Западноевропейская экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть не только сущность и цели экономической интеграции, но и рассмотреть её на примере Евросоюза, исследовать сущность европейской интеграции и её роль на мировой арене, выявить положительные и отрицательные стороны сотрудничества Беларуси и ЕС в будущем, а так же взглянуть на некоторые проблемы отношений между ЕС и Беларусью с торгово-экономической точки зрения.
Задачи данной курсовой работы:
1) Раскрыть содержание феномена интеграции и проанализировать интеграционные процессы в зарубежной и отечественной науке.
2) Определить место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития и проанализировать ее воздействие на системы международных отношений.
3) Показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии и дать характеристику ЕС как одному из важнейших интеграционных объединений.
Актуальность данной темы заключается в той огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных отношениях нового типа в XXI веке - как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах.

Содержание

Введение.......................................................................................................................5

1.Сущность и причины образования международной экономической интеграции....................................................................................................................7
Понятие и сущность международной экономической интеграции...............................................................................................................7
Основные условия и предпосылки международной экономической интеграции...............................................................................................................8

2.Западноевропейская экономическая интеграция. Обобщающая характеристика ЕС: становление и принципы........................................................12
2.1 Сущность и причины образования западноевропейской экономической интеграции.............................................................................................................12
2.2 Этапы и механизмы функционирования западноевропейской эконо- мической интеграции............................................................................................14
2.3 Анализ функционирования стран-участниц ЕС..........................................19

3.Современные проблемы и перспективы развития ЕС. Программы помощи ЕС в Беларуси...................................................................................................................23
3.1 Противоречия и перспективы развития ЕС.................................................23
3.2 Сотрудничество Беларуси с ЕС. Программы помощи ЕС в Беларуси.................................................................................................................26

Заключение.................................................................................................................30

Список использованных источников.......................................................................32

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 84.05 Кб (Скачать)

Таким образом, задача создания полновесного и эффективного общего рынка не была решена к сроку, обусловленному Римским договором (1970 г.). Его не удалось создать в 70-х и начале 80-х годов из-за крушения Бреттон-Вудской системы (1971 г.), мировых энергетических кризисов в 1973, 1978-1979гг., экономического кризиса начала 80-х годов. Свою роль сыграл и «Люксембургский компромисс», который де-факто ввел правило единогласия в процессе принятия решений Советом, предоставив тем самым любой стране возможность заблокировать не устраивающее ее решение. Сочетание экономического кризиса, институциональной инерционности и неспособности оперативно реагировать на изменения хозяйственной конъюнктуры внутри Сообщества и за его пределами в этот период жизни получило название «Евросклероз» [10,с.43].

Следствием сложившейся в ЕС ситуации стали центробежные и протекционистские  тенденции, сепаратные действия среди  его членов. Это потребовало от Сообщества решения, в первую очередь задач сохранения достигнутого уровня интеграции и преодоления отмеченных тенденций и действий государств-членов. Тем не менее, данный период показал, что ЕС обладает большим запасом прочности и политической воли, позволившим ему преодолеть критическую ситуацию.

Более того, в 70-е годы Сообществу даже удалось добиться прогресса на ряде направлений интеграции. В 1970 г. был  создан механизм Европейского политического  сотрудничества как инструмент добровольной координации внешней политики государств-членов. С 1974 г. де-факто начал функционировать  новый орган Сообщества – Европейский  совет (его статус был официально закреплен Единым европейским актом  только в 1986 г.), в который входят главы государств и правительств-стран ЕС и председатель Европейской Комиссии. В 1975 г. был учрежден Европейский фонд регионального развития (ЕФРР). В 1979 г. введена в действие Европейская валютная система, основными элементами которой стали механизм поддержания обменных курсов национальных валют государств-членов и общая валютная единица ЕС – ЭКЮ. В 1979 г. состоялись первые прямые выборы в Европейский парламент. Благодаря этому таможенный союз в данный период пробрел некоторые элементы экономического союза, определенную степень координации и гармонизации экономической и социальной политики стран-членов, а также полномочия наднациональных органов в таких сферах, как сельское хозяйство и транспорт. Однако координация политики между странами-членами оставалась минимальной, что в конечном итоге и не позволило Сообществу в полной мере достичь целей Римского договора и в 12-летний срок создать общий рынок [7,с.51].

  • 1985-1992 гг. – третий этап эволюции экономической интеграции Западной Европы. На этом этапе Сообщество приступило к завершению строительства общего рынка. Понятие «общий рынок», зафиксированное в Римском договоре, трансформировалось в понятие – «единый внутренний рынок» (ЕВР). По сути оба понятия идентичны, т. к. предусматривают одни и те же цели: создание эффективно действующего интегрированного рынка в масштабе ЕС, обеспечивающего свободное движение товаров, услуг, лиц и капиталов, а также полное равенство условий конкуренции [10,с.45].

В этот период Комиссия ЕС рассматривала  два проекта, имевших целью придать  новый импульс «европейскому  строительству»: завершение формирования внутреннего рынка и создание экономического и валютного союза (ЭВС). Последний проект был, безусловно, заманчивой перспективой, но в итоге  был выбран менее амбициозный вариант – выработка плана по завершению формирования ЕВР. Для этого существовало несколько причин. Во-первых, проект единого внутреннего рынка, основанный на уже действующем таможенном союзе, представлял меньшую угрозу национальным суверенитетам стран-членов, чем ЭВС, и поэтому не должен был вызвать негативной реакции у национальных правительств и населения. Во-вторых, проект ЕВР не требовал дополнительных расходов, напротив, ожидалось, что он принесет большие экономические выгоды.

Для успешного решения проблемы формирования ЕВР Комиссия подготовила подробную программу практических действий, опубликованную в 1985 г. в виде Белой книги. Она была рассчитана на семь лет и содержала около 300 конкретных мероприятий и шагов, охватывавших все направления экономической политики, с указанием сроков их выполнения [10,с.45].

Правовой базой этого курса  стал Единый европейский акт, подписанный  государствами-членами в феврале 1986 г. и вступивший в силу 1 июля 1987 г. [10,с.46]. Он внес изменения в основополагающие договоры, учредившие три Европейских сообщества. В частности он содержал положение о голосовании квалифицированным большинством по вопросам гармонизации национальных законодательств, повысив тем самым эффективность процедур принятия решения в Сообществе. Также был введен новый подход к гармонизации нормативных актов и технических стандартов, основанный на их взаимном признании. На уровне Сообщества устанавливался лишь нижний допустимый предел стандарта.

Принятая программа завершения формирования единого внутреннего  рынка имела своей целью устранить  все технические, налоговые, правовые и административные препятствия  свободному движению товаров и обеспечить свободное движение не только товаров, но также и услуг, лиц и капиталов. Тем самым предполагалось устранить  фрагментацию рынка Сообщества и, следовательно, стимулировать реструктуризацию европейской  промышленности и образование крупных  «панъевропейских» компаний, способных составить конкуренцию корпорациям США и Японии. Кроме того, в программе большое внимание уделялось активизации деятельности Сообщества в таких сферах, как регулирование конкуренции, региональная, социальная и валютная политика.

За некоторыми исключениями принятая программа была выполнена к намеченному  сроку – 1 января 1993 г., хотя реализация многих законодательных актов и  решений ЕЭС потребовала более  длительного времени. Тем не менее, в целом создание единого внутреннего  рынка в рамках Сообщества стало  свершившимся фактом, что открыло  возможность для перехода к новому этапу углубления интеграционного  процесса. Этому способствовал динамизм экономического роста, который приобрела  экономика Сообщества во II-ой половине 80-х гг.

  • 1992-2000 гг. – четвертый этап. Главное его событие – создание единого экономического, валютного и политического союза. Это потребовало внесения изменений в положения ранее принятых регламентов ЕС [8,с.47].

Задачи и комплекс мер по реформированию ЕЭС были сформулированы в программе  Делора («пакет Делора»), который конкретизировал решения Единого Европейского Акта (ЕЕА). «Пакет Делора» содержит три основных направления реформирования ЕЭС: полная либерализация движения капиталов внутри ЕС, объединение финансовых рынков государств-членов, жесткая фиксация обменных курсов национальных валют и сведение к нулю существующих пределов колебаний с последующей заменой национальных денежных единиц на единую европейскую валюту. С 1 июля 1990 г. Сообщество фактически приступило к реализации программы. Формально же она была санкционирована Договором о Европейском Союзе, подписанном 7 февраля 1992 г. в Маастрихте [16,с.56].

Маастрихтский договор открыл новый  этап в развитии европейской интеграции. Его основной целью, согласно статье В, является создание Экономического и валютного союза (ЭВС) к концу 90-х годов. Договор предполагает проведение государствами-членами общей экономической и валютной политики и введение единой валюты. В ЭВС предусмотрен механизм коллективной финансовой помощи странам, переживающим серьезные экономические трудности по не зависящим от них причинам, например, вследствие стихийных бедствий (ст.103а). Для проведения общей валютной политики создается Европейская система центральных банков. Кроме того, целями Маастрихтского договора являются введение европейского гражданства, расширение полномочий Европарламента, переход к общей внешней политике и общей политике безопасности, а также существенное расширение сотрудничества в экономической и социальной сферах.

Однако полностью решить проблемы реформирования ЕЭС Маастрихтскому договору не удалось, поэтому в 1996 г. была созвана Межправительственная конференция (МПК), целью которой являлся пересмотр некоторых положений Маастрихтского договора (в соответствии со статьей N, пункт 2). Итогом конференций в Турине (1996 г.) и Амстердаме (1997 г.) стало утверждение новой редакции Договора о Европейском Союзе, получившей название Амстердамский договор. В него внесен ряд положений, предусматривающих:

- осуществление в течение пятилетнего  периода мер, обеспечивающих свободное  передвижение граждан государств-членов  в рамках ЕС;

- активизация социальной политики  ЕС;

- повышение роли Европарламента  в развитии законодательства ЕС [16,с.65].

В Амстердамском договоре не нашла  отражения идея институциональной  реформы, разработка которой вновь  была отложена на будущее. Тем не менее, на Амстердамских саммитах была подтверждена ранее установленная дата создания Экономического и валютного союза  и подписан Пакт стабильности и роста. Строительство ЭВС является ключевым направлением современной интеграционной стратегии Европейского Союза.

В конце 2000г. в мире функционировало 85 региональных и торгово-экономических соглашений и договоренностей. Реальная интеграция осуществлялась такими международными организациями, как ЕС, НАФТА, ОПЕК [13,с.521]. В большинстве регионов Латинской Америки, Западной и Южной Азии, а также Африки региональное сотрудничество начинало набирать темпы, несмотря на то, что страны этих регионов все еще имели недостаточный и сильно различающийся научно-технологический, производственно-экономический и социально-культурный потенциал, различное нормативно-правовое законодательство, ограниченность финансовых средств, недостаточную конкурентоспособность продукции и ряд других недостатков.

 

 

2.3 Анализ функционирования стран-участниц

 

Вскоре в рамках ЕС сложится более или менее целостный  хозяйственный комплекс, основанный на новой модели экономического роста. Углубление и качественное совершенствование  экономической интеграции будет  ключевым элементом развития в ближайшие  годы. На базе углубления межгосударственной кооперации и создания стратегических альянсов европейских ТНК увеличатся вес и влияние «евробизнеса». Укрепление евро как общеевропейской валюты, а также совершенствование единой кредитно-денежной политики не только приведет к снижению рисков хозяйствования внутри региона, но и станет мощным стимулом становления и укрепления наднациональной финансовой и экономической политики [8,c.591].

Важным фактором развития в Европе станет и расширение состава  Европейского Союза, прежде всего, за счет ряда стран Центральной и Восточной  Европы. Хозяйственно-политическая конфигурация в Европе вследствие этого существенно  изменится, в том числе из-за необходимости  решения новых задач адаптации  новых членов и предотвращения чрезмерной дифференциации в условиях жестких финансовых ограничений. Углублению экономической интеграции будет способствовать развитие ЕС как политического объединения - постепенный переход к общей внешней политике и общей политике безопасности, введение единых норм внутренней политики и правового порядка [13,c.272].

Оценивая позиции Западной Европы в мировом хозяйстве, следует  исходить из того, что ее конкурентные позиции усилятся. Правда, ее доля в  мировом ВВП к 2015 г. снизится - с 23,3% до 17,5% по неблагоприятному сценарию или до 18,2% по благоприятному сценарию (прежде всего в результате роста удельного веса развивающихся стран, включая Китай, а возможно, и Восточной Европы). В первом случае она будет ниже, чем у США (их доля уменьшится до 17,8 - 17,9%). Впрочем, не исключено, что Западная Европа сохранит нынешнее лидерство по производимому ВВП. Однако важнее то, что качество экономического роста в Европе существенно возрастет. Существенно повысится гомогенность, консолидация европейских экономик. Единое хозяйственное и социальное пространство, постепенное становление общей экономической политики, большая открытость и большая вовлеченность в процессы хозяйственной глобализации повысят эффективность и придадут новое качество европейской модели развития. В целом значение Западной Европы в мире как экономического, политического и военного центра останется весьма высоким.

Особую роль в формировании и развитии единой Европы, как и  прежде, будет играть Германия. Она  возрастет еще более в связи  с расширением ЕС на восток. В  случае успешного выполнения намеченной программы ЕС превратится к 2007 - 2012 гг. в мощное и качественно новое  интегрированное объединение, охватывающее весь европейский рынок вплоть до границ СНГ, с населением в 500 - 580 млн. человек и имеющее огромный потенциал развития. Хотя расширение ЕС на восток первоначально приведет к ухудшению общих показателей эффективности хозяйства, новое образование получит сильные импульсы ускоренного развития, и укрепления единой валюты, большей гармонизации реформированной экономической политики, ускорение темпов развития и их новое качество получат зримое воплощение [20,c.403].

Принципы, характерные для сообщества западноевропейских государств, распространяются на все более широкое европейское пространство, в том числе на Центральную и Восточную Европу. Европейский Союз остается центром притяжения стран, расположенных по преимуществу в Центральной, Восточной Европе и Средиземноморье, а также Африке и Юго-Западной Азии. Привлекательность европейской модели может существенно возрасти, тем более что высока вероятность сохранения экономической, политической и социальной устойчивости в Европе даже в условиях вспышек международных кризисов. Западная Европа  останется одним из наиболее стабильных регионов мирового хозяйства. Вместе с тем, она будет и динамично развивающимся регионом, проводящим глубокие реформы хозяйственного и социального порядков [20,c.404].

Динамику ЕС за 15-20 лет можно представить следующим образом:

2010 г. - страны "десятки"  завершают переходный период  полностью интегрируются в единый  внутренний рынок ЕС с его  "четырьмя свободами"; четыре  государства - Венгрия, Мальта. Словения  и Чехия - возможно, вступят в  ЭВС; вероятно, к этому времени  или несколько раньше к ЭВС  присоединятся также Великобритания  и Дания;

2010-2015 гг. - в ЭВС вступают  остальные страны "десятки"; к  концу периода завершают переходный  период и полностью интегрируются  в единый внутренний рынок  Болгария и Румыния; членом  ЕС становятся Турция, Хорватия, Македония;

2015-2020 гг. - Болгария и  Румыния вступают в ЭВС, Турция, Хорватия, Македония завершают переходный  период и, возможно, также присоединяется  к ЭВС; в ЕС вступают Сербия  и Черногория, Албания, Босния и Герцеговина [19].

Объединяясь в Европейский  Союз, страны - участницы руководствовались  не только меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они играют не последнюю роль, но в основе европейского объединения лежат также общая идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека, а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных стимулов к объединению. Безусловно, последние расширения ЕС внесли новые элементы в интеграционные процессы в этой группировке, они уже не будут такими, как они были до расширения. В Сообществе, состоящем из 27 государств - а в перспективе количество членов еще возрастет, необходимость дифференциации еще увеличится. Такая ситуация создает потребность изменений в интеграционных концепциях Евросоюза. Развитие "разноскоростной" интеграции, имевшее место и в формате ЕС, принимает еще более ярко выраженные формы в расширившемся Европейском Союзе, где одним участникам отведена роль впереди идущих локомотивов, а другим - прицепных вагонов [3,c.45].

Информация о работе Западноевропейская экономическая интеграция