-ти, что значительно сложнее, чем шести, восьми или пятнадцати. «Старым» членам Евросоюза нужно привыкнуть к тому, что Европейские институции существуют не для защиты «старых» от «новых», а для защиты интересов Европы.
Итак, основными проблемами Европейского Сообщества на современном этапе являются: низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, значительный уровень безработицы, старение населения.
Для решения названных проблем
необходима концентрация основных усилий
ЕС на трех направлениях: это экономический
рост и инновации; создание пространства
«привлекательного для
23 февраля 2009 г. В Брюсселе
главами всех 27 стран-членов ЕС
принято решение о включении
Беларуси в Восточного
Инициатива Восточного партнёрства появилась в результате пересмотра ЕС Европейской политики соседства. В ближайшее время Европейский Союз не планирует расширение границ и включения новых членов в ЕС. А инициатива Восточного партнёрства хоть и не предусматривает возможности членства в ЕС, но предполагает политическое сближение, включая облегчение визового режима.
В рамках реализации Восточного
партнёрства предусмотрена
Главные элементы Восточного партнёрства - свободная торговля со странами ЕС, сотрудничество в вопросах свободного перемещения граждан через границы, финансирование совместных проектов, сотрудничество в области энергетической и социальной политики и оказание содействия в создании структур надлежащего управления [20, c.14].
Новая страница во взаимоотношениях ЕС-Беларусь была открыта в начале мая 2009 года. На состоявшейся в Праге встрече министра иностранных дел Беларуси Сергея Мартынова с Генеральным секретарём Совета ЕС - Верховным представителем по общей внешней политике и политике безопасности ЕС Хавьером Соланой были обсуждены возможности расширения взаимодействия между Беларусью и ЕС. Стороны условились о проведении очередных рабочих встреч.
21 июня 2009 г. Беларусь впервые
посетила Комиссар ЕС по
Отношение двух сторон в духе доброй воли положат конец «ледниковому периоду, - считают аналитики. В апреле 2009 г. Президент РБ в своём докладе о ситуации в стране на Всебелорусском народном собрании дал позитивную оценку плану Восточного партнёрства. Ранее ЕС рассматривал инициативу Восточного партнёрства как возможность укрепить межгосударственное сотрудничество с соседними странами на Востоке, планируя увеличивать объем финансовой помощи Беларуси, Украине, Грузии, Азербайджану, Армении и Молдове, а также создать там зоны свободной торговли. ЕС и РБ идут навстречу друг другу, и этот процесс в последнее время развивается достаточно интенсивно. Наблюдающаяся оттепель в отношениях обеих сторон создает предпосылки для дальнейшего диалога Брюсселя с Минском. Доля экспорта из Беларуси в страны ЕС возросла до 46%, при этом в структуре продаж белорусских товаров в Европу по-прежнему превалируют нефтепродукты и минеральные удобрения. Таких результатов Беларуси удалось добиться даже при том, что единственный действующий договор между Беларусью и ЕС - это Соглашение о торговле текстильными изделиями, подписанное ещё в 1993 г [18].
Информация о работе Западноевропейская экономическая интеграция