Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 23:53, курсовая работа
Цель данной работы раскрыть не только сущность и цели экономической интеграции, но и рассмотреть её на примере Евросоюза, исследовать сущность европейской интеграции и её роль на мировой арене, выявить положительные и отрицательные стороны сотрудничества Беларуси и ЕС в будущем, а так же взглянуть на некоторые проблемы отношений между ЕС и Беларусью с торгово-экономической точки зрения.
Задачи данной курсовой работы:
1) Раскрыть содержание феномена интеграции и проанализировать интеграционные процессы в зарубежной и отечественной науке.
2) Определить место интеграции среди других глобальных факторов мирового развития и проанализировать ее воздействие на системы международных отношений.
3) Показать роль международных организаций в современных международных отношениях и в мировом развитии и дать характеристику ЕС как одному из важнейших интеграционных объединений.
Актуальность данной темы заключается в той огромной роли, которую играет на сегодняшний день Европейский Союз в международных отношениях нового типа в XXI веке - как в социально-экономической, так и в военно-политической сферах.
Введение.......................................................................................................................5
1.Сущность и причины образования международной экономической интеграции....................................................................................................................7
Понятие и сущность международной экономической интеграции...............................................................................................................7
Основные условия и предпосылки международной экономической интеграции...............................................................................................................8
2.Западноевропейская экономическая интеграция. Обобщающая характеристика ЕС: становление и принципы........................................................12
2.1 Сущность и причины образования западноевропейской экономической интеграции.............................................................................................................12
2.2 Этапы и механизмы функционирования западноевропейской эконо- мической интеграции............................................................................................14
2.3 Анализ функционирования стран-участниц ЕС..........................................19
3.Современные проблемы и перспективы развития ЕС. Программы помощи ЕС в Беларуси...................................................................................................................23
3.1 Противоречия и перспективы развития ЕС.................................................23
3.2 Сотрудничество Беларуси с ЕС. Программы помощи ЕС в Беларуси.................................................................................................................26
Заключение.................................................................................................................30
Список использованных источников.......................................................................32
В связи с этим большое значение имеет фаза экономического развития стран на момент принятия решения об объединении. Так, Щербанин Ю.А. обращает внимание на то, что в кризисные периоды страны гораздо реже интегрируются, т. к. их внимание концентрируется на выживании, на решении внутренних проблем. Если такое решение все же принимается, то интеграция происходит крайне тяжело. Более того, даже в условиях уже состоявшегося объединения возможны дезинтеграция и центробежные тенденции [13,с.17].
МЭИ предполагает известную территориальную близость стран-участниц, что предопределяет возможность более тесных хозяйственных, транспортных связей, снижая транспортные и других коммуникационные затраты. Кроме того, территориальная близость формирует сходство потребностей и вкусов населения соседних государств, а это в свою очередь облегчает создание каналов распределения. И, наконец, соседние страны могут иметь общую историю и опыт отношений (правда, не всегда позитивный), схожие режимы управления, близость интересов в краткосрочной или отдаленной перспективе.
Однако это необходимое, но не достаточное условие. Надо, чтобы страны имели рыночную экономику, которая действительно создает прочные хозяйственные связи, основанные на экономическом интересе [11,с.14]. Отсутствие рынка (в полном смысле слова) неизбежно ведет к распаду интеграции.
Для эффективной международной интеграции весьма важны также экономическая, структурная, технологическая близость объединяющихся стран. Это отмечают практически все ученые и специалисты, занимающиеся проблемами МЭИ. Вместе с тем на современном этапе интеграции в этот процесс (во всяком случае, в Европе) вовлекаются страны с переходным типом экономики (бывшие социалистические страны), которые стремятся войти в уже сложившееся интеграционное объединение развитых капиталистических стран. Это привносит в процесс интеграции значительные трудности (например, необходимость более или менее длительного подготовительного, а затем адаптационного периода для претендентов на вступление в ЕС), с одной стороны, и особенности, с другой стороны. Одна из этих особенностей заключается в том, что в процессе интеграции проявляются элементы конвергенции.
Процесс объединения идет более
успешно, если вначале образуется интеграционное
ядро (центр) из одного-двух государств,
которое способно притягивать и
сплачивать другие государства, доказывая,
что, объединившись, они смогут занять
в мировой экономике более
весомое положение и быстрее
решить внутренние экономические, политические
и социальные проблемы, а также
создать предпосылки для
Международная экономическая интеграция невозможна, если отсутствует политическая воля руководителей государств. Надо, чтобы у них была готовность к объединению, к необходимости отдать часть своих властных полномочий, делегировать их межнациональным интеграционным органами и институтам [13,с.18]. Таким образом, процесс интеграции при всей его объективности является осознанным, направляемым сначала национальным государством, а затем и межгосударственными органами. Именно они являются главным звеном в механизме интеграции, вырабатывая, согласовывая и обеспечивая достижение намеченных приоритетов. Они намечают новые цели и создают новые стимулы для развития интеграции. Только при выполнении данного условия постепенно устраняются региональные перегородки на пути взаимодействия национальных экономик, создаются равноценные условия для деятельности на их территории иностранных хозяйствующих субъектов, т.е. обеспечивается подлинная региональная интеграция.
В условиях глобализации мировой экономики
классическая концепция отношений
между государствами
ГЛАВА 2
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ. ОБОБЩАЮЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЕС:СТАНОВЛЕНИЕ И ПРИЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Сущность и причины образования западноевропейской экономической интеграции
Идея европейской
В самый разгар II Мировой войны (21 октября 1943 г.) Бельгия, Нидерланды и Люксембург подписали валютное соглашение, а в сентябре 1944г. – таможенную конвенцию, которые дали начало созданию таможенно-экономического союза этих стран, получившего название Бенилюкс. 3 февраля 1958 г. был заключен договор об учреждении экономического союза между ними. Он вступил в силу 1 ноября 1960 г после ратификации парламентами этих стран. Договор предусматривал создание единого рынка со свободным перемещением между его участниками товаров, услуг, капитала, рабочей силы; координацию экономической, финансовой и социальной политики; создание союза как единого целого в области внешнеэкономических связей. Позднее страны Бенилюкса вошли в состав ЕЭС [3,с.32].
Западная Европа после II
Мировой войны оказалась
В 1967 г. произошло слияние исполнительных органов трех Сообществ, в результате чего была создана базовая структура Европейского экономического сообщества (ЕЭС), прошедшая в своем развитии ряд этапов и трансформировавшаяся в Европейский Союз [17,с.311].
Европейские интеграционные
структуры (ЕОУС и Евратом) первоначально
создавались как противовес двум
мировым сверхдержавам, как некая
«третья сила» в мировом
2.2 Этапы и механизмы функционирования Западноевропейской экономической интеграции
В развитии западноевропейской интеграции можно выделить ряд этапов, отличающихся друг от друга степенью глубины хозяйственного взаимодействия стран-участниц (переходом от низших форм интеграции к высшим), а также расширительными тенденциями (увеличением числа участников сообществ). Рассмотрим эти этапы.
В июне 1955 г. в Мессине состоялась конференция, на которой были рассмотрены предложения о создании таможенного союза и объединении усилий в сфере ядерной энергетики, используемой в мирных целях. В марте 1957 г. шесть стран, ранее подписавших ЕОУС, подписали еще два договора: Римский Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Если Договор Евратом носил чисто отраслевой характер, то договор по ЕЭС отличался весьма широким подходом. С его введением в действие открылся следующий этап эволюции западноевропейской интеграции [15,c.231].
Римский договор предусматривал введение Общей торговой политики и Общего таможенного тарифа. Его положения были направлены на достижение «четырех основных свобод», т.е. свободного движения товаров, услуг, лиц и капитала, причем приоритетным направлением было избрано свободное перемещение товаров. Ожидалось, что мобильность рабочей силы будет ограниченной из-за культурных и языковых различий, проблем социального обеспечения и недостаточного взаимного признания профессиональной квалификации (эти опасения впоследствии подтвердились)[12,с.42].
Были разработаны и введены в действие единые нормы и правила в отношении определения таможенной стоимости товаров, правил происхождения, особых режимов ввоза и вывоза товаров, заменившие национальные таможенные законодательства стран-членов. Это существенно расширило компетенцию ЕС в вопросах таможенной политики. С 1968 г. любое решение по таможенно-тарифным вопросам, даже если оно касается только одной из стран-членов, может быть принято лишь общими органами ЕС.
Общая торговая политика была введена несколько позже: с 1 января 1970 г. ответственность за нее перешла от государств-членов к ЕЭС, а с 1 января 1973 г. эта сфера деятельности стала его исключительной прерогативой [12,с.44]. Таким образом, Сообщество устанавливало для всех государств-членов равные условия во внешней торговли и, следовательно, равные условия конкуренции, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Сообщество также было наделено правом вести переговоры по вопросам мировой торговли. В январе 1962 г. после напряженных переговоров была выработана Общая аграрная политика Сообщества. Она была основана на следующих принципах:
- создание единого рынка и
установление единых цен на
большинство видов
- гарантия уровня жизни занятым
в аграрном секторе,
- предпочтение, отдаваемое
Общий аграрный рынок ЕС был создан в 1964 г. В 1967 г. произошло слияние высших органов ЕОУС, Евратома и ЕЭС в единый Совет и единую Комиссию, которые вместе с Европейским Парламентом и Судом ЕС образовали общую институциональную структуру [12,с.46].
Введение свободного движения рабочей силы началось в 1961 г., и к концу переходного периода в рамках ЕОУС и ЕЭС были приняты и введены в действие нормативные акты, предусматривавшие выравнивание трудовых и социальных прав граждан одного государства-члена, работавших по найму в любом другом государстве-члене, с гражданами последнего. Однако гармонизация трудового и социального законодательства стран-членов ЕС не была доведена до конца, поскольку страны «Шестерки» не пришли к согласию относительно взаимного признания дипломов и иных документов, удостоверяющих профессиональную квалификацию. Сохранились также существенные ограничения на свободное движение услуг и капиталов, обусловленные различиями в национальных законодательствах и административной практике, а также разными позициями, занимаемыми правительствами стран-членов в этих вопросах.
Информация о работе Западноевропейская экономическая интеграция