Западноевропейская экономическая интеграция

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы раскрыть не только сущность и цели экономической интеграции, но и рассмотреть её на примере Евросоюза, исследовать сущность европейской интеграции и её роль на мировой арене, выявить положительные и отрицательные стороны сотрудничества Беларуси и ЕС в будущем, а так же взглянуть на некоторые проблемы отношений между ЕС и Беларусью с торгово-экономической точки зрения.
Задачи данной курсовой работы:
1) Раскрыть содержание феномена интеграции и проанализировать интеграционные процессы в зарубежной и отечественной науке.
2) Определить место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития и проанализировать ее воздействие на системы международных отношений.
3) Показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии и дать характеристику ЕС как одному из важнейших интеграционных объединений.
Актуальность данной темы заключается в той огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных отношениях нового типа в XXI веке - как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах.

Содержание

Введение.......................................................................................................................5

1.Сущность и причины образования международной экономической интеграции....................................................................................................................7
Понятие и сущность международной экономической интеграции...............................................................................................................7
Основные условия и предпосылки международной экономической интеграции...............................................................................................................8

2.Западноевропейская экономическая интеграция. Обобщающая характеристика ЕС: становление и принципы........................................................12
2.1 Сущность и причины образования западноевропейской экономической интеграции.............................................................................................................12
2.2 Этапы и механизмы функционирования западноевропейской эконо- мической интеграции............................................................................................14
2.3 Анализ функционирования стран-участниц ЕС..........................................19

3.Современные проблемы и перспективы развития ЕС. Программы помощи ЕС в Беларуси...................................................................................................................23
3.1 Противоречия и перспективы развития ЕС.................................................23
3.2 Сотрудничество Беларуси с ЕС. Программы помощи ЕС в Беларуси.................................................................................................................26

Заключение.................................................................................................................30

Список использованных источников.......................................................................32

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 84.05 Кб (Скачать)

В связи с этим большое значение имеет фаза экономического развития стран на момент принятия решения  об объединении. Так, Щербанин Ю.А. обращает внимание на то, что в кризисные периоды страны гораздо реже интегрируются, т. к. их внимание концентрируется на выживании, на решении внутренних проблем. Если такое решение все же принимается, то интеграция происходит крайне тяжело. Более того, даже в условиях уже состоявшегося объединения возможны дезинтеграция и центробежные тенденции [13,с.17].

МЭИ предполагает известную территориальную  близость стран-участниц, что предопределяет возможность более тесных хозяйственных, транспортных связей, снижая транспортные и других коммуникационные затраты. Кроме того, территориальная близость формирует сходство потребностей и  вкусов населения соседних государств, а это в свою очередь облегчает  создание каналов распределения. И, наконец, соседние страны могут иметь  общую историю и опыт отношений (правда, не всегда позитивный), схожие режимы управления, близость интересов  в краткосрочной или отдаленной перспективе.

Однако это необходимое, но не достаточное  условие. Надо, чтобы страны имели  рыночную экономику, которая действительно  создает прочные хозяйственные  связи, основанные на экономическом интересе [11,с.14]. Отсутствие рынка (в полном смысле слова) неизбежно ведет к распаду интеграции.

Для эффективной международной  интеграции весьма важны также экономическая, структурная, технологическая близость объединяющихся стран. Это отмечают практически все ученые и специалисты, занимающиеся проблемами МЭИ. Вместе с тем на современном этапе интеграции в этот процесс (во всяком случае, в Европе) вовлекаются страны с переходным типом экономики (бывшие социалистические страны), которые стремятся войти в уже сложившееся интеграционное объединение развитых капиталистических стран. Это привносит в процесс интеграции значительные трудности (например, необходимость более или менее длительного подготовительного, а затем адаптационного периода для претендентов на вступление в ЕС), с одной стороны, и особенности, с другой стороны. Одна из этих особенностей заключается в том, что в процессе интеграции проявляются элементы конвергенции.

Процесс объединения идет более  успешно, если вначале образуется интеграционное ядро (центр) из одного-двух государств, которое способно притягивать и  сплачивать другие государства, доказывая, что, объединившись, они смогут занять в мировой экономике более  весомое положение и быстрее  решить внутренние экономические, политические и социальные проблемы, а также  создать предпосылки для устойчивого  длительного экономического роста  с минимизацией возможного негативного  внешнего воздействия (со стороны финансовых, сырьевых и др. факторов), «закрываясь силой и мощью экономической интеграционной группировки» [10,с.221].

Международная экономическая интеграция невозможна, если отсутствует политическая воля руководителей государств. Надо, чтобы у них была готовность к  объединению, к необходимости отдать часть своих властных полномочий, делегировать их межнациональным интеграционным органами и институтам [13,с.18]. Таким образом, процесс интеграции при всей его объективности является осознанным, направляемым сначала национальным государством, а затем и межгосударственными органами. Именно они являются главным звеном в механизме интеграции, вырабатывая, согласовывая и обеспечивая достижение намеченных приоритетов. Они намечают новые цели и создают новые стимулы для развития интеграции. Только при выполнении данного условия постепенно устраняются региональные перегородки на пути взаимодействия национальных экономик, создаются равноценные условия для деятельности на их территории иностранных хозяйствующих субъектов, т.е. обеспечивается подлинная региональная интеграция.

В условиях глобализации мировой экономики  классическая концепция отношений  между государствами обогащается  элементами комплексных отношений, в которых участвуют не только официальные организации, но и население. Эти отношения ранее получали информационную поддержку по государственным  каналам, а теперь начинают приобретать  непосредственный и трансграничный характер. В результате происходит интенсификация региональных процессов. В их основе лежат средства связи  и транспорта, внешняя торговля, плотная сеть международных и  региональных организаций, ТНК, профессиональные и научные организации. Этот процесс  усиливается вследствие все большей информатизации населения в повседневной жизни, что создает плотные горизонтальные связи [13,с.19].

 

 

 

 

ГЛАВА 2

ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ  ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. ОБОБЩАЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕС:СТАНОВЛЕНИЕ И ПРИЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

2.1 Сущность и  причины образования западноевропейской экономической интеграции

 

Идея европейской экономической  интеграции возникла в конце XIX века и постепенно завоевывала умы  европейских политиков. Еще в 1921 г. были предприняты попытки создать  Бельгийско-Люксембургский Экономический  Союз. В 1930 г. министры иностранных дел  Франции А. Бриан и Германии Штреземан предложили создать «режим европейского федерального союза» (план Бриана-Штреземана). Этот план не был реализован, но позволил не только выявить центральную роль в Европе Германии и Франции, но и положить начало новому компоненту европейской безопасности и социально-экономической взаимозависимости государств. Подобное решение способствовало бы свободному передвижению товаров, капитала, людей, развитию экономически отсталых регионов Европы при помощи налаживания взаимовыгодных связей в различных секторах, а также обеспечению прочного мира [3,с.31].

В самый разгар II Мировой  войны (21 октября 1943 г.) Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали валютное соглашение, а в сентябре 1944г. –  таможенную конвенцию, которые дали начало созданию таможенно-экономического союза этих стран, получившего название Бенилюкс. 3 февраля 1958 г. был заключен договор об учреждении экономического союза между ними. Он вступил в  силу 1 ноября 1960 г после ратификации  парламентами этих стран. Договор предусматривал создание единого рынка со свободным  перемещением между его участниками  товаров, услуг, капитала, рабочей силы; координацию экономической, финансовой и социальной политики; создание союза  как единого целого в области  внешнеэкономических связей. Позднее  страны Бенилюкса вошли в состав ЕЭС [3,с.32].

Западная Европа после II Мировой войны оказалась экономически разрушенной и политически раздробленной. Она утратила свои позиции мирового лидера. Ее место на мировой арене  оказалось занятым новыми сверхдержавами – США и СССР, каждая из которых  обладала значительно большей военной, политической и экономической мощью, чем все европейские государства  вместе взятые. Возникла необходимость  противостояния, как советскому политическому давлению, так и финансово-экономической экспансии США. Первой такую необходимость осознала Франция. В 1950 г. министр иностранных дел Франции Р. Шуман озвучил декларацию об образовании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), разработанную им совместно с экономистом Ж. Монне. Декларация была обращена, прежде всего, к Германии. В ней доказывалось, что сотрудничество двух стран в области производства и сбыта стали нормализует франко-германские отношения, включит ФРГ в европейскую экономику как суверенное государство. В то же время сотрудничество Франции и Германии будут лучшим способом обеспечения мира, стабильности и процветания в Европе. Р. Шуман и Ж. Монне предложили объединить угольную и сталелитейную промышленность Франции и ФРГ в рамках одной организации, открытой для любой другой европейской страны, под эгидой совместного руководящего органа. Это предложение было реализовано в 1951 г. Парижским Договором, установившим ЕОУС в составе шести стран: Бельгии, Франции, Германии, Италии, Люксембурга и Нидерландов. Успех Договора воодушевил его участников на расширение сферы деятельности. В 1957 г. Римский Договор установил Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Они были нацелены на создание таможенного союза и устранение торговых барьеров внутри Сообщества, а также развитие использования ядерной энергии в мирных целях [13,с.33].

В 1967 г. произошло слияние  исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая  структура Европейского экономического сообщества (ЕЭС), прошедшая в своем  развитии ряд этапов и трансформировавшаяся в Европейский Союз [17,с.311].

Европейские интеграционные структуры (ЕОУС и Евратом) первоначально  создавались как противовес двум мировым сверхдержавам, как некая  «третья сила» в мировом сообществе, т.е. доминирующими были политические мотивы. Однако, несмотря на их безусловную  важность, неверно игнорировать экономические  предпосылки интеграции. Ее экономические  корни уходят в глубокое прошлое, но новое современное значение процесс  интеграции приобрел после промышленной революции, которая обеспечила ей прочную  техническую основу и беспрецедентные  темпы. Механизация стала основой  для распространения массового  индустриального производства, что, в свою очередь, требовало расширения рынков сбыта и поисков новых  источников сырья и энергоресурсов за пределами своих стран. Это  неизбежно выводило национальный воспроизводственный  процесс за территориальные границы  государств. Таким образом, национальные хозяйства Западной Европы становились  все более связанными с внешним  миром и все более проникали в него [13,с.35].

 

2.2 Этапы и механизмы функционирования Западноевропейской экономической интеграции

 

В развитии западноевропейской интеграции можно выделить ряд этапов, отличающихся друг от друга степенью глубины хозяйственного взаимодействия стран-участниц (переходом  от низших форм интеграции к высшим), а также расширительными тенденциями (увеличением числа участников сообществ). Рассмотрим эти этапы.

  • 1945-1950 гг. – подготовительный этап, в течение которого разрабатывались различные проекты объединения Западной Европы, уточнялись позиции заинтересованных сторон и осуществлялся поиск взаимоприемлемых вариантов. Центральным событием этого периода стал Гаагский конгресс сторонников объединения Западной Европы (1948 г.), после которого подготовка к объединению вступила в практическую стадию [2,с.90].
  • 1951-1957 гг. – первый этап европейской интеграции. Его называют «этапом отраслевой интеграции». В 1952 г. вступил в силу Договор об учреждении ЕОУС, успешная реализация которого позволила стимулировать разработку более обширных программ экономической интеграции на следующем этапе [12,с.39].

В июне 1955 г. в Мессине состоялась конференция, на которой были рассмотрены  предложения о создании таможенного  союза и объединении усилий в  сфере ядерной энергетики, используемой в мирных целях. В марте 1957 г. шесть  стран, ранее подписавших ЕОУС, подписали  еще два договора: Римский Договор  об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Если Договор Евратом носил чисто  отраслевой характер, то договор по ЕЭС отличался весьма широким  подходом. С его введением в  действие открылся следующий этап эволюции западноевропейской интеграции [15,c.231].

  • 1958-1985 гг. – второй этап, замечательный созданием таможенного союза, введением в действие Европейской валютной системы и формированием условий для создания общего рынка [12,с.40].

Римский договор предусматривал введение Общей торговой политики и Общего таможенного тарифа. Его положения были направлены на достижение «четырех основных свобод», т.е. свободного движения товаров, услуг, лиц и капитала, причем приоритетным направлением было избрано свободное перемещение товаров. Ожидалось, что мобильность рабочей силы будет ограниченной из-за культурных и языковых различий, проблем социального обеспечения и недостаточного взаимного признания профессиональной квалификации (эти опасения впоследствии подтвердились)[12,с.42].

Были разработаны и введены  в действие единые нормы и правила  в отношении определения таможенной стоимости товаров, правил происхождения, особых режимов ввоза и вывоза товаров, заменившие национальные таможенные законодательства стран-членов. Это существенно расширило компетенцию ЕС в вопросах таможенной политики. С 1968 г. любое решение по таможенно-тарифным вопросам, даже если оно касается только одной из стран-членов, может быть принято лишь общими органами ЕС.

Общая торговая политика была введена несколько позже: с 1 января 1970 г. ответственность за нее перешла от государств-членов к ЕЭС, а с 1 января 1973 г. эта сфера деятельности стала его исключительной прерогативой [12,с.44]. Таким образом, Сообщество устанавливало для всех государств-членов равные условия во внешней торговли и, следовательно, равные условия конкуренции, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Сообщество также было наделено правом вести переговоры по вопросам мировой торговли. В январе 1962 г. после напряженных переговоров была выработана Общая аграрная политика Сообщества. Она была основана на следующих принципах:

- создание единого рынка и  установление единых цен на  большинство видов сельскохозяйственной  продукции;

- гарантия уровня жизни занятым  в аграрном секторе, сопоставимого  с уровнем жизни занятых в  других отраслях хозяйства;

- предпочтение, отдаваемое сельскохозяйственной  продукции, произведенной в Сообществе, перед продукцией, импортируемой извне [12,с.45].

Общий аграрный рынок ЕС был создан в 1964 г. В 1967 г. произошло слияние  высших органов ЕОУС, Евратома и  ЕЭС в единый Совет и единую Комиссию, которые вместе с Европейским  Парламентом и Судом ЕС образовали общую институциональную структуру [12,с.46].

Введение свободного движения рабочей  силы началось в 1961 г., и к концу  переходного периода в рамках ЕОУС и ЕЭС были приняты и введены  в действие нормативные акты, предусматривавшие  выравнивание трудовых и социальных прав граждан одного государства-члена, работавших по найму в любом другом государстве-члене, с гражданами последнего. Однако гармонизация трудового и  социального законодательства стран-членов ЕС не была доведена до конца, поскольку  страны «Шестерки» не пришли к согласию относительно взаимного признания  дипломов и иных документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию. Сохранились  также существенные ограничения  на свободное движение услуг и  капиталов, обусловленные различиями в национальных законодательствах  и административной практике, а также  разными позициями, занимаемыми  правительствами стран-членов в  этих вопросах.

Информация о работе Западноевропейская экономическая интеграция